Открытый урок "Музыка рождает движение"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Чернов Герман Геральдович

 

Цели урока:

 

Ø выявить взаимодействие изобразительного искусства и музыки;

Ø научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

 

Задачи урока.

 

Дидактические (образовательные):

Ø формирование  системы  знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;

Ø формирование умений  сравнивать образы музыкальных произведений с образами произведений  изобразительного искусства;

Ø побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.

 

Развивающие:

Ø развивать интерес к музыке  через творческое самовыражение;

Ø развивать чувственные ощущения  от прослушанных музыкальных произведений и произведений изобразительного ряда;

Ø развивать наглядно-образное мышление;

Ø развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыки и живописи.

 

Воспитательные:

Ø воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству;

Ø воспитывать эмоциональную отзывчивость.

 

Оборудование урока:

Ø репродукции картин: М. Грекова «Тачанка», «Трубачи Первой конной»;

Ø интерактивная доска;

Ø гармоника – хромка;

Ø музыкальный синтезатор;

Ø музыкальные инструменты ударной группы: барабаны, тарелки, бубен, ложки, барабанные палочки и обечайки.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Поселковая Средняя общеобразовательная школа»

Урок музыки на основе авторской концепции

«Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития учащихся»

ТЕМА УРОКА

«Музыка рождает движение»

данный урок музыки разработан

на основе рабочей  программы

   Д. Кабалевского

5 класс

общеобразовательной школы

ЧЕРНОВ ГЕРМАН ГЕРАЛЬДОВИЧ

учитель музыки

МКОУ «Поселковая СОШ»

2013

Цели урока: 

  • выявить взаимодействие изобразительного искусства и музыки;
  • научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

Задачи урока.

Дидактические (образовательные):

  • формирование  системы  знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;
  • формирование умений  сравнивать образы музыкальных произведений с образами произведений  изобразительного искусства;
  • побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.

Развивающие:

  • развивать интерес к музыке  через творческое самовыражение;
  • развивать чувственные ощущения  от прослушанных музыкальных произведений и произведений изобразительного ряда;
  • развивать наглядно-образное мышление;
  • развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыки и живописи.

Воспитательные:

  • воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование урока:

  • репродукции картин: М. Грекова «Тачанка», «Трубачи Первой конной»;
  • интерактивная доска;
  • гармоника – хромка;
  • музыкальный синтезатор;
  • музыкальные инструменты ударной группы: барабаны, тарелки, бубен, ложки, барабанные палочки и обечайки.

План - конспект

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, рад вас видеть. Давайте познакомимся. Меня зовут Герман Геральдович. Я преподаю музыку в Поселковой школе. Эти 20 минут нам предстоит провести вместе. Я участвую в конкурсе Учитель года. Сегодня у меня ответственный этап и мне очень понадобится ваша помощь и поддержка, а  я постараюсь, чтобы урок прошел интересно.

Слайд1

Тема нашего урока: «Музыка рождает движение»

На предыдущих уроках, вы убедились, что, не смотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства разные, но

темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными.

Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник этот - сама жизнь. И этому есть вполне объяснимые причины. Каковы они?

 Давным-давно, когда только появилась жизнь на земле, все искусства жили одной большой  семьёй, так как служили для того, чтобы запечатлеть  жизнь человека на земле. Шли годы, сохраняя большую дружбу между собой, каждое из искусств – музыка, живопись, литература пытались приобрести свои, отличные от других особенности. Эти особенности привносились людьми, которых позже стали называть - композиторы, художники, писатели.

Слайд 2

Предлагаю вам познакомиться с известным художником  Митрофаном  Борисовичем Грековым. Его называют основоположником советской батальной живописи, и не только потому, что по картинам Митрофана Грекова можно проследить историю гражданской войны и увидеть характерные черты революционной армии. В 1911 году, после окончания художественной академии, Митрофан Борисович Греков был призван на военную службу, а через год после отбытия воинской повинности оказался в действующей армии на германском фронте. В рисунках и акварелях художника того времени запечатлен нелегкий окопный и походный быт русских солдат.

А еще современники и родные вспоминают, как любил он кавалерийские марши, мог часами вслушиваться, как разучивают их молодые музыканты и как потом стройно звучат марши во время кавалерийских скачек. Однажды внимание художника привлек пулеметчик, скакавший впереди отряда, тогда, вероятно, в памяти

возникла тачанка.

Слайд 3

Замысел картины целиком захватил  М.Грекова. Он поехал в летние лагеря кавалеристов, где принялся за изучение натуры, делал десятки набросков. Начальник курсов разрешил запрячь в старую тачанку четверку лучших коней. Она мчалась мимо художника, а он старался запомнить бешеный ход коней и запечатлеть его в своих этюдах.

В феврале 1925 г. картина «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М. Б. Греков стал членом АХРР, получил деньги и купил… пианино.

Художник часто просил свою супругу, чтобы она исполняла классическую музыку, когда он работал над своими картинами.

Как вы думаете, ребята, зачем нужна была художнику музыка во время работы?

Правильно, потому, что  во все времена классическая музыка давала художникам пищу для творчества, успокаивала и одновременно возбуждала воображение, питала фантазию и рождала художественные образы.

Слайд 4

Перед вами одна из известных работ художника, написанная им в начале 20- тых годов: «Трубачи Первой Конной».

Это кавалеристский духовой оркестр. Обратите внимание на своеобразие духовых инструментов. На переднем плане  мы видим, огибающий туловище музыканта, с огромным раструбом, геликон.

Слайд 5

Геликон – духовой инструмент, входящий в басовую группу медных духовых  инструментов. Имеет уникальный низкий бархатный тембр. Обладая значительным весом, инструмент сконструирован таким образом, что музыкант находится внутри геликона, что упрощает владение инструментом при движении кавалеристского оркестра шагом.

Слайд 6 («Тачанка»)

А сейчас в исполнении духового оркестра послушайте мелодию «Песни о тачанке» композитора  К. Листова. (Исполняет учитель).

Ребята, предлагаю вам самостоятельно исполнить песню,  добавив  энергии, темпа и колорита движений с помощью музыкальных инструментов ударной группы.

(Учащиеся под руководством учителя исполняют песню К. Листова «Тачанка»).

Итог:

Наш урок я закончу четверостишием из стихотворения

Вадима Семернина  «Музыка всюду живёт»

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав, в шуме дубрав –

Только прислушаться надо!

              Звонко струится ручей,

              Падает гром  с небосвода –

              Это мелодией вечной своей

              Мир наполняет природа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Музыка рождает движение"

Презентация к открытому уроку...

Конспект открытого урока "Культура движения"

Цель нашего урока – сформировать знания о культуре движений и о гигиеническом режиме двигательной активности.         Движение – один из факторов здоровья челов...

Проект «Рождены для движения: вместе лучше» РООИ «Перспектива»

Проект «Рождены для движения: вместе лучше» РООИ «Перспектива»...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе. «Познай слово. Рождается внезапная строка» Урок развития речи.

Развитие речи учащихся для седьмого класса по предмету Русский язык....

Открытое занятие по правилом дорожного движения. Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»

Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»Цель: повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные ...