Открытый урок по теме "Индия: характеристика"
план-конспект занятия по географии по теме
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики Администрации
Арзамасского района
Нижегородской области МОУ Новоселковская средняя общеобразовательная школа
Проект урока в 7 классе:
«ИНДИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА».
Учитель географии 1квалификационной категории Солдатова Нина Николаевна
Адрес: 607264
Нижегородская область
Арзамасский район
Д. Бебяево, д.40в
МОУ Новоселковская СОШ
Телефон: (83147) 55-2-91
2011 – 2012 учебный год
Тема урока: «Индия: характеристика»
Девиз урока: «Здоровье в наших руках»
Цель:
Раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности Индии.
Задачи:
Образовательные:
- Выявить духовные ценности и культурно-исторические центры страны.
- Формировать умение описывать страну по различным источникам информации.
Развивающие:
- Анализировать, устанавливать связи и отношения (причина-следствие, целое-часть, общее-частное, большее - меньшее, предпочтительное – нежелательное)
- Сопоставлять, проводить сравнения и аналогии.
- Подбирать аргументы, строить доказательство, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключения.
Воспитательные:
- Воспитание способности критически, но объективно оценивать предметы и явления, поступки и действия (свои и чужие).
- Выяснение роли географии в социально-экономических и политических вопросах.
- Воспитывать потребности в знаниях о тех государствах, с которыми нам придется соприкасаться в жизни.
- Создать условия для успешной деятельности учащихся, применить на уроке средства информационно – коммуникационных технологий.
- Использовать на уроке: физические паузы, просмотры фотографий, прослушивание музыки с целью предупреждения утомляемости учащихся.
- Привить здоровый образ жизни.
Технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, игрового обучения, позиционного обучения, здоровьесберегающая.
Методы: поисковой деятельности, эврестической беседы, исследовательский, интерактивный, опытно-экспериментальный.
Формы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, парная.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
1.Физическая карта Мира.
2.Физическая карта Евразии.
3.Политическая карта Евразии.
4.Атласы 7 класс.
5.Компьютер.
6.Мультимедийный проектор.
7.Экран проекционный.
8.Слайд-проектор.
9.Слайд-альбомы по географии населения Мира.
10.Диски Кирилл и Мефодий «Уроки географии» 7 класс
Дидактический материал: карточки с заданиями, атласы, контурные карты.
План урока:
- Организационный этап
- Мотивационный этап
- Проверка домашнего задания
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала
- Объяснение нового материала, усвоение знаний
- Закрепление материала
- Итоги урока
Ход урока:
Этапы. Учебно-воспитательные задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Теоретическое (психолого – педагогическое) обоснование |
1.Орзанизационный Задачи: Обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. | Здравствуйте ребята! Рада приветствовать вас на уроке. Садитесь. Отмечаю отсутствующих, обращаю внимание на подготовленность класса (учебники, тетради, ручки, атласы). Беру психологическую паузу. Затем предлагаю учащимся повернуться друг к другу лицом, хлопнуть в ладоши, сесть правильно, выпрямив спину, руги положив на парту, ноги поставив под прямым углом. | Учащиеся приветствуют учителя, молча встав из-за парт. Дежурные подают сведения об отсутствующих. Учащиеся концентрируют внимание, настраиваются на работу, хлопают друг другу в ладоши, правильно садятся. | Выясняю причину отсутствия, сопереживаю больным, создаю атмосферу доброжелательности, симпатии. Обращаю внимание на внешний вид. Во время психологической паузы выражаю настроение улыбкой, предлагаю перейти к уроку, мобилизую учащихся на деловой настрой урока. |
2.Мотивационный. Задачи: Организую познавательную деятельность, подготавливаю учащихся к усвоению знаний, учу формировать цели и задачи урока, нахожу средства для их реализации. | Ребята, мы продолжаем изучать Азию. Открываем тетради, записываем число и тему урока. «Индия: характеристика» Цель урока выясняю с помощью учеников и объявляю ее: раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности Индии.
вспомнить ранее пройденный материал, применив его к теме «Азия» и соответственно ближе познакомится с Индией.
Уметь работать в группе, с учителем, умение поддерживать оптимистический настрой на уроке, быть доброжелательным, получить максимум знаний и хороших оценок. | Записывают число и тему урока в тетради, определяются с целями и задачами урока. | Постановка темы урока, цели и задач позволяет учащимся увидеть проблему, определить план действий, помогает активизировать ранее полученные знания. |
3. Проверка домашнего задания. Задачи: Проверить усвоение материала. | Давайте проверим, как вы усвоили географическое положение Азии. Открываем учебники, повторяем. Работает первая группа (берут каточку у учителя). Пока готовится группа, даю задание второй группе: заполнить таблицы на доске. Распространение религий в Азии Пока группы готовятся, я создаю группу исследователей. Даю им задание: 1.Работая с учебником, с атласом, подготовьте минидоклад на тему «Какие полезные ископаемые добываются в Азии». 2.Ответить на вопросы:
Проводим физ. паузу. Работает третья группа: Давайте проверим следующий вопрос: население в Азии. Ученик раздает листы с религиями Азии, показывает государства. | Ответ первой группы. Ученик показывает презентацию на компьютере. В это время другой ученик рассказывает о географическом положении. Его рассказ должен быть таким: На политической карте 39 суверенных государств. В его составе выделяют 4 региона: Центральную и Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Юго-Западную Азию и Южную Азию. Вторая группа отвечает. На территории Зарубежной Азии находятся страны гиганты: Китай, Индия, много довольно крупных, есть и микрогосударства. Границы проходят по выраженным природным рубежам. ЭГП стран характеризуется тремя главными чертами:
Политическая карта Зарубежной Азии остается ареной многих территориальных споров:
Вывод: показывает страны на политической карте:
Третья группа: показывает презентацию на компьютере, рассказывает о населении. Рассказ должен быть таким: По численности населения Азия занимает внеконкурентное первое место среди крупных регионов Мира (3,6 миллиарда человек). Этнический состав сложен, здесь проживает более 1000 народов, принадлежащих к разным языковым группам и семействам. Азия родина всех мировых религий (обратите внимание на доску). Сложность этнического и религиозного состава ряда азиатских стран приводит к возникновению многих межэтнических и религиозных конфликтов. Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Афганистан, Филиппины. Большинство конфликтов связано с колониальным прошлым. Размещение населения неравномерно (есть приморские равнины, долины и долины рек, полупустыни, пустыни, высокогорья, тропические леса. Международные миграции велики. Они связаны с добычей нефти и газа, с процессами урбанизации, с религиозными верованиями, конфликтами. Один из учеников ведет диалог в форме беседы: В регионе Зарубежной Азии есть страны, где много долгожителей. С чем это связано? Возьмем это себе на заметку для укрепления здоровья и здорового образа жизни.
Прислушайтесь и вы к здоровому образу жизни. Ученик подводим итог по домашнему заданию: На политической карте Азии около 39 суверенных государств. Многие из них относятся к древнейшим в мире. Азия – один из очагов зарождения человечества, земледелия, орошения городов, культурных ценностей. | Домашнее задание способствует развитию, усиливает любознательность и желание получить хорошую оценку. Групповая работа способствует развитию коммуникативных, организационных способностей, развитию твердой позиции, умения общения друг с другом. |
Задачи: Настроить учащихся на добывание знаний, умений, навыков. | Ребята приводим в порядок свои мысли для усвоения новых знаний, настраиваемся на их приобретение. Проведем географический бой. Выходят 2 ученика. | Один ученик называет страну, другой называет столицу. 5 вопросов друг другу, они должны быть такими:
| Создаю ситуацию успеха в получении знаний. |
5. Объяснение нового материала. Задачи: Дать конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи вопроса, добиться изучения способов, путей и средств, которые привели бы к воспроизведению изученного материала. | Ребята открываем учебники и записываем в тетради 1 вопрос. Общий обзор Индии. Учащиеся подготовили нам доклады, послушаем их. Ребята записывают 2 вопрос. Обряды и традиции Индии Чтобы лучше усвоить материал, я предлагаю вам заполнить табличку. Слушайте и запоминайте. Записываем 3 вопрос Географическое положение Индии. Более 200 лет Индия была английской колонией. После Второй мировой войны страна добилась независимости. Далее необходимо определить особенности географического положения этой страны, используя пункт 1 на с. 88 учебника (рубрика «Шаг за шагом»). Знакомство с Гималаями осуществляется под руководством учителя. Учитель рисует схему высотной поясности Гималаев и дает характеристику каждого пояса. Теплый климат позволяет снимать здесь по два-три урожая в год. Основными земледельческими культурами являются летом рис, джут, сахарный тростник; зимой — ячмень, гречиха, пшеница. Ребята у нас работала исследовательская группа, я им предлагаю ответить на вопросы:
| Учащиеся приготовились слушать. Ученик читает доклад, он должен быть таким: Индия расположена на одном из самых больших полуостровов Евразии — Индостан. Название полуострова, государства и океана, омывающего государство, имеет общий корень — Инд и происходит от названия реки Инд, что с языка пушту переводится «Отец рек». Слушаем доклад о традициях и обычаях Индии, он должен быть таким: Система каст, возникшая в Индии более четырех тысячелетий назад, до сих пор сохраняет значение в жизни общества (особенно в деревне). Касты традиционно группируют в варны — четыре социальные общности, или сословия, на которые делилось население Древней Индии. «Поэмой из камня», «мечтой, воплощенной в мраморе» называли поэты мавзолей Тадж-Махал в Агре. Красота его многогранна. Мавзолей каждый раз предстает в каком-то новом, чудесном свете: при ярком солнце он ослепляет белизной стен, в пасмурный день излучает мягкий желтовато-молочный свет, ночью, при луне, кажется таинственно-неземным. Каждый сантиметр громадного здания отделан тончайшей резьбой по мрамору, украшен ажурными мраморными решетками, инкрустирован драгоценными камнями. Тадж-Махал был построен для погребения Мумтаз-Махал, жены императора Шах-Джахана. По преданию, это была красивая, умная женщина. Император во всех делах советовался с ней. Смерть царицы сломила волю Шах-Джахана, он охладел к жизни, забросил дела государства, сын императора воспользовался таким состоянием отца и захватил власть. Когда Шах-Джахан умер, его похоронили рядом с женой в мавзолее Тадж-Махал. Анализируя карты атласа, учащиеся выделяют три природных комплекса: Гималаи, плоскогорье Декан и Индо-Гангскую низменность. Данные заносятся в таблицу (в Приложении). По картам атласа учащиеся определяют тип климата этого пояса и характер выпадения осадков. Затем, используя карты атласа, текст § 57 и рисунок 211 учебника, ученики дают сравнительную характеристику природы и хозяйственной деятельности Индо-Гангской низменности и плоскогорья Декан. Ответы должны быть такими: 1 - мировое значение в Азии имеет нефть. 2 - В Азии для развития сельского хозяйства и животноводства наиболее благоприятные условия в долинах рек | Сообщения учащихся способствуют основным навыкам поиска новых знаний путем работы с дополнительной литературой, учебником, атласом, приобщает к самостоятельной работе, учит видеть главное. |
Задачи: Закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы. | Ребята, мы проделали огромную работу по изучению Индии. Давайте вспомним, что мы узнали нового и сделаем выводы по нашей теме, выполнив тестовые задания. | Учащиеся выполняют тест. | Закрепление материала активизирует полученные знания, создает позитивный настрой. |
7. Подведение итогов урока. Задачи: Выставление оценок, инструктаж по домашнему заданию. | Выставление оценок. Домашнее задание: 1) изучить § 57; 2) ответить на вопросы 1—3; 3) выполнить задание 5 на контурной карте; задания 4, 6—8. Благодарю всех за урок. | Выставляют оценки в дневники, записывают домашнее задание. Если что-то непонятно, задают вопросы. | Создается ситуация успеха. Дается методика выполнения домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок. Тема: "Общая характеристика неметаллов" 10 класс
Полностью подготовленный материал на тему "Общая характеристика неметаллов" по модульной технологии в 10 профильном классе по учебнику И.И.Новошинского...
Сценарий открытого урока в 10 классе по теме "Сравнительная характеристика Японии и Китая"
Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.Раз...
Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».
Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....
Открытый урок по географии "Характеристика населения Зарубежной Европы"
Тема: Зарубежная ЕвропаТема урока: Характеристика населения Зарубежной ЕвропыЦель урока:Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы,...
План-конспект открытого урока. Тема: Статистические характеристики.
АннотацияПредлагаемая методическая разработка урока может использоваться преподавателем математики при подготовке уроков,по теме «Элементы математической статистики» для студентов учреждений сре...
Открытый урок на тему: "Характеристика углерода и кремния"
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируем...