Конспект урока по истории России в 6 классе по теме: Правление Ярослава Мудрого
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Конспект открытого урока по истории России на тему: Правление Ярослава Мудрого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yaroslav_mudryy.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Русское государство при Ярославе Мудром.
Цель: познакомить учащихся с внешней и внутренней политикой Ярослава Мудрого;
Задачи:
- Оценить роль Ярослава Мудрого в истории;
- Охарактеризовать систему управления государством, сложившуюся в годы правления Ярослава Мудрого.
Планируемые результаты:
Предметные: определять исторические процессы и события во времени, применять основные хронологические понятия и термины; выявлять предпосылки расцвета Древнерусского государства; овладевать целостными представлениями о политическом строе Древней Руси, внутренней и внешней политике русских князей в конце X — первой половине XII в.; объяснять социальную сущность «Русской правды»; прослеживать причинно-следственные связи при решении проблемных вопросов отечественной истории; устанавливать синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
Метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять рефлексию своей деятельности; осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;
Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы каждого ученика, мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный урок.
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности | Учитель здоровается с учениками. Задает вопрос по пройденному уроку:
Сейчас мы проверим как вы усвоили материал, который относится к первым князьям Древней Руси. Перед каждым из вас лежит прямоугольный листок, на котором написана дата, понятие, суждение. Вам необходимо определить к периоду правления какого князя можно отнести данную карточку. На доске сейчас появятся загадки, которые мы вместе разгадаем и вспомним древнерусских князей. Когда прозвучит имя вашего князя вам необходимо будет встать и объяснить почему ваша карточка принадлежит именно ему.
Итак, в ходе прошлых уроков мы вместе изучили правление первых князей: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, (Владимир) Посмотрите пожалуйста на генеалогическое древо: Никого не пропустили? (Владимир «Красно солнышко») Вспомните, в ходе каких событий Владимир занял великокняжеский престол? (Междоусобица между братьями) Вспомните согласно какому принципу наследовалась власть на территории русских земель? ( к старшему представителю поколения) Посмотрите на генеалогическое древо Рюриковичей. Кто должен был унаследовать княжеский престол после смерти Владимира. (Святополк) Итак князь Владимир, решил передать свой княжеский стол не своему племяннику, а своему любимому сыну Борису, как вы думаете к чему это могло привести? (вновь к междоусобице). Итак действительно. В ходе междоусобных войн, Святослав подослал к братьям Борису и Глебу убийц, за безвинную смерть они были канонизированы, а Святослав прозван Окаянным. Разгромленный Ярославом Святослав в 1016 году у города Любеча , решил воспользоваться помощью отца своей жены Польского правителя Болеслава. Но и этот союз не принес успеха и он погиб бежав из Киева. К сожалению на этом междоусобные войны не закончились, и Ярослав вступил в междоусобицу со всоим младшим братом Мстиславом. После сражения в 1036 году- князья решили разделить Русь на 2 части –Запад/Восток. И лишь после смерти Мстислава Ярослав стал единоличным правителем княжества и получил прозвище Мудрого» | Ученики приветствуют учителя. Подписывают свой рабочий листок. Вспоминают изученных ранее древнерусских князей. Самостоятельно работают с карточкой. Обосновывают свою карточку и выбор правителя. | |||||
II. Актуализация знаний | Итак, как вы думаете о каком князе у нас сегодня пойдет речь на уроке? (Ярослав) Обратимся к суждению. Какова тема нашего урока? Можем ли мы прямо сейчас утверждать, что это период расцвета. Так что нам необходимо Главной проблемой сегодняшнего урока, у нас будет вопрос: Действительно ли период правления Ярослава Мудрого- это период Расцвета государства? Итак план нашего урока.
| ||||||
III. Изучение нового материала | 1.1019-1054гг.- время княжения Ярослава Владимировича Мудрого. (Записать в тетрадь даты) - Что означает слово «мудрый»? Чтобы подробней ответить на этот вопрос, мы обратимся с вами к главному историческому источнику по древней Руси: летопись «Повесть временных лет» к отрывку «Похвала Ярославу» ( Приложение) и ответим на вопросы. (Ответы учеников) Для процветания своего государства и стремясь установить порядок, Ярослав создал свод законов. Обратимся к нему и постараемся определить произошли ли изменения, и какие. Итак, можем ли мы назвать Ярослава –Мудрым? 2.Сейчас мы переходим ко второму пункту плана нашего урока. Управление государством. Обратитесь к учебнику к пункту 3 стр.59. Внимательно прочтите его. Теперь я попрошу желающего выйти к доске и изобразить схематично как сложилось управление Древнерусским государством. Итак Князь- это правитель, военачальник, судья. 3.Вернемся к нашему плану, нам осталось изучить внешнюю политику государства при Ярославе Мудром. Откройте карту на стр. 60. Давайте вместе проследим какие внешнеполитические походы совершил Ярослав.
Итак можем ли мы с вами сказать, что внешняя политика князя была успешной? Почему? | ||||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Ребята, давайте вспомним вопрос урока. Итак, какие примеры мы можем привести, чтобы доказать, что время правления Ярослава Мудрого это период Расцвета Древнерусского государства? | ||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Итак, мы с вами успешно справились с работой на уроке. А теперь каждый из вас должен оценить свою собственную работу на уроке, и поставить оценку, воспользуйтесь для этого своими рабочими листами. | ||||||
Домашнее задание | § 7 Сочинение на тему «Один день из жизни Ярослава Мудрого» |
Приложение 1
«Похвала Ярославу Мудрому» (из «Повести временных лет».
Выберите из документа факты и подчеркните, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства.
В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию…. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав… и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божественным…. …И поставил в 1051 году Ярослав Мудрый на митрополичий престол русского священника Иллариона, в замен византийского. И другие церкви ставил он по городам и иным местам. И увеличилось число людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей крещеных…
Приложение
Из русской правды Ярослава.
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
2. Если кто возмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.
3. За убийство тиуна платить виру 80 гривен, за княжеских конюха или повара – 40 гривен, за ремесленника – 12 гривен, а за рядовича или холопа – 5 гривен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...
Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").
Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....
Конспект урока по истории в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...
Конспект урока по истории в 6 классе "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...
Конспект урока по истории для 7 класса на тему "Начало правления Ивана IV"
Урок разрабатывался для конкурса "Педагогические надежды". Файл содержит план-конспект урока, технологическую карту и примеры всех приложений, необходимых для урока....
Контрольная работа по истории России 8 класс по теме" Правление Екатерины Великой"
Контрольная работа в форме тестирования по теме - "Россия в эпоху Екатерины Великой " . К УМК История России. 8 класс. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. То...
Конспект урока по истории России 6 класс. по теме: Восточные славяне и их соседи.
Цели и задачи: познакомить с версиями происхождения и расселения восточнославянских племён, видами трудовой деятельности наших предков, их верованиями и бытом.Планируемые результаты:Предметные: характ...