СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ « ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА» К 100- летию начала первой мировой войны
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Сценарий внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ
« Первая мировая война»
К 100- летию начала первой мировой войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_pervaya_mirovaya_voyna.docx | 135.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ №54
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ЗАЩИТА ПРОЕКТА
«ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»
Преподаватель истории и обществознания Баранова И.А..
Колледж связи №54 ул. Речников 28
МОСКВА
2014
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ЗАЩИТА ПРОЕКТА «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»
Воспитание патриотизма всегда требует нестандартных подходов. Наш опыт показал, что наиболее эффективным методом является проектная работа.
Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Под проектом понимается завершенная творческая работа учащегося, выполненная им самостоятельно под руководством и с помощью учителя. Причем эта помощь носит на каждом этапе проектирования специфический характер. Учитель, направляющий проектную деятельность студентов, должен воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Проект же позволяет самому подростку осмыслить и пережить эмоционально полученную информацию. Поиск материалов для исследовательской работы, создание презентации способствуют развитию компетенций. Умению планировать свою деятельность, общаться с другими участниками проектной группы, представлять свой проект публике. Достоинства проектной работы хорошо известны. Но всегда возникает проблема, как соединить представление проектов, итогом которых чаще всего бывает сообщение, сопровождаемое презентацией и яркое эмоциональное внеклассное мероприятие. Из данного опыта можно вывести следующие требования к проведению мероприятий, основанных на защите проектов:
- Ограничить количество защищаемых проектов (максимум пять, шесть)
- Разнообразить итоговые формы отчёта в проекте, не только классическое сообщение + презентация, но и, например, литературная композиция, театрализованная постановка и т.п.
- Обязательное наличие рефлексии, как необходимого элемента интерактивности.
Проектная деятельность традиционна для нашего колледжа: метод проектов обязательно включается в тематическую неделю истории и литературы «Лира» существующую более десяти лет; мини-проекты одна из форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов; студенты колледжа неоднократно участвовали и в городских конкурсах проектов.
В патриотической работе крайне важна обращённость к эмоциональной составляющей истории. Ведь любовь к родине, уважение к делам предков, это не только знание, а и чувство сопричастности. В 2014 году Россия отметит 100 лет со дня начала Первой мировой войны, поэтому хотелось привлечь внимание к историческим событиям этой войны. Мы не должны забывать героизма наших солдат, самопожертвования тысяч и десятков тысяч русских героев.
Все это в итоге и вылилось в сценарий внеклассного мероприятия и проект «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА».
Цели проекта:
Образовательные:
- Обобщить знания учащихся по теме.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы,
- развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать навыки работы с документами, дополнительной литературой, умение критически оценивать полученную информацию;
- развивать навыки грамотной устной речи;
- сопоставлять различные источники, обобщать материал, делать выводы;
- работать с атласом и картой;
- находить альтернативные варианты решения поставленных проблем.
- составлять краткие информационные сообщения.
- создавать презентации.
- формировать умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории;
- способствовать эмоциональному развитию учащихся, вызвать чувство сопричастности с жизнью русского народа, с его трагической и героической судьбой;
- На примере событий Первой мировой войны показать мужество, стойкость солдат и офицеров русской армии, воспитывать патриотизм, умение сопереживать, активную гражданскую позицию.
Оборудование:
Мультимедиа система, презентации, раздаточный материал.
Оформление:
Выставка книг о Первой мировой войне, плакаты, газеты и постеры, выполненные обучающимися студентами.
- В процессе выполнения проекта был проведен предварительный конкурс презентаций и для его защиты выбраны лучшие работы. Критерием отбора были качество представленного материала, разнообразие форм, например литературная композиция «Письма с фронта», внимание к судьбам человека на войне – проект «Герои Первой мировойвойны».
Для рефлексии была выбрана наглядная методика Эдварда де Боно.
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
« ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА»
К 100- летию начала первой мировой войны
Приветствие.
Выходят Ведущие.
1 ведущий.Было время, когда ее называли "Великой войной', ибо ей не было равных по масштабам разрушений и числу погибших. К концу этой войны целые империи лежали в руинах, а жесткие условия мира уже сеяли семена будущих конфликтов. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Страны-участницы потеряли около 12 млн. человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн. были ранены.
2 ведущий."Ни один человек на свете, - писал кадет Владимир Набоков, - не поверил бы, если бы ему сказали в 1914 году, что тогдашние тринадцатилетние дети окажутся участниками войны, что через четыре года она будет в полном разгаре... " 20 июля в Петербурге огромные толпы народа приветствовали Николая II. В этот день император поклялся на Евангелии и святой иконе, что не подпишет мира, пока хоть один враг останется на русской земле. Принеся эту торжественную клятву, царь появился перед народом на балконе Зимнего дворца. Дворцовую площадь заполняли тысячи людей-представителей всех слоёв общества. В едином порыве, встав на колени перед императором, они с глубоким чувством пели гимн "Боже, царя храни".
1 ведущий.Для России война имела трагические последствия. Страна была ввергнута в хаос революции и гражданскойвойны. Несправедливому забвению подвергся массовый героизм русских солдат и офицеров, из которых около двух миллионов погибло на полях сражений и около четырех миллионов пострадало от ран.
2 ведущий.В настоящее время в России при активной поддержке руководства страны развернулось общественное движение за восстановление и увековечение исторической памяти о мужестве и самопожертвовании тех, кто участвовал и отдал жизнь за Отечество в этой войне. Создан Оргкомитет по подготовке к 100- летию её начала, принято решение об установке в Москве памятника её героям на Поклонной горе.
На экране - отрывок из документального фильма « Первая мировая война» Участники войны. Цели. Повод к войне.
На экране – кадры из презентации «Герои Войны».
Игровой конкурс.
На сцену приглашаются две команды - «Синие» и «Зеленые».
I тур. Защита домашнего задания. Команды представляют два блока – АНТАНТА и ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ.
II тур. Команды отвечают на вопросы ведущего.
Время для обдумывания ответа и совещания по этому поводу – 1 минута, если у команд нет ответа, то вопрос адресуют зрителям, которые поддерживают команды.
1. В каком сражении впервые были применены танки: под Верденом или на р. Сомме? (на р. Сомме)
2. В феврале 1915 г. Вильгельм II писал: «Воды вокруг Великобритании и Ирландии … объявляются находящимися в военной зоне». Что имел в виду Вильгельм II? (Начало подводной войны)
3. Как звучал основной патриотический лозунг России в начале войны: «За Родину» или «за веру, царя и Отечество»? (За веру, царя и Отечество)
4. Что означало название военного блока «Антанта»? (Согласие)
5. Какие страны присоединились к Тройственному союзу после того, как Италия его покинула? (Турция и Болгария)
6. Именно эта страна ставила своей целью в войне добиться мирового господства в мире. (Германия)
7. Как в России называли Первую Мировую войну? (Великая война, Большая война, Вторая Отечественная, Великая Отечественная, германская)
8. План Шлиффена предусматривал вторжение Германии во Францию и Бельгию, или в Россию? (во Францию и в Бельгию)
9. Именно в этом морском бою в марте 1916 г. английский флот сразился с немецким флотом. (Ютландский морской бой)
10. Именно это средство изобрёл в 1915 г. русский химик Н.Д.Зелинский (противогаз)
11. Стратегическая инициатива в войне перешла к странам Антанты после сражения на р. Сомме или «Верденской мясорубки» (После сражения на р. Сомме)
12. Характеризуя этого молодого человека, его друзья отмечали небольшой рост и сутуловатость, сочетающиеся с силой и выносливостью. При этом,он был «скромен, сумрачно отчужден, испытывал жажду к чтению, за которым проводил ночи». Не будучи носителем известной фамилии, этот молодой человек в 1914 г. стал едва ли не самым популярным в мире; умер в страшных муках в тюрьме и был захоронен в общей могиле в 1918 г. Спустя годы, он стал национальным героем своей страны. Как звали этого человека? (Гаврило Принцип)
13. Именно эта страна вышла из Тройственного союза и присоединилась к Антанте. (Италия)
14. Под каким названием вошло в историю стремление французской и немецкой армий окружить друг друга в октябре-ноябре 1914 г.? (Бег к морю)
15. Именно этой военной операции проведённой в 1916 г. посчастливилось вначале называться по своего месту проведения, а затем по имени военачальника. (Луцкий прорыв. Брусиловский)
16. Узнав о начале войны с Германией, еврейское население Петрограда устроило: патриотическую демонстрацию или тайное богослужение, призванное помочь немецким войскам? (Патриотическую демонстрацию)
17. Именно эта страна ставила своей целью укрепить своё влияние в Европе. (Франция)
18.. Назовите имена командующих Русской армии, начавшей наступление в Восточной Пруссии в 1914 г. (Самсонов и Ренненкампф)
19.. Именно эти страны во время Первой Мировой войны воевали за свою независимость (Сербия и Бельгия)
20. На территории, какой страны – союзницы России с 1916 г. сражался Русский экспедиционный корпус? (на территории Франции)
21. Как назывался первый в России и мире стратегический бомбардировщик, построенный незадолго до начала войны? («Илья Муромец»)
22. Именно эти страны ставили своей целью укрепить своё влияние на Балканах. (Россия и Австро-Венгрия)
23. Телеграмма министра иностранных дел Германии Артура Циммермана, вошедшая в историю как «телеграмма Циммермана», была использована как обоснование вступления в войну именно этой державы. (США)
24. В сражении под Камбре впервые были массированно применены танки или самолёты? (Танки)
25. Именно эта простая винтовка оказалась не только лучше всех своих конкурентов в этой войне, но активно использовалась даже во Второй Мировой войне. (Винтовка системы Мосина, «трёхлинейка»)
26. В ходе этого сражения войска Антанты отработали принципы ведения боевых действий военно-воздушными силами, а Германия впервые применила самолёт-истребитель. Назовите это сражение. (Битва при Вердене).
III тур. «Черный ящик».
Команды получают конверт с картинками.
Необходимо назвать, что изображено на картинках, и какая между ними связь. («Стрелы» конструкции Слесарева, которые летчики сбрасывали на противника).
Вопросы зрителям.
1. Назовите город, в котором был подписан сепаратный мирный договор между Советской Россией и Центральными Державами. (Брест-Литовск).
2. О какой стране сказал Уильям Черчилль, что «её корабль пошёл ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда всё обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена». (О России)
3. Потеря именно этих животных к концу войны рассматривалась в некоторых армиях как трагедия, масштабы которой больше, чем потеря солдат. ( Потеря лошадей).
Подведение итогов.
Жюри подводит итоги выступления команд и зрителей, состав жюри определяется оргкомитетом.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«ПИСЬМА С ФРОНТА»
На экране демонстрация презентации « Отто Дикс. Графический цикл: Война»
1 ведущий:«Война — это не атака, похожая на парад, не сражение с развевающимися знаменами, даже не рукопашная схватка, в которой неистовствуют и кричат, война — это чудовищная, сверхъестественная усталость, вода по пояс, и грязь, и вши, и мерзость. Это заплесневелые лица, изодранные в клочья тела и трупы, всплывающие над прожорливой землёй и даже не похожие больше на трупы. Да, война — это бесконечное однообразие бед, прерываемые потрясающими драками, а не штык, сверкающий, как серебро, не петушиная песня рожка на солнце».
А.Барбюс «Огонь» (1916)
2 ведущийПисьма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя.
1 чтецАлександр Блок
* * *
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца — взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие — не в лад — Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука.
Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,
Раскачнувшись, фонарь замигал,
И под черною тучей веселый горнист
Заиграл к отправленью сигнал.
И военною славой заплакал рожок,
Наполняя тревогой сердца.
Громыханье колес и охрипший свисток
Заглушило ура без конца.
Уж последние скрылись во мгле буфера,
И сошла тишина до утра,
А с дождливых полей все неслось к нам ура,
В грозном клике звучало: пора!
Нет, нам не было грустно, нам не было жаль,
Несмотря на дождливую даль.
Это — ясная, твердая, верная сталь,
И нужна ли ей наша печаль?
Эта жалость — ее заглушает пожар,
Гром орудий и топот коней.
Грусть — ее застилает отравленный пар
С галицийских кровавых полей...
2 чтец
«1914 года октября 4 дня.
Любезной супруге Матрене Леонтьевне Смирновой!
Во первых строках моего письма уведомляю Вас, что я в настоящее время нахожусь, слава Богу, жив и здоров, того и Вам желаю от Всевышнего творца. Еще Матреша я вам кланяюсь всем по низкому поклону. Матрена, что-то я давно письма не получаю от вас. Я получил письмо от вас 5 сентября, с того времени я никаких известий не получал. Это уже аккурат один месяц. Мы находимся на позиции, через нас летают снаряды, бой идет…»
«Милая и дорогая моя супруга!
Во первых строках моего письма спешу сообщить тебе, что я по милости Всевышнего жив и здоров, чего и тебе от души желаю.
Находясь в той дальней разлуке с тобой, я часто вспоминаю тебя и про моих милых деточек.
Об одном прошу тебя, не забывай и про меня, а как можно почаще молись за меня Богу. И вы, детки дорогие, молите Господа и Царицу Небесную, и они услышат вашу молитву сохранять меня от вражьих пуль и штыков.
Но будь спокойна, моя дорогая супруга, я знаю, жребий выпал на твою долю тяжелый и что судьба нас так далеко разделила, но что же делать, видно, так Господу угодно, что пришлось и мне защищать нашего Царя Батюшку и нашу дорогую веру и родину. Но Господь не без милости, он услышит Вашу молитву, и я возвращусь, здрав и невредим.
Если бы ты знала, моя дорогая супруга, как мне подчас бывает скучно, и если бы я имел крылья, так кажется и улетел бы на свою родимую сторонушку и обнял бы я тебя и моих милых деток, и прижал бы я вас к искренне любящему моему сердцу и расцеловал бы от души.
Еще прошу тебя, дорогая супруга, почаще пиши ко мне, ибо я дорожу твоими письмами, и как только я получу от тебя письмо и прочитаю, мне кажется все равно как я на родине в кругу своей семьи побываю.
Я верю, что в недалеком будущем мы услышим от нашего Царя Батюшки о победе нашей над врагом нашим, и опять вернусь я в свою родимую сторонушку, и вновь настанет для нас мир и любовь, а пока прошу простить меня и передать мой нижайший поклон всем моим родным и знакомым.
Остаюсь любящий супруг твой».
«Дозволено военной цензурой. Варшава, 19 ноября 1914 года».
3 чтец.
Наступление.
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
Гумилев
4 чтец.
. Выписка из письма с подписью «Гриша», из действующей армии, 17 декабря 1914 года, к Николаю Дмитриевичу Нижникову, в Носовичи Могилевской губ., Гомельского уезда, Прибытковское земское училище.
Кто не был здесь, тот не может представить себе все те ужасы, которые несёт с собою настоящая война. От грохота орудий и ружейной пальбы нельзя слышать друг друга. Снаряды летят непрерывно днём и ночью с визгом и воем, торжествуя свою победу над цивилизацией ХХ-го века. Жизнь солдата на войне — это жизнь крота или ежа. Только ночью он может сравнительно безопасно вылезать из своей норы, сходить за водой, получить порцию. Спать приходится мало: за выстрелами и грохотом сон превращается в какую-то полудремоту, когда и спишь и слышишь всё. Нервы напрягаются до последней возможности, как от положения, так и от лишений всякого рода. Раздеваться и разуваться не приходится по месяцу и более. Вши вырастают поразительной величины, и одни они приносят человеку массу постоянных мучений. Про то, что приходиться не есть, не пить, не спать и т. д., и говорить нечего — это обычное явление. Кто был на войне, участвовал в ней, тот мог понять, какое это великое зло. Люди должны стремиться к тому, чтобы уничтожить её.
…Адрес: действующая армия, 2-я рота
5 чтецАхматова
Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели,
И осина уже не дрожит.
Стало солнце немилостью Божьей,
Дождик с Пасхи полей не кропил.
Приходил одноногий прохожий
И один на дворе говорил:
"Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат".
6 чтец
. Выписка из письма с подписью: «твой Витя», действующая армия, от 10 декабря 1914 года, к полковнику И.И.Сокольскому в Гомель.
В некоторых местах наши окопы подходят к немецким шагов на 150—200, так что буквально нельзя высунуть голову, ибо сейчас же начинают свистеть пули. Наши окопы находятся по одну сторону Бзуры, немецкие — по другую. Мы обороняем мост. Вчера немцы хотели переправиться на нашу сторону, но, подпустив их до середины моста, мы открыли такой адский огонь, что немцы должны были сломя голову бежать. На мосту были навалены буквально горы трупов. Сегодня они опять хотели или переправиться, или убрать трупы. Наша артиллерия своим метким огнём в момент очистила мост от красномордых колбасников. Правее нас они, во что бы то ни стало, хотели переправиться. Бросились в брод по горло в воде, но наши пулемётчики и стрелки не дали им дойти и до середины. После боя, говорят, вода в реке порозовела. Да так и должно быть, так как их тут положено было не менее 5—6 тысяч, и всё это осталось в реке. Что же будет весною и летом, когда всё это начнёт гнить, тем более что они, чтобы скрыть свои потери, очень часто бросают своих убитых в реки и колодцы, заражая воду.
7 чтец
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля:
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.
Низко, низко небо пустое,
И голос молящего тих:
"Ранят тело твое пресвятое,
Мечут жребий о ризах твоих".
Ахматова1914
.
8 чтец
Выписка из письма с подписью «твой Вася», Варшава, от 26 ноября 1914 года, к графине Е.В Мусиной-Пушкиной, в Петроград.
Благодаря какой-то поездной закупорке в Варшаве внезапно оказалось огромное число раненых. Эти несчастные заняли все вокзалы; их совершенно некуда было девать, так как в Варшаве все места уже заняты. Я сам видел все ужасы, которые происходили на вокзалах. Не было совершенно ни уголка на всём вокзале, где не валялся бы в грязи или на голом полу раненый. В некоторых залах невозможно было протиснуться, так как раненые стояли совершенно сплошно и даже не могли не только лечь, но и сесть куда-нибудь. Все они давно были не перевязаны и не кормлены.
9 чтец
Копия письма с подписью: «Николай», действующая армия, от 9 декабря 1914 года, к Нине Александровне Рейка, в Петроград.
Должен тебе сообщить печальную новость. Погиб весь полк. Только и спаслись мы и кто в обозе. Это произошло 6-го декабря, 2-й батальон погиб почти весь в огне, а из остальных батальонов те, кто остались в живых, попали в плен. Командир был при 7-й роте, т. е. во 2-м батальоне, и тоже, вероятно, погиб, потому что из 2-го батальона в живых, вероятно, никого не осталось, или, может быть, кто случайно и попал в плен. Остальные все в плену. Вот уже второй день ищем, и никого из духовщинцев* нигде найти нельзя. Даже нет никаких раненых, от которых можно было бы что-нибудь узнать. Все остались в огне и у немцев. Понимаешь ни души. Как в воду канул целый полк.
<…> Примечание Э. Подлинное письмо задержано.
10 чтец
Война
М. М. Чичагову
Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.
А «ура» вдали — как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это — мирное селенье
В самый благостный из вечеров.
И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.
Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.
Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»
Гумилев
11 чтец
Письма сестры милосердия Риммы Ивановой, датированные 1915 годом.
Январь. «Беспокоиться обо мне нечего. Я – вне опасности. Наш полковой околоток, где я сейчас несу обязанности, находится всегда за линией огня... К солдатскому костюму и коротким волосам я уже привыкла... Доехала благополучно. Немного переволновалась... Доктор доволен моей работой и теперь все настаивает, чтобы я ехала учиться после войны в медицинский институт...».
Февраль. «Несу обязанности фельдшера... Обед здесь и солдатский очень вкусный. О тепле – располагаемся в крестьянских избушках. О переходах. Умею и люблю много ходить... Вернусь к вам здоровая и удовлетворенная. Ведь как приятно сознавать, что в этом большом деле приносишь пользу. Молюсь Богу, чтобы Он сохранил мое здоровье. Опасность далеко от меня, ее нет...».
Март. «Причины моего поступления в армию. Вот вам фраза солдатика: “Мы на нашу сестрицу надеемся, дай Бог ей здоровья, чтобы она с нами была”. А почему? Потому что здесь нужны руки, что здесь нужна скорая помощь. О ласке сестры. Думаете, что здесь она не необходима? Еще как!..»
«Господи, как хотелось бы, чтобы вы поуспокоились. Да пора бы уже. Вы должны радоваться, если любите меня, что мне удалось устроиться и работать там, где я хотела... Но ведь не для шутки это я сделала и не для собственного удовольствия, а для того, чтобы помочь. Да дайте же мне быть истинной сестрой милосердия. Дайте мне делать то, что хорошо и что нужно делать... Но вы не беспокойтесь: наш перевязочный пункт не подвергается обстрелу... Мои хорошие, не беспокойтесь ради Бога. Если любите меня, то старайтесь делать так, как мне лучше... Вот это и будет тогда истинная любовь ко мне. Жизнь вообще коротка, и надо прожить ее как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество».
Сентябрь. «Мои хорошие, милые мамуся и папка! Здесь хорошо мне. Люди здесь очень хорошие. Ко мне все относятся приветливо... Дай вам Господь здоровья. И ради нашего счастья не унывайте».
8 сентября 1915 года, за день до гибели, она отправила родителям последнюю весточку от имени своего и брата: «Чувствуем себя хорошо! Сейчас спокойно. Не беспокойтесь, мои родные. Целуем. Римма. 8.IX.15».
1ведущий.Римма родилась в городе Ставрополе 15 июня 1894 года. Закончив гимназию, стала работать учительницей в обычной земской школе в селе Петровское. В 1914 году началась Великая война. В середине января 1915 года Иванова остригла волосы, назвалась мужским именем, отправилась на фронт. Службу на фронте она несла в 83-ем пехотном Самурском полку. Вскоре подлог раскрылся, но Римма продолжила нести службу. Она заслужила искреннее уважение солдат и офицеров своего полка. За мужество, проявленное при спасении раненых, Ивановой был пожалован Георгиевский крест. Однополчане, считали Римму, настоящим талисманом их полка.9 сентября на их участке начались ожесточенные атаки неприятеля. Девушка не успевала перевязывать раны. Враг почти вплотную подошел к русским окопам. Некоторые из солдат в панике стали выскакивать из траншей, чтобы спастись в тылу. Римма не допускала мысли, что рота может отступить и бросить раненых. Но командовать уже было некому — все офицеры убиты или тяжело ранены. Девушка не колебалась. Выскочив из окопа, с криком «Солдаты, за мной!» бросилась вперед. За сестричкой ринулись все способные держать оружие. Тут уже поднялись и другие подразделения, отбросив противника, ворвались во вражеские окопы. Но радость успешной контратаки была омрачена: смертельно раненная, Римма умерла на руках у солдат.
По инициативе личного состава полка на имя императора направляется ходатайство о награждении сестры милосердия Р. Ивановой орденом Св. Георгия 4-й степени, император подписал именной указ о награждении.
2 ведущийЗ. Гиппиус
Сегодня на земле
Есть такое трудное,
Такое стыдное.
Почти невозможное -
Такое трудное.
Это – поднять ресницы
И взглянуть в лицо матери,
У которой убили сына.
Но не надо говорить об этом.
На экране – отрывок из документального фильма « Первая мировая война» (Итоги войны).
Список использованной литературы.
1. Кривошеев Г.Ф. Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил. – М.: Олма - Пресс, 2001.
2. Оськин Г. И., Макарычев Н. Н. Изучение боевого прошлого нашей страны. - М.: Просвещение, 1971.
3. Ростунов И.И. История первой мировой войны 1914-1918 гг. — М.: Наука, 1975.
4. Уткин А. И. Первая Мировая война. - М.: Алгоритм, 2001.
Сайты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летию начала I Мировой войны
Данная разработка предназначена для учителей истории и методистов для подготовки внеклассных мероприятий, а также уроков, посвященных I Мировой войне....
Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летию начала Первой мировой войны "Нет забытой войны, нет забытых героев".
Внеклассное мероприятие для 9-11 классов....
Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")
Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию начала Первой мировой войны ...
Классный час, посвящённый 100-летию начала Первой мировой войны «Забытая война»
Цель: привлечь внимание учащихся к одному из крупнейших вооружённых конфликтов России — Первой мировой войне; сформировать общее представление о героических страницах истории нашей страны и русского н...
Конспект урока мужества, посвящённого100-летию начала Первой мировой войны.
данный урок посвящён 100 летию с начала первой мировой войны и участию Ставропольского края в войне....
70- летие окончания второй мировой войны и 75- летие начала блокады Ленинграда
1 сентября 1939 –2 сентября 1945...
Классный час к 100-летию начала Первой Мировой войны
Классный час к 100-летию начала Первой Мировой войны...