Открытый урок по истории "Природа и люди древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по истории Древнего мира в 5классе
Тема урока: Природа и люди Древней Индии.
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода
Тип урока: проблемно-диалогический
Цель урока:
-Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями , верованиями и занятиями населения Индии.
Задачи урока:
- формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями
- развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником
- воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Форма организации деятельности:
- фронтальная,
- индивидуальная
- работа в парах
Структура урока
- Организационный этап.
- Постановка целей, задач ,мотивация учебной деятельности уч-ся. 3.Актуализация опорных знаний.
- Создание проблемной ситуации.
- Изучение нового материала
-географическое положение Древней Индии;
-природные особенности Индии;
-занятия населения Древней Индии
-религиозные верования индийцев.
7. Динамическая пауза.
8.Первичное применение новых знаний.
9.Итог урока. Рефлексия.
10. Домашнее задание
Оборудование
- учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал для каждого ученика для игры «Испорченный документ»
- разноцветные фигурки для рефлексии.
Методы
- словесный,
- наглядный,
- практический.
Межпредметные связи:
Опора на знания по Окружающему миру (4 класс)
Планируемые результаты
Предметные:
- познакомить учащихся с кастами в древней Индии;
- выяснить в чём значение деления общества на касты;
- определить в чьих интересах было деление на касты.
- подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;
Метапредметные
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать в группах;
- развивать умение работать с текстом;
- развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
- развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;
- способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.
Личностные
- создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
- воспитывать чувство уважения к истории;
- вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.
Технологическая карта урока
№п.п | Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
1 | Организационный этап | Мотивация к учебной деятельности с целью включения обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствует детей, объявляет о начале урока | Приветствуют учителя | Личностные: самоопределение Регулятивные: Волевая саморегуляция(способность к преодолению препятствий |
2 | Постановка целей, задач , создание проблемной ситуации. | • постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; | Показывает детям слайд- шоу с видами Индии в сопровождении индийской музыки. Вопрос: - как вы думаете в как называется государство, в которое мы отправимся сегодня? Представляет план в виде маршрутного листа, который дублируется на слайд презентации. Создает проблемную ситуацию: «Древние греки называли Индию «страна чудес». В конце урока мы должны ответить, почему» | Смотрят слайд –шоу, угадывают страну. Отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетрадь тему урока. Зачитывают вслух пункты плана. | Регулятивные : постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной и др. Познавательные (общеучебные и логические): определять проблему, цели; и др. |
3 | Актуализация знаний (проверка домашнего задания) | Проверка выполнения домашнего задания. Выполнение дифференцированного тестового задания в парах по вариантам по теме «Персидская держава царя царей» Игра «Слово – страна» | Организует тестирование с взаимопроверкой по ключу. Проводит игру «Слово –страна» | Выполняют тестирование, проверяют работу соседа по парте по ключу. Играют в игру. | Регулятивные: планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности; волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий). и др. Коммуникативные: аргументировать свое мнение; и др. Познавательные (общеучебные и логические): перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др. |
4 | Первичное усвоение новых знаний | Изучение нового материала с использованием мультимедийного ряда Power Point , текста учебника, текста дополнительного материала, карт, в постоянном диалоге с учащимися | Рассказывает о местоположении и природных условиях Древней Индии, сопровождая свой рассказ показом на карте и в слайдах презентации. Вызывает детей к карте с заданием показать полуостров Индостан, горы Гималаи, реки Инд и Ганг. Организует самостоятельную работу детей с текстом дополнительного материала и текстом учебника и дальнейшую работу по прочитанному | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, активно работают с картой. Самостоятельно изучают текст отрывка из поэмы «Махабхарата» и текстом п. 2 учебника. Отвечают на вопросы учителя по прочитанному. | Предметные цели – формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области. Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий). Познавательные: (общеучебные и логические): строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.); наблюдение слушание и др. Коммуникативные УУД: владеть всеми видами деятельности; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; аргументировать свое мнение; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; корректировать поведение; осуществлять контроль; |
