МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ И СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ»
методическая разработка по истории (11 класс)
Предлагаемая разработка позволяет на основе организации групповой работы проконтролировать усвоение материала тем IV; VII; VIII программы курса Истории для СПО. Способствует закреплению сложившиеся у студентов представлений о древней, средневековой и истории России Нового времени. Активизирует изучение исторических понятий, терминов, хронологии в процессе подготовки к дифференцированному зачёту. Развивает познавательные интересы студентов, способствует формированию исторической памяти и уважения истории Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-konkurs_istorich.puteshestvie_v_drevn._i_sredn._rossiyu_2016-17.docx | 92.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский колледж строительства и компьютерных технологий»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА
«ИСТОРИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ И СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ»
ПРОВЕДЁННОГО В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ ИСТОРИИ
Подготовила:
преподаватель высшей категории
Опацкая Алла Ивановна
Симферополь
2016
Цели урока:
1. На основе организации групповой работы, проконтролировать усвоение материала тем IV; VII; VIII курса Истории. Закрепить сложившиеся представления о древней, средневековой и истории России Нового времени для формирования у студентов исторических ориентиров самоидентификации в современном мире.
2. Активизировать изучение исторических понятий, терминов, хронологии в процессе подготовки к дифференцированному зачёту.
3. Развивать познавательные интересы студентов, формировать историческую память; воспитывать любовь к Отечеству и уважение его истории.
Тип урока: урок контроля и коррекции
Форма урока: урок-конкурс
Методы обучения:
- Для мотивации - создание ситуации соревнования и успеха,
- Для организации мыслительной деятельности – традуктивные,
- Для контроля и коррекции учебно-познавательной деятельности – комплексный контроль.
Содержание урока направлено на достижение студентами следующих результатов:
А. личностных:
- Осознание российской гражданской идентичности через понимание прошлого России;
- Готовность к самостоятельной и ответственной деятельности;
- Способность вести диалог на исторические темы, достигать в нем взаимопонимания;
Б. метапредметных:
- использовать все возможные ресурсы и успешные стратегии для достижения победы в конкурсе;
- продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе соревновательной деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- самостоятельно принимать решения с учетом нравственных ценностей;
В. предметных результатов :
- владение комплексом знаний о древней, средневековой и Новой истории России;
- сформированность умений применять исторические знания;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в
дискуссии по исторической тематике.
Литература:
- Горяйнов С.Г. Загадки Российской Клио для всех, кто изучает и любит историю. Издание 5-е, переработанное дополненное. Ростов-на-Дону – «Феникс» 2016.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России. Москва - «Мирос», 2015.
Ход урока:
1 Вступительное слово преподавателя
Часто историю называют путешествием во времени. Подобно тому, как путь за горизонт открывает идущему новые земли и позволяет лучше понять себя, так и понимание истории – раздвигает временные рамки нашей быстротечной жизни и заставляет совершать более зрелые и ответственные поступки.
Сегодня мы с вами проверим, прочны ли заданные прежними уроками ориентиры на дороге времени, которая соединяет каждого из нас с грандиозным прошлым России. Если дорожная разметка сохранилась, указатели расставлены верно, то значит и на пути из настоящего в будущее России мы не собьёмся с пути.
Нынешний урок по содержанию своему – контрольная работа.
По форме – командный конкурс. Все сидящие на одном ряду на время урока – единая команда. Постарайтесь проявить свои интеллектуальные, волевые, организаторские качества и нравственные чувства так, чтобы ваш личный успех стал условием победы команды. Чтобы баллы, набранные всеми участниками команды стали общей высокой оценкой.
Та команда, что по итогам 4-х конкурсов набирает ≥ 30 баллов, получает «5»
Команда, набравшая от 20 до 29 баллов – «4»
Команда, набравшая от 10 до 19 баллов – «3»
Команда, набравшая от 0 до 9 баллов – «2»
Если студент не принял активного участия ни в одном из конкурсов и не внёс свой вклад в командный результат, он автоматически исключается из членов команды и его контрольная оценка – «н/а».
Честным соревнование считается в том случае, когда используют единственный источник ответов - собственные знания и понимание Истории. Телефон, конспект, учебник – исключаются.
