Власть и церковь. Церковный раскол.
план-конспект урока по истории на тему

 Ефременкова Наталья Петровна

Технологическая карта урока (технология развивающего обучения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_istoriya_rossii.doc889.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 7-м классе по теме «Власть и церковь. Церковный раскол»

Учитель: Ефременкова Наталья Петровна

Цель урока: 

Создание условий для формирования знаний обучающихся о церковном расколе и борьбе за  власть между царём и патриархом.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • Познакомить учащихся с причинами, ходом и последствиями конфликта власти и церкви, церковными нововведениями.
  • Дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы в XVII веке.
  • Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия.

2. Развивающие:

  • Развивать исследовательские умения обучающихся,  умения анализировать, работать с историческим текстом, умение давать характеристику исторической личности.
  • Способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся, развить умение работать и сотрудничать в группе, отстаивать свою позицию.

3. Воспитательные:

  • Формировать основные мировоззренческие идеи и качества личности: ответственность, гуманность, дисциплинированность, терпимое отношение к мнению других людей.
  • Воспитывать трудолюбие, целеустремленность, ценностное отношение к знаниям и потребности самостоятельного пополнения знаний.
  • Воспитать уважение к истории  своего  народа

Планируемые результаты урока:

Личностные:

  • воспитание в себе гражданско-патриотических чувств через осознание своей этнической принадлежности, знание истории, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование устойчивого познавательного интереса к истории;

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально,  в парах и  в группе;
  • развитие навыков смыслового чтения;  
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

Предметные:

  • овладение и оперирование понятиями: церковный раскол, старообрядцы;
  • понимание  позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, раскрытие сущности  конфликта «священства» и «царства», причины и последствий  церковного раскола;
  • развитие умений работать с текстом учебника, историческим документом, иллюстрациями.

Основные понятия: патриарх, протопоп, Собор, церковный раскол,  старообрядцы, раскольники.

Тип урока: комбинированный

Технология:  Развивающее обучение

Оснащение урока: доска, учебники, раздаточные листы с тестами и документами, ноутбук, медиапроектор

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.

Организационный  этап.

Приветствие обучающихся.

Включение в деятельность.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Регулятивные:

умение концентрировать внимание;

Личностные: самоопределение; Коммуникативные:

планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

 Этап контроля домашнего  задания

Раздает карточки с тестом. Настраивает на работу: выполните задания теста (5 минут), поменяйтесь тестами и проверьте правильность выполнения теста товарища,  сверив с ответами  (слайд 2) , и  оцените его.

Работают с тестом.

Сверяют с ответами на слайде и  оценивают ответы товарища.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения.

 Познавательные: систематизация информации.

3

Этап мотивации и создания проблемной ситуация.

Включает музыку М.Мусорского «Рассвет на Москве-реке» (звучит колокольный звон).

Задает вопросы:

- Что передаёт нам эта музыка?

- С каким направлением истории будет связана тема нашего сегодняшнего урока?

Подводит итог ответов обучающихся:

Действительно, на уроке речь пойдет о церкви в  XVII веке. Тема нашего урока: «Власть и церковь. Церковный раскол» слайд 3.

Задает вопросы:

Кто был властью в XVIIв. в Российском государстве? Кто руководил церковью?

Объясните смысл слова «раскол»?

Какие перед нами будут стоять задачи?

Подводит итог ответов:

Раскол – трагическая страница в истории России. Слово «раскол»  на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий.

Отвечают на вопросы учителя.

Пытаются сформулировать тему урока.

Записывают тему в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Пытаются сформулировать задачи:

-Познакомиться с причинами и последствиями церковного раскола.

-Изучить отношения власти и церкви в это период.

Регулятивные:

Определять проблему в учебной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания.

4

Этап изучения нового материала.

В 40-х годах XVII века в Москве возникает кружок «ревнителей древнего благочестия». Цель кружка – провести реформирование церкви. В него входят: архимандрит Никон, духовник царя Стефан Ванифатьев, протопоп Аввакум.

Дает задание обучающимся, работающим по группам: найти причины проведения церковной реформы:

1 группа: чтение учебника с. стр.56-57

2 группа: чтение документов (раздаточные листы)

Подводит итог, открывает слайд 4:

Реформу церкви поручено было провести патриарху Никону. Что такое реформа?

Дает задание классу: Слушая сообщение одноклассника о Никоне, подумайте:

- какие качества позволили ему стать патриархом и провести церковную реформу?

-какие качества вам кажутся положительными и почему?

В 1653-1655 гг. началось осуществление церковной реформы.

Дает задание группам:

 Прочитать

1группа: текст учебника

2 группа: текст документа

 и найти, какие изменения были внесены  патриархом Никоном, опираясь на таблицу (слайд 5).

До реформы

После

реформы

Крестное знамение двумя перстами

Земные поклоны

Верность старым книгам

Написание имени Исус

Хождение в Церкви по солнцу

Старорусское написание Символа Веры

Осуществляет проверку выполнения задания. (слайд 6).

Но не всегда разные слои общества принимают и поддерживают реформы. Одним из тех, кто не принял церковную реформу, был протопоп Аввакум; его последователи стали именоваться  старообрядцами.

Дает задание: Слушая сообщение товарища о личности и деятельности Аввакума, сформулируйте определение понятия старообрядцы.

Задает вопрос, корректирует ответы:

Какие отношения сложились между властью и церковью (с одной стороны) и старообрядцами?

Ставит проблемный вопрос и дает задание прочитать текст учебника и ответить на вопрос: Царь и патриарх боролись со старообрядцами, почему же тогда между ними появились разногласия, приведшие к тому, что решением церковного Собора 1666 г. Никон был заточен в монастырь?

Посмотрите  отрывок из сериала «Раскол»  и ответьте на вопрос: Какой повод послужил официальному разрыву между царем и патриархом.

Назовите положительные и отрицательные последствия реформы для нашего государства.

Работают с тексами, формулируют причины:

1)исправить старые книги

2) сделать едиными церковные обряды и т.д.

Отвечают на вопрос.

Слушают сообщение одноклассника о патриархе Никоне и отвечают на вопросы.

Читают тексты,  выполняют задание.

Слушают сообщение одноклассника о протопопе Аввакуме и дают определение понятия.

Записывают определение в тетрадь.

Отвечают на вопрос. Дополняют друг друга.

Читают текст, отвечают на вопрос.

Просматривают видеоролик, отвечают на вопрос.

Называют последствия реформы.

1)Регулятивные:

Выдвижение  версий.

Организация работы в группах.

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

2)Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, умение взаимодействовать в группе.

3)Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение;

Синтез как составление целого из частей.

4) Личностные: Аккуратность ведения записей; Выработка уважительно- доброжелательное отношения к другим.

5.

Этап первичного повторения и закрепления

Посмотрите две картины русских художников: С.В. Иванов «Во времена раскола» и В.И. Суриков «Боярыня Морозова» Слайд 7 и 8 и докажите, что приведите обоснование, что сюжеты картин связаны  церковным расколом.

Почему  церковный раскол это трагическая страница в истории России?

Анализируют картины.

Выдвигают предположения, отстаивают свою точку зрения.

1)Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить высказывания.

2)Регулятивные: 

контроль и коррекция в форме сравнения

3)Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6.

Рефлексивно-оценочный этап

Давайте подведем итог нашей работе. Каждый из вас должен высказаться, начиная словами (слайд 9):

Как я работал…

Работая в группе я…

Что узнал нового, интересного…

Что особенно удалось…

Что вызвало затруднения…

Что еще хотел бы узнать по этой теме…

Дает содержательную оценку  деятельности и достижений учащихся.

Проговаривают по очереди предложения.

Ученик даёт себе  самооценку, определяет собственные знания и «незнания».

1)Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить высказывания; рефлексия.

2)Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

Оценивание качества своей и общей учебной деятельности

3)Регулятивные: Осознание качества и уровня усвоения знаний.

7.

Инструктаж домашнего задания. Слайд 10

Творческое задание по желанию:

  • Составить рассказ от имени старообрядца  о реформе патриарха Никона.
  • Составить тематический тест.
  • Нарисовать рисунок, посвящённый событиям церковного раскола.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

1)Коммуникативные: умение слушать

2)Познавательные:

 3)Личностные: смыслообразование

Тест для проверки домашнего задания.

А1. Начало правления Михаила Фёдоровича Романова:

1.) 1584                 2) 1598                3) 1613                4) 1645

А 2. Центральный исполнительный орган власти в XVII веке:

1. Приказ тайных дел

2. Земская изба

3. «Совет всей земли»

4. Боярская дума.

А 3. Что стало причиной создания «ближней» (малой) Думы в  XVII в.

