Конспект урока истории в 5 классе на тему: «Афинская демократия и спартанские нравы».
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме
Задачи урока: Познакомить учащихся с особенностями Спартанского государства, сравнить с Афинским государством с использованием дидактических игр и познавательных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sparta.docx | 54.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 5 классе на тему:
«Афинская демократия и спартанские нравы».
( с использованием дидактических игр и познавательных заданий).
Цель: Познакомить учащихся с особенностями Спартанского государства, сравнить с Афинским государством.
Задачи:
Образовательная:
-Расширить и углубить знания по теме «Греческие полисы»
- Обобщить и закрепить знания по теме «Древняя Спарта»
-продолжить формировать умение работать с документами.
Развивающая:
Способствовать развитию:
-познавательного интереса ;
-коммуникативных умений и навыков;
-личностных качеств
- развитие памяти во время дидактических игр по истории
Воспитательная:
- интерес к истории
- подвести к пониманию того, что история жизни каждого человека неразрывно связана с историей его страны
-чувство осуждения некоторых сторон жизни спартанцев
-одобрение стремления к ЗОЖ
Здоровьесберегающая:
-Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности
-Снятие психологического напряжения
-Проведение физкультминуток на основе материала истории древнего мира
Тип урока: комбинированный урок
Технологии: использование дидактических игр, познавательных заданий на уроке.
План урока:
1. Перемены в управлении Афинами.
2.Управление Спартой.
3.Спартанское воспитание.
4. Сравнение Спарты и Афин.
Оборудование урока:
Проектор, рабочие тетради, презентация к уроку, раздаточный материал с заданиями, карта.
Ход урока:
- Организационный момент
Объявление новой темы:
-Сегодня мы продолжаем разговор о Греции, об одном из известнейших полисов Древней Греции – Спарте.
Целеполагание:
- Как вы думаете, что мы должны узнать о Спарте? (о возникновении и расцвете, особенностях управления, о воспитании юных спартанцев.)
- Но мы сегодня не просто поговорим о Спарте, а попробуем сравнить её с Афинами.
Тема урока. «Афинская демократия и спартанские нравы».
План урока.
- Проверка домашнего задания.
а) Дифференцированная работа учащихся по карточкам письменно на листочках (4-6 человек).
1 КАРТОЧКА
Напишите, что означают эти слова:
- Демос —
- Демократия —
- Реформы —
4) Граждане —
Ответы:
- народ; 2) власть народа; 3) преобразования; 4) свободные афиняне
2 КАРТОЧКА
“Найти ошибки”:
1)Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались городом: великолепными храмами, большим театром.
- Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, много читали, по своему образованию они превосходили всех Греков
3 КАРТОЧКА
«Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?». Для этого вспомни:
- Кем был Солон?
- Как он поступил с должниками?
- Как изменились права демоса?
- Что такое Народное собрание? Что обозначает понятие «демократия»? Сделай вывод.
Фронтальная работа:
а) словарная работа (задание: заменить одним словом)
1. город-государство (полис)
2. власть демоса (демократия)
3. свободные афиняне (граждане)
4. преобразования в какой-либо сфере (реформы)
б) игра «Что такое? Кто такой?»
(дети угадывают зашифрованные слова и объясняют их значение)
А | ||||||
А | ||||||
А | ||||||
А | ||||||
А |
(слова: Афины, Аттика, Арес, Ареопаг, Архонт)
Отгадайте загадки:
1. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)
2. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)
3. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)
4. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)
Сегодня Богиня истории (как ее имя?) Клио отправила нам на урок гостью, имя которой вам нужно угадать.
Закройте глаза. (На экране появляется богиня Афина).
-Я, покровительница самого красивого города Греции, который был центром Аттики.
-Как же меня зовут? (Афина, покровительница Афин)
-Какой подарок я сделала афинянам? (оливковое дерево)
- Где расположен Афинский полис? (в средней Греции, в области Аттика) Работа с картой на доске.
-В чем вы видите причины борьбы демоса против знати? (недовольством демоса) В чём оно выражалось?
Задание № 18. Впишите недостающие слова.
Главные требования афинского демоса в 7-ом в. до н. э.
1. Отменить … (долговое рабство)
2. Переделить … (землю)
3. Добиться права самим … (управлять государством)
- Какие изменения произошли в Афинах в результате реформ Солона?
( задание №20 рабочей тетради) Впишите недостающие слова.
Главное в законах Солона
1. Если должник не сумел отдать долг, то его запрещалось … (обращать
в рабство)
2. Архонтом мог стать … (не только знатный и богатый, но и незнатный и богатый, т.е. любой богатый человек, знатный он или не знатный)
3. Для решения государственных дел стали созывать … (народное собрание), в котором участвовали …все афинские (граждане - все свободные афиняне)
4. Судьи выбирались из … (числа всех граждан, независимо от их знатности и богатства по жребию)
Народное собрание - как голосовали?
Суд (историческая физминутка)- Сегодня все вы – афиняне (кто бедный, кто богатый). Встаньте те, кто мог стать судьей. (Встают все), в руках камни белые и черные, принимают решение, голосуют.
Крылатое выражение «пришло время собирать камни»
- Можно ли утверждать, что благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?
- «Я точно волк вертелся среди стаи псов», - сказал о себе Солон. Предположите, что он имел в виду? (Несмотря на свои прогрессивные по тем временам законы, почему Солон навлёк на себя ненависть большинства афинян?)
- Расшифруйте фразу: (чтение наоборот: справа налево)
«Ьтидогу месв еж узарс халед хикилев в ондурт».
(«Трудно в великих делах сразу же всем угодить».)
Кто автор этих слов? (Солон)
-Почему Солон вызвал недовольство у знати и демоса?
-Чем были недовольны богатые? (он отменил все долги, долговое рабство)
-А чем Солон не угодил бедным? (не произвёл передел земли, на который они надеялись)
- А существует ли сегодня в нашем государстве демократия? Докажите.
3. Изучение нового материала:
Спарта – военный лагерь.
Расположение Спарты – Области Лакония и Мессения. Образование полиса.
Работа с картой на доске.
Жителей областей – обратили в рабов – илотов.
Разговор о Спарте мы начнём с игры «Верите ли вы…».
Обратитесь к вашим рабочим листам, поставьте галочки рядом с теми утверждениями, которым вы верите.
+ | Верите ли вы, что спартанцам запрещалось пользоваться факелами. | Да, они не могли зажигать факелы в темноте, для воспитания мужественности |
+ | Верите ли вы, что молодые спартанцы обязаны были докладывать обо всех своих действиях. | Да, существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших, куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или придумывал отговорки. |
- | Верите ли вы, что спартанцы не считают пьянство – серьезным пороком. | Нет, они даже показывали детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства. |
+ | Верите ли вы, что питались спартанцы очень скудно. | Да, делалось это для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его легко переносить. |
_ | Верите ли вы, что торговля была любимым делом спартанцев. | Нет, торговля у спартанцев была запрещена, и если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. |
+ | Верите ли ли вы, что спартанцам не разрешалось покидать пределы Спарты. | Да, из- за боязни,как бы они не стали подражать чужой жизни. |
+ | Верите ли вы, что во время войн спартанцы носили одежды красного цвета. | Да, во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь. |
Хотя о грозной Спарте знали буквально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал здесь (на земле Лакедемона) и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Почему?
Действительно спартанцы окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту — спартанцы ничего не покупали и не продавали.
Что же представлял город Спарта?
ЗАДАНИЕ. Закройте глаза. Попробуйте мысленно оказаться в Спарте. Понравился город Спарта? Нет? Почему? Почему художники не изображают Древнюю Спарту?
Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей – воинов.
Государственный строй.
Реформы Ликурга – анализ управления в Спартанском государстве, сравнение с Афинами.
* Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург. Фигура Ликурга вызывает много вопросов. Прежде всего, о том, было ли это имя божества ли это или реального исторического персонажа? Согласно сохранившимся данным, он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. По легенде Ликург отправился в Дельфы, взяв со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. В Дельфах он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными.
Вывод: государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих. Такой строй называется олигархией.
Способ голосования – по- детски.
Историческая физминутка – один ученик уходит за дверь, остальные встают и криком голосуют за кандидата: кто активнее сегодня работал на уроке?
Воспитание детей и молодежи в Спарте.
Все учащиеся получили опережающее задание – используя материал учебника, дополнительной литературы, найти интересные факты о воспитании спартанцев и оформить их в виде тезисов в рабочей тетради.
«Аукцион фактов» по принципу игры в слова. Один из учеников перечисляет все известные ему факты, остальные ученики дополняют лишь то, что еще не называлось. Победителем аукциона является тот, у кого оказалось больше неповторяющихся фактов.
