Конспект урока по истории в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8._russkoe_gosudarstvo_pri_yaroslave_mudrom.docx | 404.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Русское государство при Ярославе Мудром
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Историк Н.М. Карамзин писал: «Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество ... » Cпpaвeдливо ли это высказывание? Выясним это на нашем уроке. Тема нашего урока «Русское государство при Ярославе Mудром».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
- Проблемный вопрос - Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского Государства?
- Изучение нового учебного материала
Владимир разделил земли между сыновьями. Следует заметить, что Владимир сделал сыновей не независимыми правителями областей, а всего лишь своими наместниками.
После смерти двух старших сыновей Вышеслава и Изяслава Владимир в 1010 г. провел второе распределение городов. В Новгород направлен Ярослав, в Ростов Борис, в Муром Глеб, Святослав - к древлянам, Всеволод во Владимир Воолынский, Мстислав - в Тмутаракань (в Крыму). Полоцк же был оставлен за сыном умершего Изяслава.
После смерти Владимира Святославича начались усобицы между его сыновьями. Удалось ли стабилизировать ситуацию в стране? Какие исторические личности участвовали в данном процессе? Эти и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.
Начнем с изучения вопроса «Борьба за власть сыновей Владимира». Святополк попытался силой устранить своих братьев и захватить великокняжескую власть. В борьбе за княжеский престол он не останавливался ни перед чем.
Задание № 1. Работая с первым пунктом «Борьба за власть сыновей Владимира» § 7 учебника, ответьте на вопросы:
- С какой целью князь Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси? (управлять огромной территорией было не просто, Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси, чтобы они правили там от имени киевского князя).
- Кому Владимир желал передать киевский престол? (Борису)
- Как к этому намерению отнеслись его старшие сыновья Святополк и Ярослав? (это намерение им не нравилось).
- Каким образом Святополк занял киевский престол? (Святополк дарами расположил к себе киевлян, и они признали его своим князем).
- Почему Святополк получил прозвище Окаянный? (Святополк решил избавиться от опасных соперников Бориса, Глеба и Святослава подослав к ним тайных убийц).
- Что предпринял Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев? (Ярослав собрал новгородское ополчение и наемную варяжскую дружину и выступил против Святополка».
- Мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?
- С помощью каких сил Ярослав и Святополк вели борьбу друг против друга? (Святополк собрал войско призвав печенегов, а также заручился помощью своего тестя польского короля Болеслава, чтобы убрать поляков, Святополк заручился помощью киевлян).
- Чем закончилась военная встреча Ярослава и Святополка поздней осенью 1016 г. у городка Любеч? (Ярослав первым переправил свои отряды через Днепр, и внезапным ударом разбил киевлян. Святополк бежал к Болеславу. Ярослав занял престол в Киеве.
- Каким образом Святополку вновь удалось занять киевский стол? (в 1018 г. Болеслав вместе со Святополком вновь пошел на Русь и разбил Ярослава, и стал править там сам. Святополк начал подстрекать киевлян выступить против поляков. В городе началось восстание. Поляки вынуждены были бежать. Киевским князем вновь стал Святополк).
- Закончились ли со смертью Святополка усобицы на Руси? (усобицы не закончились. Борьбу с Ярославом начал его младший брат Мстислав (из Тьмутаракани). Мстислав победил в сражении и братья разделили Русь на две части по Днепру).
- В каком году Ярослав становится полноправным правителем Руси? (в 1036 г., после смерти Мстислава).
Таким образом, мы пришли к выводу: власть князя в раннефеодальном государстве основывалась на обычном праве, по которому она была достаточно прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на престол. Ярославу Владимировичу пришлось столкнуться с данными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев.
Задание №2. Как вам кажется, справедливо ли звание «Окаянный» было причислено Святополку? Какую роль в этом играет Ярослав?
Теперь перейдем к вопросу «Внутренняя политика Ярослава Мудрого».
Борьба между братьями продолжалась с переменным успехом. Только в 1019 г., после смерти Святополка, Ярослав смог утвердиться на Киевском престоле. Он получил прозвище Мудрый. Чтобы понять мудрость Ярослава, нам необходимо провести небольшое историческое исследование.
Задание № 3. Разделитесь на четыре группы и выполните задание.
Первая группа работает со вторым пунктом «Внутренняя политика Ярослава Мудрого» § 7 учебника, анализирует внутреннюю политику Ярослава Мудрого. Представляет свою работу в схематичной форме.
Вторая группа работает с фрагментом Правды Ярослава на с. 62, 63 учебника, анализирует первый свод законов на Руси. Вопросы:
- Какие законы вам представляются справедливыми?
- Какие из них вам кажутся несправедливыми?
Третья группа работает с третьим пунктом «Управление государством при Ярославе» § 7 учебника, анализирует систему управления государством при Ярославе Мудром. Представляет свою работу в схематичной форме.
Изучив внутреннюю политику Ярослава Мудрого нам предстоит изучить внешнюю – вопрос «Отношения Руси с другими государствами».
Внешняя политика Ярослава Мудрого складывалась из военных и дипломатических действий. Большую роль играли династические браки.
Задание № 4. Работая с четвертым пунктом ««Отношения Руси с другими государствами» § 7 учебника, заполните таблицу:
«Внешняя политика Ярослава Мудрого»
Основные направления | Цели и задачи | Основные события | Итоги |
Борьба с кочевниками | Защита от набегов кочевников | Укрепление южных рубежей Руси, строительство городов-крепостей на границе со степью. | Разбил печенегов, печенеги перестали совершать набеги на Русь. |
Северо-запад Руси | Укрепление безопасности границ | Утвердил свою власть на западных берегах Чудского озера, где проживали финно-угорские племена, построил там город Юрьев. | Расширение территорий государства. |
Отношения с Византией | Борьба за влияние, авторитет. | 1043 г. произошло последнее военное столкновение. Неудачное для Руси. | 1046 г. мирный договор Византии и Руси, скрепленный браком сына Ярослава – Всеволода с дочерью византийского императора Константина Мономаха. |
- Закрепление учебного материала
- Какое толкование слова «мудрый» более всего соответствует личности князя Ярослава Владимировича?
- Назовите итоги правления Ярослава Мудрого:
- укрепление международного авторитета Киевской Руси; укрепление княжеской власти;
- развитие торговли, ремесел;
- распространение просвещения;
- издание единого сборника законов.
- Домашнее задание
- параграф 7 пересказ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории России "Древняя Русь при Ярославе Мудром", 6 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части. В первой представлен проек...
Формирование УУД на уроке истории. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Этапы организации учебной деятельности на уроке....
Конспект урока в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"
Конспект урока по истории России в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром" на уроке использованы приемы технологии критического мышления....
презентация у уроку по истории России "Русское государство при Ярославе Мудром" 6 класс
Презентация к уроку по истории России в 6 классе " Русское государство при Ярославе Мудром" с применением технологии критического мышления....
Презентация к уроку по истории России "Русское государство при Ярославе Мудром" 6 класс к учебнику под ред. Торкунова
Данная презентация предназначена для уроков по истории России для учащихся 6 классов...
План-конспект урока по истории (Технологическая карта). "Русская правда" Ярослава Мудрого.
Одним из составляющих компонентов проблемы преподавания истории в школе является отсутствие мотивации к уроку истории у обучающихся. В последнее время, в интересах детей вообще отсутствует школа, что ...
План-конспект урока по истории "Образование Древнерусского государства" 6 класс
План-конспект урока для 6 класса по учебнику Павленко Н.И....