Конспект урока по истории России 6 класс. по теме: Восточные славяне и их соседи.
план-конспект урока по истории (6 класс)
Цели и задачи: познакомить с версиями происхождения и расселения восточнославянских племён, видами трудовой деятельности наших предков, их верованиями и бытом.
Планируемые результаты:
Предметные: характеризовать природные условия, в которых жили восточные славяне; описывать территории расселения восточных славян, их жизнь, основные верования и занятия; сопоставлять систему управления греческого полиса и славян; анализировать информацию содержащуюся в различных источниках, руководствуясь принципом историзма.
УУД:
1.Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
2. Регулятивные: определить последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, составлять план действий;
3. Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять черты сходства и отличия различных объектов; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы(кластеры) для решения учебных и познавательных задач, анализировать материал учебника;
4. Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений; развивать творческие способности через активные формы деятельности.
Тип урока: комбинированный
Ресурсы: учебник, РТ, атлас, компьютер, проектор, иллюстративный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 52 КБ |
универсальные учебные действия | 18.71 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Восточные славяне и их соседи. 6 класс
Цель урока:
- познакомить учащихся с занятиями, верованиями и бытом восточных славян;
- продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение;
- развивать коммуникативные умения;
- формировать навыки работы учащихся в группе.
Основные понятия урока: подсечно-огневая система земледелия, союзы племен, бортничество, язычество, идолы, вервь, вече, народное ополчение, быт.
Подготовка к уроку:
- объединение учащихся в группы;
- рисунок «Восточные славяне»;
- подготовка рабочего текста «Восточные славяне».
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Восточные славяне». Урок проведем по методике интерактивного обучения, учимся работать в группах, учимся общаться.
1 этап урока.
- Вызов интереса.
Учитель – Приступаем к 1 этапу урока.
А знаете ли вы, что славяне верили в существование разного рода нечистой силы. Кикимору они считали недобрым духом славянской избы. Никем не замеченная, пробирается она в дом и поселяется за печкой. Отсюда выходит она по ночам, чтобы попроказничать с веретенами, прялками, вязанием. Перепутает нитки, а потом уберется за печку, чтобы там стучать, пугая малых детей. И если кого невзлюбит – всех из избы выгонит своими причудами: принимается все бросать, швырять. А если уйдет жить в курятник – всем курам перья повыщиплет.
- Вызов активности.
Учитель демонстрирует классу рисунок, на котором изображены восточные славяне.
Учитель - А какими вы ребята представляете себе восточных славян? Напишите. Создаем словесный портрет восточных славян.
Обсуждение.
- Вызов опыта.
Учитель – Что вы еще знаете о восточных славянах? Напишите.
Каждый ученик работает индивидуально – 2 мин.
Обсуждение в группе – 1 мин.
Учитель - А сейчас соберем в корзину все, что вы знаете о восточных славянах.
Сообщение групп.
Учитель всю информацию записывает столбиком на доске. Ребенок имеет право на ошибку, учителю исключить комментарии, например такие как – «этот ответ не правильный».
2 этап урока.
Учитель - Переходим ко второму этапу урока. Ребята все, что вы знаете о восточных славянах записано на доске. Что из записей вызывает сомнения? (ответы детей) Вывод: необходима дополнительная информация. Предлагаю вам познакомиться с рабочим текстом «Восточные славяне». Повторим правила работы с текстом.
Правила работы с текстом.
! - информация которая известна;
+- все, что еще не сказали;
v- все, по поводу чего думали иначе;
?- хочу узнать подробнее.
Рабочий текст «Восточные славяне»
Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Примерно во 2 тыс. до н.э. произошло выделение балтославянских индоевропейских племён. В V в. до н.э. они разделились на балтов и славян. В V в. н.э. славяне устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского морей. В ходе движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.
Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. На этой территории проживало 12 (15) восточнославянских племенных союзов: поляне, ильменские словене, дреговичи, полочане и др.
Основным занятием восточных славян было земледелие. В лесной зоне система земледелия называлась подсечно-огневой. В степной и лесостепной зонах – переложная система земледелия. Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной – боронили. Самым ответственным занятием был сев. В конце лета наступала жатва. Убирали хлеб серпами.
Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством, бортничеством, рыболовством и охотой.
Успешно развивались ремёсла - выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.
Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Главной чертой славян была любовь к свободе. Они были добродушными, гостеприимными хозяевами, выносливыми и храбрыми воинами.
Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам рек и озёр. Жили они семьями в домах – полуземлянках площадью 10-20 м. стены домов, скамьи, столы, посуда делались из дерева. Дома топились по-чёрному, имели несколько выходов.
Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Ярило, Перун, Стрибог, Велес, Макошь. Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Они признавали существование домового, русалок, водяного, лешего, кикимор. Обряды славяне совершали в священных рощах, у священных дубов, где стояли идолы (статуи языческих богов). Людей умеющих общаться с богами, предсказывать будущее они называли волхвами, кудесниками.
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе стоял старейшина, имевший большую власть. Родовую общины сменила соседская община – вервь. На общий совет- вече - теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население – народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.
- Учащиеся индивидуально работают с текстом. Делают отметки на полях.
- Обсуждение задания в группах.
- Учитель предлагает вопросы группам:
- Какие ошибки мы допустили на первом этапе
- О чем еще не сказали, рассказывая о восточных славянах? (Новую информацию учитель записывает на доске)
- Ребята, о чем бы вы хотели узнать подробнее?...Это будет вашим домашним заданием.
- Что же мы знаем о восточных славянах? Давайте сгруппируем эту информацию, составим кластер.
Идет обсуждение в группах – 1 мин.
Группы сообщают информации, учитель записывает ее на доске.
Учитель - Подведем итог урока, что мы знаем о восточных славянах? Используя кластер, составьте рассказ. Сообщение не более 3 мин.
Идет обсуждение в группах – 2 мин.
Сообщение групп (1 группа – рассказывает, 2 группа – оценивает ответ).
3 заключительный этап урока – рефлексия прошедшего занятия.
Учитель - Ребята, вам предлагается выразить свое отношение к теме урока, составить синквейн (стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам).
Правила написания синквейна.
- Первая строка – тема, называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словам (глаголами).
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Учащиеся работают индивидуально (каждый составляет синквейн)- 1 мин.
Идет обсуждение в группах – 2 мин.
Сообщения групп (озвучивание синквейна).
Оценка учителем работы групп на уроке.
Итоги урока.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории России 6 класс. по теме: Восточные славяне и их соседи.
Цели и задачи: познакомить с версиями происхождения и расселения восточнославянских племён, видами трудовой деятельности наших предков, их верованиями и бытом.
Планируемые результаты:
Предметные: характеризовать природные условия, в которых жили восточные славяне; описывать территории расселения восточных славян, их жизнь, основные верования и занятия; сопоставлять систему управления греческого полиса и славян; анализировать информацию содержащуюся в различных источниках, руководствуясь принципом историзма.
УУД:
1.Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
2. Регулятивные: определить последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, составлять план действий;
3. Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять черты сходства и отличия различных объектов; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы(кластеры) для решения учебных и познавательных задач, анализировать материал учебника;
4. Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений; развивать творческие способности через активные формы деятельности.
Тип урока: комбинированный
Ресурсы: учебник, РТ, атлас, компьютер, проектор, иллюстративный материал
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Виды деятельности. |
Оргмомент 2 минуты | Приветствие и проверка настроя на работу | Приветствие и выражение своего настроения и подготовленности к началу занятия. | |
Мотивационно – целевой 2 минуты | Многие загадки прошлого еще не раскрыты. Давайте сегодня выступим в роли исследователей и попытаемся узнать, откуда произошли восточные славяне, положившие начало одной из крупнейших государств средневековья: Киевской Руси. Как вы думайте, что нужно узнать, чтобы иметь достоверную и полную картину жизни Восточных славян | Ответы: нужно знать территорию расселения, хозяйственную деятельность, быт и нравы, религию. | |
Ориентационный (актуализация)10-12 минут. | Вводное слово о происхождении славян и первое задание: работая в парах, рассмотрите карту на стр 28 и составьте кластер по теме: происхождение и расселение славянских племен (такая же карта есть на проекторе) | Рассматривают карту, составляют кластер в котором есть три ветви славян, разделившиеся на части и племена, входящие в их состав. Выделяем территорию расселения, реки. Озера моря, омывающие регион. | Работа с кластером, работа с картой, в парах. |
Постановка основных проблемных вопросов: 1.Когда произошло выделение славянских племен из индоевропейской группы народов? 2. Какие территории были заняты славянскими племенами в процессе расселения. | Дети ищут ответы на вопросы 1.На этот вопрос есть устный ответ. 2. Ответ на этот вопрос сопровождается демонстрацией территории расселения славян на карте. | Работа с текстом, работа с картой, работа в парах | |
