Районный методический семинар "Экскурсия по мини-музею народных промыслов"
план-конспект
Районный методический семинар для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Патриотическое воспитание детей на всех этапах освоения ООП ДО с учётом ФОП ДО".
Образовательное мероприятие с детьми подготовительной к школе группы "Экскурсия по мини-музею народных промыслов"
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию.
Итоговое занятие, по проекту «мини-музей» с детьми старшего дошкольного возраста.
«Экскурсия в музей народных промыслов»
Подготовила. педагог дополнительного образования Долгова Елена Владимировна
Ход НОД
Экскурсоводы стоят около своих экспозиций. Педагог и смотритель встречает
гостей у входа в музей.
Педагог.
Здравствуйте уважаемые гости, приглашаем Вас в наш мини-музей, который начнётся с путешествия по реке времени в далёкое прошлое, где Вы познакомитесь с экспонатами и легендами Русского народного декоративного творчества. На остановках наши экскурсоводы познакомят Вас с экспозициями нашего музея. Музея «Русских народных промыслов». Большую часть экспонатов нашего мини-музея составляют работы детей старшей и подготовительной групп.
Позвольте представить Вам, нашего смотрителя. Он расскажет вам правила поведения в музее во время экскурсии:
Не кричать и не шуметь. Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залу музея передвигаться бесшумно. Громко не разговаривать. В конце мероприятия поблагодарить экскурсовода за
Наше путешествие начинается. Первая остановка «ДРЕВНОСТЬ» жила была на этой остановке, Русская народная гжельская роспись. Зародился этот промысел в 14-ом веке.
Варя.
Неужели, неужели
Вы не слышали о Гжели? Про фаянсовое чудо — Статуэтки и посуду?
Только скажем слово «Гжель», И увидишь зимний день —
Небо, снега белезну И теней голубизну. Все изделия из Гжели
Фон имеют только белый, А на нём лишь синий цвет. А других здесь красок нет.
Педагог . Послушайте легенду о том, как появилась Гжель?
Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на
речку. А в речке небо отражается. Река синяя — и небо синее в ней. Показали
девушки мастерам красоту такую. И решили они, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы — травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
Обратите внимание на экспонаты. Чайный сервиз, наборы посуды,
игрушки. Можно рассмотреть и изучить.
Рассматриваем экспонаты 2-3 минуты.
На этой же остановке «ДРЕВНОСТЬ» живёт ещё один вид прикладного творчества «Дымковская игрушка». История дымковской игрушки началась в 15 веке в свободе Дымково, около реки Вятки. Народный промысел появился благодаря весеннему празднику, вятской свистуньи.
Вероника А.
Это что за хоровод
В селе Дымково живёт? Платья яркие в горошек, Много точек и дорожек
И на белом материале Узор дети расписали. Постарались от души, Ах! Плясуньи хороши!
В Вятке делают игрушки Сколько радости для глаз! Подрастают мастерицы, Может быть, и среди нас.
Педагог. Возникновение дымковской игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, уточек. Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от злой силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей".
Предлагаем Вам рассмотреть экспонаты. Это всё дымковские
игрушки и посуда.
Рассматриваем экспонаты 2-3 минуты.
Уважаемые гости, мы с ребятами хотим предложить Вам попробовать ту самую военную хитрость, которую Вятичи использовали, когда на них напали враги. Попробуем посвистеть?
Следующая остановка по реке времени, «CTAPHHA». Жила была в те
далёкие времена, замечательная роспись, золотая хохлома. Традиционный
художественный промысел нижегородских крестьян. Возникла роспись в 17 веке.
Аня Я.
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела сума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые
Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши.
Вяря
Там травка вьётся и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Педагог. На Волгу в давние века Пришел мужик издалека. Он был веселый молодец, Великий мастер и творец.
Он дом построил, начал жить, Ш липы стал он мастерить Однажды, чуть заря зардела,
К нему жар — птица прилетела. Он птицу кашей накормил, Душистым медом угостил.
И в благодарность за добро Она дала ему перо.
«Взмахни ты им над всей посудой, И для тебя свершиться чудо».
Сказала так и улетела. Мужик же принялся за дело.
Махнул жар — птициным пером
И засияло все кругом.
И вот друзьям на удивленье Он расписал свои творения.
Народ от быстрого ума
Назвал ту роспись Хохлома
Предлагаем Вам более подробно рассмотреть экспонаты. Волшебная Жар-птица, большой набор разнообразной посуды и игрушки.
Рассматриваем экспонаты 2-3 минуты.
Педагог. А сейчас предлагаем Вам отгадать загадку, об одном нашем экспонате.
За обедом суп едят, К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки, Музыкальные сестрёнки. Поиграй и ты немножко
На красивых ярких..... ложках.
Предлагаем Вам попробовать поиграть на ложках.
Плывя по реке времени, мы доходим до недалёкого «ГІРОШЛОГО». На этой остановке, живёт Русский народный художественный промысел, городецкая роспись. Существовала роспись с 19 века в районе города Городец.
Стёпа Т.
Наши доски расписные, Посмотрите вот какие. Все хотим вам показать И подробно описать.
Артём Д.
По розанам и купавкам Городецкий скачет конь, И цветами весь расписан, До чего ж красивый он.
Педагог. Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы — голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер с невестой радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.
Вот же они, мастер со своей красавицей невестой.
Уважаемые гости, а хотите ли вы быть похожими на этих славных мастеров? Мы дадим вам эту возможность, после экскурсии мы приглашаем Вас на фотосессию.
(демонстрация фотозоны, лица мастеров у0ираются.)
Предлагаем Вам подробно рассмотреть наши экспонаты. Здесь представлены музыкальные инструменты, кухонные дощечки, посуда и
Рассматриваем экспонаты 2-3 минуты.
А на самой последней остановке, жила была Русская матрёшка. Которая является не только символом нашей великой страны, но и символом единства и многогранности мира. Этот промысел считается самым молодым.
Они создания русские — как я И сказано все этим.
Глаза красивые, блестящие
Полны добра и чистоты.
Несут тепло и настоящие
В Матрёшке Русские черты.
Оказывается, Матрешке не много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из страны Япония привезли маленькую куколку, внутри которой было еще несколько таких же кукол, но меньшего размера. Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрешек. куколок называли Матренами. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрешка, напоминает нам маму многочисленного семейства.
Предлагаем Вам рассмотреть нашу коллекцию матрёшек.
Нашим почётным гостям мы с ребятами экскурсоводами хотим предложить внести вклад в наш мини-музей и изготовить экспонат для нашего музея.
Приглашаем Вас на мастер-класс.
Расписать матрёшек для экспозиции «Русские матрёшки».
Расписывать будем с помощью акварельных карандашей и кисти аква-браш. Рисунок может быть любым. Главное: яркие и весёлым.
А как работать кистью аква-браш вам расскажут ребята.
-Проводим кисточкой по раскрашенному узору. Для перехода на следующий цвет, ворс кисти нужно протереть салфеткой.
А работаем мы всегда под музыку.
Спасибо уважаемые гости, ваши экспонаты займут достойные места в нашем
мини-музее.
Педагог. Закончить экскурсию мы хотим такими словами'
Кирилл А.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идёт.
Педагог.
Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей! Душой к искусству прикоснись, Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте, Прекрасен каждый экспонат! Поймут искусство только те, Кто красоту увидеть рад!
Уважаемые гости, мы были рады видеть Вас в нашем музее. Мы очень старались и надеемся, что Вам у нас понравилось.
Самоанализ занятия.
Вашему вниманию было предложено занятие по художественно- эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Экскурсия в мини-музей «Русских народных промыслов».
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.
Мною была поставлена цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России, воспитание чувства гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Совершенствование грамматического строя и развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления детей о русских народных промыслах (Гжели, Хохломе, Дымковской игрушке, Русской Матрёшке).
Формировать умение видеть особенности, характерные для определенного вида росписи.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, внимание, память, связную речь. Расширять словарный запас
Развивать интерес к народным промыслам Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.
Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий народных мастеров.
Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Создание познавательной атмосферы на занятии: все части занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме, связаны друг с другом. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в музейной педагогике); социально-коммуникативное развитие (самостоятельное представление экспозиции); художественно-эстетическое развитие (проведение детьми мастер-класса для гостей: декоративное оформление наряда Матрёшки, акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш, под русскую народную музыку). Использовала на занятии разнообразные виды деятельности: чтение стихотворения детьми, рассказ в ходе которого ознакомила детей и гостей с историей и легендами возникновения каждого народного промысла путём путешествия по реке времени.
Для решения задач, поставленных к занятию, я использовала следующие метолы: наглядный (демонстрация
экспозиций музея, демонстрация пособия «Река времени», демонстрация образцов); словесный (рассказ, беседа); игровой (игра на ложках, свистит «как Вятичи».
Взаимодействие педагога и детей: дети охотно вступали в диалог со взрослыми, отвечали на поставленные вопросы. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Детей подбадривала, хвалила.
Воспитывающая сторона занятия: на занятии были оформлены экспозиции мини-музея, использовала наглядное пособие «Река времени», которое было эстетически оформлено. Старалась своей речью и поведением служить примером для воспитанников.
Анализируя проведённое занятие могу сказать, что содержание соответствовало теме занятия, поставленные задачи были выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках.
Литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не
только передачей знаний» (Дмитрий Сергеевич Лихачев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Народные промыслы Центрального Района
Русским народным промыслам в учебном материале, уделяется мало внимания. Презентация помогает детям увидеть и оценить творчества наших предков....
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Программно – методическое обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья видам народных промыслов в рамках экспериментальной деятельности
Результатом многолетней плодотворной работы по допрофессиональной и профессиональной подготовке воспитанников стало открыти...
Мини-музей Русские народные инструменты
Методическая разработка для детских садов....
Народные промыслы Центрального района.
Проверочная работа по теме: " Народные промыслы Центрального района"...
Методическая разработка занятия по художественной керамике "Дымковская народная игрушка. История народного промысла"
Материал данной методической разработки представлен в виде учебного занятия из серии «Народная игрушка» и включает в себя знакомство с историей Дымковского народного промысла, а так же поэ...