Урок-игра "Знатоки Средних веков"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Игровой сценарий к уроку истории, посвященному эпохе Средневековья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_znatoki_srednih_vekov_avtor_e.a._lyskovets.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лысковец Елизавета Александровна, учитель истории
МБНОУ «Гимназия № 18»
Ленинск-Кузнецкий городской округ
Урок-игра для 6 классов «Знатоки Средних веков»
Цели: 1) обобщить знания обучащихся по истории Средних веков.
2) развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, датами и логическими задачами.
3) воспитывать чувство коллективизма
Оборудование: оформление доски, детские презентации, кроссворды, карточки, бумага, цветные карандаши, фломастеры.
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово о целях игры.
Представление жюри. Представление команд.
II. Игра.
- «Кто я?». Представление
Придумать название команде, девиз, нарисовать на листе формата А4 герб своей команды.
2. Разминка
Команды по очереди отвечают на вопросы
(за каждый правильный ответ – 2 балла)
1) Какое государство называли «Золотым мостом» и почему? (Византийскую империю, т.к. через нее проходили пути из Черного моря в Средиземное и из Европы в Азию)
2) Когда в истории воевали цветы? (В Англии война Алой и Белой розы)
3) Какие открытие сделали скандинавы задолго до XV века? (Открыли Америку)
4) Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование. (Ре-форма – реформа)
5) Назовите самую длинную войну в истории. Какие страны ее вели? (Столетняя война между Англией и Францией)
6) Первый слог – домашние птицы, второй местоимение, целое – участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в одной европейской стране в XV в. (Гуси-ты – гуситы)
7) Откуда произошло слово «брюки»? (Шерсть и сукно, из которого шилась эта одежда, производились в городе Брюгге)
8) Этот народ называл свою страну «Землей четырех сторон света». (Инки)
9) Что означал призыв «понести крест»? (Принять участие в крестовых походах)
10) Название каких войн указывает на их продолжительность? (Семилетняя, Тридцатилетняя, Столетняя)
- Конкурс «Знаменитые события и даты»
Команды получают листы с таблицами, где в одном столбце перечислены события периода Средневековья. Ребята должны вспомнить даты и заполнить второй столбец таблицы. За каждый угаданную дату команда получает по 2 балла.
- Падение западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья (476 г.)
- Начало Реконкисты (718 г.)
- Образование империи Карла Великого (800 г.)
- В каком году в Европе одновременно появились три государства: Италия, Германия, Франция? (843 г.)
- Образование Священной Римской империи (962 г.)
- Начало Крестовых походов (1096 г.)
- «Великая хартия вольностей» (1215 г.)
- Возникновение парламента в Англии (1265 г.)
- Созыв Генеральных штатов во Франции (1302 г.)
- Столетняя война (1337 – 1453 гг.)
- «Золотая булла» (1356 г.)
- Жакерия во Франции (1358 г.)
- Восстание Уота Тайлера в Англии (1389 г)
- Падение Константинополя (1453 г.)
- Война «Алой и Белой роз» (1455 – 1485 гг.)
- Конкурс «Крылатые выражения»
Нужно объяснить смысл выражения и рассказать об истории его возникновения. За полный правильный ответ – 4 балла.
- «Жить на широкую ногу» - жить пышно, богато, с размахом и щедростью.
Это выражение возникло благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми кверху носами. Знатные богатые люди, подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 см.
- «Бросить перчатку» - вызвать на спор, состязание.
Это выражение пошло со времени средневекового рыцарства. Для того, чтобы вызвать на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку – принимал вызов.
- «Копья ломать» - бороться за что-либо, с жаром спорить о чём-либо.
Происхождение выражения относится ко временам рыцарских турниров XII – XIII вв. Каждый рыцарь, выходя на турнир, объявлял свою даму сердца самой прекрасной и вешал на своё копьё платок, подаренный ею. Это своё утверждение рыцари отстаивали в поединке, в буквальном смысле ломая копья.
- «Ходить в Каноссу» - унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побеждённым.
Германский император Генрих IV вёл политическую борьбу с папой римским Григорием VII. В результате этой борьбы Генрих IV низложил Григория VII, а тот, в свою очередь, отлучил Генриха IV от церкви. Знать, боровшаяся за власть, воспользовавшись этим, вышла из-под контроля. Простой народ, взбудораженный проповедями монахов, тоже отвернулся от императора. Покинутый всеми, Генрих IV не выдержал и в 1077 году отправился к папе в замок Каноссу в Северной Италии. Три дня он простоял босым на морозе в одежде кающегося грешника перед воротами замка, и только тогда папа позволил ему пасть в ноги и получить прощение.
- «Круглый стол» - совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.
Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. Волшебник Мерлин предложил отцу Артура, Уотеру, создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными. В международных совещаниях круглый стол стал частью дипломатических церемоний – так подчёркивается равноправие сторон. Выражение приобрело более широкое значение как всякий обмен мнениями, где беспристрастно и терпимо знакомятся с точкой зрения других.
- «Философский камень» - скрытая суть вещей.
В Средневековье алхимики пытались создать не существующее в природе вещество, которое обладало бы чудодейственными свойствами: могло превращать неблагородные металлы в золото и серебро, излечивало от всех болезней, возвращало молодость и удлиняло человеческую жизнь. Называли такое вещество философским камнем. С возникновением научных основ химии его поиски прекратились, и выражение «философский камень» стали переносно использовать в значении начало всех вещей, скрытая их суть».
5. Воображаемое путешествие. Составление рассказа.
Каждая команда получает карточку с заданием и составляет рассказ. Один из участников команды представляет придуманный командой рассказ
(7 баллов).
1) Представь, что ты – европейский купец и везешь свой товар на продажу в Египет. Опиши, как проходило твое путешествие. Что ты вез на продажу? Что купил? Какие трудности в пути ты испытал?
2) Представь, что ты – один из самых первых жителей г. Брюгге. Расскажи о том, как появился этот город? Какие достопримечательности в нем есть? Как выглядят его жители и улицы? За что ты любишь свой город?
3) Представь, что ты – владелец ремесленной мастерской XIII в. Расскажи о том, что ты производишь в своей мастерской? Кто тебе помогает? Какие орудия труда ты используешь? Какое сырье?
6. Конкурс архитекторов
Домашнее задание
(выполнить проект нашей гимназии 1 команда – в романском стиле,
2 команда – в готическом стиле на ватмане или презентация)
Каждая команда презентует свой проект нашей школы в романском или готическом стиле и характеризует основные элементы этого стиля. За правильно представленный проект каждая команда получает 10 баллов, за характеристику стиля – 5 баллов.
7. Конкурс «Человек – загадка»
1) Каждая команда описывает известную историческую личность эпохи Средневековья. Соперники должны определить, о ком идёт речь. За описание личности команды получают по 2 балла и за правильно угаданную личность команды получают по 2 балла.
2) Определите, кому принадлежат данные высказывания. За правильно угаданную личность команда получает 2 балла.
- «О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! – вскричал он. – Забудьте все наши ссоры и обиды! Отправляйтесь в путь ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей». (Урбан II)
- «Так и ты поступил с моей чашей» (Хлодвиг)
- «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать» (Французский король Людовик XI)
- «Учитель и ученик – друзья во благе» (Пророк Мухаммед)
- «Если изменю слову своему, какими глазами буду смотреть на свой народ, который я всегда учил говорить правду?» (Ян Гус)
- «Вовремя прояви мудрость, подумай, раскайся и предотврати удар грома нашего возмездия. Ты не больше, чем муравей, зачем ты дразнишь слонов? Они растопчут тебя своими ногами» (Тимур Тамерлан)
- «Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его – уважительность к старшим, серьёзно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно потратить на чтение книг» (Конфуций)
- «Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности» (Хлодвиг)
- «Даже последний грошик, который прячет бедная старуха, умеет вытянуть недостойный церковнослужитель, как не сказать, что он хитрее и злее вора». (Ян Гус)
8. Кроссворд «Культура эпохи Средневековья»
Каждая команда получает лист с кроссвордом. За каждое отгаданное слово команда получает по 1 баллу.
- Один из братьев, создатель славянской азбуки. (Кирилл)
- Материал для письма, изготавливавшийся из телячьей,
свиной или бараньей кожи. (Пергамент)
- Китайский храм. (Пагода)
- Самый знаменитый храм Константинополя. (Софии)
- Металлические подвижные буквы. (Литеры)
- Сюжетная декоративная композиция из стекла, пропускающего свет. (Витраж)
- Основатель книгопечатания. (Гутенберг)
9. Конкурс капитанов
На ватмане изображён рыцарь. За кольчугой скрываются понятия и термины, которые капитаны должны объяснить. Если ученик не может этого сделать, то право передаётся другому капитану. Члены команды помогать не могут. За каждое правильное объяснение капитан получает 3 балла.
Понятия: сословия, феод, куртуазность, сеньория, феодал, оброк, натуральное хозяйство, рыцарь, индульгенция, инквизиция, вассал, викинги.
III. Подведение итогов игры.
Награждение команд. Вручается грамота победившей команде, отмечаются лучшие игроки (медаль «Знатоку Средневековья»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"
Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...
план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс
план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...
Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"
Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике и...
Календарно - тематическое и поурочное планирование курса.«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»,6 класс,Программа В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. История. Средние века, 6 класс. 28 ч., 2 ч. в неделю.
КТП составлено с позиции ФГОС ООО. ...
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"
Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...