Содержательно – операционный с использованием наглядных материалов. 5 минут | Предлагаю учащимся узнать хозяйственную деятельность восточных славян с помощью наглядного пособия в виде иллюстраций, и определить, виды хозяйственной деятельности и способы обработки земли (работа в парах). | Получают две картины с изображением подсечно-огневого и переложного способов обработки земли, представление трехпольной и двухпольной системы земледелия и определяют какой из всех приведенных в тексте видов хозяйственной деятельности были производящими и какие присваивающими. | |
Физ минута 1 минута | Предлагаю сменить вид деятельности | Ученик с классом делают разминку. | Здоровьесбережение. |
Содержательно операционный с использованием ИКТ 5 минут | Предлагаю одному из учащихся. Приготовившему презентацию п теме: «Быт и нравы восточных славян» выступить с мини докладом по указанной теме | Идет представление мини проекта в виде презентации и устного доклада. | Речевая деятельность, создание презентации (ИКТ). |
Содержательно – операционный и закрепление. 5 минут | У каждого народа, даже у самого маленького есть своя культура, в которой входить кроме литературы, искусства и музыки еще и вера. Теперь посмотрим, во что же верили Восточные славяне. Предлагаю прочитать текст Пункт 4 «Духовный мир славян» и расставить в таблице богов и их функции | Таблица «боги и их функции» дана на слайде в котором постепенно нужно стрелками сопоставить богов с их функциями. | Работа с текстом. С таблицами. Закрепление. |
Содержательно – операционный и закрепление. 5-7 минут | Каждое племя, каждый народ переходя на производящее хозяйство переходит параллельно и к соседской общине, где возникает неравенство, что приводит к необходимости выбирать себе правителей, старейшин племен. Как управлялись славянские племена? Прочитайте П 5 стр 32 «Общины земледельцев» Составьте схему управления славянскими племенами. | Прочитывают текст П 5, составляют таблицу управления славянскими племенами и представляют её. | Работа с текстом. Работа со схемой. |
Итоговое слово о колонизации славянами соседских, финно –угорских и других племен. Вопрос: 1. Какие формы носила славянская колонизация соседских им племен? | Работа по тексту и ответ: в общем славянская колонизация носила мирный характер (приводит примеры), но были и столкновения военного характера(приводит примеры) | Работа с текстом | |
Рефлексия: 5 минут. Оценивание | 1.Что вы сегодня узнали? 2. какие сложности возникли на вашем пути, как исследователей? 3. Что вам не понравилось? | Ответы учеников. | Рефлексивная деятельность |
Проверка настроя на конец урока. Выставление домашнего задания. 1 минута. | Предлагаю показать смайлики: одно из трех: улыба, серьезность, грусть | Ученики показывают смайлики | |
§ 3. (для всех) далее на выбор: 1. Сравнить систему управления славян и греческих городов – полисов; 2 написать мини сочинение на тему: Один день в славянском поселке; 3. Найти с помощью интернет ресурсов несколько славянских имен. Узнать, что они означали. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наши предки … силой, выносливостью и смелостью. Их … была так велика, что … предков наших, воинов - богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. … сражались они мечом и копьем .
Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем .
я н е
с л а в я н е
Расселение восточных славян по Днепру
Занятия восточных славян
Рассказ о восточных славянах
Верования восточных славян
Выберите и выполните задание 1 уровень 3 балла 2 уровень 4 балла 3 уровень 5 баллов На основании текста учебника составьте схему управления соседской общины Используя текст учебника ответьте на вопрос как Великое переселение народов повлияло на жизнь славян? Пользуясь текстом учебника дополните карту, расселив на ней соседей славян
Предлагаю Вам заполнить облако «тегов», которые необходимо дополнить. сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось…
« История предков всегда любопытна ...» Н.Карамзин
Домашнее задание 1 уровень 3 балла 2 уровень 4 балла 3 уровень 5 баллов § 3, «Думаем, сравниваем, размышляем» § 3, вопросы для работы с параграфом § 3, вопросы 1-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).
Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне".
План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: " Россия в первой мировой войне"....
План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».
План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации». Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимна...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...
Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"
Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...
КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА" ТЕМА: "СОЗДАНИЕ СССР".
Предлагаю разработку урока,который может быть использован и в школе, и в СПО. Данная разработка позволит:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалисти...