Рабочая программа по истории Сибири
рабочая программа по истории на тему
Рабочая программа по «Истории Сибири» составлена на основе стандарта регионального компонента Новосибирской области по предмету «История отечества». Региональный (национально-региональный) компонент по истории является дополнением федерального компонента и призван отразить социально-экономическое, историко-культурное и этнонациональное развитие Сибири и родного края.
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения в 11 классе и предполагает изучение содержания в течение 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа
Усть-Таркского района Новосибирской области
ПРИНЯТО Решением районного методического объединения учителей истории протокол № _____ от __ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________/____________________/ ___________2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ СИБИРИ
для общеобразовательных учреждений
основное (общее) образование (11 класс)
( региональный компонент)
Составитель: учитель истории Сысоев А.С. |
с. Усть-Тарка
2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Истории Сибири» составлена на основе стандарта регионального компонента Новосибирской области по предмету «История отечества». Региональный (национально-региональный) компонент по истории является дополнением федерального компонента и призван отразить социально-экономическое, историко-культурное и этнонациональное развитие Сибири и родного края.
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения в 11 классе и предполагает изучение содержания в течение 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Целью рабочей программы является: формирование личности выпускника школы как представителя региона, хранителя местной истории, развитие патриотических чувств, включающих любовь к своей малой родине, созидателя социокультурных ценностей и традиций.
Рабочая программа реализуется через решение следующих задач:
- Воспитание патриотизма и ценностных ориентиров на основе представлений о вкладе земляков и родственников в развитие региона и страны, уважения к традициям народов Сибири в ходе ознакомления с их культурой, толерантности в отношении к представителям других народов и религий.
- Освоение знаний о ключевых событиях и выдающихся деятелях из истории региона и родного края.
- Овладение умениями работать с источниками разного жанра по истории региона и родного края, умениями сбора различных источников по истории семьи и родного края, записи воспоминаний своих родственников, и их систематизации для составления генеалогического древа своей семьи.
- Применение знаний и представлений о традиционных нормах и ценностях многонационального сибирского сообщества для жизни в современном поликультурном, полиэтничном, многоконфессиональном обществе.
Сквозной линией рабочей программы является изучение регионального аспекта истории Сибири в 20 веке, основное внимание уделяется специфике положения Сибири в составе СССР. Трагические события гражданской войны, установление советской власти, превращение региона в основную зону ГУЛАГа, Закрепление за Сибирью статуса сырьевого придатка советской экономики, Жизнь сибиряков, развитие науки, культуры и образования, труд сибиряков по освоению богатств края- все эти неоднозначные явления составляют содержание рабочей программы.
Тематическое планирование
Тема 1. | Наш край в начале ХХ в. | 4 часа |
Тема 2. | Революционные события в Сибири и нашем крае. | 6 часов |
Тема 3. | НЭП в нашем крае | 2 часа |
Тема 4. | Годы сталинских реформ в нашем крае | 7 часов |
Тема 5. | Наш край в годы войны | 4 часа |
Тема 6. | Новосибирская область и город во второй половине ХХ - начале ХХI вв. | 12 часов |
Итого: 34 часа. |
Календарно-тематическое планирование
(номера уроков соответствуют последовательности учебных недель)
Раздел | № урока | Тема урока | Содержание занятий | Контроль результатов обучения |
Наш край в начале ХХ в. | Вводное занятие. | Возникновение Ново-Николаевска. Отцы-основатели города. Стремительный рост населения города. Ново-Николаевск – торгово-промышленный центр Западной Сибири в начале ХХ в. Внешний облик города, занятия и образ жизни его жителей. | ||
Великий сибирский путь. | ||||
Жизнь сибиряков. | ||||
Сибирские меценаты. | Тестовые задания | |||
Революционные события в Сибири и нашем крае | Февральская революция в Сибири. | Революционные события в Сибири и нашем крае. Отклики на революционные события 1905 г и Февральскую революцию в нашем крае. 1917 г - установление советской власти в Сибири и нашем городе. | ||
Установление власти большевиков. | Борцы за установление советской власти в Ново-Николаевске и их судьбы. Подпольная деятельность большевиков Ново-Николаевска. | |||
Белые и красные. | Мятеж чехословацкого корпуса и свержение советской власти. Установление диктатуры Колчака в Сибири и его режим | |||
Партизанское движение. | Партизанское движение и восстановление советской власти в нашем крае. | |||
Национализация в Сибири. | Политика военного коммунизма в нашем крае. Образование Новониколаевской губернии. | |||
Большевики и крестьянство. | Положение в городе и губернии в 1920-1921 гг. Колыванское восстание крестьян. | Срезовая работа | ||
НЭП в нашем крае | Рыночная экономика. | НЭП в Сибири. Введение продналога в Новониколаевской губернии. | ||
Социально-политическая обстановка в годы НЭПа. | Факты нарушения законности. (Из протокола Гутовской партконференции РКП(б). 1922г.). Сельские советы в годы нэпа. Наш город в годы нэпа. | Тестовое задание | ||
Годы сталинских реформ в нашем крае | Первая пятилетка. | Сибирь в годы первых пятилеток. Задачи развития промышленности Сибири в первых пятилетних планах. | ||
Вторая и третья пятилетка. | Промышленные предприятия Новосибирска, созданные в годы предвоенных пятилеток. Новосибирск в 1930-е годы: трудовой энтузиазм, культурное строительство, жилищные условия, быт горожан. | |||
Развитие сельского хозяйства. | Особенности коллективизации в Сибири. Решение бюро Сибкрайкома ВКП(б), январь 1928 г. Документы Новосибирского государственного архива о ходе коллективизации в нашем крае. | |||
Крестьяне и колхозный строй. | ||||
Итоги коллективизации. | ||||
Первые шаги террора. | Террор. 1933 г. – «Дело о белогвардейском заговоре». Болдырев В.Г. Лагерные пункты Сиблага. | |||
Итоги государственного террора в Сибири. | Срезовая работа | |||
Наш край в годы войны | Начало ВОВ. | Наш край в годы войны. Сохранение памяти о погибших в войну среди жителей города и области. Современные средства массовой информации нашей области о войне. Новосибирская область и город во время войны: промышленность города - фронту. Труд колхозников в годы войны. Условия труда и быта жителей города и области. | ||
Экономика в годы ВОВ. | ||||
Сибиряки в годы ВОВ. | ||||
Восстановление экономики после ВОВ. | Экономика и развитие после ВОВ. | Срезовая работа | ||
Новосибирская область и город во второй половине ХХ - начале ХХI вв. | Гиганты энергетики. | Промышленное развитие Сибири и города в 50-80-е гг. Проблемы и достижения. Социальная политика, жилищное строительство. Уровень жизни населения. Итоги индустриального освоения Сибири. | ||
Угольная, металлургическая, химическая промышленность. | ||||
Нефтяная и газовая отрасль. | ||||
Железнодорожные магистрали. | ||||
Обрабатывающая промышленность. | ||||
Целинная эпопея | Новосибирские колхозы и совхозы в 50-80е гг. Освоение целины. Укрупнение колхозов. Социальное и культурное развитие села. | |||
Большая наука Сибири | Развитие науки в Сибири. | Срезовая работа | ||
Сибирские учёные. | Свершения сибирских учёных. | |||
Перестройка. | Область и наш город в годы перестройки. | |||
Рыночная экономика в Сибири. | Успехи и потери в годы становления рыночной экономики в нашем крае. | |||
Сибирь на грани веков | Наш город и область в начале ХХI веке. | Тестовое задание | ||
Итого: 34 часа. |
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения регионального компонента на базовом уровне ученик должен:
Знать / понимать
- Основные факты, процессы и явления истории Сибири и родного края, и их взаимосвязь с отечественной и всемирной историей;
- Современные версии проблемы колонизации Сибири;
- Историческую обусловленность современного этапа социально-экономического развития Сибири.
Уметь
- Проводить поиск исторической информации по определенной проблеме истории родного края;
- Критически анализировать источники исторической информации (краеведческие факты, воспоминания земляков, фото и аудио информацию, устные источники и др.);
- Классифицировать и систематизировать фактический материал, устанавливать причинно-следственные связи, временные и пространственные рамки изучаемого явления или процесса по истории родного края;
- Оформлять результаты самостоятельной работы по изучению истории родного края в форме отчета, конспекта, реферата, эссе или исследовательского проекта.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- высказывания собственных суждений об историческом пути развития Сибири и ее народов; исторических этапах развития Новосибирска и вкладе его жителей в решение важнейших проблем развития страны.
- объяснения особенностей традиционной культуры коренных народов Сибири;
Литература:
- Исупов В.А, Кузнгецов И.С. История Сибири Ч.3. Новосибирск. 1993.
- Кузнецова Ф.С. История Сибири. Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для основной школы. 2003.
- История Новосибирской области с древности до наших дней. Очерки в помощь школьникам, изучающим краеведение. Новосибирск. 1996.
- Новосибирск. 100 лет. Люди. События. Новосибирск.1993.
- Наша малая родина. Хрестоматия по истории Новосибирской области. 1921-1991 гг. Новосибирск. 1997.
- Созидатели. Т.1-2. Новосибирск, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Литература Восточной Сибири
Рабочая программа согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования РФ, стандартами основног...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...

Рабочая программа по истории Сибири 10 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по истории Сибири в 10 классе составлена на основе:● регионального компонента в рамках стандарта первого поколения;● авторской программы Ф.С.Кузнецовой для основного и ср...

Рабочая программа Литература Восточной Сибири 5 класс ФГОС
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Нижнеудинск» Рассмотрена на заседании Методического советаПротокол № 1«27» ...
Рабочая программа по истории Сибири
Рабочая программа по истории Сибири для 11 кл....