Методическая разработка открытого урока: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII - XVIII вв.
методическая разработка по истории на тему
Методическая разработка открытого урока: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII - XVIII вв. с использованием электронного учебника История России часть 2 (с середины XII - до конца XVII века.) Серия
I С. Образование 4. Дом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII - XVIII вв.
Тип занятий: Комбинированный урок.
Методы обучения: Словесный, практический.
Организационные формы занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели урока:
Образовательные:
- Охарактеризовать уровень развития хозяйства и политической
жизни в России XVII XVIII вв.
- Осветить взаимоотношения церкви и государства в данный период.
- Раскрыть сущность сословной системы в российском государстве.
- дать представление о направлениях модернизации в стране в период реформ Петра I и Екатерины II.
- Показать черты нового капиталистического уклада в экономике России XVII - XVIII вв.
- Стремиться к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях.
Развивающие:
- Способствовать формированию аналитических умений студентов, работе с историческим документом.
- Развивать общеучебные умения (конспект)
- Развивать навыки исследовательской работы.
Воспитательные:
- Способствовать формированию активной жизненной позиции.
- Воспитывать интеллектуально и духовно развитую личность.
- Способствовать развитию гражданско-патриотическому воспитанию.
Межпредметные связи: обществознание, литература, социология и политология, информатика.
Обеспечение занятия:
- Исторические карты “Россия в XVIII в.”
- Схемы “Реформы Петра I”, “Социально – политическое развитие России во второй половине XVIII века”
- Стенд с литературой по теме урока
- А.С. Пушкин “Медный всадник”
- История России часть 2 (с середины XII - до конца XVII века.) Серия
I С. Образование 4. Дом.
Мультимедийная презентация «Именем Екатерины нареченный».
Раздаточный материал:
- Опорные конспекты
- Схема «Дворцовые перевороты в России. Правители. Внутренняя политика»
Гончаренко И.В. 259 – 900 – 247
Техническое обеспечение:
Мультимедийный проектор, компьютер.
Деятельность студентов на уроке:
- Творческая, аналитическая работа с картами, схемами, документами
- Опорными конспектами
- Учебник “История СПО” под редакцией П.С. Самыгина.
Издательство “Феникс”; Ростов-на-Дону. 2012г.
О мощный властелин судьбы,
Не ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы ?
А.С. Пушкин
№ | Этапы занятия | Учебные вопросы. Формы обучения |
1. | Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность (3 минуты), опрос домашнего задания (12 минут) | Организационный момент, вводное слово преподавателя. Проверка домашнего задания. Тест, работа с понятиями и датами. |
2. | Изложение нового материала. Лекция-беседа (40 минут) | План. 1. Россия в XVIII веке. Социально-экономическое и политическое развитие. 1.1. Новые элементы в экономике России 1.2.XVII в - "бунташный век" 2. Россия в век модернизации и просвещения 2.1. Преобразования Петра I. Оформление абсолютизма 2.2. Дворцовые перевороты. Правители. Внутренняя политика. 2.3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II |
3. | Контроль выполнения внеаудиторной работы. Мультимедийная презентация "Именем Екатерины нареченный" (20 минут) | Элементы рассуждения связанные с современным временем "Поддержи Кубань. Выбери имя Екатерины." |
4. | Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме (10 минут) | Аудиторная самостоятельная работа студентов: 1. Работа со схемой. 2. Работа с историческими источниками.3 Блиц- опрос по реформам Петра I и их итогам. |
5. | Подведение итогов урока (5 минут) | Заключительная беседа. Выставление оценок. Домашнее задание. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов: "Дворцовые перевороты в России 1725 - 1762 гг." |
Организационный момент: Вовлечение студентов в учебную деятельность
Проверка усвоения материала предыдущего занятия. Тест “Россия в конце XVII – в начале XVIII вв. Смутное время ”. Опрос понятий. Запись темы занятия: «Социально – экономическое и политическое развитие России в XVII — XVII вв.», плана занятия, словарь: даты:
мануфактура 1649г.
модернизация 1682 – 1689 – 1696 – 1725гг.
коллегия 1725 – 1762гг.
сенат 1762 – 1796гг.
синод
абсолютная монархия
дворцовые перевороты
просвещенный абсолютизм
! Работа с таблицей «Последствия Смутного времени». Компьютер
Мультимедийный проектор.
Рассказ о правлении Михаила Романова (1613-1645гг.)
