Родовые общины охотников и собирателей. Технологическая карта урока. 5 кл.
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Родовые общины охотников и собирателей. 5 кл. Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС. Универсальные действия: Личностные: самоопределение.Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы.Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodovye_obshchiny_ohotnikov_i_sobirateley._5_kl.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тема: «Родовые общины охотников и собирателей». 2 урок по теме. 5 класс.

Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

Запись числа, темы.

Вопрос: «Что такое родовая община?»

Подготовка класса к работе.

Ответ на вопрос: «Что такое родовая община?»

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.

-Чтение параграфа № 2

1 вариант пункт: «Первобытные люди постепенно рассеялись по холодным странам Европы и Азии»

2 вариант пункт: «Охота стала важнейшим занятием»

- составьте план

- выделите главное

-дайте определения орудиям труда

- назовите особенности быта и основные занятия первобытных людей

Ответьте на вопрос: «Какую роль в жизни первобытных людей играла охота?»

Дают ответы на поставленные вопросы.

Вспоминают особенности быта древнейших людей.

Исследуют предпосылки создания родовых общин  и делают вывод о преимуществе жизни в родовых общинах.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи.

Активирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике и расскажите о деятельности древнейших людей.

- Рассмотрите материал для запоминания в рамках.

- Сформулируйте, какие проблемы будут рассматриваться на уроке?

Самостоятельно знакомятся с предложенным материалом, уточняют тему урока и формулируют проблемный вопрос урока.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

4. Построение проекта - выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, используя приём планирования и приём составления алгоритма:

- Проведите исследование  по п. 2 . Ответьте на вопрос: «Если бы вы смогли понаблюдать за древнейшими людьми, то какую картину вы бы увидели?»

- составьте схему жизни людей в родовых общинах

- предположите, как общались между собой сородичи?

- составьте мини-рассказ об общих предметах быта сородичей

Проверьте свои предположения,  просмотрев материалы проекта «Видеоурок».

Проводят исследование по плану, формулируют и записывают выводы.

На основании полученных выводов строят алгоритм действий по.

Пример алгоритма:

  1. Составьте схему.
  2. Обозначьте свои предположения

Проверьте предположения, просмотрев «Видеоурок»

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность ситуации.

- Составьте и запишите рассказ о жизни людей в родовых общинах. Используйте составленный алгоритм и названия орудий труда, данные в параграфе

Составляют и записывают полученные рассказы. Делают вывод о жизни древнейших людей и о том, какие орудия труда они использовали.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6. Самостоятельная работа с представлением результатов исследования.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Редактирование текста. Работа с документами учебника

- Прочитайте документы к параграфу. Что в них не нового?

- Добавьте новую информацию в свой рассказ?

-Расскажите в группе конечный вариант рассказа.

Учащиеся группы дополняют ответ выступающего и оценивают ответ.

Применяя знания, полученные на уроке, находят в документах дополнительные сведения, записывают исправленные варианты рассказов в соответствии с документом.

Осуществляют представление информации членам группы.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

7. Рефлексия деятельности. (итог урока)

Организует рефлексию.

- Запишите ключевые слова темы урока.

- Какие особенности жизни в родовой общине вы узнали?

- От чего зависит выбор орудий труда и охоты?

- Почему условия жизни в общине лучше, чем поодиночке?

- Каковы особенности общения между сородичами?

- Д.з. с использованием приёма «педагогическая ситуация»: 1) Подготовить сообщение о находках останков мамонтов на территории России. (По учебнику и ресурсам интернета)

2) Повторить материал параграфа.

вопрос

Ответ(+;-)

1

Комфортно ли вам было на уроке?

2

Поняли ли вы тему урока?

3

Теперь я имею прочные знания по данной теме

4

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а) учителя;

б) соседа по парте?

5

Оцените работу на уроке по пятибалльной системе

Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя

Записывают ключевые слова темы, отвечают на вопросы.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

МБОУ «СОШ №12»

Автор

Щербакова Ольга Валерьевна, учитель истории и обществознания  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Родовые общины охотников и собирателей".

Цели:Познавательный аспект: сформировать у учащихся представление о жизни первобытных охотников и собирателей, создать условия для осмысления перехода от человеческого стада к родовой общине.Разв...

Презентация урока истории в 5 классе "Родовые общины охотников и собирателей" ФГОС

Презентация урока истории в 5 классе "Родовые общины охотников и собирателей" ФГОС...

Конспект урока истории. 5 класс. Родовые общины охотников и собирателей

Урок: история Древнего мираКласс: 5классДата урокаТема урока  Родовые общины охотников и собирателейТип урока  Комбинированный урокЦель урока:     создание условий для оп...

план - конспект урока истории "Родовые общины охотников и собирателей"

План - конспект урока истории в 5 классе по теме "Родовые общины охотников и собирателей"...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира "Родовые общины охотников и собирателей"

Урок способствует  завершению формирования представлений о биологической эволюции человека; создать условия для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделе...