МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ТЕМА: «БЫЛОЕ И ДУМЫ…» (Россия в I половине XIX века)
методическая разработка (10 класс) по теме

Борисенко Инна Михайловна

Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и  сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разобщенность научного знания по дисциплинам, исключают дублирование, освобождают учебное время для изучения других явлений и обеспечивает многоаспектность, ясность, прочность усвоения изученного материала. Вышеперечисленные достоинства раскрывают простор для формирования у студентов ценностных ориентаций. Поэтому от 30% до 50% часов учебных занятий провожу интегрированными. Дисциплина Основы философии имеет широкий спектр межпредметных связей с литературой, историей и Отечественной историей, МХК, обществознанием, психологией, естественными науками. Опыт работы показывает, что успех учебных занятий зависит от формы интегрирования материала. Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение нескольких предметов определённого курса обучения. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные). За содержательную единицу обучения беру тему, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Например, интегрированное занятие «Философия - служанка богословия» объединяет темы «Философия средневековья» (основы философии) и «Средневековая культура» (МХК). На таких интегрированных занятиях у студентов складывается целостное представление об исследуемом явлении, осуществляется поддержка индивидуальному развитию студента, осуществляется простор для самоактуализации, формируются этические ценности. Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из разных тем программы дисциплины (или из разных лет обучения). Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, нравственный и эстетический смысл как лейтмотив проходит через несколько учебных занятий. Например, интегрированное учебное занятие в форме путешествия по теме «О происхождении и сущности человека» обобщает знания студентов по вопросу определения сущности и назначения человека, полученные в процессе изучения раздела «Исторические типы философии». Для того чтобы создать эмоциональное отношение к изучаемому материалу, в ходе интегрированных занятий использую фрагменты литературных произведений, музыку, произведения живописи, архитектуры, естественнонаучные открытия, психологические факты, ситуации из обыденной практики. Это и демонстрируют методические разработки учебных занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

ТЕМА:   «БЫЛОЕ И ДУМЫ…» (Россия в I половине XIX века)

                                                                     Разработал:    

                                                 преподаватель общественных

                                             дисциплин Борисенко И.М.

                                      ПЦК ОГСЭ дисциплин

Петропавловск-Камчатский, 2009 год

Тема:         БЫЛОЕ И ДУМЫ…

 Прошлое русского народа темно;         

                                                             его настоящее ужасно, но у него

 есть право на будущее…

                                                                                                                    А.И.Герцен

Тип урока – повторительно-обобщающий

Вид урока – интегрированный с элементами ролевой игры

Оборудование: презентация MS Power Point «Россия в I половине XIX века», дидактический материал для индивидуальных заданий, тексты документов.

Цель урока – формирование представлений о взаимосвязи философских взглядов и исторических событий, посредством воссоздания исторической действительности и воображаемого погружения в эпоху в I половине XIX века; систематизация и закрепление знаний.

Задачи:

  1. Воссоздание реалий российской жизни и особенностей формирования философских взглядов в  I половине XIX  века.
  2. Выявление возможных путей развития России и самостоятельной философской мысли в  I половине XIX века.
  3. Дать оценку восстанию декабристов и сформулировать личную гражданскую позицию по отношению к данному событию.
  4. На конкретных примерах показать многообразие общественной мысли и сформулировать главные вопросы философской мысли в России (работа с документами и обоснование позиции по группам).

Проблемный вопрос урока:

Проблему в I половине XIX века составляют исконно русские философские вопросы, актуальные  и сегодня:     кто виноват? что делать?

Связь темы урока с проблемой: былое, выраженное в настоящем, (крепостничество, самодержавие, социально-экономическая отсталость, гражданская пассивность, философская непросвещенность), а думы - будущее (социально-экономическая модернизация и развитие общественно-политической и философской мысли во  II половине XIX века).

Ход урока:

1 этап – оргмомент, приветствие, целеполагание, постановка проблемы.

