Индивидуальная образовательная программа
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) на тему
Индивидуальная образовательная программа по культуре Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp._iikspb._9_klass_k.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №362
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО Педагогического совета Протокол № _1_ от «____» августа 2016 г | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 362 Приказ № ___ от «___» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального обучения
Кончакова
по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»
класс 9
количество часов по учебному плану 4
2016-2017 учебный год
Ф.И.О. учителя:
Комарова Людмила Алексеевна
Категория: без категории
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2016г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (История России. Всеобщая История)
- Основная образовательная программа ГБОУ СОШ № 362 Московского района Санкт-Петербурга – 2016.
- Учебный план ГБОУ СОШ № 362 Московского района Санкт-Петербурга – 2016.
Рабочая программа разработана учитывая индивидуальные особенности развития ребенка. По учебному плану ГБОУ школа №362 – 1 час в месяц. В соответствии с Законом об образовании РФ региональный (национально-региональный) компонент образования введен как обязательный в современную структуру образования. Актуальность введения регионального компонента образования в обширной полинациональной, поликонфессиональной и поликультурной России обусловлена потребностью развития общества (необходимостью воспитывать «чувство Родины»), перспективами развития региона (грамотным использованием природных ресурсов, экономического, культурного потенциала региона), развитием личности школьника (социального опыта и социальной направленности личности), а также повышением качества образования (максимальным использованием образовательного, культурного потенциала региона).
В Санкт-Петербурге – самостоятельном субъекте Российской Федерации, городе с многонациональным, почти пятимиллионным составом населения, культурной столице России, крупнейшем центре образования очевидна необходимость введения регионального компонента содержания образования краеведческой направленности. Актуальность этого компонента обусловлена не только спецификой Санкт-Петербурга, но и наличием в нем проблем, ставящих под угрозу дальнейшее существование города как культурной столицы. Современный Петербург отличается миграционными процессами. Следствием этого является высокий процент некоренных петербуржцев, носителей иной, непетербургской культуры. Санкт-Петербург – город - мегаполис, исторический центр которого «оторван» от периферийных районов. Жители этих районов в недостаточной степени востребуют культурный потенциал нашего города. Вследствие этого существует необходимость приобщения к петербургской культуре жителей города.
Под «краеведческим образованием» подразумевается процесс освоения ребенком интегрированных знаний о своей Малой Родине («локальной точке» России), формирования умений самостоятельно «ведать», комплексно изучать свой край (овладеть разнообразными способами познания природного и культурного наследия), осознания значимости этого наследия, пользователем, хранителем и создателем которого является каждый житель края/города. Педагогической общественностью давно осознано, что достижение высокого уровня образования в условиях Санкт-Петербурга связано, прежде всего, с освоением культурного потенциала города. Программа составлена в составлена в соответствии с базовым учебно-методическим комплексом, авторы – составители: Л.К. Ермолаева, А. Кораблина.
Общая характеристика учебного предмета
Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» имеет ценностно-и практикоориентированный характер. Содержание программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» имеет комплементарный характер.
Содержание программы учебного курса построено с использованием элементов историко-краеведческого подхода («История и культура Санкт-Петербурга»). В то же время между содержанием разных программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. В результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций. Содержание программ учебных курсов истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами; «Санкт-Петербург - город-музей» - с курсами всеобщей истории и мировой художественной культуры; «История и культура Санкт-Петербурга» - с курсами истории России, литературы и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные в программах учебных курсов, позволяют ученикам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в истории и культуре России, мира, оценивать петербургские памятники и традиции.
Цель и задачи программы
Цели:
- научиться воспринимать городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам, оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;
- определять себя как наследника традиций, пользователя петербургского наследия и участника процесса его формирования
Задачи:
- формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия
- способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного;
- способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни: ориентироваться по карте города, ориентироваться в реальном городском пространстве, работать с источниками информации о городе, применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни;
- совершенствовать общеучебные умения;
- выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
В результате изучения учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» ученик должен уметь:
- грамотно произносить, писать и оперировать терминами и понятиями, обозначенными в программе;
- указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, в том числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия;
- называть конкретный памятник или группу памятников, разъяснять о какой грани или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.), объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время;
- называть петербургские традиции, разъяснять причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;
- называть фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей ХVIII в.), соотносить их с соответствующими памятниками наследия, рассказывать об их жизнедеятельности; высказывая свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;
- объясняют на конкретных примерах (памятниках, традициях, судьбах конкретных людей) возможности, предоставляемые городом - «ареной» истории, центром экономики, образования, просвещения, художественной культуры для реализации жизненных планов людей;
- извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); описывать объект как памятник всемирного и петербургского культурного наследия;
- самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте;
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями (исторические источники, исторические карты), презентациями.
