открытый урок по географии "Движение воздуха. Откуда дует ветер"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Цибко Елена Владимировна

Разработка урока , план-конспект для учителей работающих в 6 лассах по учебнику Е.М.Домогацких."География, 6 класс", издательство "Руусское Слово". К уроку можно создать презентацию по информации рекомендованной в плане - конспекте, расписанной по слайдам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок для 6 класса25.58 КБ
Файл урок для 6 класса23.4 КБ
Файл урок для 6 класса24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Движение воздуха. Откуда дует ветер

(урок по теме 6 класса)

Цибко Елена Владимировна
учитель географии, МБОУ ООШ № 21 (основная)", г. Анапа, Краснодарский край 

Пояснительная записка-конспект к презентации по географии на тему "Движение воздуха".

Примечание:

  1. Конспект составлен согласно структуре презентации.
  2. Презентация составлена к теме: «Движение воздуха. Откуда дует ветер»  §21
  3. На слайдах № 3,4,14,16  заключен большой объем информации, необходимо для полного обзора данной информации использовать несколько «кликов мышью»

Тема урока - "Движение воздуха. Откуда дует ветер?".

Предполагаемый тип урока: урок изучения нового  материала.

Цель урока:

  • сформировать и закрепить знания о движении воздуха – ветре, описать различия процессов нагревания и охлаждения воды и суши;
  • дать понятие «бриз», «муссон» и объяснить причины возникновения;
  • объяснить механизмы возникновения ветра, направления ветра;
  • научить определять направление ветра и делать графический рисунок «роза ветров»
  • рассказать о значении ветра в жизни человека и окружающей среды.

     Задачи:

Подвести итоги знаний учащихся:

- О ветре

- О механизме образования ветра

- О направлении ветра

- Об умении изображать «розу ветров»

Оборудование:

Доска, мел.

Интерактивная доска

Мультимедийная система

Проектор

Буклеты

Тетради

Ручка

Линейка

Презентационная программа

Участники:

  • Учитель
  • Учащиеся класса

Оформление класса:

Плакаты «Дневной и ночной бриз», флюгер, схема –график «роза ветров»

На интерактивной доске через проектор настроен показ презентации «Движение воздуха. Откуда дует ветер?»

На столах учащихся с краю стола находятся буклеты, в которых  находится  общая информация о механизме образования ветра, рисунки – схемы ночной бриз, дневной бриз, муссон, фотография прибора – флюгер, схема – график «роза ветров».  В центре стола - тетрадь, листочки для ответов на тест, ручки, простой и цветные карандаши.

Методы формы.

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, индивидуальная, дифференцированная.

Тип урока.

Подведение итогов, анализ изученного материала

Межпредметные связи.

Физика: атмосферное давление воздуха, математика: построение графика, использование  инструментов для построения графика, вычисления

Термины и понятия.

Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров, направление ветра.

Ход урока.

Слайд 1-2

Ветер. Загадка.

Отгадайте загадку, о чем или о ком идет речь?

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.

Только что он был везде –

Миг – и нет его нигде.

Правильно, речь идет о ветре!

Повелителем ветров, согласно греческой мифологии, был царь острова Эолии. Зевс сделал Эола господином над ветрами, он мог держать их на замке или устраивать бури и ураганы. Эола считали изобретателем паруса. В восточнославянской мифологии бог ветра - Стрибог.

Слайд 3

Определение «ветер»

Вы знаете, что воздух находится в непрерывном движении, и это движение называется ветром.  Но почему это происходит? А возникает ветер вследствие  различий атмосферного давления над  разными районами планеты. Воздух всегда движется из областей с высоким давлением в области с низким атмосферным  давлением. И чем больше разность этих давлений, тем быстрее будет двигаться воздух. Теперь мы можем дать с вами определение, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким давлением.

Слайд 4

Механизм возникновения ветра. Дневной бриз.

Вспомним лето, себя на берегу моря… Откуда дует прохладой, где не так изнурительно жарко? Да, возле моря, возле воды. Ведь от моря в сторону суши дует несильный ветерок, очень приятный для всех в жаркий летний день.  Почему так происходит? Вода нагревается медленнее, чем суша (вспомните обжигающий песок пока идете к морю, а вода ведь сразу кажется холодной). А вот ночью, суша быстро остыла, по песку можно свободно идти босиком, а вода теплая, приятная и кажется в ней теплее, чем на суше. Вода долго нагревалась и медленно будет остывать, что совсем, наоборот, в отношении суши, она быстро нагрелась, но и быстро остыла.   Сделаем вывод: днем суша нагрета сильнее,  а море холоднее, значит над водой и воздух более холодный-здесь образуется область высокого давления.   Над сушей воздух теплый - область низкого давления, значит, зная определение, мы уверенно теперь может сказать, почему ветер дует днем летом с моря на сушу.                                                                                              

Слайд 5

Ночной  бриз.

