Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Предмет – история
Класс – 11
Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.
Урок построен в рамках технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_1_mirovaya_voyna.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории МБОУ СОШ№5 г. Киржач Владимирская обл. Ермолаева Наталья Евгеньевна
Конспект урока по теме:
«Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».
Предмет – история
Класс – 11
Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.
Урок построен в рамках технологии критического мышления.
Планируемые результаты:-
- личностные - воспитание толерантности; способности к определению собственной позиции;
- метапредметные – развивать умение работать с историческим источником (как одним из видов текста); формулировать и обосновывать выводы; развитие коммуникативной компетентности учащихся;
- предметные – умение изучать и систематизировать информацию; формировать оценочные суждения.
Оборудование:
1. Карта «Первая мировая война 1914-1918 гг.».
2. Документы: №1«Из воспоминаний председателя Государственной думы М.В. Родзянко»; №2 П.Н. Милюков . Из речи, произнесённой на заседании Государственной думы 1 ноября 1916 г.
Структура урока
№ | Этап урока | Планируемый результат | Деятельность учителя | Деятельность учащихся1 |
1 | Мотивацион-ный | Учащиеся формулируют тему урока | Учитель создаёт эмоциональный настрой, помогающий сформулировать тему урока, создаёт проблемную ситуацию Приложение №1 | Обучающиеся высказывают свои предположения, прогнозируют и выделяют основную мысль. |
2 | Актуализа- ция знаний | Повторить фактологический материал по теме «Первая мировая война».
| Организует работу с тестами. Приложение №2. | Обучающиеся работают с тестами. Взаимопроверка (работа в парах). |
3 | Постановка учебной задачи. Деятельность по решению поставлен-ной проблемы | Подвести обучающихся к постановке задач урока | Учитель организует работу с текстом исторического источника и материалам параграфа по группам. Приложение№3 (группа №1), Приложение №4 (группа №2) Текст параграфа учебника (группа№3) | Обучающиеся работают в группах. Работают с текстом документов (используют инсерт). Отвечают на вопросы. |
4 | Рефлексия | Проанализиро -вать факторы, приведшие к изменению восприятия войны российским обществом. | Учитель даёт установку на формулирование вывода. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Ставит обобщающие вопросы. | Обучающиеся высказываются, выражая свою точку зрения. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Приложение №1.Проблемная ситуация:
Говоря о Петрограде июля 1914 года обратимся к воспоминаниям председателя Государственной думы М.В.Родзянко: «…мы видим людей, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…, заявляя …мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».
Глядя на Петроград февраля 1917 года мы видим забастовки с общей численностью участников около 100 -200 тыс. человек с лозунгами «Хлеба!» и «Долой войну!».
Вопрос: Под воздействием каких факторов могли произойти такие метаморфозы общественного сознанья?
Приложение №2
Тест
1.В годы Первой мировой войны А.И. Гучков возглавил
1)Государственную думу
2)Всероссийский союз городов
3)Центральный военно-промышленный комитет
4)Всероссийский земский союз
2.Какое из названых событий произошло позже других?
1)создание Прогрессивного блока
2)создание Антанты
3)Брусиловский прорыв
4)Сарыкамышская операция
3.Германия объявила России войну в ответ на
1) отказ Николая Второго выступить посредником в переговорах с Сербией
2)вступление русской армии на территорию Австро-Венгрии
3)объявление в России мобилизации
4)объявление в России военного положения
4. Что из перечисленного относится к итогам Первой мировой войны для России
1)потеря Польши
2)получение контрибуции от Германии
3)установление контроля над черноморскими проливами
4)установление протектората над Сербией.
5.Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его подписания
«Нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные на то соответствующими их правительствами, заявляют о нижеследующем:
Российское, английское и французское правительства взаимно обязуются не заключать сепаратного мира в течение настоящей войны.
