методическая разработка открытого урока "1917 год в России"
методическая разработка по истории на тему

Азаренко Вера Михайловна

В методической разработке открытого урока по теме «1917 год в России» рассматриваетсяполитическая ситуация, которая сложилась в России к октябрю 1917 года. Предлагается вашему вниманию урок-проблема: Почему февраль и почему октябрь? Закономерны ли были эти революции? Или можно было обойтись без них?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Краснодарский архитектурно-строительный техникум»

Краснодарского края.

1917 год в России.

Методическая разработка открытого урока.

Краснодар 2013 год.

Содержание:  

I.Введение.

II.Ход урока:

  1. Причины февральской революции.
  2. Ход революции в Петрограде.
  3. Отречение Николая II.
  4. Особенности революции: (установление двоевластия).
  5. Итоги революции.
  6. Политика временного правительства.

    7) Работа с историческим документом. Фрагмент из дневника М.М.         Пришвина (зам. министра торговли и промышленности)

    8) Политические партии после февраля.

    9) Кризисы Временного правительства (первые шаги).

    10) «Корниловский» мятеж.

     11)  Работа с таблицей «Кризисы Временного правительства».

  1.  Причины октябрьской революции.

     13) Расстановка политических сил накануне октября.

     14) Подготовка к восстанию и штурм Зимнего дворца.

     15) II Всероссийский съезд Советов.

     16) Диспут на тему «Октябрь благо или зло?»

III. Заключительная часть.

IV. Литература.

                                                                       

                                                                           

                                                                             РЕЦЕНЗИЯ

На методическую разработку открытого урока на тему: «1917 год в  России»,

 для средних специальных учебных заведений,

разработанная  преподавателем

Краснодарского архитектурно – строительного техникума

Азаренко Верой Михайловной

             Методическая разработка открытого урока разработана в соответствии с  рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного)  общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального  и среднего профессионального образования. Из конспекта урока и презентации к уроку видно, что урок продуман и хорошо спланирован.

       Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением раннее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему.

       Из представленных материалов виден высокий профессионализм преподавателя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, словесно-наглядный метод, частично-поисковый метод. Преподаватель владеет практикой индивидуализированного обучения: он умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной познавательной деятельностью каждого ученика.

       Для успешного достижения цели урока продуманы формы деятельности.  Применяются и различные формы организации познавательной деятельности: фронтальная беседа, индивидуальные сообщения, групповая работа, практическая работа.

     Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.  

      Урок является инновационным, интересным, познавательным.

      РЕЦЕНЗЕНТ:                                                                          В.О.Зейно, преподаватель высшей

                                                                                                категории социально – экономических  

                                                                                                 дисциплин ГБОУ СПО КАСТ КК

                                                                       РЕЦЕНЗИЯ

На методическую разработку открытого урока на тему: «1917 год в  России»

 для средних специальных учебных заведений,

разработанная преподавателем

Краснодарского архитектурно – строительного техникума

                                                        Азаренко Верой Михайловной.

         В своей работе Азаренко В.М. рассматривает историю как эффективное средство развития личности ребенка. Обучение истории организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как настойчивость, аккуратность, воспитывает привычку к труду, умение доводить любое начатое дело до конца. Через решение задач, направленных на формирование прикладных умений, идет подготовка к самостоятельной жизни, трудовой деятельности.

       Преподаватель выделяет четкую структуру урока, которая соответствует требованиям проблемного, исследовательского урока: четко продумана и поставлена проблема урока, наличие проблемных задач; выдвижение учащимися гипотез для решения данной проблемы и их подтверждение. Суть проблемного обучения – воспитание и развитие творческих способностей учащихся, обучение их активным умственным действиям. Эта активность проявляется в том, что обучающийся, анализируя, сравнивая и обобщая фактический материал, сам получает из него новую информацию. Активность возникает в процессе работы ученика, поставленного в соответствующую ситуацию. Поэтому выбор преподавателем данного метода обучения не случаен.

  Методическая разработка «Россия в 1917 году» представлена на 14 страницах, включает титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.

          Во введении отражаются следующие вопросы: обоснование актуальности темы; цель, задачи и предполагаемый конечный результат работы. Аналитическая часть представляет собой обоснование проблемы на основе различных литературных источников. Практическая часть содержит изложение путей и способов решения поставленной проблемы, описание методического эксперимента, особенностей его организации и содержания.