В случае нарушения правил Честной игры, предварительно набранные баллы команды ликвидируются.
Та же санкция применяется в случае оскорбления (провокации) соперника или создания условий, препятствующих эффективной работе.
Примечание: Протокол конкурса ведётся на классной доске.
Конкурсы | Баллы | ||
I | II | III | |
1. Разминка | |||
2. История в лицах | |||
3. Найдите соответствие | |||
4. Верю - не верю |
Желаю всем достойного соперничества и удачи!
2. Описание конкурсов
Конкурс № 1 «Разминка»
Каждой команде предлагается ответить на 5 простых вопросов. Время подготовки ответа – 5 секунд, без обсуждения в команде.
Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов –5.
Вопросы для первой команды.
- Главное сражение Отечественно войны 1812 года (Бородинское сражение)
- Площадь, на которой произошло восстание декабристов (Сенатская)
- Как назывался свод законов Московской Руси, положивший начало закрепощению крестьян? (Судебник 1497г.)
- Какого российского императора называли «освободителем»? (Александра II)
- Первый российский император (Пётр I)
Вопросы для второй команды.
- Столица Российской империи (Петербург)
- Назовите 3 компонента теории официальной народности (самодержавие, православие, народность)
- Какую фамилию носил ПётрI ? (Романов)
- Какое ханство не удалось присоединить к России Ивану Грозному в XVI веке? (Крымское)
- Главная причина Восточной войны? (необходимость решения Восточного вопроса)
Вопросы для третьей команды.
- Командующий русской армией в Бородинском сражении (Кутузов)
- В правление какого императора в России начался промышленный переворот? (Николай I)
- Назовите 2 течения в либеральном общественном движении России 40-50-х гг. ХIХ века (западники и славянофилы)
- Русский хирург, участник Крымской войны, впервые применивший анестезию во время операций. (Пирогов)
- Кто создал «Жалованную грамоту дворянству» (Екатерина II)
Итоги конкурса в баллах заносятся в протокол.
Конкурс № 2 «История в лицах» состоит из 2-х частей А. и Б.
Задача команд за 5 минут определить по описанию исторических деятелей и записать 2 имени в бланке команды. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов.
Таким образом, максимальная сумма баллов за конкурс – 10.
Задания первой команды
А. «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву» И пошли за море к варягам. И избрались трое братьев со своими родами и пришли к славянам, и сел старший в Новгороде»
Как звали этого полу-легендарного родоначальника великокняжеской династии Руси?
Б. Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:
- родился в станице Зимовейской, где за 100 лет до него родился Степан Разин;
- с 17 лет славно воевал в Семилетней, затем в русско-турецкой войне и за храбрость получил офицерский чин хорунжего;
- воплощая наивные народные представления о добром царе, рассылал «императорские манифесты» с пожалованиями крепостным «вечной вольности» и за 2 года создал боеспособную армию для защиты народных интересов.
- Стал воплощением не только русского бунта «бессмысленного и беспощадного», но и примером силы духа, не сломленного предательством и лютой казнью
- Чтобы изгладить в памяти народной воспоминание о масштабах деяний сподвижников этого человека, река Яик была переименована в Урал.
Правильный ответ: А) Рюрик Б) Е. Пугачёв
Задания второй команды
А. «В походах же не водил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, и зажарив на углях, так ел. Не имел он шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы»
Б. Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:
1. его можно назвать величайшим реформатором XIX столетия;
2. его обучением руководил известный русский поэт В.А. Жуковский;
3. он сумел вернуть то, что было потеряно его отцом в Крымской войне;
4. благодаря ему Россия получила лучшее в ХIХ веке судопроизводство, новую армию, прогрессивную печать и образование;
5. на его жизнь было совершено 7 покушений;
Правильный ответ: А) Святослав Игоревич б) Александр II
Задания третьей команды
А. В «Сокровенном сказании» о нём говорится, что:
- Имя этого правителя известно меньше, чем его титул;
- В раннем детстве он остался без отца, которого убили татары. Вместе с матерью и малолетними братьями он долго скитался и бедствовал;
- Он провёл много реформ, самая известная из которых – военная. За малейшее проявление трусости в бою, вместе с нарушителем воинской дисциплины, казнили всё его подразделение;
- В конце ХII века ему удалось объяснить многие племена и стать создателем государства;
- Именно этот правитель поставил задачу создания единого государства «От моря до моря» и начал завоевание Северного Китая, которое повлекло за собой разгром многих процветающих государств Азии. При его потомках было завоёвано пол- Европы.
Б. Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:
- Этот монарх совершил восхождение к власти в результате дворцового переворота.
- Стремясь ввести в стране «просвещённое правление» состоял в переписке с самыми известными философами-просветителями ХVIII века.
- Благодаря ему международный авторитет Российской империи вырос настолько, что «без соизволения нашего ни одна пушка в Европе выстрелить не смела»
- «Жалованной грамотой дворянству» этот монарх отменил обязательную государственную службу для дворян
- Памятник этому монарху, чья деятельность тесно связана с Крымом, был восстановлен в Симферополе в 2016 году
Правильный ответ: А) Чингисхан Б) Екатерина II
Итоги конкурса в баллах заносятся в протокол.
Конкурс № 3 «Найдите соответствия»
Команды получают одинаковые задания. Время работы ограничено 5 минутами. Задание: Определите соответствие терминов и их определений. Ответ нужно оформить в бланке ответов команды в виде соответствия буквы цифре.
Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная оценка – 10 баллов.
- Судебник –
а) свод законов единого Русского государства,
б) рекомендации для судей,
в) документ для решения личных споров.
- Урочные лета –
а) годы, которые должен был отработать крепостной, получивший вольную,
б) годы, когда запрещались крестьянские переходы Юрьев день,
в) срок сыска беглых крестьян.
- Местничество –
а) система получения должностей по принципу знатности,
б) обычай кровной мести, зафиксированный «Русской Правде»,
в) городское сословие.
- Земский Собор –
а) храм, сооруженный на средства земских изб,
6) всесословный законосовещательный орган при царе, собиравшийся для решения вопросов государственной важности,
в) совет ближайших советников Ивана Грозного.
- Ордынский выход –
а) торжественный выезд ордынских ханов в покоренные земли,
б) ежегодный приезд русских князей Орду подарками для хана,
в) сбор дани русских земель, осуществляемый Ордой.
- Боярская Дума –
а) цикл былин и сказаний о боярах Киевской Руси,
б) собрание всех бояр на ежегодное совещание,
в) совещательный орган при царе, великом князе.
- Феодальная раздробленность –
а) закономерный этап в развитии любого государства, когда происходит его распад, вызванный собственническими амбициями князей их нежеланием считаться с интересами государства,
б) этап в развитии государства, вызванный нашествием кочевых племен,
в) закономерный этап в развитии любого государства, вызванный феодальным укладом жизни и производства, когда идет выделение самостоятельных княжеств, в которых проводится самостоятельная внешняя и внутренняя политика, имеется своя правовая основа,
8. Избранная рада –
а) собрание запорожских казаков,
6) совет ближайших соратников Ивана Грозного.
в) совещательный орган при украинском гетмане.
9. Заповедные лета –
а) запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца другому,
б) запрещение вести междоусобные войны местнические споры,
в) срок сыска беглых крестьян.
10. Опричнина –
а) движение социальных низов в годы Смуты,
6) осо6ый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией,
в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.
Ответы: 1-а, 2-в, 3-а, 4-б, 5-в, 6-в, 7-б, 8-б, 9-а, 10-б
Итоги конкурса в баллах заносятся в протокол.
Конкурс № 4 «Верю – не верю»
Одновременно соревнуются все три команды. Вопрос преподавателя начинается со слов: «Верите ли вы, что…». Соперники должны сказать либо «да», либо «нет» и обосновать свой ответ. Каждый аргумент оценивается в 5 баллов. Команда имеет право только на 1 высказывание.
Максимальная оценка –20 баллов
1. Верите ли вы в то, что царь Иван Грозный первого воздухоплавателя крепостного Никиту наградил по-царски и пожаловал ему вольную?
(Нет. Царь сказал: «Человек не птица, крылья не должен иметь. Деревянные крылья противны естеству. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, а выдумку огнём сжечь.»)
В основу ответа должно быть положено представление о средневековом сознании, которое религиозно. Это раннему капитализму свойственны гуманизм и рационализм.
2. Верите ли вы, что один из указов Петра I обязывал всех дворян, выступающих публично, не пользоваться заранее подготовленным текстом выступления?
(Да. «Указую на ассамблеях и в присутствии господам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была. Пётр. 4 октября 1703г.»)
В основу ответа должно быть положено представление о пришедших в Россию вместе с петровскими преобразованиями идеалах западноевропейского индивидуализма. Интеллект возводится в число гражданских доблестей и добродетелей одновременно с зарождением капитализма.
3. Верите ли вы, что Екатерина II лично контролировала строительство первого российского флота в Воронеже?
(Нет. Он был создан в период правления ПетраI )
4. Создавая знаменитую статую Петра «Медный всадник», скульптор Э.М.Фальконе изобразил царя скачущим на коне без седла и стремян. Верите ли вы в то, что скульптору просто не хватило металла?
(Нет. Э.М.Фальконе, стремясь подчеркнуть величие царя и вечность его славы, изобразил его в одеянии древних римлян. Римляне не пользовались такими удобными для всадников вещами, как седло и стремена.) В качестве верных расцениваются все рассуждения, трактующие сложность задач, решенных Петром без широкой народной поддержки.
3. Подведение итогов.
С помощью Протокола конкурсов устанавливается команда-победитель и все командные баллы превращаются в оценки контрольной работы, согласно критериям.
Заключительное слово преподавателя.
Мы проверили прочность своих представлений о далёком прошлом России, закрепив полученные на уроках знания. Мы ещё раз убедились в значимости коллективных усилий и том, как личный вклад каждого влияет на результат общего дела.
У нас лично, и у России впереди интересная историческая дорога. Чем лучше вы готовы к путешествию по ней, тем большую пользу оно может принести.
Сегодня и в будущем.
ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ
Конкурс № 2 «История в лицах»
А. Назовите имя старшего брата, упомянутого в летописи:
«В год 6370 (862г.) изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву» И пошли за море к варягам. И избрались трое братьев со своими родами и пришли к славянам, и сел старший в Новгороде»
Б. Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:
- родился в станице Зимовейской, где за 100 лет до него родился Степан Разин;
- с 17 лет славно воевал в Семилетней, затем в русско-турецкой войне и за храбрость получил офицерский чин хорунжего;
- воплощая наивные народные представления о добром царе, рассылал «императорские манифесты» с пожалованиями крепостным «вечной вольности» и за 2 года создал боеспособную армию для защиты народных интересов.
- Стал воплощением не только русского бунта «бессмысленного и беспощадного», но и примером силы духа, не сломленного предательством и лютой казнью
- Чтобы изгладить в памяти народной воспоминание о масштабах деяний сподвижников этого человека, река Яик была переименована в Урал.
Конкурс № 3 «Найдите соответствия»
- Судебник –
а) свод законов единого Русского государства,
б) рекомендации для судей,
в) документ для решения личных споров.
- Урочные лета –
а) годы, которые должен был отработать крепостной, получивший вольную,
б) годы, когда запрещались крестьянские переходы Юрьев день,
в) срок сыска беглых крестьян.
- Местничество –
а) система получения должностей по принципу знатности,
б) обычай кровной мести, зафиксированный «Русской Правде»,
в) городское сословие.
- Земский Собор –
а) храм, сооруженный на средства земских изб,
6) всесословный законосовещательный орган при царе, собиравшийся для решения вопросов государственной важности,
в) совет ближайших советников Ивана Грозного.
- Ордынский выход –
а) торжественный выезд ордынских ханов в покоренные земли,
б) ежегодный приезд русских князей Орду подарками для хана,
в) сбор дани русских земель, осуществляемый Ордой.
- Боярская Дума –
а) цикл былин и сказаний о боярах Киевской Руси,
б) собрание всех бояр на ежегодное совещание,
в) совещательный орган при царе, великом князе.
