конспект урока "Россия в первой мировой войне"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
данный урок разработан с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_v_pervoy_mirovoy_voyne.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Россия в Первой мировой войне»
Урок разработал учитель истории ГБОУ школа № 1056 Тихонов А.С.
Тема: Россия в первой Мировой войне.
Цель: Изучить основные этапы первой мировой войны, подготовку к войне противоборствующих сторон, уделить внимание хронологическим рамкам; проанализировать влияние Первой мировой на внутреннее положение страны, причины кризиса власти.
Оборудование: презентация, карта, учебник «История России» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, 9 кл.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. План изучения нового материала:
1. Начало Первой мировой войны.
Поводом к началу войны явилось убийство 28 июня 1914 года в Сараево наследника австрийского престола эксгерцога Франца- Фердинанда. Австрийский принц Гавриил захватил Боснию на которую претендовала Сербия. Австрия под давлением Германии начала войну против Сербии.
Причины войны:
1. Противоречия между европейскими державами;
2. Борьба за сферы влияния.
Война сразу приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. В нее было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Большая часть вины за разжигание войны лежит на германо-австрийском блоке, затеявшем большой передел Европы и мира. Она планировала сокрушить Францию, а затем и Россию, присоединить к себе прибалтийские и польские губернии России, некоторые французские колонии в Африке, прочно обосноваться в Турции на Ближнем и Среднем Востоке. Австро-Венгрия стремилась подчинить Балканские государства.
2. Отношение народа и партий к войне.
- взрыв патриотических чувств
- мобилизация 96%
- изменение в деятельности партий России: поддержка Николая II монархическими партиями, среди социалистов отсутствие единства (эсеры и социал-демократы разделились на три группы: оборонцы (Плеханов), центристы (Мартов) и пораженцы (Ленин).
3. Начало боевых действий
Таблица "Рост вооружения русской армии" (мет. стр.44-45)
Производство вооружения | 1914 | 1916 |
Артиллерийские снаряды | 100% | 40 000% |
76- миллиметровые пушки | 100% | 30 000% |
Тяжелые артиллерийские орудия | 100% | 700% |
Пулеметы | 100% | 1000% |
Бомбометы | - | 11 222 шт. |
Минометы | - | 1974 шт. |
На стороне Антанты воевали 6 млн. человек, а на стороне Тройственного союза - 3,5 млн. человек.
5 – 9 сентября произошла битва на р.Марне, в ходе которой была ликвидирована угроза Парижу. Германия оказалась перед необходимостью ведения длительной войны на два фронта.
По просьбе французских властей в сентябре Россия, не дожидаясь окончания мобилизации, начала наступление в Вост. Пруссии и одержала победу под Гумбинненом.
Немцы перебросили часть войск из Франции на Восток и Париж был спасен. Вскоре Русская армия начала наступление на Юго-Западном фронте. Немцы помогли австрийцам, но план «Шлиффена» провалился.
Антанта начала морскую блокаду Германии и разгромила ее флот у Гельголанда.
В 1914 г. к Германии присоединилась Турция, но она потерпела поражение от России на Кавказе.
Тройственный союз, пытаясь прекратить войну на 2 фронта, ударил в 1915 г. по России и его армии прорвали фронт.
Россия оказалась не готовой к войне.
Таким образом, с первых дней войны образовалось два фронта: Западный (в Бельгии и Франции) и Восточный (против России). Германский генеральный штат заранее разработал план ведения войны, однако план быстрого, последовательного разгрома сначала Франции, а затем России оказался сорванным.
4. Военные действия в 1915-1916 гг.
В мае 1915 г. немцы провели крупную операцию на юго-западном направлении. Отступая с большими потерями русские смогли летом 1915 г. стабилизировать фронт, но Польша, Галиция и Литва были потеряны. Боевые действия перешли в стадию Позиционной войны.
Стремясь прорвать оборону немцы в 1915 г. применили под Ипром отравляющие газы, а Антанта в 1916 г. танки на р.Сомма. Но, ни одна из сторон перевеса не получила.Немецкий генеральный штаб был вынужден изменить план ведения войны на 1915 г. Было решено перейти на западном
фронте к стратегической обороне, а основные силы и средства сконцентрировать на Восточном фронте с целью скорейшего разгрома русской армии и вывода России из войны.
В мае 1915 г. немцы провели крупную операцию на юго-западном направлении. Русские войска были вытеснены из Галиции, Польши, ряда областей Прибалтики, Белоруссии, Украины.
Летом 1916 г. в войне наметился перелом. Германия стала испытывать недостаток ресурсов.
Антанта предприняла одновременное наступление на Западе и на Востоке. В результате Брусиловского прорыва Австро-Венгрия оказалась на грани катастрофы. В 1916-1917 гг. к Антанте присоединились Греция и Румыния.
Единственной успешной операцией в этот момент стал:
БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРОРЫВ (1916), наступательная операция войск русского
Юго-Западного фронта 22 мая (4 июня) — 31 июля (13 августа) 1916 года,
в котором русские войска во главе с генералом А.А. Брусиловым прорвали позиционную
оборону австро-венгерских войск и заняли значительную территорию Западной Украины.
Германия вновь перенесла главные усилия на запад. Главный удар предполагалось нанести Франции в районе Вердена, имевшем важное оперативное значение (см.сл. Верденская операция). Несмотря на огромные усилия, германские войска прорвать оборону не смогли. Этому способствовало наступление русских армий на Юго-Западном фронте в Галиции (Юго-Западного фронта наступление). Германо-австрийское командование было вынуждено перебросить с Западного и Итальянского фронтов на Восточный фронт 34 дивизии. Безуспешными оказались наступательные действия и англо-французских войск на реке Сомма.
Таким образом, успех на Юго-Западном фронте не дал русским войскам решающих стратегических результатов, так как не был поддержан наступательными операциями других фронтов. И после прохода резервов противника война приобрела позиционный характер.
5.Перестройка экономики. Война и общество.
Военные события 1915 г. показали, что Россия не была готова к ведению затяжной кампании. Однако уже к 1916 г. ситуацию удалось переломить и перестроить экономику на военный лад.
Несмотря на потерю ряда промышленных центров, темпы экономического роста не только не упали, но даже несколько возросли.
Увеличилась добыча угля, нефти, значительно вырос выпуск машиностроительной и химической продукции. Военная промышленность полностью обеспечивала фронт легким оружием и экспортировала его.
Решающую роль в этом переломе сыграло объединение усилий государства, промышленной буржуазии, земской и городской общественности, кооперации.
В 1915 г. по инициативе крупных промышленников были созданы специальные органы по централизации и мобилизации всех имеющихся в стране ресурсов для нужд фронта – топливо, продовольствие, артиллерийское снабжение и т.д.
Для помощи армии и фронту были созданы крупные общественные организации – Военно-промышленные комитеты, Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов и др.
В Петрограде и Москве действовал Комитет научно-технической помощи – объединение русских ученых и изобретателей, быстро и оперативно решавший военно-технической помощи - объединение русских ученых и изобретателей, быстро и оперативно решавший свои вопросы военно-технические проблемы и внедрявший свои изобретения в производство. Такими новинками, как самолет-бомбардировщик, пистолет-пулемет, самозарядная винтовка, для помощи армии и фронту были созданы крупные общественные организации – Военно-промышленные комитеты, Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов и др.
Затяжная война резко ухудшила жизнь людей. Взлет российской промышленности, работавшей на оборону, произошел за счет снижения выпуска товаров народного потребления, что стало причиной повышения цен. Перегрузка железных дорог привела к перебоям в снабжении крупных городов продуктами питания.
В конце 1916 г. в 31 губернии правительство ввело продразверстку.
Нормы сдачи хлеба распределялись (разверстывались) как дань между территориями. Часто нормы сдачи хлеба были больше, чем запасы крестьян.
