Конспекты уроков в 9 классе( технология критического мышления)
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Гусева Светлана Николаевна

Конспекты уроков в 9 классе( технология критического мышления) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Научный комплекс – вершина экономики».

Цели:

  1. Воспитывать аккуратность в заполнении контурных карт и рабочих тетрадей.
  2. Знать: состав, значение научного комплекса, факторы размещения, основные центры; понятия «научный комплекс», «технополис».
  3. Уметь показывать и называть по карте основные центры научного комплекса.
  4. Развивать общеучебные навыки работы с учебником, умение анализировать текст, составлять вопросы и частнопредметные навыки работы с картой.

План

Изучение новой темы

Стадия Вызов

1.Целепоглагание.

2.Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы в форме «Эскалатор» - форма закрепления и контроля знаний в парах сменного состава.

Термины и понятия закрепления и контроля:

  1. Хозяйство
  2. Структура хозяйства России
  3. Отрасль народного хозяйства
  4. Межотраслевой комплекс (МОК)

3.Работа с таблицей «ЗХУ».

а) Учитель предлагает детям записать в первой колонке то, что им известно о научном комплексе. Затем дети обсуждают написанное, в группах. Каждая группа представляет свои записи. Учитель на доске составляет аналогичную таблицу, заполняя ее, ответами детей.

б) Учитель предлагает детям записать во второй колонке возникшие у них вопросы, спрашивает, где они могут найти ответы на свои вопросы.

Таблица «ЗУХ»

Знаю

Хочу знать

Узнал

1.Научный комплекс – это наука, это получение знаний, их хранение, распространение.

1.Центры и факторы размещения комплекса.

2.Наука нужна всем, от ее развития зависит развитие всего хозяйства.

2.Состав комплекса.

3.Это ученые, учебные заведения, исследовательские центры.

Стадия Содержание

1.Учитель предлагает поработать с учебником (§ 16, учебник Дронов В.П., Ром В.Я. 9 класс) и найти ответы. При этом дети самостоятельно читают текст, делая на полях пометки карандашом.

V – знал раньше, информация подтвердилась;

+ - это новое для меня;

! - это меня удивило.

2.Учащимся предлагается заполнить в таблице третью колонку. После этого они обмениваются своими записями в группе. Учитель просит нескольких учеников озвучить свои записи.

        Дети записывают в своих тетрадях термин «технополис».

3.Работа с картами учебника, атласа. Учитель предлагает отметить на контурной карте географию научных центров, технополисов России.

Стадия Рефлексия

1.Работа в группах. Учитель предлагает в течение 2 минут ответить  в группе на вопрос, выбрать отвечающего.

1 группа. Из каких секторов состоит научный комплекс.

                Нарисуйте схему на доске.

2 группа. Какие изменения произошли в научном комплексе

                за годы реформ в России.

3 группа. Что такое «технополис»? Какое значение они будут иметь

                при переходе России в постиндустриальное общество.

Группы озвучивают свой вопрос и ответ, при необходимости дополняют.

Итог урока и домашнее задание

Учитель предлагает дома составить план изучения МОК, который бы подошел для всех остальных комплексов, которые будут изучаться дальше. И предлагает дополнительное задание повышенного уровня сложности: приготовить сообщение на 5 минут «Закрытый город, город-призрак России».

Тема: «Машиностроительный комплекс»

Цели:

  1. Знать понятия: «кооперирование», «специализация», «географическое разделение труда», «машиностроительный комплекс».
  2. Уметь обобщать, выделять главное, работать с различными источниками информации.
  3. Развивать навыки формирования терминов, аккуратного оформления контурных карт и тетрадей.
  4. Воспитать уважительное отношение друг к другу

План

Изучение новой темы

Стадия Вызов

        Изучение любого МОК можно выразить в плане. Что же важно знать о каждом МОК, и для чего это нужно?

        1.Учитель предлагает обсудить в группах планы МОК, составленные детьми дома. Затем каждая группа представляет свой план. Учитель корректируя, записывает на доске.

Стадия Содержание

        1.Учитель предлагает детям просмотреть на компьютере диск «География России. Хозяйство и регионы», тема « Машиностроительный комплекс России» и при помощи плана, учебника и просмотренных материалов составить кластер.

        Затем одна из групп рисует свой кластер на доске, другие группы при необходимости дополняют.

Стадия Рефлексия

1.Учитель приводит примеры специализации и предлагает учащимся при помощи общепринятой схемы, памятки, просмотренного фильма составить определение понятия «специализация» (учебники закрыты).

Далее так же составляется определение понятия «кооперирование».

Учитель говорит, что специализация и кооперирование, составные части географического разделения труда. Что же такое, географическое разделение труда? Попробуйте составить его определение.

Затем дети зачитывают свои определения.

2.Учитель предлагает при помощи атласа обозначить на контурной карте крупнейшие центры машиностроительного комплекса, данные им на листочках каждой группе.

Итог урока и домашнее задание

Общее. Найти в учебнике и других источниках информации определение понятий изученных на уроке и записать в словарь наиболее точное.

Для I уровня. Составить домино по изучению МОК терминами.

Для II уровня. На рис. 34 «Состав и связи машиностроительного комплекса», а так же текста учебника, найти примеры внутриотраслевых и межотраслевых связей машиностроительного комплекса.

Тема: «Машиностроительный комплекс»

Практическая работа: «Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения».

Цели:

  1. Формировать понятия предыдущего урока.
  2. Уметь анализировать таблицы, карты, рисунки, делать выводы.
  3. Развивать умение составлять картосхемы.

Комбинированный урок

1.Проверка домашнего задания.

        Учитель предлагает в группах обсудить написанные в словарях учеников определения, выбрать лучшие. Далее группы озвучивают свои определения.

2.Учитель предлагает одному ученику из класса перечислить выделенные им примеры внутриотраслевых и межотраслевых связей машиностроительного комплекса, объяснить их различие. Остальные дополняют. А один из учеников, пользуясь планом, оценивает ответ и дает рецензию. (Приложение 1).

3.Учитель предлагает проанализировать рис. 34, заполнить таблицу, предложенную учителем и ответить на вопрос.

Точное, наукоемкое машиностроение

Тяжелое, металлоемкое машиностроение

Транспортное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение

        Каков принцип классификации отраслей в учебнике и в таблице данной учителем?

        Далее идет обсуждение таблицы заполненной детьми и отвечают дети на поставленный вопрос.

4.Практическая работа.

        Дети при помощи таблицы 24, рис. 36 (учебника) и алгоритма работы для слабых учащихся выполняют практическую работу.

5.Учащимся, выполнившим практическую работу, предлагается:

а) Собрать домино по терминам (составленное детьми) или составить Синквейн «Машиностроение».

Итог урока и домашнее задание

Подготовиться к тестированию по темам «Научный комплекс» и «Машиностроение России». Принести и приготовиться к выступлению по ранее заданной теме «Закрытый город, город-призрак России».

Творческое задание. Составить картосхему «Специализация, факторы развития машиностроения» (при помощи таб. 25, рис. 102 в учебнике и атласе). А также изготовить образцы различных картосхем для оформления стенда в классе.

Тема: «Военно-промышленный комплекс России»

Цели:

  1. Воспитать патриотизм и любовь к Родине.
  2. Уметь ставить цели урока, анализировать, делать выводы, рассуждать, свертывать информацию в схемах, выделять главное.
  3. Знать понятия «ВПК», «конверсия».

План

1.Текущий контроль знаний по пройденным темам (10 минут).

Или тестирование по пройденным темам на компьютерах по электронным учебникам.

Тест

  1. Что такое «технополис»:

а) центр, где «рождаются» новые идеи;

б) скопление технических вузов и промышленности;

в) город с большим количеством транспорта, разнообразной техники.

  1. Установите соответствие:

1. Набережные Челны                        а) КамАЗ;

2. Тольятти                                          б) ВАЗ;

3. Москва                                             в) ГАЗ;

4. Ульяновск                                       г) УАЗ.

  1. Установите соответствие:

                    Отрасль                                                    Фактор размещения

1. Производство с/х комбайнов                                       а) трудовой;

2. Производство горно-шахтного оборудования           б) сырьевой;

3. Электронное машиностроение                                    в) научный;

4. Автомобилестроение                                                   г) потребительский.

  1. К трудоемкому машиностроению относятся:

а) приборостроение;

б) станкостроение;

в) металлургическое.

  1. К металлургическим базам тяготеют предприятия…

а) точного машиностроения;                             б) тяжелого.

  1. Район благоприятный для размещения авиационного завода:

а) Норильск;

б) Чебоксары;

в) Владивосток;

г) Якутск.

  1. Владимир и Волгоград являются центрами:

а) судостроения;

б) тракторостроения;

в) тяжелого машиностроения.

  1. Автомобили «Жигули» производит завод:

а) в Набережных Челнах;

б) в Нижнем Новгороде;

в) в Тольятти.

Дополните предложения.

  1. Сочетание на одном предприятии связанных производств разных отраслей…..
  2. Производственные связи между предприятиями…..
  3. Машиностроительный комплекс это…..

Стадия Вызов

        1.Россия крупнейшая военная держава мира. Она обладает наилучшими в мире разработками, оружием, военной техникой. И сегодня мы будем изучать ВПК. Давайте поставим цели урока. Что мы должны знать про ВПК, чему должны научиться.

Учитель предлагает составить кластер.

Уметь рассказать про ВПК по плану, с показом на карте центров.

ВПК

Что такое

Состав

Факторы размещения

Центры

Значение

        2.Учитель предлагает детям выступить с сообщением «Закрытый город, город-призрак России» и вывешивает на доску карту с отмеченными (цветной самоклеящейся бумагой) закрытыми городами.

Стадия Содержание

1.Учитель предлагает, детям прочитав текст, проанализировав карты атласа составить развернутый кластер или таблицу, отвечающие на пункты плана.

Далее дети обсуждают в группах кластер. Один ребенок рисует кластер на доске, другие при необходимости дополняют.

Стадия Рефлексия

1.Учитель предлагает провести дискуссию в группах в течение 7 минут по вопросам карточки, данной им.

Карточка

На проблему конверсии существует несколько точек зрения. Одни считают, что конверсия необходима для России. Огромные затраты на вооружение явились в свое время одной из причин, приведших экономику СССР к экономическому кризису. Другие считают, что следует придерживаться девиза оборонной промышленности США «Экспорт вооружения – лучше, чем конверсия».

Ответьте на вопросы

  1. Каково ваше отношение к экспорту оружия в другие страны?
  2. Как вы считаете, есть ли необходимость конверсии ВПК в России?
  3. Столкнулся ли ваш район, в котором вы проживаете с проблемами конверсии?
  4. ВПК оказывает мощное негативное влияние на окружающую среду. Как вы относитесь к проблеме утилизации отходов ядерного оружия?

Итог урока и домашнее задание

Опережающее задание: на ватмане составить кластер и по нему рассказать о своей отрасли с использованием карт и наглядных изображений с компьютерного диска по теме «ТЭК России».

1 группа. Нефтяная промышленность.

2 группа. Угольная промышленность.

3 группа. Газовая промышленность.

4 группа. Электроэнергетика.

Тема: «Топливно-энергетический комплекс»

Цели:

  1. Знать понятия «себестоимость», «единая газовая система», «энергосистема».
  2. Уметь называть и показывать по карте крупнейшие месторождения газа, угля, нефти, крупнейшие ГЭС, ТЭС, АЭС, ПЭС, геотермальные ЭС.
  3. Развивать речь, умение выступать перед аудиторией, работать с различными источниками информации.

План

Изучение новой темы

1.Целеполагание.

2.Выступление групп. Не выступающие дети срисовывают кластер с доски.

3.Работа с терминами. Запись терминов в словарь с подчеркиванием главного и второстепенного (себестоимость, энергосистема, единая газовая система).

Закрепление

1.Учитель совместно с учениками составляет схему «Отраслевой состав ТЭК и связи».

Рассказ учителя

2.Учитель рассказывает о топливно-энергетическом балансе, его необходимости, знакомит с понятием «условное топливо».

Работа с картой

        3.Учитель предлагает нанести на контурную карту при помощи кластеров в тетради и карт атласа крупнейшие месторождения угля, нефти, газа, ТЭС, ГЭС, АЭС, ПЭС, геотермальных ЭС России.

Работа в группах

        4.Учитель делит класс на 3 группы и дает задание: Выделить недостатки

1 группа – ТЭС

2 группа – ГЭС

3 группа – АЭС. Затем идет обсуждение выделенных недостатков.

Тест на закрепление темы и для диагностики уровня знаний

Или тестирование по пройденным темам на компьютерах по электронным учебникам.

Самые крупные запасы угля (общегеологические) имеет бассейн:

а) Кузнецкий;

б) Печерский;

в) Тунгусский;

г) Донецкий.

  1. Первое место в России по добыче угля занимает бассейн:

а) Кузнецкий;

б) Печерский;

в) Южно-Якутский.

  1. Самый дешевый уголь (в 2-3 раза дешевле кузнецкого) в бассейне:

а) Печерский;

б) Донецкий;

        в) Канско-Ачинский.

  1. Самый дешевый способ добычи угля:

а) подземный;

б) открытый;

в) фонтанный;

г) насосный.

  1. Только подземным способом уголь добывают в бассейне:

а) Кузнецком;

б) Печерском;

в) Канско-Ачинском.

  1. 70% нефти страна добывает в …(Западно-Сибирской базе или в Среднем Приобье).
  2. Самый дешевый способ добычи нефти … (фонтанный).
  3. 91% газа добывается в … (Западной Сибири, или в Приобье).
  4. НПЗ расположены в районах потребления продуктов ее переработки или в районах добычи нефти? (В районах потребления продуктов ее переработки. Это удобнее и экономичнее).
  5. Крупнейшие газопроводы идут от… (Уренгоя и Оренбурга).
  6. По добыче газа Россия занимает… (1 место).
  7. Ведущие предприятия газовой промышленности… (АО «Газпром»).
  8. По запасам нефти Россия занимает… (2 место в мире).
  9. Бурые угли добывают в бассейне:

а) Донецком;

б) Канско-Ачинском;

в) Кузнецком

  1. Добыча угля в 90-х годах…

а) возросла;

б) упала.

  1. Уголь этого бассейна идет на экспорт в основном в Японию.

а) Тунгусского;

б) Южно-Якутского;

в) Канско-Ачинского.

Критерии оценки

          ошибок 0-1 – оценка «5»

          ошибок 2-4 – оценка «4»

          ошибок 5-8 – оценка «3»

9 и более ошибок – оценка «2»

Для сильных учащихся, которые тест выполнят быстрее других, предлагается дополнительный материал:

                «Энергия ветра» (стр. 99).

«Солнечная энергия» (стр. 100).

Учитель проверяет у них тест, ставит оценки. Или учитель выставляет оценки поставленные компьютором.

После выполнения теста дети  обмениваются тетрадями в парах и по открытым на доске ответам и критериям оценки проверяют и оценивают тесты.

Итог урока и домашнее задание

Составить географическое лото:

1 вариант – «Термины и понятия изученных тем».

2 вариант – «География важнейших центров изученных МОК».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с элементами технологии критического мышления «Начало правления Петра I» 10 класс

Урок разработан на основе учебника Левандовского А.А. (базовый уровень) 10 класс , является первым  в теме "Россия в период  правления Петра I»".В разработке урока использованы приёмы т...

конспект урока с использованием технологии критического мышления

Технология критического мышления необходима для того, чтобы ученики не оставались наблюдателями, а старались активно участвовать в учебном процессе....

Конспекты уроков с использованием технологии критического мышления

Технология критического мышления помогаетповысить интерес как к предмету, так и к процессу обучения...

МАСТЕР КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  на уроках  литературы" Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации акт...

Тихий океан.7 класс. Конспект урока с использованием технологии критического мышления.

Новая тема. Учащиеся знакомятся с уникальным природным комплексом - Тихим океаном....

(Урок с применением технологии критического мышления) Класс: 7б - класс Тема: Разложение многочленов на множители с помощью различных способов

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 2Мосенкова Л.А.Предмет: алгебра (Урок с применением технологии критического мышления)Класс: 7б - клас...

Презентация к уроку по географии "Ветер" для 6 класса (урок с использованием технологии критического мышления)

Здесь представлена презентация урока с использованием технологии критического мышления...