Конспект урока по истории в 6 классе "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

   ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

     Умирая, Ярослав Мудрый обратился к своим детям:  «Если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. Если же, будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих!» Выполнили ли его наказ наследники? Этот и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке. Тема нашего урока «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах».

    - Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

    - На какие вопросы нам предстоит ответить?

   - Проблемный вопрос: Как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства? 

     Ярослав Мудрый велел детям не ссориться. А старшему, Изяславу, он сказал: «Помогай обиженному, если братья между собой не поладят». Но вскоре после его смерти на Руси началось тяжелейшее время опустошительных княжеских усобиц. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русичам в это время? Поговорим об этом на нашем уроке.

  1. Изучение нового учебного материала

     По замыслу Ярослава Мудрого раздел страны на отдельные уделы, во главе которых стояли его сыновья, вовсе не означал распада Руси на отдельные владения. Братья получали свои княжения скорее как наместничества, на время, и должны были чтить старшего из рода «в отца место». Предполагалось, что наследники Ярослава вместе должны были блюсти единство Русской земли, оберегать ее от пришлых врагов и пресекать попытки междоусобных распрей.

      Вначале братьям удавалось соблюдать завет отца, После смерти двух Ярославичей уделы были перераспределены мирно, без споров. Остались править Древнерусским государством три брата - Изяслав, Всеволод и Святослав. Они совершили несколько удачных совместных походов и присоединили к Руси несколько новых территорий.

     Задание № 1. Работая с первым пунктом § 8 учебника «Правление Ярославичей», ответьте на вопросы:

- Какой новый свод законов придумали Ярославичи? (1072 г. свод законов «Правда Ярославичей»

- Какая новая угроза пришла на Русь? (обострилась ситуация на южных границах Руси. С востока, из-за Волги в степи Северного Причерноморья вторглись воинственные племена половцев. Вытеснив печенегов, они заняли земли между Доном и Дунаем).

    Задание № 2. Работая со вторым пунктом § 8 учебника «Княжеские усобицы», заполните таблицу и ответьте на вопросы: 

- Почему на юге нашей страны обострилась ситуация после смерти Ярослава Мудрого? (набеги половцев).

- Как вели себя половцы? (совершали набеги, вступали в союзы с князьями, грабили города и села, захватывали добычу, уводили людей в плен).

- Кому и как был передан киевский престол в 1093 г.? (После смерти Всеволода киевский престол по праву старшинства занял сын Изяслава Святополк).

- Какие последствии имела вражда между князьями?

Сыновья Ярослава Мудрого

Удел

Основные события

Изяслав

Киевское княжество

1068 г. битва с половцами на р. Альте, половцы разгромили русскую рать. Киевляне на вече решили продолжить войну с половцами, но Изяслав отказался подчиниться постановлению вече. Возмущенная толпа разграбила княжеский двор, Изяслав бежал. Через год, собрав войско, он вновь занял киевский престол.

Святослав

Черниговское княжество

Отразил половецкий набег на свое княжество. Решил изгнать Изяслава с престола. В 1073 г. Святослав занял Киев, но в 1076 г. он внезапно умер.

Всеволод

Переяславль

После смерти Святослава взял власть в Черниговском княжестве, но право на Чернигов предъявили сыновья покойного Святослава, в качестве союзников они призвали отряды половцев. На помощь Всеволоду поспешил Изяслав. В 1078 г. Всеволод и Изяслав разбили Святославичей и половцев, но в сражении Изяслав погиб. Киевским князем стал Всеволод.

    Ярослав Мудрый разделил между сыновьями Русскую землю: Изяславу - Киев и Новгород, Святославу - Чернигов и Муромо-Рязанскую землю, Всеволоду - Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Остальные сыновья получили меньшие наделы. Сложился очередной порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский - второй брат. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства.

       В 1093 г. сын Всеволода Владимир Мономах без борьбы уступил Киев двоюродному брату Святополку Изяславичу. Поскольку Изяслав был старшим братом, то и его сын имел преимущества перед сыновьями младших братьев.

      Вопросы к классу:

- Каковы основные причины княжеских усобиц? (1) сложность очередного порядка престолонаследия; 2) рост могущества каждого отдельного княжества; 3) личные амбиции князей).

- Можно ли было избежать усобиц в изучаемый период?

      Задание № 3. Работая с третьи пунктом § 8 учебника «Любечский съезд князей», ответьте на вопросы: 

 - С какой целью собрались князья в Любече? (в 1097 г. внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались, чтобы решить вопрос о престолонаследии и борьбы с половцами).

 - Какое они приняли решение? (поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с ними. Чтобы не было усобиц князья договорились, что отныне каждый из них будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца, - «каждый да держит отчину свою»).