- Феодальная раздробленность –
а) закономерный этап в развитии любого государства, когда происходит его распад, вызванный собственническими амбициями князей их нежеланием считаться с интересами государства,
б) этап в развитии государства, вызванный нашествием кочевых племен,
в) закономерный этап в развитии любого государства, вызванный феодальным укладом жизни и производства, когда идет выделение самостоятельных княжеств, в которых проводится самостоятельная внешняя и внутренняя политика, имеется своя правовая основа,
8. Избранная рада –
а) собрание запорожских казаков,
6) совет ближайших соратников Ивана Грозного.
в) совещательный орган при украинском гетмане.
9. Заповедные лета –
а) запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца другому,
б) запрещение вести междоусобные войны местнические споры,
в) срок сыска беглых крестьян.
10. Опричнина –
а) движение социальных низов в годы Смуты,
6) осо6ый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией,
в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.
ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ КОМАНДЫ
Конкурс № 2 «История государства в лицах»
Подгруппе А:
Назовите имя этого князя.
«В походах же не водил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти»
Подгруппе Б:
Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:
1. его можно назвать величайшим реформатором XIX столетия;
2. его обучением руководил известный русский поэт В.А. Жуковский;
3. он сумел вернуть то, что было потеряно его отцом в Крымской войне;
4. благодаря ему Россия получила лучшее в ХIХ веке судопроизводство, новую армию, прогрессивную печать и образование;
5. на его жизнь было совершено 7 покушений;
Конкурс № 3 «Рисунок-ребус»
Задание: найдите и составьте список из 10 исторических ошибок.
Конкурс № 4 «Найдите соответствия»
1. Судебник –
а) свод законов единого Русского государства,
б) рекомендации для судей,
в) документ для решения личных споров.
- Урочные лета –
а) годы, которые должен был отработать крепостной, получивший вольную,
б) годы, когда запрещались крестьянские переходы Юрьев день,
в) срок сыска беглых крестьян.
- Местничество –
а) система получения должностей по принципу знатности,
б) обычай кровной мести, зафиксированный «Русской Правде»,
в) городское сословие.
- Земский Собор –
а) храм, сооруженный на средства земских изб,
6) всесословный законосовещательный орган при царе, собиравшийся для решения вопросов государственной важности,
в) совет ближайших советников Ивана Грозного.
- Ордынский выход –
а) торжественный выезд ордынских ханов в покоренные земли,
б) ежегодный приезд русских князей Орду подарками для хана,
в) сбор дани русских земель, осуществляемый Ордой.
- Боярская Дума –
а) цикл былин и сказаний о боярах Киевской Руси,
б) собрание всех бояр на ежегодное совещание,
в) совещательный орган при царе, великом князе.
- Феодальная раздробленность –
а) закономерный этап в развитии любого государства, когда происходит его распад, вызванный собственническими амбициями князей их нежеланием считаться с интересами государства,
б) этап в развитии государства, вызванный нашествием кочевых племен,
в) закономерный этап в развитии любого государства, вызванный феодальным укладом жизни и производства, когда идет выделение самостоятельных княжеств, в которых проводится самостоятельная внешняя и внутренняя политика, имеется своя правовая основа,
8. Избранная рада –
а) собрание запорожских казаков,
6) совет ближайших соратников Ивана Грозного.
в) совещательный орган при украинском гетмане.
9. Заповедные лета –
а) запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца другому,
б) запрещение вести междоусобные войны местнические споры,
в) срок сыска беглых крестьян.
10. Опричнина –
а) движение социальных низов в годы Смуты,
6) осо6ый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией,
в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.
ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ КОМАНДЫ
Конкурс № 2 «История государства в лицах»
Подгруппе А:
Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:
В «Сокровенном сказании» о нём говорится, что:
- Имя этого правителя известно меньше, чем его титул;
- В раннем детстве он остался без отца, которого убили татары. Вместе с матерью и малолетними братьями он долго скитался и бедствовал;
- Он провёл много реформ, самая известная из которых – военная. За малейшее проявление трусости в бою, вместе с нарушителем воинской дисциплины, казнили всё его подразделение;
- В конце ХII века ему удалось объяснить многие племена и стать создателем государства;
- Именно этот правитель поставил задачу создания единого государства «От моря до моря» и начал завоевание Северного Китая, которое повлекло за собой разгром многих процветающих государств Азии. При его потомках было завоёвано пол- Европы.
Подгруппе Б:
Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:
- Этот монарх совершил восхождение к власти в результате дворцового переворота.
- Стремясь ввести в стране «просвещённое правление» состоял в переписке с самыми известными философами-просветителями ХVIII века.
- Благодаря ему международный авторитет Российской империи вырос настолько, что «без соизволения нашего ни одна пушка в Европе выстрелить не смела»
- «Жалованной грамотой дворянству» этот монарх отменил обязательную государственную службу для дворян
- Памятник этому монарху, чья деятельность тесно связана с Крымом, был восстановлен в Симферополе в 2016 году
Конкурс № 3 «Рисунок-ребус»
Задание: найдите и составьте список из 10 исторических ошибок.
Конкурс № 4 «Найдите соответствия»
1. Судебник –
а) свод законов единого Русского государства,
б) рекомендации для судей,
в) документ для решения личных споров.
- Урочные лета –
а) годы, которые должен был отработать крепостной, получивший вольную,
б) годы, когда запрещались крестьянские переходы Юрьев день,
в) срок сыска беглых крестьян.
- Местничество –
а) система получения должностей по принципу знатности,
б) обычай кровной мести, зафиксированный «Русской Правде»,
в) городское сословие.
- Земский Собор –
а) храм, сооруженный на средства земских изб,
6) всесословный законосовещательный орган при царе, собиравшийся для решения вопросов государственной важности,
в) совет ближайших советников Ивана Грозного.
- Ордынский выход –
а) торжественный выезд ордынских ханов в покоренные земли,
б) ежегодный приезд русских князей Орду подарками для хана,
в) сбор дани русских земель, осуществляемый Ордой.
- Боярская Дума –
а) цикл былин и сказаний о боярах Киевской Руси,
б) собрание всех бояр на ежегодное совещание,
в) совещательный орган при царе, великом князе.
- Феодальная раздробленность –
а) закономерный этап в развитии любого государства, когда происходит его распад, вызванный собственническими амбициями князей их нежеланием считаться с интересами государства,
б) этап в развитии государства, вызванный нашествием кочевых племен,
в) закономерный этап в развитии любого государства, вызванный феодальным укладом жизни и производства, когда идет выделение самостоятельных княжеств, в которых проводится самостоятельная внешняя и внутренняя политика, имеется своя правовая основа,
8. Избранная рада –
а) собрание запорожских казаков,
6) совет ближайших соратников Ивана Грозного.
в) совещательный орган при украинском гетмане.
9. Заповедные лета –
а) запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца другому,
б) запрещение вести междоусобные войны местнические споры,
в) срок сыска беглых крестьян.
10. Опричнина –
а) движение социальных низов в годы Смуты,
6) осо6ый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией,
в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая игра для 6 класса: "Историческое путешествие По Древнему миру"
Математическая игра : "Историческое путешествие в страну Математика" разработана для проведения на предметной неделе или на уроке занимательной математики". Цели игры:Познакомиться с некоторыми...
Математическая игра: "Историческое путешествие по Древнему миру" - разработка.
Разработка игры для учащихся 6 классов: "Историческое путешествие по Древнему миру" . К разработке приложена презентация....
Историческая викторина "Путешествуя по Древнему Востоку"
Викторину можно проводить как для 5 классов, чтобы систематизировать знания у учащихся по курсу, так и для 6 классов - в качестве повторения.Также викторина помогает развивать у ребят принципы коллект...
Методическая разработка урока Мировой художественной культуры на тему: «Храмовое зодчество древней и средневековой Индии: верность традиции.» 10 класс
Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель ...
Исторический турнир в 5 классе "Путешествие в древний мир"
Данная методическая разработка составлена с целью контроля и обобщения знаний учащихся 5 классов по истории древнего мира. Урок организован в форме игры-турнира, для того, чтобы повысить познавательну...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Исторические головоломки. Путешествие по Древнему миру»
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Авторская программа элективного курса "Древние и средневековые источники об истории России"
Элективный курс способствует формированию у учащися практических навыков и умений самостоятельно добывать знания, работая с историческими источниками...