3. Практические методы: устные опросы, письменные ответы на вопросы, рефераты и их защита, практические работы (работы с контрольной картой, чтение карты, задания графического характера, составление схем, таблиц, анализ статматериала и др.)
Активные методы обучения: деловые игры, творческие задания, ученик в роли учителя, каждый учит каждого, проектные работы, дискуссии, дебаты, круглый стол, технология критического мышления, самообразовательная деятельность, организация самостоятельной работы, самоконтроля и оценки достижений.
Средства обучения:
- для учащегося: учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения (презентации, изображения) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
- вводный
- текущий
- тематический
- итоговый
Формы контроля:
- устные сообщения учащегося,
- письменные работы,
- тесты,
- индивидуальная работа, дифференцированная самостоятельная работа,
- дифференцированная проверочная работа,
- тестирование
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Данная рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в полгода, по 1 часу в месяц.
Количество учебных часов
При 17 учебных неделях общее количество часов на изучение в 9 классе составит 4 часов.
1 четверть –2 часа
2 четверть – 2 часа
Содержание программы
Довоенный социалистический город (1917— 1941 гг.)
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний
Петроград – Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Октябрьские события 1917 г. в Петрограде; памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей: Смольный, Зимний дворец, крейсер «Аврора», Таврический дворец и другие.) 1918 г. – перенесение столицы в Москву – утрата Петроградом столичного статуса. Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда – Ленинграда: гражданская война, военный коммунизм, НЭП, первые пятилетки. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей.) 1924 г. – переименование Петрограда в Ленинград. 1934 г. – убийство С. Кирова; репрессии; памятники и памятные места, напоминающие об этих событиях. (* Отбор материала по усмотрению учителя: памятник С. Кирову, камень-памятник на Троицкой площади, Большой дом, сфинксы напротив тюрьмы «Кресты».) 1939 г. – Ленинград – «прифронтовой город».
Топография и облик города. Границы города, центр, новые кварталы социалистического Ленинграда, городские доминанты в них: Дом Ленсовета, Дворцы культуры. Градостроительный план Ленинграда и его реализация. Облик новых площадей, улиц, набережных, мостов социалистического Ленинграда по фотографиям, воспоминаниям и сохранившимся памятникам. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы, семейным архивам школьников.)
Петроград – Ленинград – экономический центр СССР. Национализация промышленных предприятий, банков, торговли. Ленинградская промышленность к 1940 г. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей и предприятий района). Ленинград – крупный железнодорожный транспортный узел СССР. Первый аэропорт города. Государственная и кооперативная торговля в Ленинграде.
Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Система образования: воспитание нового человека в разных типах образовательных заведений. (* Отбор материала по усмотрению учителя: школа 10-летия Октября, пр. Стачек, д. 5, типовые школы 20 – 30-х гг., Дворец пионеров и школьников; фабрично-заводские училища; рабфаки; высшие учебные заведения). Центры просвещения и формы просвещения ленинградцев. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей и района расположения школы: Дома и Дворцы культуры, районные библиотеки, музеи; лекции, экскурсии по городу, экскурсии в старые и новые музеи.) (*) Дом книги – место работы ленинградских издательств. Перемещение Академии наук в Москву и последствия этого перемещения для ленинградских ученых. Вклад ленинградских ученых в отечественную науку, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, рассказывающие об их деятельности. (*Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: И. Павлов, А. Иоффе, А. Карпинский, Вавиловы, В. Глушко или другие). (*) Дом ученых в бывшем великокняжеском дворце Владимира Александровича и его деятельность.