5 | Динамическая пауза | Проведение физминутки в виде путешествия по джунглям | Говорит текст физминутки и побуждает детей к выполнению простейших физических упражнений | Выполняют движения, согласно тексту | Формирование ответственного отношения к своему здоровью. |
6 | Первичная проверка понимания. | Работа с раздаточным материалом(восстановить древний документ) с проверкой по эталону. | Организует работу обучающихся с текстом и последующую проверку по эталону(на слайде презентации) | Восстанавливают текст документа, вставляя пропущенные слова и затем сверяют полученный результат по эталону, исправляют ошибки. | Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий); контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности; самоконтроль. Познавательные УУД (общеучебные и логические): выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие ; Коммуникативные : участвовать в коллективном обсуждении; аргументировать свое мнение; осуществлять контроль; Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. |
7 | Первичное закрепление | Выполнение задания в тетради – тренажере. Стр. 63 №81 | Организует работу обучающихся в тетради – тренажере и дальнейшую проверку | Выполняют задание в тетради – тренажере. После выполнения- разбирают под руководством учителя правильность выполнения. | |
8 | Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. | Домашнее задание (на слайде презентации). &20 учебника, пересказ «Сказания о Раме» | Задает домашнее задание, объясняет, где находится то или иное задание и как его нужно выполнять | Записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные : самоконтроль. |
9 | Рефлексия. Подведение итогов урока. | Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Оценивание детьми самих себя и оценивание детей учителем. | Вопрос детям:- «Смогли ли мы ответить на вопрос, который поставили перед собой в начале урока?» Побуждает детей дать оценку своей работе на уроке. Оценивает работу детей. | Отвечают на вопрос учителя. Делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям | Личностные УУД
Регулятивные Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими. |
Конспект урока
1.Организационный момент.
Друзья мои, звенит звонок
И рада я начать урок
Сегодня нас открытья ждут,
Итак, вперёд и в добрый путь!
- Постановка целей, задач , создание проблемной ситуации
Учитель. Ребята, я вижу вы готовы к уроку и сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру. Но куда? На этот вопрос вы мне ответите сами, после того, как послушаете музыку и посмотрите слайды ( просмотр слайдов в сопровождении индийской музыки). Вывешивается карта Индии
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия").
Учитель: Тема нашего путешествия "Природа и люди Древней Индии".(Презентация - слайд №1). Запишите число и тему урока в тетрадь. Вывешивается тема урока на доске. Откройте учебник п.20.(На доске –карта Индии.)( на слайде №2схема –опора для постановки цели урока)Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
(Дети сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, какие природные условия в Индии,чем занимались жители Древней Индии").
Учитель: У каждого путешественника есть маршрут. У нас с вами тоже есть маршрут – это план нашего путешествия. (Презентация - Слайд № 3) План путешествия раздаётся на каждый стол. Давайте зачитаем по пунктам.рщщаздаются на столы по 2 на путешествия:
ГПлан путешествия:
- Географическое положение Древней Индии.
- Природные особенности Индии.
- Занятия населения Древней Индии.
- Верования индийцев.
Создание проблемной ситуации
Внимание мы отправляемся в страну чудес(слайд №4) именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия.
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, прежде, чем мы познакомимся с древнейшей цивилизацией, давайте вспомним, с какими государствами мы уже познакомились. Сейчас вы поработаете в парах с тестами.
Теперь мы поиграем в нашу игру «Слово- страна»:
Нил – Египет
Шумеры – Междуречье
Стекло – Финикия
Иероглиф – Египет
Хаммураппи - Вавилонское царство
Пирамиды - Египет
Клинопись – Междуречье
Яхве - Древнееврейское царство
Ниневия - Ассирия
Дарий I - Персидская держава
4. Первичное усвоение новых знаний
Государство Древняя Индия возникло в глубокой древности. Сначала это были разрозненные племена, соперничавшие между собой, но в III тысячелетии до н.э. все индийские государства объединил под своей властью Ашока. Столица – Паталипутра.
Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.
Учитель: Карта, необходимая нам, находится в учебнике на стр.92. А у меня на доске. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.? Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия.?(Индийский океан). -На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы. Определите по карте название этих гор.(Гималаи). Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами (слово «Гималаи» означает «жилище из снега») Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили надежной зашитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Называется она Джомолунгма. Слово «Джомолунгма»-означает «поднебесное жилище богов.
-В стране имеются безводные раскаленные пустыни и могучие реки. (Инд и Ганг). Долины Инда и Ганга сходны по своим природным условиям с речными долинами Нила, Тигра и Евфрата: 1) Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки; 2) ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил; 3) долины Инда и Ганга расположены в жарком поясе, где много теплых, солнечных дней в году. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.
Дети работают с картой в учебнике и показывают названные объекты на большой карте.
-Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся). Правильно в долинах рек условия благоприятные для земледелия. Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями. (Презентация, слайд №5).
Самостоятельная работа учащихся с историческим источником(поэма Махабхарата)и учебником
-Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 2.стр), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.
Беседа с учащимися по прочитанному.
- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами). - Верно. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые.
-А для того, чтобы узнать о животном мире джунглей вам нужно познакомится с отрывком из поэмы «Махабхарата» и ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту.(Презентация. Слайд №6). Задание всем понятно? Работаем.
В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Беседа по документу.
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)
В джунглях человека подстерегала опасность. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. (Презентация, слайд). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был бог Ганеша, которого изображали с головой слона.
Но самым почитаемым и священным животным в Индии была корова. (Презентация. Слайд №). Индийцы называли её матерью и божественной кормилицей.
Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.
- Динамическая пауза. Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
- заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
- идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
- увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
- впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
- раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
- вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
- Первичная проверка понимания.
IIIпункт Учитель: : Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. Основным занятием жителей Древней Индии было оседлое земледелие. Очень трудно было им подготовить участок для пашни, им приходилось вырубать лес и выкорчевывать пни. После того, как появились железные топоры, мотыги, лопаты работать им стало легче. (Слайд №7). Посмотрите на следующий слайд и скажите, что выращивали индийцы? (слайд №8). Древние путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали своим соотечественникам на Родине, что в далёкой стране на кустах растёт белая шерсть, которую земледельцы срезают и делают из неё ткани. Это, конечно, хлопчатник. А про сахар они говорили, что это белый порошок, который слаще мёда и его индийцы добывают из растений.
Ребята, у меня есть документ, который испортился от времени. Вам нужно его восстановить, вспомните, о чем мы говорили и вставьте слова на месте пропусков.( работа с текстом)
Индия расположена на полуострове…………..Северной границей Индии служат горы …………….Самые крупные реки Индии – это ……………...
Густые, непроходимые леса Индии называются ………………
Жители Древней Индии выращивали…………….и делали из него одежду.
Индийцы называли ………………матерью, божественной кормилицей.
- Молодцы, теперь давайте проверим по нашему эталону (Презентация слайд № 9 ).
- Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Запишите домашнее задание. (Слайд № 10)
- Итог урока .Рефлексия. Оценивание и комментарии
-Ребята, как вы думаете, смогли ли мы доказать мнение греков о том, что Индия «страна чудес»? (Презентация слайд№11 )
-Вы сегодня все замечательно работали на уроке, мне понравилась ваша работа, а как вы сами себя оцените?
Оценивание себя детьми.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что вам больше всего запомнилось?
-О чем еще вы хотели бы узнать?
- Чтобы узнать еще больше, мы продолжим путешествие на следующем уроке.
Теперь я хотела бы, чтобы вы оценили сою работу на уроке. Для этого у вас на столах лежат разноцветные кружочки. Прочитайте, что на них написано и поднимите тот, который считаете нужным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории "Природа и люди Древней Индии"
Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...
Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии
Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...
Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ "ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ"
Конспект урока истории по теме «Природа и люди Древней Индии» и презинтация....
Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"
Материал по истории Древнего мираКласс: 5 Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...
Урок истории "Природа и люди Древней Индии" 5 класс
Урок соответствует требованиям ФГОС и Концепции исторического образования. На уроке представлена ситуация выбора для учащихся 5 класса...
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"
Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....