Рабочая программа по истории Сибири
рабочая программа по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2 | Цели и задачи программы | 4 |
3 | Требования к уровню усвоения дисциплины | 4 |
4 | Учебно – тематическое планирование | 5 |
5 | Содержание тем учебного курса | 7 |
6 | Список литературы (основной и дополнительный для учителя и обучающихся) | 10 |
7 | Приложения (контроль уровня обученности) | 11 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по Истории Сибири для 11 класса составлена на основе программы регионального компонента по истории для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., методических рекомендаций к планированию регионального компонента в контексте программ по истории в средней школе для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., программно – методических материалов для общеобразовательных учреждений. История Сибири. Региональный компонент. Новосибирск «Инфолио – пресс» 2000. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения (учебный план). Система оценивания - безотметочная, зачётная. Зачёт сдаётся 1 раз в конце учебного года. Форма сдачи зачёта – индивидуальная.
Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение еще не вполне сложившейся личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество, цивилизация.
Изучение общих проблем истории Сибири в совокупности с изучением локальной истории создает условия для осмысления путей развития, сообща пройденных народами Сибири. Известно, что исторические знания оказывают представления человека о мире, поэтому осознание исторического единства народов Сибири может стать основой личностной позиции гражданина в деле строительства РФ.
Региональная и локальная история представляет учащимся материал из непосредственного окружения и собственного жизненного опыта, актуальной для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления. Привлечение краеведческих материалов и фактов «микроистории» (событий из прошлого родного города, села, семьи) делают обучение личностно ориентированным, школьники начинают активно участвовать в процессе познания, а их жизненный опыт и прошлое становятся предметом осмысления.
Региональная история обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения (работа с музейными экспонатами и документами, источниками из местных архивов, сбор воспоминаний земляков и т.п.) и тем самым знакомит с методами исторического исследования. Привлечение учащихся к учебно – исследовательской работе по сбору и осмыслению краеведческих материалов способствует развитию их личности.
В 11 классе учащиеся изучают историю Сибири и родного края в XX веке. Большое внимание уделяется краеведческим материалам, так как в XX веке, в советское время, в Сибири происходили те же процессы, что в европейской части России, а их специфику легче всего проследить на конкретных местных материалах, создает больше возможностей для привлечения местных документов, воспоминаний родственников, публикаций периодической печати.
Цели и задачи программы
Цель введения регионального компонента в общеобразовательные учреждения – социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».
Задачами обучения региональной истории являются:
- развитие интереса к истории не только как к школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;
- развитие критического и творческого мышления;
- формирование собственной исторической позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;
- обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнительного анализа с другими данными;
- обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;
- развитие умения работать с дополнительной литературой.
Требования к уровню усвоения дисциплины
В ходе изучения курса Истории Сибири учащиеся 11 класса должны:
Знать/понимать:
- результаты Столыпинской аграрной реформы для развития Сибири;
- какой отклик в Сибири получили события революции 1905 – 1907 гг.;
- развитие крестьянской кооперации в начале XX века, об успехах;
- основные этапы гражданской войны на территории Сибири;
- роль Сибири в индустриализации СССР;
- о вкладе экономики Сибири в дело победы в ВОВ, о патриотизме и подвигах земляков на полях сражений;
- кардинальные изменения, произошедшие в Сибири в 1950-1980 гг.
уметь:
- характеризовать группы населения сибирской деревни начала XX века и сравнивать их положение с положением таковых в европейской части страны;
- сравнивать проявления политики военного коммунизма и нэпа в Сибири и европейской части России;
- показывать на карте и называть стройки первых пятилеток, местонахождение основных разработок природных месторождений, гидроэлектростанций, крупнейших промышленных предприятий;
- собирать, систематизировать и объяснять факты из истории родного края, в которых нашли отражения события индустриализации, коллективизации и "большого террора";
- оценивать экономическое и социальное значение великих строек коммунизма в Сибири и родном крае в единстве их положительных и отрицательных сторон;
- характеризовать основные события и результаты целинной эпопеи, социальное развитие сибирской деревни в 1950 – 1980 гг.;
- видеть зависимость современной жизни в крае от прошлого и понимать значение настоящей деятельности людей как непременного условия достижений будущего;
- выбирать и формулировать исследовательскую тему из местной истории, исходя из личных и общественных интересов, реальных возможностей, наличия источников.
Учебно – тематическое планирование по истории Сибири
для 11 класса на 2011 – 2012 учебный год
№ урока | Раздел/тема | Кол-во часов | в том числе на: | сроки | |
контрольные | Самостоятельные/практические | ||||
Тема № 1. Наш край в начале XX века. | 9 | 3 | |||
1 | Административно – территориальное деление Сибири в начале XX века. | 1 | |||
2 | Население нашего края. | 1 | |||
3 | Практическая работа по теме: Возникновение Новониколаевска. Отцы основатели. | 1 | 1 | ||
4 | Новониколаевск – торгово – транспортный центр Сибири. | 1 | |||
5 | Практическая работа по теме: Внешний облик города. Образ жизни его жителей. | 1 | 1 | ||
6 - 7 | Сибирская деревня в начале XX века. Столыпинские переселения в Сибирь. | 2 | |||
8 | Практическая работа по теме: Рабочий класс и предприниматели Сибири. | 1 | 1 | ||
9 | Распространение революционных идей в Сибири. | 1 | |||
Тема № 2. Революционные события в Сибири и нашем крае. | 6 | 1 | 1 | ||
10 | Установление советской власти в Сибири. | 1 | |||
11 | Практическая работа по теме: События 1917 – 1918 годов в нашем городе. | 1 | 1 | ||
12 | Начало гражданской войны в Сибири. Антисоветские силы. | 1 | |||
13 | Установление диктатуры Колчака в Сибири. | 1 | |||
14 | Восстановление советской власти в нашем крае. Политика военного коммунизма. | 1 | |||
15 | Крестьянские восстания в Сибири в 1920 – 1921 гг. Контрольная работа по теме: Революционные события в Сибири и нашем крае. | 1 | 1 | ||
Тема № 3. Сибирь и наш край в годы НЭПА. | 2 | ||||
16 | НЭП и сибирское крестьянство. | 1 | |||
17 | Наш город в годы НЭПА. | 1 | |||
Тема № 4. Индустриализация, коллективизация, террор. | 6 | 1 | 1 | ||
18 | Роль и место Сибири и Новосибирской области в решении задач первых пятилеток. | 1 | |||
19 | Практическая работа по теме: Новосибирск в 30-е годы: трудовой энтузиазм, жилищные условия, быт горожан. | 1 | 1 | ||
20 | Коллективизация в Сибири и в нашем крае. | 1 | |||
21 | Жизнь и быт колхозной деревни в 30-е годы. | 1 | |||
22 | Репрессии 30-х гг. в Новосибирске. | 1 | |||
23 | Лагерные пункты Сиблага в Новосибирской области. Контрольная работа по теме: индустриализация, коллективизация, террор. | 1 | 1 | ||
Тема № 5. Сибирь и наш край в годы ВОВ. | 5 | 2 | |||
24 | Мобилизация и добровольцы первых дней войны. Перестройка экономики на военный лад. | 1 | |||
25 | Эвакуация промышленных предприятий, учреждений культуры в Сибирь. | 1 | |||
26 | Новосибирцы – герои ВОВ. | 1 | |||
27 | Практическая работа по теме:Образ жизни горожан по правилу: "Все для фронта, все для победы". | 1 | 1 | ||
28 | Практическая работа по теме: Имена фронтовиков и героев труда на карте города. | 1 | 1 | ||
Тема № 6. Сибирь и наш край в 1950 – 1990 годы. | 3 | ||||
29 | Новосибирск и область после войны. | 1 | |||
30 | Социальный состав жителей нашего города и села в 50-80-е годы. | 1 | |||
31 | Развитие городского хозяйства. | 1 | |||
Тема № 7. Время перемен. Мой город сегодня. | 2 | ||||
32 | Общественное движение в годы перестройки. Борьба идеологий. | 1 | |||
33 | Изменения в управлении. | 1 | |||
34 | Контрольная работа по курсу "История Сибири". | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 3 | 7 |
Содержание тем учебного курса
Тема № 1. Наш край в начале XX века – 9 часов.
Административно – территориальное деление Сибири и нашего края в начале XX века. Население нашего края. Города и населенные пункты.
Возникновение Новониколаевска. Отцы – основатели города. Стремительный рост населения города. Новониколаевск – торгово – промышленный центр Западной Сибири в начале XX века.
Внешний облик города, занятия и образ жизни его жителей.
Сибирская деревня в начале XX века: зажиточные старожилы, середняки, беднота. Организация переселенческого движения в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы. Основание новых населенных пунктов в нашем крае. Развитие крестьянского хозяйства в нашем крае.
Рабочий класс и предприниматели Сибири. Численность рабочего класса, условия труда. Типы сибирских предпринимателей.
Распространение революционных идей в Сибири. Революционные выступления рабочего класса в 1905 – 1907 гг.
Тема № 2. Революционные события в Сибири и нашем крае – 6 часов.
Отклик на февральские события в Петрограде в нашем крае. Установление советской власти в Сибири и нашем городе, борьба с областниками в Томске. Рост социальной напряженности в Сибири. Мятеж Чехославацкого корпуса и свержение советской власти. Участники борьбы за установление советской власти в Новониколаевске и их судьбы.
Установление диктатуры Колчака в Сибири и его режим. Подпольная деятельность большевиков Новониколаевска. Партизанское движение и восстановление советской власти в нашем крае. Образование Новониколаевской губернии. Положение в городе и губернии в 1920 – 1921 гг. Колыванское восстание крестьян.