1. учреждение опричнины

2. принятие нового Судебника

3. увеличение численности Боярской думы

4. увеличение числа представителей низших слоёв населения в центральных органах власти

А4. О чём говорит усиление власти воевод на местах?

1. об усилении царской власти

2. об ухудшении международной обстановки

3. о прекращении  действия Судебника

4. о росте значения выборных местных органов власти

А5. Откуда взят это отрывок?

«Буде кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышление кто известит, и тому извету про то его злое умышление сыщется допряма… и такова по сыску казнить смертию. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буде оружье, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука.»

1. из прелестных писем И.И. Болотникова.

2. из «Домостроя»

3. из «Повести о Шемякином суде»

4. из соборного уложения.

В1. Продолжите ряд и  укажите недостающее имя.

 Судебник1497 г. – Иван III

Судебник 1550 г. – Иван IV

Соборное уложение - ________________________.

Ответы к тесту:

А1-3;А2-1;А3-3; А4-1;А5-4 В1- Алексей Михайлович.

Документ № 1. С.Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории»

«На дело исправления много влияли при Иосифе некоторые люди, ставшие потом во главе раскола; таковы протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров и дьякон Благовещенского собора Федор – из кружка Степана Бонифатьева, близкого к патриарху благовещенского протопопа и царского духовника. Может быть, их влянием и было внесено и распространено при Иосифе много ошибок и неправильных мнений в новых книгах, как, например, двоеперстие, которое стало с тех пор считаться единственным правым крестным знаменем»

Документ № 2. С.А. Зеньковский «Патриарх Никон»

«Решение выступить в защиту православного населения Польши обратило глаза Никона и Алексея Михайловича дальше, на православный Восток, о котором им так много говорил Патриарх Паисий, и который, по ловам Паисия, был готов отделиться от турок в случае войны Турции с Россией…Бывший Константинопольский патриарх Афанасий прямо называл Царя Алексея Михайловича «столпом твердым и утверждением веры, прибежищем нашим и освобождением», а Никону говорил, что он предназначен войти в Царьград и сделаться Вселенским Патриархом, вернув православию храм святой Софии. А сделаться Вселенским Патриархом было нельзя, не сделав едиными обряды русской и греческой Церквей»

Рассказ старообрядца

«Вера наша праведная от дедов и прадедов! И я, и дед мои и прадед исконной веры русской придерживались. А Никон что? Что натворил? Всю жисть крестились двумя перстами, а теперь тремя стали! Новины какие выдумал! Все от греков взял! Чем ему обряды наши не угодили? А поклоны? Чем поклоны плохи были? Все церковь русская молилась земными поклонами! Это же надо на молитву Ефрема Сирина вместо земных поклонов,  стали в пояс молится. Где такое видано? Попы в церквах по солнцу всю жисть вокруг аналою ходили, а патриарх ваш, Никон-то,  чаво учудил? Супротив сонцу ходить велит! Супротив сонцу! Божьи велением солнце создано! А он – против него! Да что там обряды! Он и Символ Веры не пощадил! Слово «истинного» выбросил! Да ну его, Никона вашего! Мы своей, старой, святой веры держимся, как деды и прадеды наши веровали!»

Основные положения реформы патриарха Никона

До реформы

                После реформы

Крестное знамение двумя перстами

Хождение в Церкви по солнцу

Земные поклоны

Верность старым книгам

Старорусское написание Символа Веры

Двоекратное пение «аллилуйя»

Написание имени Исус


С.В. Иванов «Во времена раскола»

В.И. Суриков «Боярыня Морозова»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Власть и церковь. Церковный раскол

Конспект урока по ситории - 7 класс...

Власть и церковь. Церковный раскол

Презентация по истории России...

Урок по истории Власть и церковь. Церковный раскол.

Урок разработан по сингапурской системе....

Урок. Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.

Это довольно сложная тема для 7 класса. Поэтому я построила урок таким  образом, чтобы усвоение  материала было проще и интереснее.  Я использовала презентацию, видео сюжет о том, как Н...

Власть и церковь. Церковный раскол

Цели урока: сформировать у учащихся представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монар­хии; раскрыть предпосылки, сущность и посл...

открытый урок в 7 классе по истории России по теме" Власть и церковь.Церковный раскол"

План-конспект урока по теме "Власть и церковь. Церковный раскол" содержит поэтапное планировоние ипроведение урока,различные формы работы....