Рабочая программа по истории Сибири
рабочая программа по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2 | Цели и задачи программы | 4 |
3 | Требования к уровню усвоения дисциплины | 4 |
4 | Учебно – тематическое планирование | 5 |
5 | Содержание тем учебного курса | 7 |
6 | Список литературы (основной и дополнительный для учителя и обучающихся) | 10 |
7 | Приложения (контроль уровня обученности) | 11 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по Истории Сибири для 11 класса составлена на основе программы регионального компонента по истории для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., методических рекомендаций к планированию регионального компонента в контексте программ по истории в средней школе для 10 – 11 классов Кузнецовой Ф. С., программно – методических материалов для общеобразовательных учреждений. История Сибири. Региональный компонент. Новосибирск «Инфолио – пресс» 2000. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения (учебный план). Система оценивания - безотметочная, зачётная. Зачёт сдаётся 1 раз в конце учебного года. Форма сдачи зачёта – индивидуальная.
Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение еще не вполне сложившейся личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество, цивилизация.
Изучение общих проблем истории Сибири в совокупности с изучением локальной истории создает условия для осмысления путей развития, сообща пройденных народами Сибири. Известно, что исторические знания оказывают представления человека о мире, поэтому осознание исторического единства народов Сибири может стать основой личностной позиции гражданина в деле строительства РФ.
Региональная и локальная история представляет учащимся материал из непосредственного окружения и собственного жизненного опыта, актуальной для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления. Привлечение краеведческих материалов и фактов «микроистории» (событий из прошлого родного города, села, семьи) делают обучение личностно ориентированным, школьники начинают активно участвовать в процессе познания, а их жизненный опыт и прошлое становятся предметом осмысления.
Региональная история обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения (работа с музейными экспонатами и документами, источниками из местных архивов, сбор воспоминаний земляков и т.п.) и тем самым знакомит с методами исторического исследования. Привлечение учащихся к учебно – исследовательской работе по сбору и осмыслению краеведческих материалов способствует развитию их личности.
В 11 классе учащиеся изучают историю Сибири и родного края в XX веке. Большое внимание уделяется краеведческим материалам, так как в XX веке, в советское время, в Сибири происходили те же процессы, что в европейской части России, а их специфику легче всего проследить на конкретных местных материалах, создает больше возможностей для привлечения местных документов, воспоминаний родственников, публикаций периодической печати.
Цели и задачи программы
Цель введения регионального компонента в общеобразовательные учреждения – социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей «малой родины».
Задачами обучения региональной истории являются:
- развитие интереса к истории не только как к школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;
- развитие критического и творческого мышления;
- формирование собственной исторической позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;
- обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнительного анализа с другими данными;
- обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;
- развитие умения работать с дополнительной литературой.
Требования к уровню усвоения дисциплины
В ходе изучения курса Истории Сибири учащиеся 11 класса должны:
Знать/понимать:
- результаты Столыпинской аграрной реформы для развития Сибири;
- какой отклик в Сибири получили события революции 1905 – 1907 гг.;
- развитие крестьянской кооперации в начале XX века, об успехах;
- основные этапы гражданской войны на территории Сибири;
- роль Сибири в индустриализации СССР;
- о вкладе экономики Сибири в дело победы в ВОВ, о патриотизме и подвигах земляков на полях сражений;
- кардинальные изменения, произошедшие в Сибири в 1950-1980 гг.
уметь:
- характеризовать группы населения сибирской деревни начала XX века и сравнивать их положение с положением таковых в европейской части страны;
- сравнивать проявления политики военного коммунизма и нэпа в Сибири и европейской части России;
- показывать на карте и называть стройки первых пятилеток, местонахождение основных разработок природных месторождений, гидроэлектростанций, крупнейших промышленных предприятий;
- собирать, систематизировать и объяснять факты из истории родного края, в которых нашли отражения события индустриализации, коллективизации и "большого террора";
- оценивать экономическое и социальное значение великих строек коммунизма в Сибири и родном крае в единстве их положительных и отрицательных сторон;
- характеризовать основные события и результаты целинной эпопеи, социальное развитие сибирской деревни в 1950 – 1980 гг.;
- видеть зависимость современной жизни в крае от прошлого и понимать значение настоящей деятельности людей как непременного условия достижений будущего;
- выбирать и формулировать исследовательскую тему из местной истории, исходя из личных и общественных интересов, реальных возможностей, наличия источников.
Учебно – тематическое планирование по истории Сибири
для 11 класса на 2011 – 2012 учебный год
№ урока | Раздел/тема | Кол-во часов | в том числе на: | сроки | |
контрольные | Самостоятельные/практические | ||||
Тема № 1. Наш край в начале XX века. | 9 | 3 | |||
1 | Административно – территориальное деление Сибири в начале XX века. | 1 | |||
2 | Население нашего края. | 1 | |||
3 | Практическая работа по теме: Возникновение Новониколаевска. Отцы основатели. | 1 | 1 | ||
4 | Новониколаевск – торгово – транспортный центр Сибири. | 1 | |||
5 | Практическая работа по теме: Внешний облик города. Образ жизни его жителей. | 1 | 1 | ||
6 - 7 | Сибирская деревня в начале XX века. Столыпинские переселения в Сибирь. | 2 | |||
8 | Практическая работа по теме: Рабочий класс и предприниматели Сибири. | 1 | 1 | ||
9 | Распространение революционных идей в Сибири. | 1 | |||
Тема № 2. Революционные события в Сибири и нашем крае. | 6 | 1 | 1 | ||
10 | Установление советской власти в Сибири. | 1 | |||
11 | Практическая работа по теме: События 1917 – 1918 годов в нашем городе. | 1 | 1 | ||
12 | Начало гражданской войны в Сибири. Антисоветские силы. | 1 | |||
13 | Установление диктатуры Колчака в Сибири. | 1 | |||
14 | Восстановление советской власти в нашем крае. Политика военного коммунизма. | 1 | |||
15 | Крестьянские восстания в Сибири в 1920 – 1921 гг. Контрольная работа по теме: Революционные события в Сибири и нашем крае. | 1 | 1 | ||
Тема № 3. Сибирь и наш край в годы НЭПА. | 2 | ||||
16 | НЭП и сибирское крестьянство. | 1 | |||
17 | Наш город в годы НЭПА. | 1 | |||
Тема № 4. Индустриализация, коллективизация, террор. | 6 | 1 | 1 | ||
18 | Роль и место Сибири и Новосибирской области в решении задач первых пятилеток. | 1 | |||
19 | Практическая работа по теме: Новосибирск в 30-е годы: трудовой энтузиазм, жилищные условия, быт горожан. | 1 | 1 | ||
20 | Коллективизация в Сибири и в нашем крае. | 1 | |||
21 | Жизнь и быт колхозной деревни в 30-е годы. | 1 | |||
22 | Репрессии 30-х гг. в Новосибирске. | 1 | |||
23 | Лагерные пункты Сиблага в Новосибирской области. Контрольная работа по теме: индустриализация, коллективизация, террор. | 1 | 1 | ||
Тема № 5. Сибирь и наш край в годы ВОВ. | 5 | 2 | |||
24 | Мобилизация и добровольцы первых дней войны. Перестройка экономики на военный лад. | 1 | |||
25 | Эвакуация промышленных предприятий, учреждений культуры в Сибирь. | 1 | |||
26 | Новосибирцы – герои ВОВ. | 1 | |||
27 | Практическая работа по теме:Образ жизни горожан по правилу: "Все для фронта, все для победы". | 1 | 1 | ||
28 | Практическая работа по теме: Имена фронтовиков и героев труда на карте города. | 1 | 1 | ||
Тема № 6. Сибирь и наш край в 1950 – 1990 годы. | 3 | ||||
29 | Новосибирск и область после войны. | 1 | |||
30 | Социальный состав жителей нашего города и села в 50-80-е годы. | 1 | |||
31 | Развитие городского хозяйства. | 1 | |||
Тема № 7. Время перемен. Мой город сегодня. | 2 | ||||
32 | Общественное движение в годы перестройки. Борьба идеологий. | 1 | |||
33 | Изменения в управлении. | 1 | |||
34 | Контрольная работа по курсу "История Сибири". | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 3 | 7 |
Содержание тем учебного курса
Тема № 1. Наш край в начале XX века – 9 часов.
Административно – территориальное деление Сибири и нашего края в начале XX века. Население нашего края. Города и населенные пункты.
Возникновение Новониколаевска. Отцы – основатели города. Стремительный рост населения города. Новониколаевск – торгово – промышленный центр Западной Сибири в начале XX века.
Внешний облик города, занятия и образ жизни его жителей.
Сибирская деревня в начале XX века: зажиточные старожилы, середняки, беднота. Организация переселенческого движения в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы. Основание новых населенных пунктов в нашем крае. Развитие крестьянского хозяйства в нашем крае.
Рабочий класс и предприниматели Сибири. Численность рабочего класса, условия труда. Типы сибирских предпринимателей.
Распространение революционных идей в Сибири. Революционные выступления рабочего класса в 1905 – 1907 гг.
Тема № 2. Революционные события в Сибири и нашем крае – 6 часов.
Отклик на февральские события в Петрограде в нашем крае. Установление советской власти в Сибири и нашем городе, борьба с областниками в Томске. Рост социальной напряженности в Сибири. Мятеж Чехославацкого корпуса и свержение советской власти. Участники борьбы за установление советской власти в Новониколаевске и их судьбы.
Установление диктатуры Колчака в Сибири и его режим. Подпольная деятельность большевиков Новониколаевска. Партизанское движение и восстановление советской власти в нашем крае. Образование Новониколаевской губернии. Положение в городе и губернии в 1920 – 1921 гг. Колыванское восстание крестьян.