Три правителя соглашаются в том, что, когда настанет время для обсуждения условий мира, ни один из союзников не будет ставить мирных условий без предварительного соглашения с каждым из других союзников».
1)1905 3)1914
2)1907 4)1918
6)Наступлением русской армии на Юго-Западном фронте в 1916 г. командовал
1)П. Ренненкампф 3)А.Брусилов
2)А.Самойлов 4)Н.Рузский
7.На начальном этапе Первой мировой войны русская армия основные силы сосредоточила на фронте против
1)Италии 3)Турции
2)Австро-Венгрии 4)Японии
8.Какое из названных событий произошло раньше других
1)капитуляция Германии 3)распада Антанты
2)капитуляции Австрии 4)заключения сепаратного мира с Германией
Приложение №3. Воспоминания председателя Государственной думы М.В.Родзянко
«Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны я был поражён переменою настроения жителей столицы. Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…Я ходил по улице, вмешивался в толпу, разговаривал с нею и…узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько лет назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады.
На мой вопрос ,чем объясняется перемена настроения,я получил ответ: «Вчера было семейное дело…но сегодня дело касается всей России. Мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».
Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик был подъём национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призывных, явилось без отказу и воевали впоследствии на славу.
В самой Государственной думе в заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения члены признали необходимость войны до победного конца во имя чести и достоинства дорогого Отечества, дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать правительство.
Без различия национальностей все поняли, что война эта народная, что она должна быть таковой до конца и что поражение германского милитаризма является безусловно необходимым.»
Вопросы и задания к документу:
1.Как к будущей войне относились рабочие Петрограда?
2.Как подъём национальных чувств отразился на ситуации в деревне?
3.Какие изменения в работе Государственной думы можно увидеть на основе документа?
4.Какие оценочные характеристики обозначились в обществе по определению характера и целей войны (с позиции России).
Приложение №4. Из речи П.Н.Милюкова, произнесённой на заседании Государственной думы 1 ноября 1916 г.
«Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе…
Когда вы целый год ждёте выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у нас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге… и упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, -как вы назовёте это: глупостью или изменой?
…Когда со всё большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить . что организовать страну –
значит организовать революцию, и сознательно предпочитает хаос и дезорганизацию – что это:- глупость или измена?...Мало того,…когда намеренно вызываются волнения и вспышки путём провокации, и притом знают, что это может служить мотивом для прекращения войны, что это делается, сознательно или бессознательно?
Когда в разгар войны «придворная партия» подкапывается под единственного человека, создавшего себе репутацию честного у союзников, и когда он заменяется лицом, о котором можно сказать всё, что я сказал раньше, то это…Нет, господа, воля ваша, уж слишком много глупости!
Задание к документу :
1.На основе документа выделите причины катастрофического падения престижа императорской власти (не менее трёх причин).
Рефлексия
Используя текст документа. материалы параграфа и знания по истории, назовите причины, которые привели к нарастанию взаимного отчуждения власти и народа. Назовите не менее четырёх причин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Россия в Первой мировой войне"
презентация к уроку...
Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ
Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....
Урок-презентация.Тема "Химия и Первая Мировая война"
Урок с использованием мультимедийной презентации в редакторе Microsoft PowerPoint. Презентация позволяет реализовать принцип научности, наглядности, доступности, повышает эффективность урока....
Конспект урока мужества, посвящённого100-летию начала Первой мировой войны.
данный урок посвящён 100 летию с начала первой мировой войны и участию Ставропольского края в войне....
конспект урока по теме"Россия-наш общий дом"
Тема урока "Россия-наш общий дом"(конспект)...
Конспект урока по теме: «Россия в годы правления Александра I: альтернативы развития».
В матриале представлена возможность проведения обобщающего урока с использованием сетевых ресурсов Интернет. Технологии: проблемное обучение в сочетании с проектными методами....
План – конспект урока по теме «Россия в начале 20 века».
План – конспект урока по теме «Россия в начале 20 века»....