Перед ним стояли задачи:
- реставрировать и укрепить самодержавие
- наладить управление страной
- восстановить государственную финансовую систему
- окончательно изгнать из страны поляков и шведов
- поднять общее благосостояние
заключить ряд международных договоров (Столбовский мир со Швецией 1617г. - шведы вернули новгородские земли, но оставили за собой города на
Балтийском побережье, Деулинское перемирие с поляками 1618г. Речь Посполитая получила Смоленские и Черниговские земли, произведен обмен пленными.)
Сделать вывод, что последствия Смутного времени сказались как на внутреннем, так и на внешнем положении российского государства. Россия сохранила свою независимость. Часть русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией. Благодаря сплочению русского народа удалось не
допустить развала государства и потери его суверенитета.
Гончаренко И.В. 259 – 900 – 247
! Изложение нового материала (лекция беседа по плану)
XVII в. открывал очередной период всеобщей истории — новое время. В странах
западной Европы в это время стал развиваться капитализм. В Англии и Голландии произошли буржуазные революции. Главными ценностями западного общества стали частная собственность и прибыль. Россия не была в стороне от того, что происходило в Европе. Являясь европейской державой, она вступила в новое время мировой истории, сохраняя специфику своих государственных и общественных отношений.
Запись в тетрадь опорного конспекта.
! Развитие отраслей экономики России в XVII веке (таблица). Компьютер.
Новые явления в российской экономике XVII в.
Сельское хозяйство. Окончательное оформление в 1649г. крепостного права, направившего развитие аграрного сектора российской экономики по экстенсивному пути и препятствовавшего своевременному формированию рынка труда и рынка земли. С огромным трудом переживаются последствия «великого московского разорения», вызванного непосильным налоговым бременем и военными потрясениями Смуты.
Ремесло. Появление новых форм организации производства — простой кооперации и мануфактуры. Для обеих характерны более крупные (по сравнению с ремесленной мастерской) масштабы производства и элементы механизации труда. В мануфактуре используется разделение труда, что резко увеличивает ее производительность.
Торговля. Складываются элементы всероссийского рынка. Важными «кровеносными» узлами рынка становятся всероссийские ярмарки (Макарьевская, Ибитская, Свенская и др.).
Таким образом, Россия оставалась феодальной страной, но появились зачатки промышленного развития, усиливается обмен между областями, складывается всероссийский рынок.
! Портрет Михаила Романова. Компьютер, мультимедийный проектор
! ! Звуковая дорожка. Компьютер. Социально-экономическое политическое развитие России во второй половине XVII века.
Историки назвали события середины XVII в. «бунташным веком», так как в России при Алексее Михайловиче (1645 — 1 б7бгг.) произошло много народных волнений и восстаний. Основные причины:
1. закрепощение крестьян и рост их повинностей (1 649г Соборное уложение)
2. усиление налогового гнета
Гончаренко И.В. 259 – 900 – 247
3. попытка ограничения казачьей вольности
4. церковный раскол и преследование старообрядцев
! ! Звуковая дорожка. Компьютер.
XVII век подготовил условия коренных преобразований: начали складываться предпосылки буржуазных отношений, окрепло самодержавие. Но отрезанная от Европы страна все больше отставала экономически, остатки раздробленности и
старые традиции феодальной аристократии мешали политическому обновлению
государства. Господствовала церковная культура, не хватало квалификационных кадров. Реформы Петра I продолжили политику экономического и политического усиления царизма, проводились в интересах дворян и нарождавшейся торгово-промышленной буржуазии, были основаны на жесточайшем гнете народных
масс. Петр I пошел по пути укрепления государственной власти и создания российского абсолютизма. Преобразования явились исторической необходимостью.
!Предпосылки реформ Петра I. Портрет Перта I. Компьютер, мультимедийный проектор.
Петр I, Екатерина II в ходе своей реформаторской деятельности проводили модернизацию России. Модернизация — процесс перехода общества от аграрного к индустриальному, от индустриального к постиндустриальному состоянию..Сопровождается: урбанизацией — ростом городов, индустриализацией — промышленным переворотом; демократизацией политических структур общества, быстрым ростом знаний о природе и обществе, секуляризацией — освобождением жизни общества от влияния церкви.
В нашей стране процесс модернизации был запоздалым, Россия относилась ко второму эшелону модернизации и была «догоняющей страной».
! Таблица «Преобразования Петра I» Компьютер, мультимедийный проектор (показать особенности модернизации при Петре I).
? Блиц – опрос по реформам Петра I
- Каковы причины начала реформ Петра I в России в начале XVIII века.
- В каких сферах жизни общества происходили преобразования.
- Какие идеи были положены в основу преобразований Петра I.
- Раскройте особенности модернизации России при Петре I.
- Дайте оценку деятельности Петра I.
Мнения историков о деятельности Петра I различны и противоречивы. Известный историк Соловьев назвал Петра I «революционером на троне». Западники положительно оценивали его деятельность, в то время как славянофилы негативно отзывались о нем. Реформы Петра I в исторической
Гончаренко И.В. 259 – 900 - 247
литературе называют «реформами сверху», так как они проводились в интересах самодержавия, а общество не получило самых элементарных гражданских прав и свобод, сохранилось крепостничество.
После смерти Петра I в истории России наступила эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.). это был период, когда спор в борьбе за власть разрешала гвардия – привилегированный отряд, «верные слуги государя», не связанные с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону. Внутренняя политика правителей дворцовых переворотов была направлена на укрепление привилегий дворян.
! Самостоятельная работа. Внеаудиторная работа. Заполнить схему «Дворцовые перевороты в России в 1725 – 62 гг.», «Правители», «Внутренняя политика» по учебнику В. И. Буганова, П. Н. Зырянова «История России конец XVIII – XIX в.» .
Во второй половине XVIII века в экономической жизни страны продолжается развитие товарно – денежных отношений, что способствует разложению феодально – крепостническая система хозяйствования.
? Докажите, что феодализм начал себя изыскивать, превращаясь в тормоз дальнейшего развития страны.
Из вышеперечисленного понятно, что стране необходимы были дальнейшие преобразования, в первую очередь открывшие бы путь к капитализму. Екатерина II (1762 – 96гг.) продолжила начатое Петром I.
Понятие просвещенный абсолютизм — политика сочетания принципов абсолютной монархии с некоторыми идеями фр. просветителей, а именно введение монархической власти в рамки законности, забота монарха о подданных в соответствии с законом. Просвещенный абсолютизм в России, политика, предусматривающая некоторые реформы направленные на дальнейшее развитие государственности, местного управления, гарантию свобод отдельным слоям населения (созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам) При этом сохраняется самодержавие и господство дворян.
! Контроль выполнения внеаудиторной работы.
Вы знаете о проекте канала «Россия» «Имя России». История нашего края связана пятью именами этого проекта: А. В. Суворов , А. С. Пушкин, Александр III , Д. И. Менделеев Особое внимание мы сегодня обратим на имя Екатерины Великой. Мультимедийная презентация : «Именем Екатерины нареченный».
Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Домашнее задание (Самыгин «История СПО» с. 178 – 200), даты, понятия. )
Составление схемы «Дворцовые перевороты в России».
Гончаренко И.В. 259 – 900 - 247
Литература.
- В. И. Буганов, П. И. Зырянов «История России конец XVIII – XIX в.», 10 класс, М: Просвещение, 2010
- История СПО под редакцией П. С. Самыгина. Ростов – на – Дону, 2012
- Б. А. Трехбратов «История Кубани с древних времен до конца XVIII века», Краснодар, 2003
- Б.Н Серов, Н.В. Лескинен Поурочные разработки по истории России. 10 класс М.: Вако 2002 года.
Гончаренко И.В. 259 – 900 - 247
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-сценарий «Политическое развитие России в XVII веке».
Цели урока: показать, что в политическом развитии России второй половины XVII века главной тенденцией является централизация управления страной, охарактеризовать властные структуры. Учащиеся разв...
Методическая разработка урока в 8 классе "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"
Методическая разработка урока по истории России в 8 классе "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"...
Социально-экономическое развитие России в XVII веке
Цели урока:выявить, какие новые черты появились в социально- экономическом развитии России в XVII веке;показать противоречивость этих черт, поскольку в экономике России XVII века тесно переплеталось с...
Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе
Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.; охарактеризовать отличительные черты взглядов представит...
Конспект урока по истории на тему "Социально-экономическое развитие России в XVII веке"
Конспект урока по истории на тему "Социально-экономическое развитие России в XVII веке"Цель урока: Сформировать у учащихся представления об изменениях в экономическом развитии России в...
XVII Всероссийская научная конференция «История мировых цивилизаций: Образование как фактор социально-политического развития» Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка.
Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка....
§15 Социально -экономическое развитие России в XVII в. (стр. 112) Рабочий лист.
ect;15 Социально -экономическое развитие России в XVII в. (стр. 112) Рабочий лист. 7 класс история...