Что же ночью? Все наоборот. Вода нагрета сильнее, следовательно, над ней воздух теплый, а значит давление меньше, чем над сушей, над которой воздух прохладней и образовалась область высокого давления, значит ветер будет дуть с суши на море.

Слайд 6

Определение бриз.

Ветер, который дует днем с моря на сушу, называется дневной бриз, а ночью дует с суши на море - ночной бриз.

Он меняет свое направление 2 раза в течение суток. Днем на сушу, ночью на море.

Слайд 7

Муссон.

На бриз похож ветер, который образуется на границе океанов и материков. Он также меняет свое направление 2 раза, но только по сезонам года: лето и зима? Как вы думаете, откуда и куда будет дуть это ветер летом? Зимой? Дайте определение «Муссону».

Слайд 8-9

Сила ветра. Направление.

 Мы говорили, что чем больше разница между давлением, тем с большей скоростью  дует ветер, это и есть его сила. Сила (скорость) ветра определяется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805г. Скорость (сила) ветра измеряется в метрах в секунду: 1 балл = 2 м/с. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная, а в Америке – 17-балльная.                                                                                                                                    А направление ветра определяют по сторонам горизонта. Направление ветра – это направление, откуда он дует. С севера, значит северный ветер, с запада-западный и т.д.

Слайд 10-11

Анемометр. Флюгер

Прибор же с помощью которого определяют силу(скорость) ветра называется анемометр, а прибор с помощью которого определяют направление ветра – флюгер.

Слайд 12-13

Значение ветра.

С давних пор человек использовал силу ветра в свою пользу и об этом много говорилось в литературных источниках, произведениях писателей, сказках…Ветер помогал мореплавателям; перенос влаги на материки; переносит семена растений и споры грибов; способствует образованию морских течений; вырабатывает электроэнергию (мельницы, двигатели, парусники). Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа; но и одной из причин бедствий, несчастий является также – ветер.

Слайд 14-16

Роза ветров.

Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощь особого графика – роза ветров. Строится  он очень просто: чертятся линии направлений горизонта, на них наносятся деления по 1 см.(1деление – 1 день), точкой отмечается  на каждом направлении- линии то количество делений, сколько дней дул ветер именно в этом направлении, когда все точки обозначены на линиях-направлений их соединяют. Полученная фигура и есть роза ветров.  Выполните сами построение розы ветров по данным таблицы.

Слайд 17

Домашнее задание.

Прочитать 21, ответить на вопросы, выполнить построение розы ветров по данным таблицы.



Предварительный просмотр:

Вода в атмосфере

Можно ли увидеть водяной пар?

(урок по теме 6 класса)

Цибко Елена Владимировна
учитель географии, МБОУ ООШ № 21 (основная)", г. Анапа, Краснодарский край

Пояснительная записка-конспект к презентации по географии на тему "Вода в атмосфере".

Примечание:

  1. Конспект составлен согласно структуре презентации.
  2. Презентация составлена к теме: «Вода в атмосфере»  §22
  3. На всех слайдах заключен большой объем информации, необходимо для полного обзора данной информации использовать несколько «кликов мышью».

Тема урока - "Вода в атмосфере. Можно ли увидеть водяной пар?".

Предполагаемый тип урока: урок изучения нового  материала.

Цель урока:

  • закрепить знания об атмосфере;
  • сформировать знания о водяном паре;
  • влажности, распределении влаги на  Земле;
  • температуре воздуха;
  • облаках и видах облаков;
  •  атмосферных осадках;
  • закрепить материал

Задачи:

Подвести итоги знаний учащихся:

- Об атмосфере

- О явлениях, происходящих в атмосфере

- О закономерностях, протекающих в атмосфере

Оборудование:

Доска, мел.

Интерактивная доска

Мультимедийная система

Проектор

Учебник

Фотографии

Контурные карты

Тетради

Ручка

Линейка

Презентационная программа

Участники:

  • Учитель
  • Учащиеся класса

Оформление класса:

Плакаты «Виды облаков», « Конденсация водяного пара», «Осадки», « Зависимость количества водяного пара в насыщенном воздухе от его температуры».  Фотографии «туман, дождевые облака, радуга, снег, дождь». Атлас с климатическими картами и диаграммами количества осадков по многолетним данным. На интерактивной доске через проектор настроен показ презентации «Вода в атмосфере».

