Рабочая программа по истории Сибири 10 класс на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Левков Александр Владимирович

 Рабочая программа  по истории Сибири в 10 классе составлена на основе:

● регионального компонента в рамках стандарта первого поколения;

● авторской программы Ф.С.Кузнецовой для основного и среднего (полного) общего образования (Новосибирск, НИПКиПРО, 2008г.).

Рабочая программа рассчитана на 36 учебных часов, по 1 часу в неделю.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям Сибири, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  В ходе изучения курса школьники осваивают ключевые исторические понятия; знакомятся с основными религиозными системами; раскрывают для себя особенности социальной жизни, структуры общества  Сибири и мира с раскрытием специфики власти; знакомятся с  выдающимися деятелями отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.

            Цель регионального компонента в содержании общего образования по истории в Новосибирской области - отразить региональное и национальное своеобразие края, увидеть взаимосвязь истории Сибири с общероссийским и мировым пространством.         

Изучение регионального компонента призвано содействовать общественному и гражданскому самоопределению обучаемых, развитию способностей понимать реалии современной жизни, критически мыслить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 

633166 РФ Новосибирская область Колыванский район с.Сидоровка

ул.Ленина 23

e-mail: sidkol@yandex.ru 
тел. 8 (383) 52-34-277

Принята на Педагогическом совете
Протокол №1 от 29.08.2014г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Сидоровская СОШ»

____________ А.В.Левков
от «29» августа 2014г. приказ №41

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ СИБИРИ

10 КЛАСС

на 2014-2015 учебный год

Составил:

учитель иcтории и обществознания Левков А.В.

с. Сидоровка 2014 год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа  по истории Сибири в 10 классе составлена на основе:

● регионального компонента в рамках стандарта первого поколения;

● авторской программы Ф.С.Кузнецовой для основного и среднего (полного) общего образования (Новосибирск, НИПКиПРО, 2008г.).

Рабочая программа рассчитана на 36 учебных часов, по 1 часу в неделю.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям Сибири, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.  В ходе изучения курса школьники осваивают ключевые исторические понятия; знакомятся с основными религиозными системами; раскрывают для себя особенности социальной жизни, структуры общества  Сибири и мира с раскрытием специфики власти; знакомятся с  выдающимися деятелями отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века.

        Цель регионального компонента в содержании общего образования по истории в Новосибирской области - отразить региональное и национальное своеобразие края, увидеть взаимосвязь истории Сибири с общероссийским и мировым пространством.

        

Изучение регионального компонента призвано содействовать общественному и гражданскому самоопределению обучаемых, развитию способностей понимать реалии современной жизни, критически мыслить.

 Задачи изучения регионального компонента:

  1. Воспитание патриотизма и ценностных ориентиров на основе представлений о вкладе земляков и родственников в развитие региона и страны.
  2. Изучение традиционной культуры народов Сибири и родного края является средством воспитания уважения к культурным традициям, формирует этнокультурную компетентность, толерантное сознание и поведение;
  3. Освоение знаний о ключевых событиях и выдающихся деятелях в истории региона и родного края, целостного представления о месте и роли Сибири в истории России и мира;
  4. Овладение умениями работы с источниками по истории семьи и родного края, умениями сбора источников по истории региона, комплексного анализа источников разного вида, их систематизации и анализа;
  5. Развитие критического мышления и умений определять, аргументировать собственную позицию по отношению к исторической реальности и текущим событиям, формирования исторического мышления;
  6. Осознание своей национальной идентичности и гражданственности как представителя регионального и общероссийского сообщества.

Программа курса включает в себя введение, 9 разделов и заключение. Она охватывает широкий круг проблем Сибири с начала ее присоединения к России до середины 19 века. В ней представлены материалы о казачьих походах, вооруженных столкновениях русских с сибирскими аборигенами, о формировании органов государственного управления; даны характеристики основных групп населения.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой (годовой промежуточной) аттестации учащихся:

Текущий контроль осуществляется с различных форм устного контроля (работа над понятиями, анализ ситуаций, ответы на вопросы по содержанию параграфа, устные сообщения по дополнительному материалу, защита проекта), письменного контроля (тесты, эссе, составление плана ответа, составление таблиц, схем, подготовка письменных сообщений, рефератов).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой учителем на основании Положения о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Сидоровская СОШ»- контрольная работа, тестирование.

II. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения исторического содержания национально-регионального компонента Новосибирской области учащиеся должны:

                Знать / понимать

                        -основные исторические термины и понятия;

                        - роль исторической науки в изучении населения области;

                        - имена исторических лиц, чья деятельность способствовала социально-экономическому развитию родного края;

                        -особенности культуры народов Сибири,

                        -ключевые события в истории региона;

                        -памятники истории и культуры Сибири и родного края.

                Уметь

                        - использовать разные источники информации для изучения  исторических объектов Новосибирской области;

                        - понимать основные процессы исторического развития.

                        - применять знания по истории Отечества на уроках по истории нашего края;

                        - соотносить события сибирской истории с событиями истории России, определять их последовательность и длительность;

                        - показывать на исторической карте расселение коренных народов Сибири в прошлом и  в настоящее время;

                        - давать описание важнейших событий по истории Сибири, памятников культуры на основе текста учебных пособий по истории Сибири и музейных материалов;

                        - критически анализировать и систематизировать историческую информацию;

                        - составлять генеалогическое древо своей семьи, систематизировать собранные сведения родственников об истории семьи и оформить в любом варианте.

                Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

                        - для определения собственной позиции по отношению к явлениям современного развития региона, города и села, исходя из исторической обусловленности;

                        - уметь выстраивать взаимоотношения с представителями других этносов и религий, соотнося свои действия и поступки со знанием исторического развития культуры, мировоззренческими взглядами, присущими разным группами;

                        - высказывать собственные суждения об историческом наследии коренных народов и сибиряков-старожилов;

                        - осознавать себя представителем местного регионального и этнокультурного сообщества и гражданином России.

III. Содержание курса

Ввведение.

Страна за камнем.2ч.
Народы Сибири накануне русской колонизации.
Начало русского продвижения в Сибирь.

Сибирское взятие.4ч.

Присоединение к Русскому государству Западной Сибири.
Присоединение Восточной Сибири.
Амурская эпопея.
Общая характеристика присоединения Сибири.
Власть и общество в Сибири XVII века.6ч.

Государственное управление.

Заселение Сибири.

Русское население Сибири.

Мирское самоуправление.

Социальные конфликты в Сибири XVII века.

Русская власть и сибирские аборигены.

Расширение русских владений в сибири в XVIII- первой половине XIX века.3ч.

Покорение народов северо-восточной Сибири.

Русско-китайские отношения.

Присоединение Алтая и Казахстана.

Второе открытие Сибири.4ч.

Начало изучения Сибири.

Первые научные экспедиции.

Великая Северная экспедиция.

Экспедиции второй половины XVIII- первой половины XIX века.

Управление Сибирью в XVIII – первой половине XIX века.5ч.

Структура управления в первой половине XVIII века.

Перестройка управления во второй половине XVIII века.

Крестьянский мир.

Реформа Сперанского.

Сибирские сатрапы.

Сибирский социум (XVIII – первая половина XIX века).7ч.

Характер заселения Сибири.

Города и горожане.

Крестьянство Сибири.

Мастеровые.

Сибирские казаки.

Социальные конфликты в Сибири в XVIII –первой половине XIX века.

Люди ясачные.

Страна изгнани: Сибирская ссылка.5ч.

Становление сибирской ссылки.

Ссылка в XVIII веке.

Ссылка в первой половине XIX века.

Сроки ссылки и условия содержания ссыльных.

Значение ссылки.

Сибирь – золотое дно.4ч.

Развитие сибирского земледелия.

Ростки сибирской индустрии.

«Мягкое золото».

Сибирский торг.

Обобщающее повторение.

IV. Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во

часов

Дата

Домашнее

задание

1

Введение.

Введение

1

1

2

Раздел 1. Страна за камнем.

Народы Сибири накануне русской колонизации.

2

1

с.8-15

3

Начало русского продвижения в Сибирь.

1

с.15-22

4

Раздел 2. Сибирское взятие.

Присоединение к Русскому государству Западной Сибири.

4

1

с.23-35

5

Присоединение Восточной Сибири.

1

с.35-42

6

Амурская эпопея.

1

с.44-60

7

Общая характеристика присоединения Сибири.

1

с.65-70

8

Раздел 3. Власть и общество в Сибири 17 века.

Государственное управление.

5

1

с.75-83

9

Заселение Сибири.

1

с.83-87

10

Русское население Сибири.

1

с.87-103

11

Мирское самоуправление. Социальные конфликты.

1

с.104-110

12

Русская власть и сибирские аборигены.

1

с.117-124

13

Раздел 4. Расширение русских владений в Сибири в 18 первой половине 19 века.

Покорение народов северо-восточной Сибири.

3

1

с.131-138

14

Русско-китайские отношения.

1

с.138-147

15

Присоединение Алтая и Казахстана.

1

с.147-155

16

Раздел 5. Второе открытие Сибири.

Начало изучения Сибири.

2

1

с.155-159

17

Первые экспедиции. Экспедиции второй половины 18 начала 19 века.

1

с.160-165

18

Раздел 6. Управление Сибирью в 18 первой половине 19 века.

Структура управления  и перестройка управления в 18 веке.

3

1

с.169-175

19

Реформы Сперанского.

1

с.180-186

20

Сибирские сатрапы.

1

с.186-190

21

Раздел 7. Сибирский социум.

Характер заселения Сибири.

6

1

с.195-198

22

Города и горожане.

1

с.198-217

23

Крестьянство Сибири.

1

с.217-226

24

Мастеровые, сибирские казаки.

1

с.226-229

25

Социальные конфликты в Сибири в 18 первой половине 19 века.

1

с.229-236

26

Люди ясачные.

1

с.236-244

27

Раздел 8. Страна изгнания: сибирская ссылка.

Становление сибирской ссылки.

3

1

с.267-272

28

Ссылка в первой половине 19 века. Сроки ссылки и условия содержания ссыльных.

1

с.272-275

29

Значение ссылки.

1

с.275-283

30

Раздел 9. Сибирь – золотое дно.

Развитие сибирского земледелия.

1

с.289-308

31

Ростки сибирской индустрии.

1

с.308-321

32

«Мягкое золото».

1

с.321-327

33

Сибирский торг.

1

с.327-344

34

Обобщающее повторение.

1

35

Зачетное занятие

1

36

Резервный урок.

1

V. Источники информации и средства обучения:

 В качестве учебного пособия используется учебник и учебные пособия:

  1. А.С.Зуев «Сибирь: вехи истории 16-19вв.», Новосибирск,  «Инфолио – пресс», 2005г.
  2. Хрестоматия. История Сибири. Ч.1,2. // Составители: Зверев В.А., Кузнецова Ф.С. Новосибирск 2003.
  3. Кузнецова Ф.С., Программа регионального компонента по истории, Новосибирск, НИПКиПРО 2005г.

Приложение №1

Критерии выставления отметок за устные работы

Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:

  • последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
  • показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
  • самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов; свободно устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи;
  • уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не встречавшихся задач;
  • излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
  • рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;
  • допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя.

Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:

•        показывает знание всего изученного учебного материала;

  • дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;
  • анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов с помощью учителя;
  • соблюдает основные правила культуры устной речи; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;

Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:

  • демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;
  • применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;
  • допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;
  • показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
  • затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов;
  • дает неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом;
  • использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.

Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:

  • не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов;
  • не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка «плохо» (1 балл) выставляется, если обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Литература» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 6 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 -9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметн...

Рабочая программа курса «Литература» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...

Рабочая программа курса «Литература» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 8 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...

Рабочая программа по информатике 5 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа содержит:1 Пояснительную записку2. УМК3.Общая характеристика учебного предмета4. Цели и задачи изучения информатики5. Формы организации учебного процесса по предмету6. Учебно - темат...

Рабочая программа по информатике 6 класс на 2014 - 2015 учебный год

Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...

Рабочая программа по информатике 8 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа содержит:1. Пояснительную записку2. Общая характеристика учебного предмета3. Цели и задачи изучения информатики4. Формы организации учебного процесса по предмету5. Тематический план6...

Рабочая программа по информатике 9 класс на 2014 - 2015 учебный год

Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...