ктп по истории 5 кл
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История России. Всеобщая история» изучается в 5 классе в объеме 2 час в неделю, 68 часов в год
Календарно – тематическое планирование ориентировано на УМК «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая
- А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс
- История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. 5 класс (CD)
- Г. И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях
- Е. А. Крючкова. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс
- Н. И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс
- История Древнего мира. Модели, игры, тренажёры. Электронное пособие. 5 класс (CD)
- История Древнего мира. Электронное картографическое пособие. 5 класс (CD)
Внеурочная деятельность
Раздел «Внеурочная деятельность» содержит перечень мероприятий, направленных на реализацию:
- работы с одаренными и талантливыми детьми;
- проектно-исследовательской деятельности по предмету, курсу.
Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий родителей и обучающихся, реализуется в рамках работы кружков, при проведении экскурсий, секций, круглых столов, конференций, диспутов, олимпиад, конкурсов, соревнований, поисковых и научных исследований, общественно полезной практики и т.д.
Оценка базовых компетентностей
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения контрольных работ, выполнения обучающимися письменных заданий и устных опросов, защита презентаций, докладов.
В 5 классе по истории предусмотрено три контрольных работы – контрольные работа по теме «Древний Восток», «Древняя Греция» годовая контрольная работа за курс истории 5 класса.
Коррекционная работа
Коррекционная работа направлена на учащихся, обучающихся в интегрированных классах и испытывающих затруднения в изучении географии в силу своих способностей, особенностей развития или пропусков уроков по болезни. Для них проводятся индивидуальные, групповые дополнительные занятия, консультации по составленному графику внеурочной деятельности.
Основная цель индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий – повышение общего уровня развития учащегося, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формирования недостаточно освоенных учебных умений и навыков.
Продолжительность индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий 15-20 минут. В группы объединяются не более четырёх учеников, у которых обнаружены одинаковые пробелы в знаниях, сходные затруднения в учебной деятельности или нарушения психофизических функций.
Для детей с ОВЗ составляется адаптированная программа по предмету, разрабатывается для каждого ребёнка индивидуальный образовательный маршрут.
Учёт индивидуальных занятий ведётся в классном журнале «индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия».
Критерии оценивания работ таких учеников снижаются, материал для диагностических работ подбирается посильный. Учитель при выставлении оценки учитывает самооценку успешности ученика.
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира, 5 класс
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | |||
Личностные | Метапредметные Р - регулятивные П - познавательные К - коммуникативные | Предметные | |||
научится | получит возможность научиться | ||||
Введение – 1 час. | |||||
1 | Введение. | Осознают свою идентичность как гражданина страны, как члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной группы | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П - выделяют и формулируют познавательную цель; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К - оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Определять происхождение и смысл понятия «история» | Описывать картину, получать историческую информацию из различных источников |
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч) Первобытные собиратели и охотники (3 ч) | |||||
2 | Древнейшие люди | Определяет свою позицию к образу жизни первобытного человека | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; . составляют план последовательности действий. П – дают определение понятиям, объясняют явления и процесс общественной жизни первобытного общества; сравнивают первобытного и современного человека. К - устанавливают сотрудничество, рабочие отношения в группе | Объяснять значение понятий и терминов: первобытные люди, собирательство, орудия труда | Показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала текста |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | Выделяют признаки родовой общины; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения | Р - умеют ставить цель и планировать учебные действия; оценивают свою работу на уроке. П – выявляют основные признаки родовой общины; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К – вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой | Объяснять значение понятий и терминов: родовая община, человек разумный, рубило, копьё, гарпун, мамонт | Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Р – осуществляет индивидуальную образовательную траекторию. П – выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства. К - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия | Объяснять значение понятий и терминов: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни | Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы |
Первобытные земледельцы и скотоводы – 2 часа | |||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Р - учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. П - самостоятельно делают выводы, перерабатывают её, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга | Характеризовать в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства | Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества |
6 | Появление неравенства и знати | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Р - самостоятельно формулируют задание; определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П - самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают её, представляют информацию на основе схем, моделей, сообщений. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации | Объяснять значение понятий: ремесло, соседская община, неравенство, знать, раб; объяснять причины появления неравенства и знати, причины выделения знати | Подтверждать выводы примерами, описывать факты |
Счет лет в истории – 1 час | |||||
7 | Счет лет в истории | понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П - демонстрировать понимание процедур решения проблем (задач). К - планируют цели и способы взаимодействия; | определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.) | Подтверждать выводы примерами, описывать факты |
РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19ч) Древний Египет (8 ч) | |||||
8 | Государство на берегах Нила | Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят взаимоотношения с их учётом | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П – выявляют особенности и признаки появления древнейших городов. К – оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром; вступают в коллективное учебное действие | Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства, характеризовать основные группы населения, их занятие, положение. Давать оценку системе управления страной | Работа в парах: составлять простые схемы управления государством |
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Применяют правила делового сотрудничества | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П – выявляют особенности жизни древних египтян, приводят примеры в качестве доказательства. К - понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром; вступают в коллективное учебное действие | Рассказывать о жизни людей в Египте, работать с письменными источниками, помещёнными в учебнике | Группировать информацию из текста учебника, дополнительных источников, комментировать понятия |
10 | Жизнь египетского вельможи | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П – выявляют особенности жизни древнеегипетского вельможи, приводят примеры в качестве доказательства. К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром | Определять понятия: гробница, благовония | Описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретённые знания при написании творческих работ |
11 | Военные походы фараонов | Оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблемные ситуации. К – адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Читать историческую карту с опорой на легенду, рассказывать о военных походах фараонов, о снаряжении воинов, о результатах походов для разных слоёв населения. Показывать на карте места главных событий. | Работать с картой в малых группах по единому заданию, анализировать факты и давать им соответствующую оценку. |
12 | Религия древних египтян | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения | Р – составляют план последовательности действий; осуществляют пошаговый контроль; оценивают свою работу на уроке. П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга | Объяснять смысл основных терминов; проводить поиск информации в отрывках исторических текстов | Называть характерные признаки и особенности верований древних египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы |
13 | Искусство Древнего Египта | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу; применяют правила делового сотрудничества | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; самостоятельно формулируют задание; определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К – планируют цели и способы взаимодействия; принимают другую позицию и другое мнение | Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах Раскрывать особенности научных знаний египтян, рассказывать об изобретениях и школьном образовании в древнем Египте, анализировать иллюстративный материал | Осуществлять поиск информации о находках археологов в сети Интернет, высказывать суждения о вкладе древнеегипетской культуры в мировую культуру Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Составлять краткие сообщения о изобретениях |
14 | Письменность и знания древних египтян | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу; применяют правила делового сотрудничества | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; самостоятельно формулируют задание; определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К – планируют цели и способы взаимодействия; принимают другую позицию и другое мнение | Раскрывать особенности научных знаний египтян, рассказывать об изобретениях и школьном образовании в древнем Египте, анализировать иллюстративный материал | Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Составлять краткие сообщения о изобретениях |
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность | Р – принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действий. П – анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации. К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга | Рассказывать о религии, искусстве, достижениях древних египтян, а так же о искусстве управления страной | Анализировать факты, выполнять индивидуальные и групповые задания по определённой схеме |
Западная Азия в древности (7 ч) | |||||
16 | Древнее Двуречье | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действий. П - решают проблемные ситуации. К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга | Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье | Предоставлять результаты своей деятельности в различных формах: презентация о культовых сооружениях, научных знаниях |
17 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П – структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга | Характеризовать деятельность Хаммурапи, анализировать его законы | Характеризовать законы Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Соотносить позицию автора с собственной позицией |
18 | Финикийские мореплаватели | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Р – осуществляют индивидуальную образовательную траекторию; оценивают свою работу на уроке. П - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. К - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия | Характеризовать условия и образ жизни, занятия финикийцев, читать историческую карту, описывать иллюстрации | Давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое наследие. Работать в малой группе: составлять опорную схему по материалам учебника |
9 | Библейские сказания. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П - структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга | Анализировать фрагменты исторических материалов, читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям | Высказывать суждения о роли религиозных верований в Палестине, о наследии иудаизма в мировой истории |
20 | Древнееврейское царство | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П - структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга | Анализировать фрагменты исторических материалов, читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям | Высказывать суждения о роли религиозных верований в Палестине, о наследии иудаизма в мировой истории |
21 | Ассирийская держава | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К - адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другую позицию и другое мнение | Читать историческую карту, рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстративные материалы | Извлекать полезную информацию из исторического источника, определять характерные особенности Ассирийской державы |
22 | Персидская держава «царя царей» | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П – структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга | Использовать историческую карту как источник информации, объяснять, как управлялась Персидская держава | Характеризовать общественный строй Персидской державы, работать с несколькими источниками информации |
Индия и Китай (4 ч) | |||||
23 | Природа и люди Древней Индии. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П – выявляют особенности и признаки климатических условий и проживания людей на полуострове Индостан; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К – взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Показывать на карте территорию Древней Индии, характеризовать условия жизни и занятия населения, анализировать документы. Высказывать собственное мнение к тем или иным событиям и личностям | Работать в группах: составлять опорные схемы по предложенному материалу. Характеризовать религию буддизм, сравнивать исторические факты и явления |
24 | Индийские касты | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П – выявляют особенности и признаки климатических условий и проживания людей на полуострове Индостан; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К – взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | характеризовать условия жизни и занятия населения, анализировать документы. Высказывать собственное мнение к тем или иным событиям и личностям | Работать в группах: составлять опорные схемы по предложенному материалу. Характеризовать религию буддизм, сравнивать исторические факты и явления |
25 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | Понимают важность учёбы и познания нового, принимают ценности других народов | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П – самостоятельно ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга | Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества | Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения |
26 | Первый властелин единого Китая | Определяют свою позицию к изучаемым событиям | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П – выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К – взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать деятельность Цинь Шихуана. Анализировать иллюстративный материал | Высказывать суждение о значении научных открытий и изобретений древних китайцев в мировую историю |
27 | Контрольная работа по теме « Древний Восток» | оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Р – принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действий. П – самостоятельно анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации. К – осуществляют взаимный контроль | Определять изученные термины | Показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций Востока |
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 ч) Древнейшая Греция (5 ч) | |||||
28 | Греки и критяне | Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывают собственные мировоззренчекие позиции | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П - выявляют особенности объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К - взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Показывать на карте территории древнегреческих государств, рассказывать об условиях жизни, основных занятиях населения | Сопоставлять свидетельства различных источников о жизни населения в Древней Греции |
29 | Микены и Троя | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Р – самостоятельно формулирует задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию на основе схем, моделей, сообщений. К – участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Анализировать мифы, описывать облик города – крепости. Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий | Сопоставлять действительную причину Троянской войны с мифом о причине начала Троянской войны |
30 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | Оценивают поступки, в том числе неодназначные, как хорошие или плохие, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре. | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята» | Характеризовать памятники античной литературы |
31 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | Оценивают поступки, в том числе неодназначные, как хорошие или плохие, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре. | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята» | Характеризовать памятники античной литературы |
32 | Религия древних греков | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе | Высказывать суждения о значении и месте культурного наследия Древней Греции в мировой истории |
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (6 ч) | |||||
33 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу | Р – самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения. П – работают по плану, сверяют свои действия и при необходимости исправляют ошибки. К – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события поступки | Объяснять смысл основных терминов: Аттика, демос, полис, аропаг, архонт, долговое рабство, показывать на карте Аттику и Афины | Характеризовать государственное устройство Афин |
34 | Зарождение демократии в Афинах | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П – выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К – взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Проводить поиск информации в исторических источниках | Характеризовать общественный строй в Афинах, составлять исторический портрет |
35 | Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П – выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К – взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять своё отношение к нему Давать оценку происходящим событиям, использовать историческую карту как источник информации | Характеризовать общественный строй Спарты, представлять результаты своей деятельности в виде эссе |
36 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П – выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К – взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Давать оценку происходящим событиям, использовать историческую карту как источник информации | представлять результаты своей деятельности в виде эссе |
37 | Олимпийские игры в древности. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П - устанавливают аналогии и причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга | Объяснять смысл основных терминов: атлеты, стадион, пятиборье, ипподром | Рассказывать о роли олимпийских игр в древности, высказывать собственное мнение к традиции прошлого |
38 | Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П - выявляют особенности и признаки побед древних греков. К - оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. Давать оценку происходящим событиям | Систематизировать информацию, предоставленную в учебнике, на карте, дополнительных источниках информации |
Возвышение Афин в V веке до н. э. (5 ч) | |||||
39 | В гаванях афинского порта Пирей.
| Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П - устанавливают аналогии и причинно-следственные связи и зависимости между объектами К - оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнёра; вступают в коллективное учебное сотрудничество | Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям | Давать сравнительную характеристику различных слоёв общества |
40 | В городе богини Афины | Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Использовать иллюстративный материал, описывать культурные памятники Афин, быт афинян | Объяснять, в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие |
41 | В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П - выявляют особенности объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К - взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях. Рассказывать о роли театра в жизни древних греков | Переводить информацию из одной знаковой системы в другую: на основе текста учебника составлять сравнительную таблицу |
42 | В афинском театре | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П - выявляют особенности объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К - взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Рассказывать о роли театра в жизни древних греков | Переводить информацию из одной знаковой системы в другую: на основе текста учебника составлять сравнительную таблицу |
43 | Афинская демократия при Перикле . | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания . | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. П – устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям. К – планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром | Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, раскрывать характерные черты афинской демократии, давать оценку деятельности историческим личностям | Сравнивать систему управления в Афинах и в Древнем Египте |
Македонские завоевания в IV веке до н. э. (3 ч) | |||||
44 | Города Эллады подчиняются Македонии | Оценивают собственную учебную деятельность | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей. П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. К – принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Раскрыть значение понятия эллинизм, читать историческую карту с опорой на легенду, составлять исторический портрет героев событий | Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников |
45 | Поход Александра Македонского на Восток | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Р - осуществляют индивидуальную образовательную траекторию; оценивают свою работу на уроке. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия | Использовать историческую карту как источник информации, рассказывать о событиях древней истории. Составлять исторический портрет А.Македонского | Работать в парах: составлять схему продвижения главного героя к местам описываемых событий |
46 | В Александрии Египетской | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Р - удерживают цель деятельности до получения её результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. П - устанавливают аналогии и причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К - планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга | Читать карту, анализировать причины распада державы Александра Македонского, давать оценку происходящим событиям | Составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой достопримечательностей |
47 | Контрольная работа по теме «Древняя Греция» | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П – выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К - взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Объяснять термины, пройденные в разделе «Древняя Греция». Анализировать вклад древних эллинов в мировую историю и культуру | Характеризовать особенности древнегреческой государственности. Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала |
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (16 ч) Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (2 ч) | |||||
48 | Древний Рим. Завоевание Римом Италии | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П – выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К - взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии | Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников |
49 | Устройство Римской республики | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. П – устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям. К – планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром | Раскрывать значение понятий, объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе | Давать характеристику общественного строя Римской республики |
Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | |||||
50 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П – выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К - взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Читать историческую карту, рассказывать о событиях древней истории | Определять причины пунических войн, высказывать предположение об исходе войн |
51 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность. Вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей. П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. К – принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Использовать историческую карту как источник информации, анализировать причины и итоги войн Рима. Давать оценку происходящим событиям | Работать с картой в процессе изучения событий |
52 | Рабство в Древнем Риме | проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. П – устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям. К – планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром | На основе фактов описывать события, высказывать собственное мнение о политике Рима в провинциях | Составлять рассказ от имени очевидца |
Гражданские войны в Риме ( 4 ч) | |||||
53 | Земельный закон братьев Гракхов | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Проводить поиск информации в исторических источниках, давать оценку происходящим событиям и личностям | Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения |
54 | Восстание Спартака | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу | Р – прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. П – выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. К - взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме, анализировать события, составлять исторический портрет Спартака | Работать в малых группах: писать заметки в газету о происходящих событиях |
55 | Единовластие Цезаря | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Р – планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность. Вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей. П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. К – принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач | На основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого, составлять исторический портрет Цезаря | Извлекать полезную информацию из исторического источника |
56 | Установление империи | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. П – устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям. К – планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром | Раскрывать значение понятий, осуществлять поиск информации в отрывках исторических текстов, давать оценку происходящим событиям | Определять различия между республикой и империей, выявлять причины упразднения республики и установления империи |
Римская империя в первые века нашей эры (4 ч) | |||||
57 | Соседи Римской империи | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. П – устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям. К – планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром | Рассказывать о исторических событиях, характеризовать образ жизни и верования германцев, предков славянских народов | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, презентовать материал |
58 | Рим при императоре Нероне | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. П – устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям. К – планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром | Описывать условия жизни римлян при императоре Нероне, составлять его исторический портрет | Давать оценку личностным качествам Нерона и Трояна. Составлять рассказ от имени очевидца |
59 | Первые христиане и их учения | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность | Р – осуществляет индивидуальную образовательную траекторию. П – самостоятельно ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. К - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия | Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказать о судьбе первых христиан в Риме | Видеть проявление влияния христианской религии, получившей распространение в Древнем Риме, в современном мире |
60 | Расцвет Римской империи во 2-м веке. Вечный город и его жители | Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Р – осуществляет индивидуальную образовательную траекторию. П – самостоятельно ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. К - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия | Описывать события прошлого на основе фактов и с помощью исторических понятий, выявлять существенные признаки исторических событий | Извлекать информацию из нескольких источников, анализировать и обобщать факты |
Разгром Рима и падение Западной Римской империи (2ч) | |||||
61 | Римская империя при Константине | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность | Р - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К – участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра | Характеризовать период правления Константина, составлять его исторический портрет, рассказывать о положении христиан, об основании новой столицы | Определять отличие политики Константина от политики его предшественников, извлекать полезную информацию из исторического источника |
62 | Взятие Рима варварами | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Р - умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. П – сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. К – сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации | Показывать на карте границы Западной и Восточной Римской империи после её разделения. Выявить причины гибели Западной Римской империи | Работа в малых группах: проводить репортаж с места описываемых событий |
63 | Повторительно-обобщающий. урок по теме «Древний Рим» (применение знаний и умений) | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Р – осуществляет индивидуальную образовательную траекторию. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия | Давать оценку происходящим событиям, объяснять смысл основных понятий и терминов, описывать памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира |
64 | Итоговое повторение по курсу | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Р – осуществляет индивидуальную образовательную траекторию. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия | Объяснять термины, называть главные события в истории Древнего мира | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала |
65 | Годовая контрольная работа по истории за курс 5 класса | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Р – осуществляет индивидуальную образовательную траекторию. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия | Объяснять термины, называть главные события в истории Древнего мира | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала |
66-68 | Итоговое повторение по курсу | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Р – осуществляет индивидуальную образовательную траекторию. П – самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. К - вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия | Объяснять термины, называть главные события в истории Древнего мира | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"
Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...