На столах учащихся с краю стола находятся:  атлас, учебники с фотоматериалом.  В центре стола - тетрадь,  ручки, простой и цветные карандаши.

Методы формы.

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, индивидуальная, дифференцированная.

Тип урока.

Подведение итогов, анализ изученного материала

Межпредметные связи.

Физика: состояние воды (пар), свойства воды;  математика: вычисления по насыщенности  воздуха водяным паром.

Термины и понятия.

Водяной пар, влажность, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, осадкомер.

Ход урока.

Слайд 1-2

Водяной пар.

Вы уже знаете, что в состав  воздуха входит водяной пар. Лужи, оставшиеся после дождя, со временем исчезают, вода из них испаряется, превращается в пар, становится частью воздуха.  Водяного пара в воздухе может быть много или мало, поэтому воздух соответственно может быть влажным или сухим.

Водяной пар – это не мельчайшие капельки воды, а её молекулы. Водяной пар – это газ.

Слайд 3

Влажность воздуха.

Влажность воздуха зависит от температуры. И это легко доказать, если вы наблюдательны. Туман в большинстве случаев возникает вечером или рано утром. Это происходит потому, что под утро поверхность Земли сильно охлаждается, естественно охлаждается и воздух над ней. При остывании воздух сжимается, молекулы водяного пара сближаются, сталкиваются и образуют мельчайшие капельки, не видимые для нас, но вместе эти капельки образуют туман. Когда же водяные капельки видны, это значит, произошел процесс конденсации, то есть процесс превращения водяного пара в капли воды. Конденсация происходит при охлаждении   воздуха. Когда солнце   прогревает воздух, мельчайшие капельки испаряются и туман рассеивается.

Значит, холодный воздух содержит меньше водяного  пара, чем теплый.

Слайд 4

Распределение влаги на поверхности Земли.

Поскольку влажность воздуха  зависит от температуры  воздуха, то есть еще одна закономерность: самые влажные районы планеты расположены на экваторе, где высокие температуры воздуха, а в районе полюсов, наоборот, воздух сухой. Ну и конечно над океанами воздух будет насыщен влагой, поскольку с поверхности океанов испаряется больше воды.

Слайд 5

Облака.

Облака  возникают  почти  также как и туман, только они возникают не с утренним или вечерним охлаждением воздуха, а  при образовании облаков воздух охлаждается, поднимаясь вверх, содержащийся водяной пар конденсируется, и возникают облака.

Слайд 6-8

Атмосферные осадки.

Атмосферные осадки – это вода, выпадающая из атмосферы на Землю в жидком или твердом состоянии.  Конденсация происходит потому, что  при охлаждении воздух становится плотнее и молекулы водяного пара образуются капли. Мелкие капли соединяются, становятся более крупными, которые и называют дождевыми. Зимой осадки носят название – снег - крошечные ледяные кристаллики. Как вы думаете почему?

Слайд 9

Осадкомер.

Прибор, с помощью которого измеряют количество выпавших осадков в течение суток, месяца, года называется – осадкомер. Рассчитывают также и средние многолетние количества осадков, на основании которых строят специальные диаграммы, показывающие режим выпадения осадков.

Слайд 10

Домашнее задание.

  1. Выучить  §22 , тест на стр.147
  2. Рассмотреть фото, работа с атласом.



Предварительный просмотр:

Атмосферное давление. Сколько весит атмосфера.

(урок по теме 6 класса)

Цибко Елена Владимировна
учитель географии, МБОУ ООШ № 21 (основная)", г. Анапа, Краснодарский край 

Пояснительная записка-конспект к презентации по географии на тему "Атмосферное давление".

Примечание:

  1. Конспект составлен согласно структуре презентации.
  2. Презентация составлена к теме: «Атмосферное давление»  §20
  3. На слайдах заключена информация, необходимая для полного понимания и восприятия материала.

Тема урока - "Атмосферное давление".

Предполагаемый тип урока: урок изучения нового  материала.

Цель урока:

  • сформировать и закрепить знания об атмосферном давлении, его весе
  • объяснить как меняется атмосферное давление;
  • пояснить опыт Торричелли;
  • назвать приборы для измерения давления
  • научить определять и вычислять атмосферное давление зная высоту места над уровнем моря.

     Задачи:

Подвести итоги знаний учащихся:

- О давлении атмосферы

- О закономерностях изменения давления атмосферы с высотой

- О приборе барометр, его разновидностях

- Умении вычислять давление

Оборудование:

Доска, мел.

