Власть и церковь. Церковный раскол.
план-конспект урока по истории на тему
Технологическая карта урока (технология развивающего обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_istoriya_rossii.doc | 889.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 7-м классе по теме «Власть и церковь. Церковный раскол»
Учитель: Ефременкова Наталья Петровна
Цель урока:
Создание условий для формирования знаний обучающихся о церковном расколе и борьбе за власть между царём и патриархом.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Познакомить учащихся с причинами, ходом и последствиями конфликта власти и церкви, церковными нововведениями.
- Дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы в XVII веке.
- Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия.
2. Развивающие:
- Развивать исследовательские умения обучающихся, умения анализировать, работать с историческим текстом, умение давать характеристику исторической личности.
- Способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся, развить умение работать и сотрудничать в группе, отстаивать свою позицию.
3. Воспитательные:
- Формировать основные мировоззренческие идеи и качества личности: ответственность, гуманность, дисциплинированность, терпимое отношение к мнению других людей.
- Воспитывать трудолюбие, целеустремленность, ценностное отношение к знаниям и потребности самостоятельного пополнения знаний.
- Воспитать уважение к истории своего народа
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- воспитание в себе гражданско-патриотических чувств через осознание своей этнической принадлежности, знание истории, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование устойчивого познавательного интереса к истории;
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально, в парах и в группе;
- развитие навыков смыслового чтения;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Предметные:
- овладение и оперирование понятиями: церковный раскол, старообрядцы;
- понимание позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, раскрытие сущности конфликта «священства» и «царства», причины и последствий церковного раскола;
- развитие умений работать с текстом учебника, историческим документом, иллюстрациями.
Основные понятия: патриарх, протопоп, Собор, церковный раскол, старообрядцы, раскольники.
Тип урока: комбинированный
Технология: Развивающее обучение
Оснащение урока: доска, учебники, раздаточные листы с тестами и документами, ноутбук, медиапроектор
Тест для проверки домашнего задания.
А1. Начало правления Михаила Фёдоровича Романова:
1.) 1584 2) 1598 3) 1613 4) 1645
А 2. Центральный исполнительный орган власти в XVII веке:
1. Приказ тайных дел
2. Земская изба
3. «Совет всей земли»
4. Боярская дума.
А 3. Что стало причиной создания «ближней» (малой) Думы в XVII в.
1. учреждение опричнины
2. принятие нового Судебника
3. увеличение численности Боярской думы
4. увеличение числа представителей низших слоёв населения в центральных органах власти
А4. О чём говорит усиление власти воевод на местах?
1. об усилении царской власти
2. об ухудшении международной обстановки
3. о прекращении действия Судебника
4. о росте значения выборных местных органов власти
А5. Откуда взят это отрывок?
«Буде кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышление кто известит, и тому извету про то его злое умышление сыщется допряма… и такова по сыску казнить смертию. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буде оружье, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука.»
1. из прелестных писем И.И. Болотникова.
2. из «Домостроя»
3. из «Повести о Шемякином суде»
4. из соборного уложения.
В1. Продолжите ряд и укажите недостающее имя.
Судебник1497 г. – Иван III
Судебник 1550 г. – Иван IV
Соборное уложение - ________________________.
Ответы к тесту:
А1-3;А2-1;А3-3; А4-1;А5-4 В1- Алексей Михайлович.
Документ № 1. С.Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории»
«На дело исправления много влияли при Иосифе некоторые люди, ставшие потом во главе раскола; таковы протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров и дьякон Благовещенского собора Федор – из кружка Степана Бонифатьева, близкого к патриарху благовещенского протопопа и царского духовника. Может быть, их влянием и было внесено и распространено при Иосифе много ошибок и неправильных мнений в новых книгах, как, например, двоеперстие, которое стало с тех пор считаться единственным правым крестным знаменем»
Документ № 2. С.А. Зеньковский «Патриарх Никон»
«Решение выступить в защиту православного населения Польши обратило глаза Никона и Алексея Михайловича дальше, на православный Восток, о котором им так много говорил Патриарх Паисий, и который, по ловам Паисия, был готов отделиться от турок в случае войны Турции с Россией…Бывший Константинопольский патриарх Афанасий прямо называл Царя Алексея Михайловича «столпом твердым и утверждением веры, прибежищем нашим и освобождением», а Никону говорил, что он предназначен войти в Царьград и сделаться Вселенским Патриархом, вернув православию храм святой Софии. А сделаться Вселенским Патриархом было нельзя, не сделав едиными обряды русской и греческой Церквей»
Рассказ старообрядца
«Вера наша праведная от дедов и прадедов! И я, и дед мои и прадед исконной веры русской придерживались. А Никон что? Что натворил? Всю жисть крестились двумя перстами, а теперь тремя стали! Новины какие выдумал! Все от греков взял! Чем ему обряды наши не угодили? А поклоны? Чем поклоны плохи были? Все церковь русская молилась земными поклонами! Это же надо на молитву Ефрема Сирина вместо земных поклонов, стали в пояс молится. Где такое видано? Попы в церквах по солнцу всю жисть вокруг аналою ходили, а патриарх ваш, Никон-то, чаво учудил? Супротив сонцу ходить велит! Супротив сонцу! Божьи велением солнце создано! А он – против него! Да что там обряды! Он и Символ Веры не пощадил! Слово «истинного» выбросил! Да ну его, Никона вашего! Мы своей, старой, святой веры держимся, как деды и прадеды наши веровали!»
Основные положения реформы патриарха Никона
До реформы | После реформы |
Крестное знамение двумя перстами | |
Хождение в Церкви по солнцу | |
Земные поклоны | |
Верность старым книгам | |
Старорусское написание Символа Веры | |
Двоекратное пение «аллилуйя» | |
Написание имени Исус |
С.В. Иванов «Во времена раскола»
В.И. Суриков «Боярыня Морозова»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Власть и церковь. Церковный раскол
Конспект урока по ситории - 7 класс...
Власть и церковь. Церковный раскол
Презентация по истории России...
Урок по истории Власть и церковь. Церковный раскол.
Урок разработан по сингапурской системе....
Урок. Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.
Это довольно сложная тема для 7 класса. Поэтому я построила урок таким образом, чтобы усвоение материала было проще и интереснее. Я использовала презентацию, видео сюжет о том, как Н...
Власть и церковь. Церковный раскол
Цели урока: сформировать у учащихся представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монархии; раскрыть предпосылки, сущность и посл...
открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"
План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....