Конспект урока "Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг."
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
9 класс
Учитель: Гаврилов Александр Сергеевич МАОУ «СОШ № 16»
Предмет | История | ||
Тема урока | «Социально-экономическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг.». | ||
Цели урока | Сформировать представление о социально-экономическом развитии СССР в 1953 – 1964 гг. | ||
Задачи урока |
| ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
|
|
|
Содержание педагогического взаимодействия | Личностный результат | |||
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||
Этап: Мотивация к занятию Цель Этапа: Актуализация. Создание проблемной ситуации. Фиксация цели занятия. | ||||
На экран выведены портреты исторических деятелей. (Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев). Кто это? Проблемный вопрос урока: Реформы Н.С. Хрущева – это черная или белая страница нашей истории?
| Называют исторические личности. Называют сферы общественной жизни. Называют отрасли экономики. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Учащиеся называют задачи урока: | |
Этап: Открытие нового знания Цель Этапа: Поиск решения учебной задачи. | ||||
Для того чтобы ответить на проблемный вопрос урока, разделимся на 3 группы: С пакетом документов. (приложение 2). Учащиеся заполняют таблицу «Реформы Н.С. Хрущева». (приложение 3) | Отделяют главное от существенного в тексте или в речи, и уметь акцентироваться на первом. Заполняют таблицу. Проводят коллективное исследование; | Класс делится на три группы. Каждая группа работает в соответствии с заданной темой. | ||
Этап: Первичное закрепление Цель Этапа: проговаривание и обсуждение нового знания. Запись опорного конспекта. | ||||
Выступление групп. | Добавляют информацию в таблицу. | Презентуют свое направление реформ. Участвуют в обсуждении содержания материала Учатся формулировать собственное мнение и позицию | ||
Этап: Самоконтроль/Самооценка. Рефлексия Цель Этапа: Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | ||||
Предлагаю подвести итог нашего урока и ответить на проблемный вопрос: Реформы Н.С. Хрущева – это черная или белая страница нашей истории? Д/З: § 40. Выучить таблицу. Ответить на вопрос, что такое «Оттепель» и как мы можем применить этот термин к истории? | Составляют интеллект-карту. | Презентует каждый свое направление. Отвечают на проблемный вопрос урока. |
Приложение 2
Пакет документов
Для группы № 1 и № 2:
СЛЕДУЕТ ИЗМЕНИТЬ НАШУ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ
(Из речи Председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова на сессии Верховного Совета СССР)
8 августа 1953 г.
До сих пор у нас не было возможностей развивать легкую и пищевую промышленность такими же темпами, как тяжелую промышленность. В настоящее время мы можем и, следовательно, обязаны в интересах обеспечения более быстрого повышения материального и культурного уровня жизни народа всемерно форсировать развитие легкой промышленности.
Правительство и Центральный Комитет партии считают необходимым значительно увеличить вложения средств на развитие легкой, пищевой и, в частности, рыбной промышленности, на развитие сельского хозяйства и поправить в сторону значительного увеличения задания по производству предметов народного потребления; шире привлечь к производству предметов потребления машиностроительные и другие предприятия тяжелой промышленности...
Мы обязаны обеспечить дальнейший более быстрый рост производства зерна, имея в виду, что это необходимо нашей стране не только для удовлетворения растущих потребностей населения в хлебе, но и для быстрого подъема животноводства и снабжения зерном районов, производящих технические культуры.
Правительство и Центральный Комитет партии решили также серьезно поправить и изменить неправильное отношение, сложившееся у нас к личному подсобному хозяйству колхозников...
Вследствие недостатков, имеющихся у нас в налоговой политике по отношению к личному подсобному хозяйству колхозников, за последние годы имеет место снижение доходов колхозников от личного подсобного хозяйства, допущено сокращение поголовья скота и особенно коров в личной собственности колхозного двора, что противоречит политике нашей партии в области колхозного строительства.
В этой связи правительство и Центральный Комитет партии сочли необходимым пойти на значительное снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников... изменить систему обложения колхозников сельскохозяйственным налогом, снизить денежный налог в среднем примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет.
Для группы № 1:
Из воспоминаний целинника Владимира Кузьмича Моисеева
«Ранней весной 1955 года по зову партии приехало очень много молодёжи и комсомольцев в посёлок имени Фрунзе Петропавловского района. Среди прибывшей молодёжи были и семейные, с детьми. Приехали, чтобы принять участие в грандиозном и нужном деле. Среди них были и опытные механизаторы, и далёкие от сельского хозяйства люди. Все волновались: как же поднимется первый пласт нетронутой, веками не обрабатываемой земли… Но когда сделали первую борозду, когда увидели, как легко поднялся и отвалился этот первый пласт, радости у механизаторов не было конца. Ведь они, целинники, приехали сюда, чтобы эта земля плодоносила, кормила хлебом страну… Ту весну и ту посевную они помнили всю жизнь. Первая целинная весна навсегда вошла в историю. Посеяли, успели вложиться в срок. А урожай был в первую хлебоуборочную страду богатейший, отменный. Зерна было столько, что не хватало помещений для хранения».
Для группы № 2:
Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.
«Тяжелая индустрия и впредь должна развиваться быстрее других отраслей народного хозяйства. Чем выше будет в нашей стране уровень развития тяжелой промышленности, определяющей дальнейший подъем всех отраслей хозяйства, тем полнее мы сможем удовлетворить непрерывно растущие потребности советского народа, быстрее создать изобилие предметов потребления и осуществить переход от социализма к коммунизму».
Для группы № 3:
Из информации в ЦК КПСС
Пенсионер т. Таганов на партсобрании коллектива крытого рынка Кировского района г. Куйбышева заявил, что не видит ни какого улучшения в жизни, получает пенсию 300 рублей на семью в десять человек и что дочь, которая окончила 8 классов, нигде не может устроиться на работу. Коммунисты осудили это выступление Таганова, разъяснили незрелость и вредность его суждений. Его поведение рассмотрено на партбюро.
Приложение 3
Таблица. «Реформы Н.С. Хрущева».
Направление | Цель | Содержание | Результат |
Сельское хозяйство | |||
Промышленность | |||
Социальная сфера |
Таблица. «Реформы Н.С. Хрущева».
Направление | Цель | Содержание | Результат |
Сельское хозяйство | обеспечить подъем сельского хозяйства |
| Экстенсивный характер реформ, которые до 1957 года исчерпали свой потенциал Быстрое падение урожайности целинных земель из-за выветривания почв Упадок неперспективных сел, гигантомания в создании многоотраслевых хозяйств Массовый отток молодежи из села Резкое уменьшение сельскохозяйственного производства (с конца 1950-х гг) |
Промышленность | Обеспечить подъем промышленности |
| Введение промышленных ЭВМ Запуск искусственного спутника земли (1957) Полет первого космонавта Ю.Гагарина в космос(1961) Развитие атомной энергетики Рост благосостояния населения |
Социальная сфера | Улучшение жизни советских людей |
| Предоставление крестьянам свободы передвижения, приводящее к оттоку кадров Рост жилищного фонда на 40% (за 1958- 1965 гг) Свободная продажа бытовой техники, автомобилей Реальное улучшение благосостояния граждан СССР. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест:" СССР в 1953 - 1964 гг.: попытки реформирования общества".
Тест для 9-го класса по теме: "СССР в 1953-1964 гг. : попытки реформирования общества", удобно использовать для закрепления урока по этой теме. Есть задания на знания дат, событий, терминов....
Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».
Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....
методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.
Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...
Итоговый урок по теме: "СССР в 1953-1964 г.г.
Итоговый урок по истории в 9 классе...
урок по теме "СССР в 1953-1964"
Это разработка современного урока по истории по периоду правления Н. Хрущева с использованием проблемно-диалогического метода по УМК "Школа-2100", который соответствует ФГОС ООО...
Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».
Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....
методическая разработка урока" СССР в 1953-1964 годах"
методическая разработка итогового урока по истории России в 11 классе...