Тема № 3. Сибирь и наш край в годы НЭПА – 2 часа.
Введение продналога в Новониколаевской губернии. Факты нарушения законности (из протокола Гутовской партконференции РКП(б) 1922 г.). Сельские советы в годы нэпа. Наш город в годы нэпа.
Тема № 4. Индустриализация, коллективизация, террор – 6 часов.
Задачи развития промышленности Сибири в первых пятилетках. Промышленные предприятия нашего края, созданные в годы предвоенных пятилеток. Новосибирск в 30-е годы: трудовой энтузиазм, культурное строительство, жилищные условия, быт горожан.
Особенности коллективизации в Сибири и в нашем крае. Спецпереселенцы. Документы Новосибирского государственного архива о ходе коллективизации в нашем крае. Жизнь и быт колхозной деревни в 30-е годы.
Репрессии 1930-х гг. "Дело о белогвардейском заговоре". Болдырев В. Г. Лагерные пункты Сиблага в Новосибирской области. Воспоминания сибиряков и родственников о событиях 1930-х гг. в нашем крае.
Тема № 5. Сибирь и наш край в годы ВОВ – 5 часов.
Патриотический порыв сибиряков. Перестройка экономики Сибири на военный лад. Размещение эвакуированных предприятий промышленности и культуры из прифронтовой полосы. Новосибирская область и город во время войны: промышленность города – фронту. Труд колхозников в годы войны. Условия труда и быта жителей города и области.
Сохранение памяти о погибших в войну среди жителей города и области. Современные СМИ нашей области о войне.
Тема № 6. Сибирь и наш край в 1950 – 1990 годы – 3 часа.
Промышленное развитие Сибири и города в 50-80-е годы. Социальная политика, жилищное строительство. Уровень жизни населения.
Новосибирские колхозы и совхозы в 50-80-е годы. Освоение целины. Укрупнение колхозов. Социальное и культурное развитие села.
Тема № 7. Время перемен. Мой город сегодня – 2 часа.
Область и город в годы перестройки и становления рыночной экономики. Изменения в управлении.
Итоговая контрольная работа по курсу "История Сибири" – 1 час.
Список литературы
(основной и дополнительный для учителя и обучающихся)
- Анисков В. Т. Жертвенный подвиг деревни. Крестьянство Сибири в годы ВОВ. Новосибирск, 1993.
- Артемов Е. Т. Формирование и развитие сети научных учреждений АН СССР в Сибири. 1944 – 1980 гг. Новосибирск, 1990.
- Болтенко Л. И. Сибирская деревня в восстановительный период (1921 – 1925 гг.) Томск, 1978.
- Винокуров М. А., Суходолов А. П.Экономика Сибири 1900 – 1928 гг. Новосибирск, 1996.
- Гвоздкова Л. И. Сталинские лагеря на территории Кузбасса (30-40 –е гг.). Кемерово, 1994.
- Горюшкин Л. М. Так начинался Новосибирск. Новосибирск, 1993.
- Гущин Н. Я. "Раскулачивание" в Сибири (1928 – 1934 гг). Методы, этапы, социально – экономические и демографические последствия. Новосибирск, 1996.
- История Новосибирской области с древности до наших дней. Очерки в помощь школьникам, изучающим краеведение. Новосибирск, 1996.
- Ларьков Н. С. Начало гражданской войны в Сибири. Армия и борьба за власть. Томск, 1995.
- Московский А. С. Промышленное освоение Сибири в период строительства социализма (1917 – 1937 гг). Новосибирск, 1975.
- Наша малая родина. Хрестоматия по истории Новосибирской области. 1921 – 1991 гг. Новосибирск, 1997.
- Новосибирск. 100 лет. Люди. События. Новосибирск, 1993.
- Островский И. В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма. Новосибирск, 1991.
- Памятники Новосибирской области. Новосибирск, 1989.
- Папков С. А. Сталинский террор в Сибири. 1928 – 1941 гг. Новосибирск, 1997.
- Созидатели. Т.1-2. Новосибирск, 2003.
- Суходолов А. П. Сибирь в начале XX века: территория и границы, города, транспортные магистрали, сельское хозяйство. Иркутск, 1996.
- Шорников М. М. Год семнадцатый. Новосибирск, 1967.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Литература Восточной Сибири
Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основног...
Рабочая программа по истории Сибири
Рабочая программа по истории Сибири 11 класс....
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Сибири 10 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по истории Сибири в 10 классе составлена на основе:● регионального компонента в рамках стандарта первого поколения;● авторской программы Ф.С.Кузнецовой для основного и ср...
Рабочая программа Литература Восточной Сибири 5 класс ФГОС
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Нижнеудинск» Рассмотрена на заседании Методического советаПротокол № 1«27» ...
Рабочая программа по истории Сибири
Рабочая программа по «Истории Сибири» составлена на основе стандарта регионального компонента Новосибирской области по предмету «История отечества». Региональный (национально-региональный) компонент п...