совпадения | Тезисы о спартанском воспитании |
когда рождался мальчик, отец приносил его к старейшинам, которые осматривали ребенка, факт того, что слабых детей сбрасывали в пропасть является недоказанным | |
основное внимание уделяли укреплению физического здоровья | |
главными предметами были атлетика, танцы и упражнения с оружием | |
в семь лет мальчика отправляли жить в казарму, где за ним присматривал учитель | |
мальчики сами устраивали себе постель из тростника, и им не разрешалось укрываться во время сна. | |
их часто заставляли голодать, переносить лишения | |
на год мальчику выдавалась одна туника | |
с 12 лет мальчики ходили босыми и с непокрытой головой | |
раз в год проводили состязания, во время которых мальчиков избивали и наблюдали, кто из них сможет перенести боль без жалоб | |
спортом занимались и девушки, они бегали, бросали диск и копье | |
воспитание было рассчитано на то, чтобы выработать презрение к роскоши, послушание, выносливость, физическую силу и смелость | |
читать и писать мальчиков учили только ради практической пользы | |
мальчикам разрешалось присутствовать в казармах, когда мужчины ели; они слушали, участвовали в спорах, оказывали абсолютное уважение старшим и абсолютную готовность к подчинению. | |
излагать свои мысли полагалось кратко и точно (отсюда возникло выражение "говорить лаконично"). Греки говорили, что чаще услышишь слова от каменной статуи, чем от мальчика в Спарте | |
на надгробии спартанца высекали лишь его имя; если он погибал в сражении, добавлялись еще слова «на войне». |
- Что достойно уважения в спартанском воспитании, а что возмущает? (какие положительные и отрицательные принципы воспитания?)
Лаконичная речь.
- Почему мальчиков учили говорить чётко и кратко?
На войне не было времени для долгих и бессмысленных разговоров. Спартанцы выражались по-военному кратко, чему их и учили в детстве.
Пример лаконичной речи:
В Спарту однажды пришли послы просить военной помощи. Они выступали перед спартанцами очень долго. Красиво и витиевато говорили. Спартанцы выслушали их и сказали: «Дослушав до конца, мы забыли начало, а забыв начало не поняли конца». Послы смекнули, в чём дело. На следующий день они пришли с пустым мешком и сказали всего 4 слова: «Мешок есть, муки – нет». Спартанцы ответили, что достаточно было двух слов «Муки нет», - но довольные сообразительностью послов обещали прислать помощь.
Вывод:
-ЧЕГО ДОБИВАЛИСЬ ОТ МАЛЬЧИКОВ СТОЛЬ СУРОВЫМ ВОСПИТАНИЕМ?
Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства. Суровое воспитание делало из мальчиков храбрых и дисциплинированных воинов.
Спартанская армия.
-Докажите, что спартанская армия была самой сильной в Греции.
-Какое место занимала военная служба в жизни спартанцев?
- Как относились жители Спарты к своим воинам?
(На первом месте для спартанца стоял родной полис, его свобода и благополучие. Бегство от врага приравнивалось к позору, спартанцы предпочитали погибнуть, но не отступить.)
Один поэт писал:
Доля прекрасная - пасть в первых рядах ополчения,
Родину-мать от врагов обороняя в бою.
Исторические задачи.
1).Провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем».
– Что хотела сказать этими словами женщина?
2). Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.
-Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?
4. Закрепление материала.
Мы с вами говорили о жизни в одном из известнейших полисов Греции – Спарте.
Давайте попробуем ответить на вопрос: «Чем отличалась Спарта от Афин?».
Давайте обратимся к таблице: Игра «Ромашка».
Линии сравнения | Афины | Спарта |
Местоположение и природные условия | В Средней Греции (область Аттика) мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт.) | В Южной Греции (области Лаконика и Мессения) много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели.) |
Население | Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос.) | Спартанцы и илоты. |
Занятия | Основные занятия: ремесло и торговля. | Главные занятия: земледелие (илоты) и война (…) |
Управление | Закладываются основы демократии. | Власть немногих (олигархия) |
Способ голосования | Кидали в сосуд черные и белые камешки. | Голосовали криком: по- детски. |
Достижения | Ценилось ораторское искусство, чтение, письмо, спорт, культура, архитектура. | Были малограмотны, но очень дисциплинированы, стойкие, выносливые, военное искусство, лаконичная речь |
Игра «Найди ошибки»
Как-то давным-давно довелось мне побывать в разных греческих городах и, конечно же, в Спарте. Очень мне понравился этот город, особенно его жители, крепкие, сильные, выносливые. Правда, меня не сразу впустили в город, пришлось стучать в высокие и крепкие ворота и ждать, чтобы их открыли. Когда вышла охрана и пропустила меня, я решил в первую очередь оглядеть достопримечательности города и спросил: «Где у вас находятся театр, музеи, какие памятники у вас есть?» Один из спартанцев согласился стать гидом и показать свой город. Сначала мы прошли через широкую торговую площадь. Торговцы-зазывалы издалека громкими голосами старались привлечь внимание к своим товарам. Я тоже кое-что купил себе на память об этом городе. Затем мы подошли к стенам красивейшего здания с колоннами. Это был театр. Прошли на главную улицу Спарты, где я увидел многочисленные памятники героям, мужественным воинам, спортсменам-олимпийцам. Мимо меня проходили нарядно одетые горожане. К обеду меня настолько разморило, что я решил отдохнуть в тени деревьев, присев у фонтана. Одна из горожанок угостила меня прохладительным напитком и вкусным пирогом. Я торопился в город Афины. У меня сложились самые лучшие впечатления о спартанцах и их городе.