Интерактивная доска

Мультимедийная система

Проектор

Учебник

Тетради

Ручка

Презентационная программа

Участники:

  • Учитель
  • Учащиеся класса

Оформление класса:

Таблицы «Зависимость атмосферного давления от высоты» Фотографии ртутного барометра, барометра-анероида. На интерактивной доске через проектор настроен показ презентации «Атмосферное давление».

На столах учащихся с краю стола находятся учебники, тетради.  В центре стола - тетрадь, листочки с заготовкой для ответов на тест, ручки, простой и цветные карандаши.

Методы формы.

Объяснительно-иллюстративный, практический, самостоятельная работа, индивидуальная, дифференцированная.

Тип урока.

Подведение итогов, анализ изученного материала

Межпредметные связи.

Физика: свойства воздуха, его вес; математика: вычисление атмосферного давления при наличии данных высоты места.

Термины и понятия.

Атмосферное давление, барометр, опыт Торричелли.

Ход урока.

Слайд 1

Что весит воздух.

Вы знаете,  что воздух имеет вес? Да он весит не много, всего 1 кг.300 г.-это вес одного кубического метра воздуха.

Давайте проведем опыт, возьмем деревянную линейку, только чтобы она не гнулась, лист бумаги, со стола все уберем.  

  1. Положим линейку так, чтобы один край ее свешивался со стола. А теперь несильно ударьте по этому краю пальцем, посмотрите, как далеко улетела линейка? Запишем это расстояние.
  2. Положим линейку также как и раньше, прикроем ту часть линейки, которая лежит на столе листом бумаги. Повторим свой опыт, несильно ударим по свободному краю линейки, с той же силой , что и в прошлый раз. Смотрите, результат удивляет. Объясните, почему так произошло? Правильно, мы с вами уже знаем, что воздух весит, поэтому результаты так и отличаются друг от друга.

Слайд 2

Атмосферное давление. Определение.

Если воздух имеет вес, значит, он давит на земную поверхность, над которой находится и на все предметы, которые находятся на ней.  Известно, что воздух давит на каждый 1 см2 поверхности (это 4 клеточки в тетради)  около 1 кг. Посчитайте сколько давит на вашу ладонь, если ее площадь около 150 см2 ….(учащиеся ведут расчет и называют результат150 кг) . Вот именно, 150 кг. Давайте, дадим определение, что такое атмосферное давление – это давление, оказываемое земной атмосферой на единицу площади.

Слайд 3

Изменение атмосферного давления.

От чего же зависит атмосферное давление?

  1. От высоты. Чем выше мы поднимаемся над поверхностью Земли, тем меньше высота столба воздуха над Землей, тем меньше будет атмосферное давление.   С увеличением высоты над уровнем моря давление снижается.
  2. От температуры воздуха. Теплый воздух легче холодного (вспомните воздушный шарик, который поднимается в небо, почему? Потому, что он наполнен горячим воздухом). Чем температура ниже, тем вес воздуха больше. Поэтому холодный воздух давит на земную поверхность сильнее, чем теплый. С понижением температуры воздуха атмосферное давление выше.

Слайд 4

Прибор для измерения давления.

Прибор с помощью которого можно измерить атмосферное давление назвали барометр   (от слова «бар»- давление0  Итальянец Эванджелиста Торричелли проделал опыт (чаша, ртуть, стеклянная трубка, запаянная с одной стороны). Это прибор, который он создал, назвали ртутный барометр, единицей измерения стали считать мм.рт.ст. (миллиметры ртутного столба). Измерив давление на уровне моря, которое составило 760 мм.рт.ст. – назвали нормальным атмосферным давлением, а все остальное повышенным или пониженным.

Позднее был изобретен барометр безжидкостный (без ртути), его называют барометр – анероид.

Слайд 5

Карта.

На географических картах наносят данные атмосферного давления , плавные линии, которые соединяют точки с одинаковыми значениями  атмосферного давления называю изобарами. Обратите внимание,  как  распределяется  атмосферное давление  на земном шаре в январе.

Слайд 6

Домашнее задание.

  1. Выучить  § 20,
  2. Ответить на вопросы теста, стр.134.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"

Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе  "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока...

Открытый урок по географии "Ветер"

план - конспект открытого  урока для учеников 6 класса...

открытый урок по технологии "Адресная табличка для ветерана ВОВ"

Открытый урок по технологии. Проектная деятельность....

Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"

Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"Цель:  Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деяте...

Куда дует ветер? Задание повышенной сложности для 6 класса по разделу "Атмосфера"

Материал можнт быть использован  как проверочный  по разделу "Атмосфера", после изучения темы "Ветер" . Или в качество одного из заданий на итоговом уроке после изучения ...

Открытый урок в 6 классе по теме "Ветер"

формирование представлений о ветре, как природном явлении, его видах, причинах образования....