- Главный итог съезда? (закрепление начавшегося разделения Русской земли на отдельные княжества. Съезд фактически признал состоявшимся фактом распад прежде единой Киевской Руси на «отчины» - родовые владения отдельных княжеских линий. Но Киев, еще сохранял значение единой столицы, и великокняжеский престол по-прежнему оставался привлекательным для князей).

-  Как вы думаете, какие положительные последствия имел съезд в Любече? (Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев).

     Вскоре решения съезда о поддержании мира и согласия на Руси были нарушены. Началась новая кровавая усобица. Давид и Святополк заманили в ловушку Василько Теребовльского и ослепили его.

     В 1100 г. в городе Витичеве, неподалеку от Киева, князья съехались на новый съезд для того, чтобы договориться о совместном походе против половцев.

     К этому времени Руси противостояли две наиболее сильные половецкие орды - приднепровских половцев во главе с ханом Боняком и донских половцев во главе с ханом Шаруканом. Оба хана были опытными полководцами, дерзкими и смелыми воинами. И тому, и другому русские князья за мир платили огромный выкуп. Мономах призвал князей освободиться от этого тяжкого бремени, нанести половцам упреждающий удар, пойти походом в степь.

     В 1111 г. против половцев был организован грандиозный поход, который достиг сердца половецких земель. В поход вышли Святополк, Мономах, Давид Святославич с сыновьями. Шли дружины и простые воины со всех русских земель. Вместе с Мономахом ехали его четыре сына - Вячеслав, Ярополк, Юрий и девятилетний Андрей.

Половцы отступали в глубь своих владений. Вскоре русское войско подошло к городу Шаруканю - это были сотни глинобитных домов, кибиток, опоясанных невысоким земляным валом. Ни хана Шарукана, ни его войска в городе не было. Депутация горожан вынесла русским князьям на огромных серебряных блюдах рыбу и чаши с вином. Это означало сдачу города на милость победителей и желание дать выкуп. Жители другого города, Сугрова, куда русское войско подошло на следующий день, отказались сдаться, и тогда город был взят. Пленных в этом бою не брали.

      Выйдя к Дону, русская рать наконец встретилась с большим половецким войском. Перед битвой князья обнялись, попрощались друг с другом и сказали: «Здесь смерть нам, станем твердо». В жестоком бою половцы не смогли противостоять хорошо организованному и многочисленному русскому войску. Около 10 тыс. половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть во главе с Шаруканом ушла в степь. На южных рубежах Руси наступило затишье.

     Задание № 4. Далее перейдем к изучению вопроса «Правление Владимира Мономаха». По лиственничному праву Владимир Мономах не должен был занять киевский престол. И тем не менее это произошло. Работая с четвертым пунктом § 8 учебника «Киевское восстание в 1113 г.», проследите путь князя Владимира Мономаха к власти. (техника комментированного чтения).

- Каково было происхождение Владимира Мономаха? (был по матери внуком византийского императора Константина Мономаха (Единоборец)).

     Задание № 5. Изучите пятый пункт § 8 учебника «Правление Владимира Мономаха в Киеве» и ответьте на вопросы: 

- Какие положительные черты Мономаха? (организатор и предводитель походов против половцев, противник княжеских усобиц, образованный человек, одаренный писатель).

- Как вы воспринимаете личность Владимира Мономаха?

- Почему Владимир Мономах имел такой авторитет и поддержку среди народа? (заслужил авторитет в борьбе с половцами).

  1. Закрепление учебного материала

- Как развивалось древнерусское законодательство от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха?

- Какое значение имел «Устав Владимира Мономаха»?

- Как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства?

  1. Домашнее задание

- параграф 8 пересказ

- Выполните одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр. 69 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории России "Древняя Русь при Ярославе Мудром", 6 класс

На уроке  организуется  самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части.  В первой  представлен проек...

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Тип урока:  комбинированныйЦель урока:  1.познакомить с основными событиями правления Ярославичей...

презентация у уроку по истории России "Русское государство при Ярославе Мудром" 6 класс

Презентация к уроку по истории России в 6 классе " Русское государство при Ярославе Мудром"  с применением технологии критического мышления....

Презентация к уроку по истории России "Русское государство при Ярославе Мудром" 6 класс к учебнику под ред. Торкунова

Данная презентация предназначена для уроков по истории России для учащихся 6 классов...

План-конспект урока по истории (Технологическая карта). "Русская правда" Ярослава Мудрого.

Одним из составляющих компонентов проблемы преподавания истории в школе является отсутствие мотивации к уроку истории у обучающихся. В последнее время, в интересах детей вообще отсутствует школа, что ...

Рабочий лист «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах»

Рабочий лист  «Русь при наследниках   Ярослава Мудрого.Владимир Мономах»...