-Что в этом рассказе не соответствует действительности?
5. Итоги урока.
Мы с вами говорили о жизни ещё одного из известнейших полисов Греции – Спарте.
Вывод: Спарта – одно из самых могущественных государств – полисов в Греции. Но суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами.
Она не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора, художника. Все, что могла создать Спарта – это сильная армия. Несмотря на свою военную мощь, этот полис был самым отсталым в Греции. В Спарте не было ни литературы, ни науки.
Выставление оценок, учитель благодарит за активную работу.
Запись и разъяснение домашнего задания
Домашнее задание:
§ 31 (пересказ), задание №22 и №24 в рабочей
тетради на печатной основе, текст «Найди ошибки».
А 1. Выберите НЕправильный ответ.
Спартанцы:
1) были исконными жителями Лаконии, области в Южной Греции
2) завоевали Лаконию и подчинили своей власти ее исконных жителей
3) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконию
А 2. Выберите НЕправильный ответ.
В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:
1) процветало искусство;
2) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку;
3) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропасть.
А3. Выберите НЕправильный ответ
Спартанские мальчики:
1) упорно занимались грамотой и письмом;
2) часами разучивали военные песни;
3) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах сверстников;
4) славились умением красиво и долго говорить.
А 4. Выберите правильные ответы.
В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:
1) строились прекрасные дворцы и храмы
2) жители держали в рабстве своих соплеменником - греков
3) спартанцам было запрещено заниматься торговлей и ремеслом
А5. Найдите лишнее.
Спартанские мальчики:
1) умели стойко переносить лишения
2) говорили кратко, давали меткие и точные ответы
3) никогда не подвергались физическим наказаниям
А 6. Назовите понятие, которое соответствует определению.
Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и бесконечная власть:
1) совет старейшин;
2) народное собрание;
3) ареопаг.
А 7. Назовите понятия, которое не соответствуют определению.
Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству:
1) демос
2) илоты
3) архонты
В 1. Продолжить перечень.
Управление Спартой осуществляли:
1)
2)
3) два царя
4) 5 эфоров
В 2. Продолжите перечень.
Илоты в Спарте:
1) работали на принадлежавших спартанцам наделах
2)
3)
Заполни бланк ответов:
А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 | А 6 | А 7 | В 1 | В 2 | |
1 | Совет старейшин | ||||||||
2 | Народное собрание | ||||||||
3 | отдавали спартанцам большую часть урожая и продуктов | ||||||||
4 | принадлежали Спартанскому государству |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"
Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения....
Разработка урока в 5 классе на тему : "Афинская демократия при Перикле"
Материал раскрывает содержание темы учебника по истории древнего мира "Афинская демократия при Перикле"....
Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"
Данная презентация может быть использована для проведения урока по истории древней Греции в 5 классе...
"Афинская демократия и спартанские нравы"
Урок по истории 5 класса по программе "Школа 2100"....
Урок в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"
Тема: "Афинская демократия при Перикле"Тип урока: урок изучения нового материалаСредства обучения:Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеосюжет «Афины при Перикле»Основные ...
Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"
Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока: выяснить, какую роль в борьбе с западными завоевателями сыграл Александр Невский.Задачи урока:1....
Разработка урока в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"
Урок посвящен расцету афинской демократии при Перикле во второй половине V в. до н.э. В ходе урока учащиеся обобщают свои знания о социальной структуре афинского полиса, об организации управления горо...
Комментарии
«Афинская демократия и спартанские нравы»
Конспект урока истории в 5 классе на тему: «Афинская демократия и спартанские нравы» с использованием дидактических игр и познавательных заданий.