Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг."
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Гаврилов Александр Сергеевич

Урок для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

 9 класс

Учитель: Гаврилов Александр Сергеевич МАОУ «СОШ № 16»  

Предмет

История

Тема урока

«Социально-экономическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг.».

Цели урока

Сформировать представление о социально-экономическом развитии СССР в 1953 – 1964 гг.

Задачи урока

  1. Рассмотреть и оценить реформы Н.С. Хрущева в сельском хозяйстве на основе работы с картой, источником и текстом учебника
  2. Проанализировать и дать оценку реформам в промышленности. Определить вид ведущей промышленности на основе работы с картой, источником и текстом учебника.
  3. Выделить основные направления социальной политики и отношение народа к преобразованиям на основе  предложенных источников.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; 
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; 
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; 
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, таблица);

  • · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; 

Содержание педагогического взаимодействия

Личностный результат

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Этап: Мотивация к занятию

Цель Этапа: Актуализация. Создание проблемной ситуации. Фиксация цели занятия.

На экран выведены портреты исторических деятелей. (Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев).  Кто это?
На прошлом уроке мы с вами говорили о политической борьбе за власть после смерти Сталина. Обсудили политическое развитие СССР в годы руководства страной Н.С. Хрущева.
Вспомните, пожалуйста, из курса обществознания, какие еще сферы общественной жизни вы знаете?

Проблемный вопрос урока: Реформы Н.С. Хрущева – это черная или белая страница нашей истории?
Напомните мне, пожалуйста, рассматривая экономическую сферу, на какие основные отрасли мы должны с Вами обратить внимание?

  

Называют исторические личности.

Называют сферы общественной жизни.

Называют отрасли экономики.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Учащиеся называют задачи урока:
1. Рассмотреть реформы в с/х.
2. Рассмотреть реформы в промышленности.
3. Выделить преобразования в социальной политике.

Этап: Открытие нового знания

Цель Этапа: Поиск решения учебной задачи.

Для того чтобы ответить на проблемный вопрос урока, разделимся на 3 группы:
1-я группа изучает реформы в сельском хозяйстве.
2-я группа реформы в промышленности.
3-я группа реформы в социальной сфере.
Каждая группа работает с учебником § 40.
С картой «Экономика СССР в 1946 – 1966 гг». (приложение 1)

С пакетом документов. (приложение 2).

Учащиеся заполняют таблицу «Реформы Н.С. Хрущева». (приложение 3)

Отделяют главное от существенного в тексте или в речи, и уметь акцентироваться на первом. Заполняют таблицу.

Проводят коллективное исследование;

Класс делится на три группы. Каждая группа работает в соответствии с заданной темой.

Этап: Первичное закрепление

Цель Этапа: проговаривание и обсуждение нового знания. Запись опорного конспекта.

Выступление групп.

Добавляют информацию в таблицу.

Презентуют свое направление реформ.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Этап: Самоконтроль/Самооценка. Рефлексия

Цель Этапа: Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Предлагаю подвести итог нашего урока и ответить на проблемный вопрос:  Реформы Н.С. Хрущева – это черная или белая страница нашей истории?

Д/З: § 40. Выучить таблицу. Ответить на вопрос, что такое «Оттепель» и как мы можем применить этот термин к истории?

Составляют интеллект-карту.

Презентует каждый свое направление. Отвечают на проблемный вопрос урока.

Приложение 2

Пакет документов

Для группы № 1 и № 2:


СЛЕДУЕТ ИЗМЕНИТЬ НАШУ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ

(Из речи Председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова на сессии Верховного Совета СССР)

8 августа 1953 г.

До сих пор у нас не было возможностей развивать легкую и пищевую промышленность такими же темпами, как тяжелую промышленность. В настоящее время мы можем и, следовательно, обязаны в интересах обеспечения более быстрого повышения материального и культурного уровня жизни народа всемерно форсировать развитие легкой промышленности.

Правительство и Центральный Комитет партии считают необходимым значительно увеличить вложения средств на развитие легкой, пищевой и, в частности, рыбной промышленности, на развитие сельского хозяйства и поправить в сторону значительного увеличения задания по производству предметов народного потребления; шире привлечь к производству предметов потребления машиностроительные и другие предприятия тяжелой промышленности...

Мы обязаны обеспечить дальнейший более быстрый рост производства зерна, имея в виду, что это необходимо нашей стране не только для удовлетворения растущих потребностей населения в хлебе, но и для быстрого подъема животноводства и снабжения зерном районов, производящих технические культуры.

Правительство и Центральный Комитет партии решили также серьезно поправить и изменить неправильное отношение, сложившееся у нас к личному подсобному хозяйству колхозников...

Вследствие недостатков, имеющихся у нас в налоговой политике по отношению к личному подсобному хозяйству колхозников, за последние годы имеет место снижение доходов колхозников от личного подсобного хозяйства, допущено сокращение поголовья скота и особенно коров в личной собственности колхозного двора, что противоречит политике нашей партии в области колхозного строительства.

В этой связи правительство и Центральный Комитет партии сочли необходимым пойти на значительное снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников... изменить систему обложения колхозников сельскохозяйственным налогом, снизить денежный налог в среднем примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет.

Для группы № 1:

Из воспоминаний целинника Владимира Кузьмича Моисеева

«Ранней весной 1955 года по зову партии приехало очень много молодёжи и комсомольцев в посёлок имени Фрунзе Петропавловского района. Среди прибывшей молодёжи были и семейные, с детьми. Приехали, чтобы принять участие в грандиозном и нужном деле. Среди них были и опытные механизаторы, и далёкие от сельского хозяйства люди. Все волновались: как же поднимется первый пласт нетронутой, веками не обрабатываемой земли… Но когда сделали первую борозду, когда увидели, как легко поднялся и отвалился этот первый пласт, радости у механизаторов не было конца. Ведь они, целинники, приехали сюда, чтобы эта земля плодоносила, кормила хлебом страну… Ту весну и ту посевную они помнили всю жизнь. Первая целинная весна навсегда вошла в историю. Посеяли, успели вложиться в срок. А урожай был в первую хлебоуборочную страду богатейший, отменный. Зерна было столько, что не хватало помещений для хранения».


Для группы № 2:


Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.

«Тяжелая индустрия и впредь должна развиваться быстрее других отраслей народного хозяйства. Чем выше будет в нашей стране уровень развития тяжелой промышленности, определяющей дальнейший подъем всех отраслей хозяйства, тем полнее мы сможем удовлетворить непрерывно растущие потребности советского народа, быстрее создать изобилие предметов потребления и осуществить переход от социализма к коммунизму».


Для группы № 3:

Из информации в ЦК КПСС

Пенсионер т. Таганов на партсобрании коллектива крытого рынка Кировского района г. Куйбышева заявил, что не видит ни какого улучшения в жизни, получает пенсию 300 рублей на семью в десять человек и что дочь, которая окончила 8 классов, нигде не может устроиться на работу. Коммунисты осудили это выступление Таганова, разъяснили незрелость и вредность его суждений. Его поведение рассмотрено на партбюро.

Приложение 3

Таблица. «Реформы Н.С. Хрущева».

Направление

Цель

Содержание

Результат

Сельское хозяйство

Промышленность

Социальная сфера

Таблица. «Реформы Н.С. Хрущева».

Направление

Цель

Содержание

Результат

Сельское хозяйство

обеспечить подъем сельского хозяйства

  • Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
  • Поощрение ведения личных хозяйств.
  • «Укрупнение» сел 
  • Освоение целинных и залежных земель Казахстана и Южной Сибири
  • Расширение посевов кукурузы

Экстенсивный характер реформ, которые до 1957 года исчерпали свой потенциал

Быстрое падение урожайности целинных земель из-за выветривания почв

Упадок неперспективных сел, гигантомания в создании многоотраслевых хозяйств

Массовый отток молодежи из села

Резкое уменьшение сельскохозяйственного производства (с конца 1950-х гг)

Промышленность

Обеспечить подъем промышленности

  • Создание Государственного комитета Совета министров СССР по делам новой техники с целью внедрения достижений НТР
  • Увеличение выпуска товаров народного потребления

Введение промышленных ЭВМ

Запуск искусственного  

  спутника земли (1957)

Полет первого космонавта

  Ю.Гагарина в космос(1961)

Развитие атомной энергетики

Рост благосостояния населения

Социальная сфера

Улучшение жизни советских людей

  • Паспортизация и пенсионное обеспечение колхозников
  • Повышение реальной заработной платы
  • Уменьшение рабочей недели
  • Отмена платы за обучение
  • Массовое жилищное строительство на промышленной основе

Предоставление крестьянам свободы передвижения, приводящее к оттоку кадров

Рост жилищного фонда на 40% (за 1958- 1965 гг)

Свободная продажа бытовой техники, автомобилей

Реальное улучшение благосостояния граждан СССР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест:" СССР в 1953 - 1964 гг.: попытки реформирования общества".

Тест для 9-го класса по теме: "СССР в 1953-1964 гг. : попытки реформирования общества", удобно использовать для закрепления урока по этой теме. Есть задания на знания дат, событий, терминов....

Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....

методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.

Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...

Итоговый урок по теме: "СССР в 1953-1964 г.г.

Итоговый урок по истории в 9 классе...

урок по теме "СССР в 1953-1964"

Это разработка современного урока по истории  по периоду правления Н. Хрущева с использованием  проблемно-диалогического метода по УМК "Школа-2100", который соответствует ФГОС ООО...

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....

методическая разработка урока" СССР в 1953-1964 годах"

методическая разработка итогового урока по истории России в 11 классе...