2 этап – актуализация знаний: слайдовая презентация (Создайте образ России в I половине XIX века в сравнении с базовыми цивилизационными ценностями Запада, продолжив слайдовый ряд:  у власти…, форма правления…, основные сословия…., религия…, состав населения…, феодальные повинности…, труд…, общественная мысль…)

Вывод: налицо цивилизационная отсталость России.

3 этап -  интерактивный фронтальный опрос с элементами беседы:

  • Причины цивилизационного отставания России в I половине XIX века.
  • Особенности развития философской мысли в России до 1820 года.
  • Назовите основные события внутренней политики в I половине XIX века и их значение: выбрать черты, которые относятся к проекту Сперанского М.М.
  • Почему дворянство было не готово к изменениям?
  • Какое событие во внешней политике России в I половине XIX века повлияло на начало формирования философских идей, каким образом и где?

Индивидуальные задания для студентов:  «Союз спасения», «Союз благоденствия», кружок любомудров.

Вывод: Из предложенных высказываний выберите наиболее соответствующее общественно-политическому развитию России в  I половине XIX века:

«Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества….чтобы совершить движение вперёд… главное уничтожить в русском человеке раба.» (Что делать?)

«Не без некоторой зависти смотрим…на Западную Европу. И есть чему позавидовать!» (Кто виноват?)

4 этап – ролевая игра «В кругу единомышленников»:

Творческая работа студентов: персонификация декабристов и императора.

         

  • физкультпривет: хоровод, ручеёк (народные обрядовые танцы) Представители какого направления общественной мысли России в I половине XIX века ратовали за сохранение русских патриархальных традиций?

5 этап – анализ документов и заполнение таблицы  по направлениям:

  • консервативное,
  • западники,
  • славянофилы,
  • социалисты.

Каковы идейные недостатки у каждого из указанных направлений общественной мысли?

Вывод: назовите главные философские вопросы общественной мысли в России в I половине XIX века, объединяющие все эти направления.

Общий вывод: связать выводы и проблему с темой урока (что такое былое? что такое думы? спрогнозировать, что ожидает Россию во  II половине XIX  века.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЫЛОЕ И ДУМЫ… Прошлое русского народа темно; его настоящее ужасно, но у него есть право на будущее… А.И.Герцен

Слайд 2

Проблема урока исконно русские вопросы: кто виноват? что делать?

Слайд 3

Задание: Создать образ России I пол. XIX века в сравнении с базовыми цивилизационными ценностями Западной Европы

Слайд 4

Базовые ценности Европы: Свобода личности и деятельности Права и свободы человека и гражданина Преобладание индивидуальных интересов Свободные рыночные отношения Свобода предпринимательства Свобода договора работодателя и работника Вольтер Томас Гоббс Дидро Джон Локк

Слайд 5

Название государства в начале XIX века…. Национальный состав… Религиозный состав… Форма правления …. У власти …. Социальное деление общества на … Общественно-экономический строй… Основная отрасль в экономике России в начале XIX в… Крестьянский труд… Феодальные повинности… Предприятия того времени в основном казенные… Общественная мысль… Блиц - опрос

Слайд 6

Причины цивилизационного отставания России от Европы в I пол. XIX века: Самодержавие Феодализм Крепостное право Сословное деление общества Отсутствие гражданских прав и свобод

Слайд 7

Особенности развития философской мысли в России до 1820 года: Не существовала как сфера духовной культуры человека Развивалась в масонских ложах и аристократических кружках Две главные темы – историософская (историк – не только летописец) и социальная (по какому пути развиваться России) Философия должна разрешить вопросы жизни и смерти, общественного и социального

Слайд 8

Назовите основные события внутренней политики в I пол. XIX века Сперанский М.М. Восстание декабристов 1825 г.

Слайд 9

Задание № 1 . Выберите из следующего перечня те черты, которые относятся к проектам преобразований М.М. Сперанского: идея разделения властей ограничение самодержавия отмена самодержавия право частной собственности предоставление политических и гражданских прав населению провозглашение республики привлечение к управлению народных представителей введение всеобщего избирательного права превращение России в конституционную монархию ликвидация сословного строя

Слайд 10

Задание № 2 . Историки по-разному оценивают проект преобразований М.М. Сперанского. Разрешите следующую проблему: 1. Проект преобразований М.М. Сперанского оптимален для Российской империи начала XIX века 2 . Проект преобразований М.М. Сперанского бесполезен, нереален и не нужен: он не устранял монархии, самодержавия

Слайд 11

Какое событие во внешней политике России I пол. XIX века повлияло на начало формирования философских идей, каким образом? Заграничные походы русской армии Отечественная война 1812 года

Слайд 12

Кружок «любомудров» Философское просвещение населения через издание альманаха «Мнемозина»(1824-1825), журнала «Московский вестник»(1827-1830): Идея всечеловеческого братства на духовной основе Европейские народы уступают место в истории молодым народам среди которых первый – русский Неоднозначная оценка восстания декабристов

Слайд 13

Тайные общества в среде военных: «Союз спасения» (1816-1817г.): Муравьёв Н.М., Пестель П.И. – чёткой программы и ясных средств преобразования России нет «Союз благоденствия» (1818 -1821г.): Муравьёв Н.М., Пестель П.И., Рылеев К.Ф., Бестужев-Рюмин М.П. – просветительская деятельность с установкой на политический переворот

Слайд 14

«Не без некоторой зависти смотрим…на Западную Европу. И есть чему позавидовать!» «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества….чтобы совершить движение вперёд… главное уничтожить в русском человеке раба.» Кто виноват? Кто виноват?

Слайд 15

«В кругу единомышленников»

Слайд 16

Студенческие кружки (30-40 гг. XIX века) Что объединяло данные кружки? Кружок Герцена А.И. и Огарева Н.П. Кружок Станкевича Н.В. Кружок Петрашевского М.В.

Слайд 17

«Там русский дух , там Русью пахнет!»

Слайд 18

"Мы все, как один, любили Россию, но разною любовью..." А.И. Герцен Каковы идейные недостатки каждого из направлений? Уваров С.С. консервативное направление Грановский Т.Н. западники Белинский В.Г. социалисты Аксаков К.С. славянофилы

Слайд 19

Назовите главные философские вопросы общественной мысли в России I пол. XIX века Какое настоящее и будущее России? Какой путь развития России выбрать?

Слайд 20

Итог урока: Что олицетворяет в истории России в I пол. XIX в. былое ? Какие думы в связи с этим появились в русском обществе? Какие перемены ожидают Россию во II пол. XIX века?

Слайд 21

Все великие моменты в жизни русского народа как бы не имеют предвестников… Предшествующий им процесс есть процесс чисто внутренний, происходящий в глубине народного духа, незримо и неслышно… Народ отрешается внутренне от того, что подлежит отмене или изменению, борьба происходит внутри народного сознания, и когда приходит время заменить старое новым на деле, эта замена совершается с изумительною быстротою, без видимой борьбы. Н.Я. Данилевский "Уроки прошлого"



Предварительный просмотр:

КГОУ СПО «Камчатский педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ и МХК

Тема:   «Философия – служанка богословия»

(Средневековая Европа V-XV вв.)

                                                                                Разработал:      

                                                                           преподаватель общественных

                                                                       дисциплин Борисенко И.М.

                                                               ПЦК ОГСЭ дисциплин

Петропавловск-Камчатский, 2010


Тема:      «Философия – служанка богословия»

(Средневековая Европа V-XV вв.)

                                                На место разума пришла вера,

на место наслаждения – любовь к Богу,

на место гордости – смирение…

А.А. Горелов

Тип урока – изучение новых знаний

Вид урока – интегрированный

Оборудование: презентация MS Power Point «Философия и культура средневековой Европы», дидактический материал для индивидуальных заданий, тексты документов.

Цель урока – формирование представлений о взаимосвязи философских взглядов, исторических событий и культурных ценностей, посредством воображаемого погружения в эпоху средневековой Европы; закрепление знаний о том, что успехи низовой христианизации (VIII- IX вв.) способствовали формированию единой западноевропейской культуры.

Задачи:

  1. Воссоздать образ средневековой Европы накануне формирования религиозной философии.  
  2. Рассмотреть основные этапы становления средневековой философии.
  3. Показать связь мировоззренческих установок средневекового общества и средневековой культуры.
  4. Дать оценку явлению низовой христианизации в истории западноевропейской культуры.
  5. Сформулировать личную гражданскую позицию по отношению к проблеме урока.

Проблемный вопрос урока:              «Человеком в жизни «движут два начала:

 промысел (Божий) и свободный выбор».

Михаил Пселл

Проблему составляет философская дилемма о соотношении веры и знания в мировоззрении человека, актуальная и в наши дни.


Связь темы урока с проблемой: Смена мировоззренческих установок в эпоху средневековья была связана с распространением и утверждением христианства (подменяющим в истории идею развития Божьим промыслом), и формированием религиозной философии. Основной идеей религиозной философии является стремление человека к Богу, а основной задачей – рациональное обоснование теологических истин. Но философия, принимая на себя роль «служанки» религии, должна создать условия для реализации свободного выбора человека на пути к Богу.

План урока:

  1. Краткая характеристика эпохи средневековья.
  2. Этапы развития Средневековой философии:

а) патристика и её отражение в искусстве средневековья;

б) схоластика и средневековая культура.

  1. Отражение низовой христианизации в формировании западноевро-пейской культуры.

Ход урока:

1   этап – оргмомент, приветствие.

2 этап – актуализация знаний: беседа; целеполагание, постановка проблемы.

3 этап – интерактивная лекция с элементами беседы (по 1 вопросу плана): слайдовая презентация (Образ Средневековой Европы):

В IV-V  вв. в Европе  происходят глобальные геополитические изменения:

  • распад Римской империи на два отдельных государства – Западную и Восточную империи;
  • под давлением варварских племен Западная Римская империя  прекращает  свое существование,  и  вместо  нее  в  Западной Европе образуются государства, основанные различным племенами варваров,  а  на Востоке возникает новое государство - Византийская империя;

Складывается новый общественный строй, более прогрессивный, чем античное рабовладение, но качество жизни средневекового общества оставляет желать лучшего:

  • эпоха феодализма (духовенство, феодалы и зависимые крестьяне; вассалитет);
  • феодальная раздробленность (существует много разрозненных народов, нет единой общеевропейской культуры);
  • землевладение: феоды + деревни и сёла с крестьянскими дворами
  • повинности: барщина + оброк
  • экономическая основа существования – натуральное хозяйство
  • из сельского хозяйства выделяется ремесло, оформленное в цеха;
  • укрупнение городов превращало их в центр торговли.
  • III век – издание Миланского эдикта императора Константина о свободном исповедании христианской веры.
  • начинается соборное, церковное и храмовое строительство в городах и сёлах.
  • церковь содержится на пожертвования и специальный налог – церковную десятину.
  • в IV веке возникает первая монашеская обитель, а с VI  века – целые монашеские ордена.
  • монастыри выступают центром развития средневековой культуры.

Индивидуальные задания для студентов:  «Средневековые сословия», «Рыцарство», «Рыцарская культура», «Цеховое ремесло», «Средневековый город».

Вывод: Какие сословия объединятся с целью формирования нового типа  мировоззрения? Что станет основой средневекового мировоззрения? Почему?

4 этап – оформление в тетрадь основных направлений развития религиозной философии;

 работа  с текстами по 2 пункту  плана; заполнение таблицы  по направлениям        

Патристика (с. 84-86)

Схоластика (с.88-89)

Дата

Представитель

Основная задача

Основные философские вопросы

Решение

  • физкультпривет:  верёвочка (под музыку)

5 этап – закрепление: Как отразилось новое религиозное мировоззрение в искусстве того времени?

- расширилось храмовое строительство

- сформировались и оформились два новых стиля: романский и готический

- в скульптуре и живописи – Библейские сюжеты.

Работа студентов  по архитектурным памятникам у доски

Каковы основные черты религиозной философии?

        

Вывод: определите назначение религиозной философии V-XV вв. и дайте ей оценку с точки зрения формирования общеевропейской культуры.

