Конспект урока по проблемно-диалогической технологии
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Васильев Максим Андреевич
Конспект урока по проблемно-диалогической технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_problemno-dialogicheskoy_tehnologii.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Васильев Максим, IV курс

Тема урока: «Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР»

Анализ

Учитель

Ученики

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемного задания

Предъявление первого факта

Предъявление второго факта

Побуждение к осознанию

Побуждение к проблеме

Выдвижение версий

Актуализация знаний

Открытие нового знания

Закрепление нового знания

Кто такой Ю.В. Андропов?

Какими политическими действиями он нам запомнился?

Кто и каким образом стал преемником Ю.В. Андропова?

Чем характеризуется правление Андропова?

В стране произошел рост политического самосознания, в печати появляются вопросы, которые раньше были под запретом, проводится кампания против коррупции. Как вы думаете, чего ожидало общество от правительства?

Были ли предприняты какие-либо действия со стороны правительства с приходом к власти М.С. Горбачева?

А что такое «перестройка»? Что означает этот термин?

Исходя из личного опыта (читали статьи, книги, рассказывали родственники) какое отношение к перестройке у вас сформировалось?

Работа со статьями газет и журналов на тему оценки перестройки

В чем разница этих статей?

Какое проблемное задание мы можем сформулировать, исходя из данного противоречия?

Фиксирует тему на доске

Какой ответ мы можем дать на поставленное проблемное задание?

Какие понятия, необходимые для изучения новой темы, нам нужно вспомнить?

Объясните смысл понятий.

В какой период происходили события, непосредственно связанные с перестройкой, и которые нам следует повторить?

Работа с текстом учебника

Какой внешне представлялась обстановка в СССР середины 1980-х годов?

Почему обстановка благополучной? Охарактеризуйте ее.

Действительно ли все было так хорошо? Что нам следует рассмотреть подробнее?

Что это были за процессы?

Работа с текстом учебника

Какие ключевые моменты 1985-1989 гг. мы можем выделить?

Какие меры для ускорения социально-экономического развития были предприняты?

Какие итоги имела такая политика?

Удачный ли курс выбрало советское правительство в 1985-1987 гг.?

Что предполагал М.С. Горбачев, когда объявлял перестройку?

В какой области были достигнуты значительные успехи при проведении реформ?

Какое влияние имело введение гласности?

Работа со схемой государственного устройства

Какие новые моменты появились в политической системе советского общества?

Что в политической системе советского общества до 1990 года оставалось прежним?

Какие политические течения образовались в ходе перестройки и чем отличались их цели?

Какой позиции придерживался М.С. Горбачев?

Какие события 1989 года позволяют говорить о начавшемся разрушении советского социалистического общества?

Это генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР. Находился у власти с ноября 1983 по февраль 1984.

Провел кампанию против коррупции, ряд громких судебных дел против чиновников, пытался навести порядок в идеологической сфере. В печати появляются сведения по закрытым ранее вопросам (например, о коррупции), это привело к тому, что общество более четко ощущает кризис в стране, растет интерес к политике.

После смерти Андропова, 13 февраля 1984 года К.У. Черненко единогласно был выбран Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Неудачной реформой школы, свертывание обсуждения общественных проблем.

Общество ждало нового лидера, ощущалась необходимость и неизбежность изменений.

Да, реформы М.С. Горбачева получили название «перестройка»

Перестройка – это радикальные, коренные изменения в какой-либо сфере общественно-политической жизни.

Варианты ответов учеников.

В одной статье перестройка оценивается как негативное явление, во второй статье как позитивное явление в истории России.

Перестройка – верный или ошибочный курс?

Советская система находилась в кризисе и нуждалась в радикальной перестройке, однако проводимая политика принесла постепенное разрушение социалистического общества.

Социализм, холодная война, капитализм

Следует повторить процессы, происходившие в советской системе 1970-1980 гг.

Внешне обстановка была благополучной.

Социализм считался лучшим социальным строем среди большинства населения, не было притеснений по национальному происхождению, было мало диссилентов.

Нам следует рассмотреть глубинные процессы, происходившие в советской системе 1970-1980-х годов.

Диктатура высшего руководства СССР, несменяемость кадров, коррупция в госаппарате, «теневая экономика», снижение роста производства, большие расходы на вооружение, дефицит продовольственных и промышленных товаров.

Ускорение социально-экономического развития и нового политического мышления, а также объявление политики перестройки и гласности.

Внедрение достижений научно-технической революции, антиалкогольная кампания, госприемка.

Политика имела обратный эффект: снизились доходы государства, ухудшилась социально-экономическая ситуация в стране.

Проведение реформ сложившегося социалистического строя.

В политической жизни – была объявлена гласность. Были предприняты попытки демократизировать советское общество

С одной стороны, всплеск общественного сознания, огромный интерес советских граждан к проблемам советской истории и нынешней жизни. С другой стороны, значительная часть советских граждан после ознакомления с новыми для себя фактами и оценками стала сомневаться в справедливости социалистического строя.

Среди интеллигенции, а также в советском руководстве – самые различные мнения о путях реформирования советского общества.

Съезд народных депутатов. Верховный Совет СССР.

Руководящая роль КПСС во главе с Генсеком и Политбюро.

Демократы (отказ от социализма, возвращение на «общечеловеческий путь развития», западные демократические ценности), коммунисты (сохранение завоеваний социализма), национал-патриоты (восстановление империи)

Центристской

Появление политических течений, отвергающих социалистический путь развития страны. Выход людей из КПСС.

Возникновение небольших оппозиционных партий.

Отказ государства от политики атеизма, возврат религиозных ценностей. Объявление в союзных республиках государственными своих национальных языков, требование большей самостоятельности и даже независимости (Прибалтика).

Межнациональные конфликты (Казахстан, Нагорный Карабах и др.). Усиливающийся дефицит продовольствия, товаров первой необходимости. Забастовки шахтеров, других рабочих, с требованиями улучшения условий жизни.

Учащиеся заполняют таблицу (см. приложение №1)


Приложение №1

Годы

Состояние экономики и населения

Развитие культуры

Отношения власти и граждан

Национальные отношения

Международное положение

1985-1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков в 9 классе( технология критического мышления)

Конспекты уроков в 9 классе( технология критического мышления)...

Конспект урока по теме: «Рождество». Технология эффективного обучения посредством ролевой игры. Класс: «3»

Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Рождество», музыкальная фонетика, формирование навыков работы на сцене. Ролевые игры. Развиваю...

Конспект урока с использованием исследовательской технологии

Тема урока "Применение производной для исследования функций"...

Конспект урока с использованием проектной технологии

            Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми....

План – конспект урока по образовательной области «Технология» на основе ФГОС. Тема урока: "Разметка и строгание заготовок из древесины".

Цель: 1.Ознакомить  учащихся с правилами организации рабочего места и инструментами для ручной обработки древесины.          2. Способство...

План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»

План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...