            Автор описывает свой опыт занятий по формированию познавательной активности учащихся на уроках истории; дает практические советы по решению сложившейся проблемы в России в 1917 году. В заключении формулируются выводы, а также рекомендации по использованию полученных результатов в педагогической практике.

 

                РЕЦЕНЗЕНТ:                                    Серова Н.Н., преподаватель высшей категории,                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                           квалификация по диплому преподаватель истории

ГБОУ СПО КГТК  КК

  Введение.

В методической разработке открытого урока по теме «1917 год в России» рассматривается политическая ситуация, которая сложилась в России к октябрю 1917 года. Предлагается вашему вниманию урок-проблема: Почему февраль и почему октябрь? Закономерны ли были эти революции? Или можно было обойтись без них?

Задачи:

1. Выяснить причины, характер и движущие силы революции.

2. Проследить ход событий и последствия.

3. Научить студентов делать выводы, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Работа структурирована, последовательна, логична.

 Содержание разработки соответствует выбранной проблеме.

Достаточно высока практическая значимость работы.

В частности, все материалы могут быть использованы преподавателями истории при подготовке к лекции или семинарскому занятию.

Учащимся методическая разработка будет интересна при выполнении домашнего задания.

Заявленные задачи методической разработки решены.

 Методическая разработка интересна, реалистична и будет результативна при ее использовании автором.

 

«Важнейший урок всех революций: они приходят тогда, когда общество утрачивает надежду на эволюцию».    А.Д.Степанский .

Удивительным был 1917 год в нашей истории, наполненный бурными политическими событиями. Россия оказалась на перекрестках исторических дорог и нужно было выбрать ту, которая вела в «лучшее завтра».

О прекращении войны, о благополучии в доме и стабильности в обществе мечтали все, а волею судеб стали участниками грандиозных   событий. Первым испытанием в 1917 году для российского общества стала Февральская революция.

  Причины революции:

  1. Аграрный вопрос по прежнему остался самым острым, крестьянство страдало от нищеты, боролось против помещиков.

  2. Ухудшение положения рабочих из-за того, что отсутствовало справедливое рабочее законодательство.
  3. Народ ждал прекращения войны.
  4. Начинается массовая безработица. В 1916 году бастовало почти 2 миллиона человек.
  5. Усилилось движение в армии: оно принимало форму массового дезертирства.

Поэтому, доведенный до отчаяния народ был главным действующим лицом Февральской революции.

18 февраля – началась забастовка на Путиловском заводе. Рабочие требовали повысить зарплату. В ответ дирекция уволила забастовщиков.

23 февраля – начало Февральской революции. Решено начать всеобщую забастовку рабочих. Забастовка охватила треть рабочих в Петрограде.

24 февраля – Возобновились демонстрации. К рабочим Путиловского завода стали присоединяться рабочие других заводов. Забастовка принимает всеобщий характер.

25 февраля – В забастовке участвует уже 240 тыс. рабочих. Николая II приказал подавить выступления рабочих силами армии.

26 февраля -  На улицы города были введены войска, но солдаты отказались стрелять в рабочих. Полиция применяет оружие против демонстрантов.

27 февраля – массовый переход войск на сторону восставших. В результате всеобщая забастовка рабочих получила поддержку солдат.

Вечером 27 февраля депутаты Государственной думы создали Временный комитет. Председателем комитета был избран Родзянко Михаил Владимирович.

В это время создается Петроградский Совет рабочих депутатов.

Председатель – Николай Семенович Чхеидзе.

Заместитель председателя – Александр Федорович Керенский.

В Петроградский совет вошли представители следующих партий: меньшевиков, эсеров, большевиков, беспартийные рабочие и солдаты.

28 февраля Родзянко ведёт переговоры с Николаем II о принятии мер для предотвращения революции и свержения монархии.

1 марта – Петроградский совет переименовал себя в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Он издал приказ № 1. Создавались солдатские комитеты, им передавалось распоряжение оружием; уравнивались в правах солдаты и офицеры.

После безуспешных попыток подавить восстание в Петрограде, государь стал склоняться к мысли об уступках.

2 марта – Николай II отрёкся от престола за себя и своего сына в пользу своего брата Михаила. Но Михаил не хотел править страной и передал свою власть Временному Комитету.

Удивительным было спокойствие, с которым встретила страна весть о падении монархии. Наиболее сильны монархические чувства были в армии. Генерал Деникин вспоминал: «Войска были ошеломлены – трудно определить, какое впечатление произвело опубликование манифестов. Ни радости, ни горя. Тихое молчание. И только местами в строю непроизвольно колыхались ружья и по щекам старых солдат катились слёзы…». Но основная масса населения встретила весть о падении самодержавия с радостью. По всей стране, внезапно воцарилась атмосфера большого народного праздника. В деревнях устраивали праздничные молебны, торжественно сжигали царские портреты. В народе думали, что отныне жизнь станет легче и лучше. Крестьяне надеялись на скорую передачу в их руки помещичьей земли. Солдаты твёрдо рассчитывали на долгожданный мир.

2 марта было образовано Временное правительство. По общему согласию возглавил его видный земский деятель – князь Георгий Львов. Одновременно с Временным комитетом Думы в Петрограде существовал Совет рабочих депутатов. Возникло двоевластие: временное правительство как юридическая власть и Петроградский совет как фактическая власть.

       Весной 1917 года в газетах печатаются сообщения о созыве собраний, появились новые политические партии и группировки.

Работа с историческим документом.

После февральской революции партийно – политическая система России включала в себя три направления: правый фланг, центристы и левые радикалы.

Познакомимся с программами политических партий.

До 3 апреля 1917 года Ленин находился в эмиграции в Швейцарии. Ясной картины происходящего в России у него не было, но это не мешало ему стремиться руководить действиями своих сторонников в России. В письмах Ленин настаивал на необходимости вооружённого восстания, в ходе которого будет свергнуто «правительство капиталистов и крупных помещиков».

3 апреля Ленин возвращается на Родину через Германию. В 23 ч. 10 мин. Ленин и его товарищи прибыли на перрон Финляндского вокзала. Встречали его очень торжественно, закончил он свою речь призывом: «Да здравствует всемирная социалистическая революция!» Сущность своего плана он обосновал в своих «Апрельских тезисах»:

  1. Немедленно закончить войну демократическим миром.
  2. Провести «конфискацию» всех помещичьих земель.
  3. Мирный план перехода от революции буржуазно – демократической к социалистической.
  4. Изменить программу партии, дать партии новое название – Коммунистическая.

Вот мнения соратников Ленина насчёт его «Апрельских тезисов»:

Каменев Лев Борисович –считал, что тезисы, это личное мнение товарища Ленина.

Плеханов Георгий Валентинович – российский политический деятель, отозвался на тезисы Ленина статьёй «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересным». Впоследствии он отнесётся к Октябрьской революции отрицательно, увидев в ней нарушение всех исторических законов.

Чхеидзе Николай Семёнович – председатель Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов до сентября 1917 года.

Колонтай Александра Михайловна – революционерка, вернулась а Россию после февральской революции, была в числе немногих делегатов полностью поддерживающих позиции Ленина.

                          Кризисы Временного правительства.

Недовольство политикой Временного правительства проявилось уже в апреле 1917 года. Причиной первого политического кризиса явилось его отношение к войне.

Работа с таблицей «Кризисы Временного правительства».

Апрельский кризис.

На полях сражений Первой мировой войны Россия потеряла 3 млн. человек. Но, несмотря на тяжелые потери России в войне, несмотря на бедствия и разруху в тылу, Временное правительство продолжало настаивать на своём лозунге «Война до победного конца!»

«Нота Милюкова» - министра иностранных дел Временного правительства в 1917 году.

20 апреля 1917 года в газетах появилась Нота временного правительства. В ней подчеркивалась полная верность России союзникам и «всенародное стремление довести войну до решительной победы». Эта нота вызвала возмущение солдат столичного гарнизона. Весь их гнев обратился против Милюкова, чья подпись стояла под документом. В Петербурге начались стихийные демонстрации. Демонстранты держали плакаты: «Долой Милюкова!», «Долой войну!». 2 мая Милюков и военный министр Гучков вынуждены были уйти в отставку.

Апрельский кризис привёл к формированию нового коалиционного правительства.

I Всероссийский съезд Советов рабочих работал с 3 по 24 июня.

18 июня съезд принял решение провести демонстрацию в поддержку Временного правительства. Большевики решили воспользоваться этим для проведения демонстрации с противоположными лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой войну!».

Июньские события показали, как изменилось настроение народа: мощное стихийное движение масс поддерживало идеи и лозунги большевиков.

Причины июльских событий – известие о провале наступления российской армии на фронте.

4 июля по городу прошла полумиллионная демонстрация. С лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой Временное правительство!» Фактически действия демонстрантов означали попытку захватить власть. В нескольких местах по демонстрантам открыли огонь, были убитые и раненные.

Временное правительство решило перейти в наступление: в столицу прибыли с фронта войска. Были разгромлены редакция газеты «Правда» и типография газеты «Труд». Большевиков обвинили в попытке вооруженного переворота и в государственной измене. Ленин скрылся в подполье, а некоторые соратники были арестованы.

 В очередной раз изменился состав Временного правительства: князь Львов ушёл в отставку и председателем был назначен Керенский Александр Федорович. Свои действия Львов объяснил так: «Для того,  чтобы спасти положение, надо было разогнать Советы и стрелять в народ. Я не мог этого сделать, а Керенский это может.»

Итак, премьер –министром становится Керенский. Он стал как бы центром соединяющим различные лагери, символом единения.

Но правительство Керенского не улучшило экономического положения в стране.

Корнилов Лавр Георгиевич. Верховный главнокомандующий. Был известен своим геройским побегом из австрийского плена в 1916 г. В июле 1917 г. по его требованию на фронте восстановили смертную казнь. Когда 13 августа генерал Корнилов прибыл в Москву на государственное совещание, на вокзале его торжественно встречали сторонники.

Корниловское выступление.

В течение августа Керенский и Корнилов обсуждали планы «наведения порядка» в Петрограде. Для этого в столицу предполагалось ввести войска с фронта. Корнилов говорил: «Пора немецких шпионов во главе с Лениным повесить, а Совет рабочих и солдатских депутатов разогнать так, чтобы он нигде не собирался».

Однако 27 августа между Керенским и Корниловым вспыхнула борьба. Глава правительства решил, что генерал хочет установить единоличную диктатуру и снял его с должности главнокомандующего. Корнилов ошеломленный таким неожиданным поворотом, не подчинился и направил на столицу войска. Однако бойцы не готовы были наводить порядок для одного из них против другого. Когда они узнали, Корнилов и Керенский объявили друг друга предателями, воцарилась глубокое недоумение и растерянность. Между тем навстречу идущим на Петроград войскам уже отправились тысячи агитаторов.

«Вопрос был решен настроением войск» - замечал Милюков – Вопрос решили не полководцы, а солдаты».

30 августа   практически без единого выстрела войска Корнилова были остановлены. Генерал Крымов застрелился, Корнилов был арестован и отправлен в тюрьму.

1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой. Был избран Временный совет Российской республики.

В середине сентября Ленин направил в Центральный комитет партии статьи «Большевики должны взять власть» и «Марксизм и восстание». В них он доказывал, что пришел момент для вооруженного восстания. Многие руководители большевиков в то время не разделяли этого мнения. В конце сентября Ленин написал еще одну статью под заголовком «Кризис назрел». В нем он угрожал выйти из ЦК, если решение о восстании не будет принято.

Социально – экономическая ситуация в стране ухудшилась. Война продолжалась. Из-за недостатка топлива и сырья осенью 1917 г закрылись свыше 800 предприятий. Временное правительство продолжало выпускать бумажные деньги, не подкрепленные товарами, они быстро обесценивались. Цены на хлеб выросли в 16 раз, на картофель в 20 раз, на сахар в 27 раз.

Недовольство росло. Общее число бастующих в сентябре – октябре составило 2,5 млн человек   – почти в 8 раз больше, чем весной. В такой обстановке большевики с их лозунгами – «Власть Советам», «Мир народам», «Землю крестьянам» - приобретали все большую популярность в массах.

В сентябре 1917г прошли выборы в Петроградский Совет. Большевики получили в нем большинство голосов. Председателем Исполкома Петроградского Совета был избран Лев Давидович Троцкий.

Он возглавил подготовку к Октябрьскому перевороту и взялся за это дело с необычайной энергией. Лев Давидович позднее писал в своем дневнике: «Если бы в Петербурге не было бы ни Ленина, ни меня, не было бы и Октябрьской революции».

10 октября 1910 г на заседании Центрального Комитета партии большевиков было принято решение о восстании. Против восстания выступили Зиновьев и Каменев.

Начало восстания.

16 октября Петроградский Совет создал Военно-революционный комитет. Этот комитет стал главным штабом восстания.

Само восстание в Петрограде началось в ночь на 25 октября. Правительство неожиданно выяснило, что в городе совсем нет верных ему войск. В поддержке отказали даже казаки. Узнав о таком положении дел Керенский утром 25 октября покинул город – отправился за подкреплением. Тем временем восстание развивалось. Правда, воевать не хотелось никому. Отряды красной гвардии постепенно мирно занимали мосты, вокзалы и другие важные точки города. Во время переворота Петроград продолжал жить своей обычной мирной жизнью. Шли уроки в школах, работали фабрики, магазины.

Взятие Зимнего дворца.

В ночь на 26 октября произошло взятие Зимнего дворца, где заседало Временное правительство. В 21 час 25 мин. раздался холостой пушечный выстрел крейсера «Аврора». Вслед за этим по Зимнему дворцу стала стрелять артиллерия Петропавловской крепости. Из 35 снарядов во дворе попали только два, но без особых последствий.

Защищали Зимний дворец несколько сотен юнкеров и около 130 женщин из женского батальона (такие батальоны были созданы летом, главным образом для того, чтобы пристыдить мужчин не желавших воевать.)

Вопреки широко распространенной легенде, настоящего штурма Зимнего дворца не было. Дворец был просто постепенно занят почти бескровно и практически без сопротивления.

2ч. 10 мин. ночи 26 октября 13 министров Временного правительства были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость.

Если в Февральскую революцию потери в Петрограде составили 300 чел и 1.100 раненных, то в Октябрьскую – по некоторым данным – лишь 6 человек! Можно прийти к выводу, что революции не было, а был переворот.

II съезд Советов

За несколько часов до взятия Зимнего дворца открылся II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Большинство съезда составили большевики. Меньшевики и эсеры покинули съезд.

Вслед за этим 26 октября 1917 года съезд принял «Декрет о земле» и «Декрет о мире».  Народам и правительствам предлагалось начать переговоры о справедливом мире (без аннексий и контрибуций).

   Заключение мира с Германией (март – ноябрь 1918г.)

 Аннексия – насильственное присоединение всей или части территории другого государства.

Декрет – нормативный акт государства или правительства, важный закон.

Контрибуция – платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя

 «Декрет о земле» - отмена частной собственности на землю.

Земля объявлялась общенародным достоянием. Но дальнейший ход истории показал, что этот закон был не более, чем декларацией призванной привлечь симпатии крестьянского большинства населения.

В ночь на 27 октября съезд Советов утвердил состав советского правительства. В него вошли только большевики – 15 человек во главе с Лениным.

Было образовано новое правительство Совет Народных Комиссаров – Совнарком.

      Диспут на тему «Октябрь благо или зло?»

Какие из позиций изложенных ниже, вы поддержали бы и почему? Приведите аргументы в обосновании вашей позиции.

     

         Литература:    

         Конспекты уроков, Учебное пособие под редакцией Т.В.  Коваль.

         Москва., 2002 год

         Сорокина Е.Н. История России, Поурочные разработки, Волгоград 2003 г.  

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России XX         начало XXI века. 10 класс;

      История России. Поурочные планы к учебнику «История России» Н.В.                 Загладина;

С.В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России XX -XXI века, 10 класс;

О.В. Арасланова, А.В.  Поздеев, Поурочные разработки по истории России XX - начало XXI века, 10 класс;

Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России, 10 класс.

                                         

 

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине «География России. Природа» 8 КЛАСС

Тема: «Природные ресурсы и экологические проблемы Урала»экологическое, патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся на примере одного из самых интересных  и красивых уголков...

Методическая разработка открытого школьного мероприятия: "Россия многонациональная страна"

Даная методическая разработка направлена на повышения уровня толерантности учащихся 9-11 классов, в рамках формирования национальной идеи Российской Федерации, как целостного единого государства, с мн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования« Омский колледж торговли, экономики и сервиса»...

Методическая разработка открытого урока: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII - XVIII вв.

Методическая разработка открытого урока: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII - XVIII вв. с использованием  электронного учебника    История России ча...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине: «История» Тема: « Россия в эпоху петровских преобразований»

В данной методической разработке представлена методика проведения  комбинированного урока с применением игровых форм изучения нового материала, интерактивной доски и элементов мультимедийных техн...

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...

Методическая разработка открытого урока по истории России 6 класс "Повседневная жизнь населения Древней Руси"

Тема урока по истории России 6 класс - "Повседневная жизнь населения Древней Руси".Цель урока: познакомить обучающихся с повседневной жизнью населения Древней Руси.Планируемые результаты: Пр...