Перед угрозой голодной смерти крестьяне прятали хлеб, но продотряды искали запасы и наказывали «укрывателей». За первый год продовольственной диктатуры и начала продразверстки (до июня 1919) было собрано 44,6 млн пудов хлеба, а за второй год (до июня 1920 ) — 113,9 млн пудов.
Продразверстка, таким образом, несколько увеличила сборы хлеба, чему способствовало также наступление белых армий — часть крестьян готова была поддержать коммунистов продовольствием в условиях угрозы победы белых. Для сравнения: только за ноябрь 1917 при еще функционировании не разгромленного продовольственного аппарата Временного правительства было собрано 33,7 млн. пудов.
Поражение русских войск в весенне-летней кампании 1915 г. стало причиной разочарования общества в возможностях правительства. Кадеты выдвинули идею создания правительства «народного доверия»
- Вокруг этой идеи сплотилось большинство думских фракций, кроме крайне правых и крайне левых. В Думе была создана межпартийная коалиция, получившая название Прогрессивного блока.
- В 1916 г. его лидеры решили усилить критический тон своих выступлений. Началом парламентской атаки на власть стала речь лидера кадетов П.Н. Милюкова на заседании Думы. Резко критикуя официальную военную и хозяйственную политику, Милюков завершил каждый пункт обвинения многозначительным вопросом: «Что это: глупость или измена?»
- Вслед за П.Н. Милюковым с эффективными разоблачительными речами выступили националист В.В. Шульгин и дже крайний монархист В.М. Пуришкевич.
Дискредитируя власть на самом высоком уровне, они готовили общественное создание к мысли о ее непригодности, т. е. совершали революционную агитацию.
В августе 1915 г. Николай II взял верховное командование на себя. Однако в народе его не любили из-за связи царской семьи с Распутиным.
Прочитайте отрывок из книги
Ю. П. Анненкова «Дневник моих встреч».
Как вы охарактеризуете Распутина?
- «В 1915 году, за год до исчезновения Распутина, мне довелось ужинать вместе с ним у одного приятеля моего отца... Центром всеобщего внимания был Григорий Распутин. Вульгарная примитивность этого сибиряка, которому удалось проникнуть в императорскую семью, была нескрываема... На Распутине была деревенская рубаха сомнительной свежести, мужицкие штаны и очень тщательно начищенные сапоги. Жирные, липкие волосы, грязные ногти. Только его глаза, слишком близкие один к другому, почти прилипшие к переносице и назойливо пристальные, могли, пожалуй, объяснить его гипнотическую силу. Он, несомненно, сознавал эту свою физическую особенность и умел извлекать из нее довольно блистательные эффекты...»
III. Итог урока.
-Таким образом, в 1914 г. Россия была втянута в мировую войну, к которой она была не готова. Поражение русской армии и утрата авторитета правящими кругами привели к новому витку противостояния между властью и обществом.
IV. Домашнее задание.
1. Параграф № 9.
2. Заполнить контурную карту «Первая мировая война»
3.Ответить на вопросы:
Каковы причины Первой мировой войны?
Каким было отношение общества и различных политических партий к начавшейся мировой войне?
Какова роль Восточного фронта в военных действиях в 1914-1916 гг.?
Какие факторы обеспечили перевод экономики на военный лад?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
План-конспект урока с использованием ЭОР "Россия в Первой мировой войне"
Методическая разработка урока для 11 класса по курсу "История России, 20 век" с использованием материалов ЕК ЭОР (http://www.school-collection.edu.ru)....
Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».
Предмет – историяКласс – 11Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...
конспект урока по теме: "итоги первой мировой войны"
Тема: «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны»....
Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".
Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны
Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ « Первая мировая война»К 100- летию начала первой мировой войны...
конспект урока "М. Шолохов "Тихий Дон". Человек и война. Г. Мелехов в событиях первой мировой войны".
Урок литературы в 11 классеТип урока: изучение новой темыУрок- исследованиеЦели урока:- Проследить судьбу человека, прошедшего через войну, каково поведение Г.Мелехова на войне, какие чувства выносит ...