Общий вывод: связать выводы и проблему с темой урока (Основной идеей религиозной философии является стремление человека к Богу, а основной задачей – рациональное обоснование теологических истин. Но философия, принимая на себя роль «служанки» религии, должна создать условия для реализации свободного выбора человека на пути к Богу).

Материалы для учителя:

В разработке христианского вероучения огромную роль сыграли великие богословы: Августин, Василий Великий, Иероним, Фома Аквинский. В 325 голу на Церковном соборе в Никее был утвержден основной догмат веры  -догмат  о  соотношении  Бога-Отца и Бога-Сына. Были отобраны канонические Евангелия, которые легли в основу Нового завета. В 1054 году происходит  разделение  церкви  на западную и восточную.

Церковь вела человека к спасению. Через церковные таинства он приобщался к Богу. Всего было семь таинств: крещение, конфирмация, таинство брака, соборование, причащение, покаяние  священство. таким образом церковь выступала посредником между человеком и Богом. Вот почему католическая церковь взяла на себя право выдавать верующим индульгенции на отпущение грехов.

Но утверждение нового мировоззрения происходило не сразу. Становление религиозной философии, а вместе с ней и религиозного миропонимания осуществлялось в двух направлениях – патристика и схоластика.

Давайте рассмотрим их:

1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец церкви») в истории философии определяется с 1-6 века. Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого определили развитие европейской философии.

Основная задача: - интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии;

Главные проблемы патристики:

1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).
2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников
(греков и римлян).

3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение этой цели - «Град божий».

4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души.
5.
Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог

2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схола - школа) - форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с 12 века). Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной философии.

Основная задача - Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён Папским престолом святым, а его система становится официальной философской доктриной римско-католической церкви).

Главные проблемы схоластики:

1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души: - главное - восприятие развитого категориального аппарата с точки зрения религиозных проблем.

2. Соотношение разума и веры. Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение. К такой истине можно идти двумя путями: путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь; путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами.

3. Проблемы соотношения общего и единого – 5 доказательств бытия Бога.

Черты Средневековой философии.

1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог. Главные принципы миропонимания:

а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из ничего. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо. Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворён Богом.

б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека.

Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности.

2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).

3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов.

4. Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов
- диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика.


«Средневековые сословия»

Каждое из средневековых сословий выполняло определённую функцию.

  1. Феодалы защищали общество, они имели феоды – земельные владения, которые получали за службу высшему сеньору и могли передать по наследству. Феодалы были собственниками не только земли, им принадлежали леса, луга, поля, реки  озёра. Пахотная земля делилась на господскую и крестьянскую. Роль сеньора выполнял король или император. Чтобы иметь за собой серьёзную военную силу, феодалы раздавали земли за службу своим воинам. Воины становились зависимыми – вассалами. Они же раздавали землю своим вассалам. Эта последовательность повторялась дальше, образуя феодальную лестницу власти. Отношения между феодалом и вассалом строились на основе обязательств: вассал должен был 40 дней в году отбывать военную службу, защищать сеньора, помогать ему советом, выкупать его из плена. Взамен сеньор должен был всегда и во всём покровительствовать своему вассалу.

  1. Духовенство отвечало за духовный мир человека, за всех молилось. Это сословие отличалось иерархией. Во главе прихода стоял священник. Во главе нескольких приходов стоял епископ. Несколько епископств объединялось под властью архиепископа.  Архиепископы признавали власть Римского папы.

В средневековье церковь становится богатейшим институтом средневекового общества. Она сосредоточила в своих руках одну треть всех европейских земель. Накопить такие владения церкви помог специальный налог на крестьян – церковная десятина (одну десятую своего урожая крестьянин жертвовал приходу). Церковь получала подношения и брала деньги за совершение таинств. Особый способ обогатиться составили индульгенции – грамоты на откупление грехов. Кроме того, в церковном хозяйстве использовались передовые способы обработки земли, что обеспечивало ей дополнительные доходы.

  1. Крестьяне  кормили общество. Они имели небольшой надел земли и орудия труда, которыми обрабатывали свою землю и землю хозяина. За пользование землей крестьяне несли повинности. Барщина – это работы крестьян в поместье феодала (заготовка сена, ремонт дома, изготовление утвари). Оброк – это часть продуктов хозяйства крестьян, которые они тоже отдавали своему господину. Для того, чтобы прокормиться, крестьяне ходили на охоту, ловили рыбу, собирали мёд диких пчёл. Крестьяне обеспечивали себя не только едой, но и орудиями труда, одеждой, обувью, утварью. Таким образом, всё необходимое для жизни делалось крестьянами для себя, а не для продажи. Это и есть натуральное хозяйство.

Главной заботой крестьян было не желание разбогатеть, а жить по обычаям предков, сохраняя прежние права вольности.

«Рыцарство»

Рыцарь – это конный воин, принадлежащий к высшему сословию – к феодалам. Значительную часть времени рыцарь проводил в походах и войнах. Снаряжение рыцаря составляли меч, щит, кольчуга, копьё. Со временем появились металлические пластины – латы, защищавшие всё тело. Подобные доспехи могли весить до 30 кг, поэтому, если рыцарь падал с лошади, самостоятельно подняться он не мог. Церковь стремилась ограничить боевые действия. Для них устанавливались определенные временные рамки. Нельзя было воевать во время церковных праздников и постов, против паломников, служителей церкви, женщин и детей. Нельзя было проводить боевые действия в храме.

Турнир – был способом разрешить спор, а иногда и увеселительным представлением. Всё своё свободное время рыцарь посвящал тренировкам.

Рыцарское искусство постигалось ребёнком с 7 лет, при этом не каждый рыцарь умел читать и писать. Статус рыцаря приобретался через прохождение обряда. Жильём рыцарю служил замок. Рыцарский замок располагался в труднодоступном месте, на холме или в окружении озёр и болот.

Рыцарская культура строилась на особом рыцарском кодексе чести, который предполагал:

  • верное служение Богу,
  • благородство по отношению к слабым, уважение к сильным;
  • храбрость в бою, щедрость;
  • куртуазность по отношению к даме (совершать ради дамы сердца подвиги, устраняя несправедливость в мире).
  • куртуазная любовь легла в основу средневековой поэзии (трубадуров, труверов и миннезингеров).
  • возникли целые эпосы, прославлявшие рыцарей.

        «Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрёка не зная пред собой.

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Что мстил врагам и близких отстаивал права,

не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

О нем слагали сказки и песни громко пели…»

«Средневековый город»

Увеличение численности населения в средние века приводил к переполнению населения в деревнях. Повышалась производительность сельского хозяйства, и возникали условия для разделения труда. На перекрёстке торговых путей, на земле феодала возникал средневековый город. Город первоначально зависел от феодала, так как горожане обязаны были платить сеньору налоги. В тоже время сеньор защищал город от внешней опасности. Но это не устраивало горожан, они не хотели содержать феодала и его вассалов, как крестьяне. Поэтому города воевали против сеньоров. Города, освободившиеся от власти феодала, образовывали самоуправление из представителей престижных профессий, например ювелиров. Самоуправление формировало городской совет – магистрат, во главе которого стоял мэр, (а в Германии он назывался бургомистром).

Средневековый город – сравнительно небольшое поселение людей. Если горожан насчитывалось 10.000 – это очень большой город для Европы, а если 40.000 человек – очень огромный город. Таких городов в Европе было всего 15. Самый крупный город был Париж (в XV веке проживало 200.000 человек).

Город был огорожен крепостной стеной для защиты от внешней угрозы и местного феодала. Стена ограничивала городское поселение, стесняя горожан. Особенностью средневекового города являются узкие и грязные улицы, которые редко мостили камнем, поэтому поддерживать чистоту было трудно. Город часто мог подвергаться эпидемиям, а горожане – инфекционным заболеваниям. В центре города располагались ратуша и собор – центры административной и религиозной жизни.

        «Цеховое ремесло»

Город привлекал местное население: рыцарей, священников, крестьян, так как был центром торговли и работы. Большинство жителей средневекового города составляли ремесленники. Ремесленник в отличие от рабочего всё делал сам. Разделения труда не было. Все основные работы выполнял мастер, у которого иногда могли быть подмастерья. Мастера объединялись в цеха - специальные союзы ремесленников одной профессии, чтобы ограничить конкуренцию и реализовать свой товар. Цеха устанавливали рабочие и нерабочие дни, определяли цены на товары, реализовывали продукцию на средневековом базаре. Рынок как экономический институт  отсутствовал. Вокруг цехового устройства проходила вся жизнь человека: праздники, будни, управление городом, решение экономических вопросов.

Чтобы войти в союз, надо было продемонстрировать своё мастерство. Со временем вхождение в цеха значительно усложнилось и стало практически семейным делом.

        

Патристика (с. 84-86)

Схоластика (с.88-89)

Дата

Представитель

Основная задача

Основные философские вопросы

Решение

Патристика (с. 84-86)

Схоластика (с.88-89)

Дата

Представитель

Основная задача

Основные философские вопросы

Решение

Патристика (с. 84-86)

Схоластика (с.88-89)

Дата

Представитель

Основная задача

Основные философские вопросы

Решение

Патристика (с. 84-86)

Схоластика (с.88-89)

Дата

Представитель

Основная задача

Основные философские вопросы

Решение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Философия – служанка богословия» (Средневековая Европа V - XV вв.) На место разума пришла вера, на место наслаждения – любовь к Богу, на место гордости – смирение… А.А. Горелов

Слайд 2

Проблемный вопрос урока: «Человеком в жизни «движут два начала: промысел (Божий) и свободный выбор». Михаил Пселл

Слайд 3

План урока: Краткая характеристика эпохи средневековья. Этапы развития Средневековой философии: а) патристика и её отражение в искусстве средневековья; б) схоластика и средневековая культура. Отражение низовой христианизации в формировании западноевропейской культуры.

Слайд 4

Образ Средневековой Европы эпоха феодализма (духовенство, феодалы и зависимые крестьяне; вассалитет); феодальная раздробленность; землевладение: феоды + деревни и сёла с крестьянскими дворами повинности: барщина + оброк; экономическая основа существования – натуральное хозяйство; из сельского хозяйства выделяется ремесло, оформленное в цеха; укрупнение городов превращало их в центр торговли. жили обособлено, но тесно...

Слайд 5

Крестьяне: зависимы (барщина, оброк) крестьянские повинности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рыцарство, рыцарская культура Рыцарь и прекрасная дама В полном облачении Рыцари круглого стола

Слайд 2

Патристика (от слова «патер» - «отец церкви») I – VI века. Вершина патристики – Августин Блаженный (354 - 430 г.г.) Схоластика ( IX-XV века, от греч. «схола» - школа) - форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с XII века). Вершина схоластики - Фома Аквинский (1223-1274)

Слайд 3

Черты Средневековой философии: Теоцентричность: а) креационизм б) принцип Откровения (задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности). Ретроспективность Традиционализм (совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов) Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика.

Слайд 4

Уроки темы: Притча: Весь день по городскому базару ходила старуха. В одной руке она держала кувшин с водой, в другой – жаровню с пылающими углями. Когда старуху спрашивали, зачем она носит с собой кувшин и жаровню, она отвечала: «Водой из кувшина я залью ад , а углями из жаровни сожгу рай , ибо хочу, чтобы люди любили Бога бескорыстно , а не из страха ада или из расчета на райское вознаграждение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»

Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....

Методическая разработка интегрированного урока. 9-й класс, История России, Человек на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы на тему: « Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»

Цель урока: Формирование познавательной самостоятельности и активности через осмысление событий Великой отечественной войны.Задачи:Показать  своеобразие русской истории, музыки, культуры и литера...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по дисциплинам «История» и «Английский язык» Тема: Абсолютизм в России и Англии в XVI веке

Данный интегрированный урок разработан в соответствии с концепцией модернизации Российского образования. Урок соответствует требованиям Федерального компонента ФГОС по дисциплинам История и Иностранны...

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"

Презентация к 2 урокам истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"....

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...