Открытый урок по истории 11 класс СССР в 1953-1964 годы
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Итоговый урок обобщения по теме "СССР в 1953-1964 годы " . Цель урока обобщить, повторить и закрепить следующие умения и навыки, знание дат, фактов, понятий, причин и следствий событий. умение извлекать зания из исторических источников, анализировать историческую ситуацию,исторические версии и оценки учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_istorii_11_klass_rossiya_1953-1964gg.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка итогового урока по истории в 11 классе.
Татьяна Николаевна Казакова,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №8 г. Томмот
Тема «СССР 1953-1964 гг.»
Цель урока: повторить, обобщить и закрепить следующие умения и навыки: знание дат, фактов, понятий, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из источника, анализировать историческую ситуацию, исторические версии и оценки учащихся по теме: «СССР в 1953-1964 гг»
Тип урока: повторительно – обобщающий
Содержательные элементы проверки:
- Борьбы за власть после смерти Сталина;
- 20 съезд КПСС и осуждение культа личности;
- Начало реабилитации жертв политический репрессий;
- Экономические реформы периода «оттепели»;
- Внешняя политика СССР;
- Развития науки СССР;
- Духовная жизнь периода «оттепели»
Этапы урока
- Организационный момент
- Устный опрос по изученному материалу
- Укажите фамилии лиц, начавших борьбу за власть после смерти Сталина?
- Какое значение имел 20 съезд КПСС?
- Что занимало первоочередное место в развитии промышленного производства в СССР в 1950-1960 – е гг (группа А, группа Б)?
- С каким государством СССР нормализовал отношения в 1954-1955 гг?
- В какой стране в 1956 году СССР подавил антисоветское восстание?
- Что нового содержала Программа КПСС, принятая 22 съездом партии?
- Перечислите события, явления научно - технического развития СССР периода «оттепели»?
- Какие события культурной жизни СССР данного периода вы можете назвать?
- Приведите факты, свидетельствующие о либерализации внешнеполитического курса в период «оттепели», и факты, свидетельствующие о продолжении «холодной войны»?
- Тестовые задания. Найти соответствия событие – дата (Задание выполняется устно)
1.Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС а) 1962
2. Создание Организации Варшавского договора б) 1964
3. 20 съезд КПСС в) 1953
4. Полет Гагарина в космос г) 1956
5. Карибский кризис д) 1961
6. Начало освоения целины и) 1954
7. Отстранение Хрущева от власти к) 1957
8. Запуск первого в мире искусственного спутника л) 1955
Земли
9. Смерть Сталина
10. События в Новочеркасске
Ответы: 1.в), 2.л), 3.г), 4.д), 5.а), 6.и), 7.б), 8.к), 9.в), 10.а)
- Исторические портреты
Составьте свой список имен выдающихся деятелей хрущевской «оттепели» (не менее 5), кратко аргументируйте свой выбор.
- Исторические понятия. Дать определение терминов (оттепель, реабилитация, волюнтаризм, совнархозы, десталинизация)
Ответы:
Волюнтаризм – политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями;
Реабилитация – восстановление в правах, восстановление доброго имени ;
Оттепель –период в истории СССР сер 50 – сер 60 –х ,характеризовавшийся
началом обновления духовной жизни общества;
Совнархозы – государственные сельскохозяйственные предприятия;
Десталинизация –процесс развенчания культа личности Сталина и отказ от репрессивных методов управления обществом
- Работа с документами
А) Проанализируйте приведенные статистические данные и ответьте на вопросы:
Рост посевных площадей под кукурузу в 1955 – 1962 гг.: 1955 г – 18 млн га;
1962 г – 37 млн га
- Чем вы можете объяснить приоритетное развитие кукурузы в эти годы?
- Какие последствия для развития сельского хозяйства имела «кукурузная эпопея»?
Б) М Роом сказал о Хрущеве следующие слова: «…Забудется и Манеж, и кукуруза…а люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди. И зла к нему никто не будет иметь…»
Выскажите по зтому вопросу свою точку зрения.
В) Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы
После смерти Сталина в 1953 году перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.
Какие направления развития были осуществлены (назвать 3 направления в различных сферах общества)
Какие причины определили осуществление этих направлений (2 причины)
Ответы:
- Могут быть названы направления развития СССР:
- в социально – экономической сфере – проведена реформа управления промышленностью, созданы совнархозы, проведён ряд мер по улучшению жизни населения;
- в сфере научно – технического прогресса – создание новых научных центров, достижения в освоении космоса;
- в духовно – культурной сфере – произошло раскрепощение общества, освобождения его от страха, проведена реформа образования.
2. Причины, определившие осуществление избранных направлений развития:
- невозможность после смерти Сталина скрывать от общества сталинские преступления;
- стремление Хрущёва улучшить жизнь советских людей
Г) Анализ исторический версий и оценок
Приведены две точки зрения на выступление Хрущёва на 20 съезде КПСС:
- Доклад Хрущёва с разоблачением культа личности Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.
- Доклад Хрущёва имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привёл к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.
Укажите, какая точка зрения вам предпочтительна. Приведите 3 факта, положения, которые служат аргументами, подтверждающую избранную вами точку зрения.
Учитель на доске фиксирует аргументы, приводимые учащимися
1 | 2 |
- Выступление Хрущева раскололо общество на сторонников и противников разоблачения культа личности Сталина; - Сталин долгие годы был общепризнанным вождем, под его руководством народ одержал победу в Великой Отечественной войне; -разоблачение культа личности Сталина привело к падению авторитета СССР за рубежом, расколу среди руководства соц. стран | - Критика Хрущёвым культа личности Сталина избавила людей от страха; - Реабилитирована значительная часть политических заключённых; - Началось проведение экономических преобразований, хотя и непоследовательных. |
- Составление синквейна. Учащиеся подводят итог урока и составляют синквейн.
- «Оттепель»
- Десталинизация, реабилитация, противоречивость
- Реформировать, тормозить
- Была только намечена тенденция перехода от тоталитарного государства к авторитарному
- Обновление
- Домашнее задание
Подготовиться к зачёту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».
Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....
Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».
Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....
методическая разработка урока" СССР в 1953-1964 годах"
методическая разработка итогового урока по истории России в 11 классе...
Методическая разработка итогового урока по истории 11 класс "СССР в 1953-1964 гг."
Обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.: ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности; экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг.; политика мирного сосуществования.особенности ра...
Урок по теме "Экономика СССР в 1953-1964 годы "
Методика группового обучения учащихся на уроках истории с использованием исторических источников....
Технологическая карта урока: «СССР в 1953-1964 годы
11 класс (базовый уровень).Учебник «История России» ред. Измозик В.С. Рудник С.Н. изд. Вентана - ГрафП.32Цель:1. Сформировать представление о политическом, социально-экон...
Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг."
Урок для 9 класса...