Тема № 3. Сибирь и наш край в годы НЭПА – 2 часа.
Введение продналога в Новониколаевской губернии. Факты нарушения законности (из протокола Гутовской партконференции РКП(б) 1922 г.). Сельские советы в годы нэпа. Наш город в годы нэпа.
Тема № 4. Индустриализация, коллективизация, террор – 6 часов.
Задачи развития промышленности Сибири в первых пятилетках. Промышленные предприятия нашего края, созданные в годы предвоенных пятилеток. Новосибирск в 30-е годы: трудовой энтузиазм, культурное строительство, жилищные условия, быт горожан.
Особенности коллективизации в Сибири и в нашем крае. Спецпереселенцы. Документы Новосибирского государственного архива о ходе коллективизации в нашем крае. Жизнь и быт колхозной деревни в 30-е годы.
Репрессии 1930-х гг. "Дело о белогвардейском заговоре". Болдырев В. Г. Лагерные пункты Сиблага в Новосибирской области. Воспоминания сибиряков и родственников о событиях 1930-х гг. в нашем крае.
Тема № 5. Сибирь и наш край в годы ВОВ – 5 часов.
Патриотический порыв сибиряков. Перестройка экономики Сибири на военный лад. Размещение эвакуированных предприятий промышленности и культуры из прифронтовой полосы. Новосибирская область и город во время войны: промышленность города – фронту. Труд колхозников в годы войны. Условия труда и быта жителей города и области.
Сохранение памяти о погибших в войну среди жителей города и области. Современные СМИ нашей области о войне.
Тема № 6. Сибирь и наш край в 1950 – 1990 годы – 3 часа.
Промышленное развитие Сибири и города в 50-80-е годы. Социальная политика, жилищное строительство. Уровень жизни населения.
Новосибирские колхозы и совхозы в 50-80-е годы. Освоение целины. Укрупнение колхозов. Социальное и культурное развитие села.
Тема № 7. Время перемен. Мой город сегодня – 2 часа.
Область и город в годы перестройки и становления рыночной экономики. Изменения в управлении.
Итоговая контрольная работа по курсу "История Сибири" – 1 час.
Список литературы
(основной и дополнительный для учителя и обучающихся)
- Анисков В. Т. Жертвенный подвиг деревни. Крестьянство Сибири в годы ВОВ. Новосибирск, 1993.
- Артемов Е. Т. Формирование и развитие сети научных учреждений АН СССР в Сибири. 1944 – 1980 гг. Новосибирск, 1990.
- Болтенко Л. И. Сибирская деревня в восстановительный период (1921 – 1925 гг.) Томск, 1978.
- Винокуров М. А., Суходолов А. П.Экономика Сибири 1900 – 1928 гг. Новосибирск, 1996.
- Гвоздкова Л. И. Сталинские лагеря на территории Кузбасса (30-40 –е гг.). Кемерово, 1994.
- Горюшкин Л. М. Так начинался Новосибирск. Новосибирск, 1993.
- Гущин Н. Я. "Раскулачивание" в Сибири (1928 – 1934 гг). Методы, этапы, социально – экономические и демографические последствия. Новосибирск, 1996.
- История Новосибирской области с древности до наших дней. Очерки в помощь школьникам, изучающим краеведение. Новосибирск, 1996.
- Ларьков Н. С. Начало гражданской войны в Сибири. Армия и борьба за власть. Томск, 1995.
- Московский А. С. Промышленное освоение Сибири в период строительства социализма (1917 – 1937 гг). Новосибирск, 1975.
- Наша малая родина. Хрестоматия по истории Новосибирской области. 1921 – 1991 гг. Новосибирск, 1997.
- Новосибирск. 100 лет. Люди. События. Новосибирск, 1993.
- Островский И. В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма. Новосибирск, 1991.
- Памятники Новосибирской области. Новосибирск, 1989.
- Папков С. А. Сталинский террор в Сибири. 1928 – 1941 гг. Новосибирск, 1997.
- Созидатели. Т.1-2. Новосибирск, 2003.
- Суходолов А. П. Сибирь в начале XX века: территория и границы, города, транспортные магистрали, сельское хозяйство. Иркутск, 1996.
- Шорников М. М. Год семнадцатый. Новосибирск, 1967.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Литература Восточной Сибири
Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основног...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...

Рабочая программа по истории Сибири 10 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по истории Сибири в 10 классе составлена на основе:● регионального компонента в рамках стандарта первого поколения;● авторской программы Ф.С.Кузнецовой для основного и ср...

Рабочая программа Литература Восточной Сибири 5 класс ФГОС
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Нижнеудинск» Рассмотрена на заседании Методического советаПротокол № 1«27» ...

Рабочая программа по истории Сибири
Рабочая программа по «Истории Сибири» составлена на основе стандарта регионального компонента Новосибирской области по предмету «История отечества». Региональный (национально-региональный) компонент п...