Интегрированный урок по теме "Демократия - будущее человечества или явление западной демократии?"
план-конспект урока по обществознанию (7, 10, 11 класс) по теме

Паккарь Татьяна Васильевна

Данный урок-дискуссия - это интегрированный урок, который даёт возможность как учителю,  так и ученикам  проверить знания, полученные на уроках обществознания и основ правоведения. Кроме того, такая форма урока позволяет формировать и развивать умение использовать знания, полученные при изучении нескольких предметов ( в данном случае это обществознание, право, история).Такие уроки помогают видеть мир во всей его широте и взаимосвязи. А игровая форма помогает учащимся выбрать верный тон и форму ведения дискуссий, позволяет им чувствовать себя уверенно. К тому же есть возможность на одном уроке выставить две оценки по двум предметам за работу на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_obshchestvoz_naniyu_i_pravu.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан и проведён

Паккарь Татьяной Васильевной,

 учителем истории и обществознания

 ГБОУ СОШ № 28

Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Конспект урока на тему

 «Демократия – будущее человечества или явление западной цивилизации?»

Интегрированный урок-дискуссия (2 академических часа)

По предметам

1.Основы правоведения

2. Обществознание

Тема урока:

«Демократия – будущее человечества или явление западной цивилизации?»

Цели урока:

Систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Демократия» на уроках права и уроках обществознания;

Продолжить формирование у учащихся чёткого представления о демократических принципах, ценностях и свободах;

Подвести учащихся к пониманию особенностей современной демократической системы;

Формировать умение анализировать главные вопросы темы, аргументированно высказывать своё мнение и умение его отстаивать.

Ход урока:

I. Класс делится на четыре группы:

  1. «за демократию»
  2. Скорее «за», чем «против»
  3. Скорее «против», чем «за»
  4. «против демократии

II. Ответы на вопросы учителя:

  • В чём основное отличие демократического режима от всех остальных режимов власти?
  • Назовите известные вам признаки демократии
  • На какие группы делятся политические режимы? (на демократические и антидемократические)
  • Назовите известные вам демократические и антидемократические режимы (либеральный, автократический, тоталитарный, демократический)

В жизни общества все эти режимы в «чистом виде» встречаются крайне редко, как правило, происходит смешение режимов в разных «пропорциях».

И на сегодняшнем уроке мы с вами побеседуем о демократическом режиме.

III. Современные взгляды на демократический режим - вступительное слово учителя;

Далее – обоснование своей позиции двух основных групп участников.

Выступление представителя группы «За демократию»

Выступление представителя группы «Против демократии»

(см. приложение № 1)

IV. Работа с заданием, сформулированным в теме урока:

Проанализируйте высказанные позиции

Сформулируйте свою точку зрения на перспективы демократии.

Как по-вашему, реально ли формирование демократии в России?

Группы по очереди высказывают свои аргументы и доводы.

Каждая группа задаёт другим вопросы и анализирует ответы.

Итог дискуссии подводит учитель.

Учащиеся третьей и четвёртой групп пересаживаются в ту группу, доводы которой показались им наиболее убедительными, и они при этом  изменили свою точку зрения на проблемы демократии. Так формируется две команды.

Итог дискуссии подводит учитель (при этом необходимо учитывать мнение учащихся и не оказывать на них давления).

Вывод ученики должны сделать самостоятельно.

V. Затем проводится конкурс знатоков обществознания и права. Учащиеся делятся на две команды.

Задания командам:

  • Разминка (см. приложение №2)

Подготовка 3 – 5 минут, отвечают по одному участнику от команды на каждое задание. Правильный ответ – 1 балл, Max – 8 Баллов

  • Решение ситуативных задач (см. приложение № 3)

Подготовка ответа – 5 мин., за правильный ответ – 2 балла, Max – 10 баллов

Ответ на тестовые вопросы (см. приложение №4)

Разминка        Ситуативные задачи        Тестовые вопросы        Итоги

…                        

  • Жюри подводит итоги по результатам, записанным в ведомости команд:
  • Подведение итогов урока – дискуссии, награждение победителей, выставление оценок за работу на уроке.

Приложение № 1.

Слово «демократия», как известно, родилось на площадях древнегреческих городов. Впервые его, как считают многие исследователи, употребил древнегреческий историк Геродот. В переводе с греческого слово «демократия» означает народовластие. В историю политической мысли оно вошло благодаря работам выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля. В настоящее время это слов вошло в языки практически всех народов.

Демократия стала пониматься как правильная форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит всем свободным гражданам. «Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца XVII века, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства» (Введение в политологию. — М., 1993. — С. 119).

Демократия — это такая форма политической и социальной организации общества, организации политических институтов, такой способ их деятельности, которые, признавая народ в качестве источника власти, основываются на принципах равенства и свободы граждан, обеспечивают доминирование управляемых над управляющими.

Условия возникновения демократии:

1) все основные социальные слои и группы конкретного общества имеют равные возможности для выдвижения своих кандидатов в законодательные органы государственной власти;

2) депутаты представительных органов государственной власти избираются большинством взрослого населения страны;

3) избиратели имеют реальные возможности в любой момент лишить полномочий тех депутатов, которые не оправдывают их надежд.

Признаки демократии:

Признание народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

Формально-юридическое равноправие граждан и их равная возможность участия в политической жизни страны;

Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;

Принятие важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

Право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

Политический плюрализм, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

Гласность действий государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

Развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Основные ценности демократии:

  • помогает предотвратить деспотизм
  • помогает людям защитить их интересы
  • позволяет политическому руководству получать более полную информацию
  • предоставляет людям максимальную возможность жить согласно их собственным законам
  • гарантирует широкий диапазон личной свободы и прав человека
  • наделяет граждан моральной ответственностью за их политические решения
  • демократические страны имеют тенденцию быть богаче и обладать более высоким уровнем человеческого развития по сравнению с недемократическими странами
  • демократические страны сравнительно редко воюют друг с другом

Приложение № 2 – разминка

1 команда

2 команда

Что такое источник права?

Назовите основные виды избирательных систем

Что такое электорат?

Назовите элементы, из которых складывается форма государства

Что такое девиантное поведение?        Относится ли обычай к источникам права?

Назовите ветви власти

По какой системе избирается Президент РФ?

Назовите политические режимы

Что такое правонарушение?

Приложение № 3 – решение ситуативных задач.

  • По распоряжению главы местной администрации города Н. 13 декабря 1999 г. в городских поликлиниках были образованы избирательные участки по выборам депутатов Государственной Думы РФ. Прокурор города направил главе администрации города Н. протест, в котором потребовал отменить вышеназванное распоряжение.

Правомерно ли в данном случае принесение протеста?

а. правомерно

б. неправомерно

в. Правомерно, если г. Н находится в труднодоступной местности

  • 15 декабря 1999 г. житель города H Б. был приговорен народным судом города Н. к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. 19 декабря 1999 г., находясь в следственном изоляторе, он потребовал допустить его к участию в выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Вправе ли Б. участвовать в выборах депутатов Государственной Думы?

а. правомерно

б. неправомерно

в. правомерно, если решение суда обжаловано

  • Районный народный суд г. Н. при рассмотрении жалобы Б. установил, что секретарь одного из участковых избирательных комиссий является помощником депутата Государственной Думы, баллотирующегося на выборах в Государственную Думу нового созыва.

Какое решение должен принять суд?

а. Отстранить секретаря избирательной комиссии от занимаемой должности

б. Отказать в регистрации кандидату в депутаты, чьим помощником является секретарь избирательной комиссии

в. Запретить секретарю избирательной комиссии использовать преимущества служебного положения

  • При проверке правильности оформления подписных листов члены окружной избирательной комиссии обратили внимание на то, что почерк подписавшихся во многих местах был одним и тем же. Суммарное количество недостоверных подписей составило по результатам проверки более 15 процентов от общего количества подписей, поэтому окружная избирательная комиссия вынесла решение об отказе в регистрации кандидата Н.

Правомерно ли решение избирательной комиссии?

а. правомерно

б. неправомерно

в. Правомерно, если есть решение суда о признании подписей недействительными

  • В день рождения 12 - летний Иван получил подарок от друзей отца 100 рублей. Иван решил не тратить деньги, положить их в банк, а когда вклад прирастет, купить себе роликовые коньки. Может ли Иван самостоятельно заключить с банком договор банковского вклада?

  • Лампочкин изменил фамилию на Свиридов и под этим именем пытался снять деньги со своей сберкнижки. Ему отказали.

Какие действия должен был предпринять Свиридов (Лампочкин) для сохранения доступа к своему вкладу после изменения фамилии?

  • Виктор Ковалев, 16 лет, работающий учеником на шинном заводе, на первую зарплату купил роликовые коньки. Отец потребовал от продавца магазина в присутствии сына вернуть уплаченные деньги, поскольку сын совершил ее без разрешения родителей. Продавец отказался, заявив, что он поинтересовался, откуда у мальчика деньги. Когда тот заявил, что деньги он заработал, продавец продал ему товар. Правомерны ли требования отца Виктора? Правомерны ли действия продавца
  • Юсупова обратилась в суд с заявлением, в котором просила объявить умершим ее мужа. К заявлению она приложила акт о несчастном случае, согласно которому Юсупов вместе с четырьмя шахтерами спустился в забой, где через некоторое время произошел взрыв. Поиски мужа результатов не дали. Заявительница пояснила, что с тех пор прошло уже три месяца и она добивается получения пенсии на своих детей.

_________________________________________________

Приложение № 4.

Тест 5 – 11 (общ.)

І вариант

1.С целью повышения качества медицинских препаратов специальная государственная комиссия страны В. предложила ввести лицензирование выпускаемой продукции. Какая экономическая функция государства может быть проиллюстрирована с помощью приведенной ситуации?

1) поддержка стабильности рыночной системы

2) стимулирование экономического роста

3) регулирование денежного обращения

4) обеспечение правовой базы рыночной экономики

2. Президент страны А. поручил правительству разработать постановления по борьбе с искусственным завышением цен на социально-значимые товары. Какая экономическая функция государства проявляется в описанной ситуации?

1) обеспечение правовой базы рыночной экономики

2) стимулирование экономического роста

3) стимулирование производства потребительских товаров

4) поддержка стабильности рыночной системы

3. В стране Г. экономика представляет собой многоотраслевой комплекс. Основу его составляет тяжелая промышленность. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны носит рыночный характер?

1) работникам предприятий выплачивается заработная плата

2) предприятия выплачивают налоги в государственный бюджет

3) производители свободны в принятии решения, что и как производить

4) доходы государства постоянно меньше расходов

4. Работники кондитерской фабрики получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Данное право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример?

1) частную

2) кооперативную

3) государственную

4) муниципальную

5. Если правительство страны Х согласилось удовлетворить требования директоров автомобильных заводов закрыть внутренний рынок от ввоза зарубежных товаров, то это

1) насыщение внутреннего рынка

2) экспортирование товаров

3) протекционизм

4) бартер

6. В стране, известной как мировой центр туризма, произошла серия терактов. Цены на турпутевки в эту страну снизились в среднем на 30 процентов. На каком из рынков произошли колебания цен?

1) капиталов

2) услуг

3) сырья

4) товаров

ІІ вариант

1. Правительство приняло постановление о поощрении фирм, производящих экологически чистые продукты питания. Какая функция государства может быть проиллюстрирована с помощью приведенной ситуации?

1) поддержка и стимулирование конкуренции

2) обеспечение правовой базы рыночной экономики

3) перераспределение доходов и ресурсов

4) организация денежного обращения

2. Правительство разрабатывает меры, призванные увеличить занятость населения. Какая мера будет этому способствовать?

1) уменьшение экспорта промышленной продукции

2) снижение пошлин на импортные товары

3) увеличение ставок налогообложения

4) переподготовка работников

3. Государство решило выкупить у частных собственников убыточные предприятия. Какое понятие используется для характеристики этих решений государства?

1) национализация

2) приватизация

3) девальвация

4) акционирование

4. В какой из ситуаций приведен пример о праве собственника распоряжаться своим имуществом?

1) Гражданин, проживая за границей, имеет в собственности квартиру на родине.

2) Гражданин имеет загородную дачу и проживает в ней постоянно.

3) Гражданин на своем автомобиле выполняет работу таксиста.

4) Гражданин подарил принадлежащий ему автомобиль своей дочери.

5. Молодой менеджер не согласился с требованиями руководителя фирмы и

Уволился с работы по собственному желанию. После увольнения несколько недель он провел в поисках аналогичной работы. В этот период он учтён в рамках статистики по

1) структурной безработице

2) циклической безработице

3) фрикционной безработице

4) фрикционной и циклической безработице

6. Число безработных увеличится, если

1) студент окончит институт и устроится на работу

2) рабочий-сталевар выйдет на пенсию

3) безработная женщина сосредоточится на ведении домашнего хозяйства

4) слесарь будет уволен по сокращению штатов

Ответы:

1 вариант                                  2 вариант

1 – 4                                          1 – 2

2 – 4                                          2 – 4

3 – 3                                          3 – 1

4 – 1                                          4 – 4

5 – 3                                           5 – 3

6 – 2                                           6 – 4    

Использованные материалы:

«Человек и общество», ч. I – II, учебник 10-11 классы, коллектив авторов под рук. Л. Н.Боголюбова, М., «Просвещение»,2012 г.

Введение в политологию. — коллектив авторов, «Просвещение», М., 1993 г.

«Право» 10 – 11 класс, учебник, Н. И. Элиасберг, СПб, 2002 г.

Http://nsportal. ru/shkola/pravo/library/znatoki-prava

Http://www. mguas. ru/uploads/olimp19.pdf

Http://olymp. baltinform. ru/p. documents_v7.php? subjects_id=11&years_id=2008

Http://window. edu. ru/library/pdf2txt/570/36570/13523/page1311


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по экологии и географии "Глобальные проблемы человечества"

Цель урока: Обобщить знания по теме: "Современные проблемы охраны природы", рассказать о рациональном использовании природных ресурсов, дать основные понятия по глобальным проблемам человечества, прив...

Интегрированный урок по химии и истории "Металлы и их использование в истории военных действий человечества".

Урок - конференция с использованием презентаций учащихся, демонстрацией опытов, макетов оружия, личных коллекций учащихся, выступлением участника Великой Отечественной войны. Цель урока - расширить зн...

Интегрированный урок по теме "Глобальные проблемы человечества".

Данный урок проводился в 10-12 классах двумя учителями : учителем географии и учмтелем истории в Дудинской вечерней школе....

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

Интегрированный урок по МХК "Искусство готики в Западной Европе"

На уроке путем интегрирования музыки, литературы, слайдового сопровождения и практической работы по вырезанию из бумаги готического храма дети погружаются в мир готики......

Урок: Интегрированный урок географии и английского языка "Страны Западной Европы. Великобритания".

Урок изучения нового материала  предполагает подготовительный этап, в ходе которого учащиеся самостоятельно подбирают материал. В процессе подготовки и проведения урока у учащихся укрепляются меж...