Конспект урока по обществознанию 9 класс ТЕМА: «Политические режимы. Демократия».
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Разработка урока по обществознанию 9 класс по теме «Политические режимы. Демократия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
politicheskie_rezhimy._demokratiya.docx | 58.92 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс Обществознание
Урок № 4 ДАТА___________
ТЕМА: «Политические режимы. Демократия».
« Лучшие должны править во всех государствах
и при всех режимах. Всякий режим плох, если
в нём правят худшие».
И.А. Ильин, русский философ
Цели урока:
- Учащиеся должны усвоить понятие «политический режим», уметь отличать политические режимы.
- Создать условия для понимания ценности демократии, развивать умения анализа, обобщения и классификации социальной информации.
- Способствовать развитию у учащихся универсальных учебных действий: умения соотносить события с принятыми этическими принципами, самоконтроля, переработки и структурирования информации, умения работать в группе, представить модель одного из политических режимов.
Задачи: познакомить обучающихся с понятиями «политический режим»,«демократия;
Развивать умения систематизировать информацию; применять знания в решении познавательных задач;
Развивать критическое мышление, умение анализировать тексты;
Воспитывать политическую культуру.
Планируемые результаты: давать характеристику понятиям «демократия», «политический режим»;
Применять полученные знания при решении творческих задач;
Извлекать информацию из источников
Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;
Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Тип урока: комбинированный с применением работы в группах.
Оборудование: мультимедийный проектор со схемами «Формы государства», «Факторы, определяющие политические режимы», «Демократия и ее виды», карточки-задания с дополнительной информацией для работы в группах, текст Конституции РФ, листы бумаги.
Основные виды деятельности: беседа, работа в группах.
Ход урока
I.Проверка д/з - Беседа по теме «Государство. Формы государства», опираясь на схему «формы правления и территориально-государственное устройство».
1)Что такое государство?
2)Каковы признаки государства?
3)Какие формы правления вы знаете? Дайте определение монархии и республики.
4)Какие формы территориально-государственного устройства вы знаете?
II. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя:
Эпиграф « Лишь немногие могут творить политику,
но судить о ней могут все»
Перикл
Мотивация. Учитель обращает внимание на основные термины, которые должны быть найдены учащимися заранее(опережающее задание): политический режим, тоталитарный режим, демократия, автократия, диктатура.
Класс делится на 3 группы, равные по количеству (в основе деления личные предпочтения по отношению к политическому режиму, у кого нет определенных предпочтений, учитель определяет ученика в группу).
Формулируется задание. На основе изучения текста параграфа 3 учебника Л.Н.Боголюбова и дополнительного материала для каждой группы учащиеся должны представить проект модели политического режима
- 1 группа – тоталитарный
- 2 группа – авторитарный
- 3 группа – демократический
руководствуясь следующими характеристиками
- Возможности власти
- Кому принадлежит власть
- Существование политической оппозиции
- Права и свободы граждан
- Методы политического действия со стороны государства
- Где существовал (существует)?
После представления проектов целесообразно (при наличии времени) заполнить таблицу по предложенным вопросам.
Начали заполнять таблицу:
Характеристика политических режимов параграф 3
тоталитаризм | авторитаризм | демократия | |
Возможности власти | |||
Кому принадлежит власть Кто правит? | |||
Каковы взаимоотношения власти и общества? | |||
Существование политической оппозиции | |||
Права и свободы граждан | |||
Какие средства используются для осуществления власти? | |||
Где существовал (существует) |
3 Вопрос рассматривается посредством работы над ст.3 Конституции Российской Федерации.
Предлагаются вопросы:
- Кто является носителем и источником власти в России?
- Как народ осуществляет свою власть ( прямая демократия – непосредственно – референдум, представительная – через избранных представителей)?
Учитель приводит примеры референдума 1993г. – принятие Конституции РФ, 2014г. – Крымского референдума по вопросу перехода Крыма в состав Российской Федерации.
В заключение учитель приводит слова У.Черчилля «Демократия – ужасная вещь, но лучше человечество ничего не придумало».
III. Подведение итогов урока.
Оценка проектов каждой группы, отдельных наиболее активных учащихся, выставление оценок.
Домашнее задание:
Параграф 3, ответить на вопросы на стр.25 –26
9 класс обществознание
Урок № 5 Дата__________
Тема: «Политические режимы. Тоталитаризм и авторитаризм»
Цель:
раскрыть сущность и основные черты политических режимов,
развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук,
формировать у учащихся отношение к политическим системам,
коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Планируемые результаты: давать характеристику понятиям «демократия», «политический режим»;
Применять полученные знания при решении творческих задач;
Извлекать информацию из источников
Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;
Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Тип урока: комбинированный с применением работы в группах.
Оборудование: презентация, учебник
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока.
Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.
«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:
- Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?
- Так оно и есть, - ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.
- Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.
- Здесь нет жестокой власти, - ответила женщина.
После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».
И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое.
Понятие «политический режим».
Найдите в тексте учебника на стр. 21 определение понятия «политический режим».
Политический режим – это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть.
Политический режим – это то, КАК в стране осуществляется государственная власть.
(Запись определения в тетрадь)
Тоталитаризм
- Тоталитарный режим. («Запрещено всё, что не приказано»).
Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
- Характерные черты режима:
- Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
- Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
- Отсутствие разделения властей.
- Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
- Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
- Легальная политическая оппозиция отсутствует.
- Существование только одной правящей партии.
- Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
- Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
- Существует только официальная государственная идеология.
Церковь под жестким контролем государства
- Авторитарный режим. («Разрешено всё, кроме политики»).
- Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.
- Характерные черты режима:
- Отчуждение народа от власти.
- Сильная неограниченная власть главы государства.
- Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
- Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
- Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны..
- Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.
- Существует цензура над СМИ.
- Существует официальная идеология.
- Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
- Церковь находится под контролем государства
Задание 2. Используя текст учебника на стр. 21-25, заполните схему «Типы политических режимов».
(Запись готовой схемы в тетрадь).
Понятие «политическая власть».
Используя текст учебника, проведите анализ всех типов политических режимов.
Продолжаем заполнять таблицу
Вопросы | Типы политических режимов | ||
тоталитаризм | авторитаризм | демократия | |
Кому принадлежит власть Кто правит? | правящая партия во главе с вождем | власть одной группы, одной партии, её лидер - общенациональный вождь | народ, избранные представители |
Каковы взаимоотношения власти и общества? | власть полностью бесконтрольной со стороны общества | права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются;сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей | власть подконтрольна обществу |
Какие средства используются для осуществления власти? | карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей | армия, церковь, поддерживаются традиции | выборы, референдумы |
Примеры стран. | фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея | государства Азии, Африки, Латинской Америки | Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки. |
Подведение итогов урока.
- Что означает слово «Политический режим»?
- Каковы основные типы политических режимов?
- Чем характеризуется тоталитарный режим?
- Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.
- Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?
Домашнее задание.
Параграф 3. Провести письменный анализ, ответив на в. 2 рубрики "В классе и дома"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Политическая идеология"
Целью урока является систематизация и осмысление знаний учащихся о политической философии, о функциях и роли политической идеологии, совершенствование умений и навыков при выполнении...
Интегрированный урок (информатика - обществознание) по теме "Политические партии современной России".
При разработке данного урока за основу была взята идея другого учителя (к сожалению, не помню его ФИО), найденная в Интернете. Данный урок был проведен в 11 классе учителем информатики Исаковой ...
Открытый урок по обществознанию по теме "Политическая идеология"
представлен открытый урок конкурса "Учительские весны 2015"...
Урок по обществознанию на тему "Политические режимы" для 9 кл.
Урок по обществознанию на тему "Политические режимы" предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений.Задачи урока: раскрыть содержание понятия "политический режим&quo...
Контрольный тест по обществознанию по теме "Политические режимы".9 класс.
Контрольный тест по обществознанию по теме " Политические режимы " 9 класс....
Задания ОГЭ по обществознанию по теме: "Политические режимы" (для 9 класса).
Задания для подготовки к ОГЭ....
Конспект урока по обществознанию по теме: «Права и обязанности граждан» в режиме дистанционного обучения 7кл
Конспект урока по обществознанию по теме: «Права и обязанности граждан» в режиме дистанционного обучения 7кл...
- Мне нравится (2)