Ленинград – центр художественной культуры. Ленинградские поэты, писатели, их вклад в отечественную культуру, памятники, памятные места, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: М. Зощенко, А. Ахматова, О. Мандельштам, К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой и другие). Ленинградские театры, их репертуар и актеры, зрители. (* Отбор материала по усмотрению учителя: дореволюционные и новые театры – ТЮЗ, Театр им. Ленинского комсомола, Театр сатиры; режиссер Н. Акимов, актер Н. Симонов, балерины Г. Уланова, А. Ваганова и другие). Ленинград – центр музыкальной культуры. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: центры классической музыки; композиторы С. Прокофьев, Е. Мравинский; концертные площадки, музыкальный репертуар радио; композитор И. Дунаевский и другие). Памятные места, связанные с развитием киноискусства, деятельностью кинорежиссеров, киноактеров. (* Отбор материала по усмотрению учителя: студии «Ленфильм», «Леннаучфильм»; первый кинотеатр звукового кино «Баррикада»; фильм «Чапаев», снятый на «Ленфильме»; режиссер И. Хейфиц, актер Н. Черкасов и другие.) Ленинградские художники, скульпторы, памятные места города, напоминающие об их творчестве. (* Отбор материала по усмотрению учителя: П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, И. Бродский и другие; Н. Томский, М. Манизер и другие). Особенности ленинградской архитектуры, ленинградские архитекторы. (* Отбор материала по усмотрению учителя: Зазерский, Л. Ильин, И. Фомин, Н. Троцкий или другие.)
Петроград – Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения: причины и последствия этих изменений. Условия жизни горожан: управление городом, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: городские тепловые электростанции; водопроводные и канализационные сети; бесплатное медицинское обслуживание; фабрики-кухни, прачечные; детские очаги; светофоры, громкоговорители на Невском проспекте, общественный транспорт – трамваи, автобусы, троллейбусы и другое). Быт различных слоев ленинградцев. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: коммунальная квартира, отдельная квартира советского или партийного работника). Поведение новых горожан.
Образ города в художественной литературе, музыке.
Тема 13. Ленинград — город-герой (1941-1945 гг.)
Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района: мобилизация, формирование народного ополчения, создание оборонительных рубежей, эвакуация, маскировка города, переход промышленности на военные рельсы). Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1944 гг.: основные сражения; памятники, напоминающие о них. Командующие Ленинградским фронтом; памятники, мемориальные доски, музейные экспозиции, напоминающие о них. (* Отбор материала по усмотрению учителя: К. Ворошилов, Г. Жуков, М. Хозин, Л. Говоров). Герои – защитники Ленинграда. (* Отбор материала по усмотрению учителя с использованием памятников, топонимов района, семейных архивов).
Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Хронология жизни блокадного города и его жителей (8 сентября 1941 г.; 18 января 1943 г.; 27 января 1944 г.). Условия жизни и труд блокадников. Знаменитые ленинградцы. (* Отбор материала по усмотрению учителя: О. Берггольц, М. Дудин, Д. Шостакович, К. Элиасберг, А. Пахомов, Н. Янет и другие.) «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом памятников района, семейных архивов). Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.
Образ блокадного Ленинграда в литературе, живописи, музыке, кино.
Наследие Ленинграда (1945-1991 гг.)
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний
Карта и облик города. Рост территории города с 1945 по 1991 г.: границы города, центр, «спальные» районы, городские доминанты (телебашня, многоэтажные дома в спальных районах, многоэтажные общественные здания), насыпной район, пригороды). Облик центра и «спальных» районов по фотографиям и сохранившимся объектам. (* Отбор объектов по усмотрению учителя с учетом района).
Ленинград – «зеркало» и «арена» истории. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей с историей России, воспоминаний родственников школьников: послевоенное восстановление города, «оттепель», «застой», «перестройка»). Городские события. (* Отбор материала по усмотрению учителя: открытие ленинградского метрополитена, спуск атомохода «Ленин»; принятие генерального плана развития Ленинграда; празднование 250-летия города; (*) награждение Ленинграда орденами или другие).
Ленинград – крупный экономический центр. Достижения и недостатки ленинградской экономики в годы советской власти. Особенности ленинградской промышленности Ленинграда. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей с историей России: мощный военно-промышленный комплекс; научно-технический прогресс; предприятия традиционных отраслей промышленности города и их продукция; новые научно-производственные объединения – институт Крылова, объединения «Ленинец», «Алмаз» и другие). Предприятия легкой промышленности, ассортимент и качество их изделий, дефицит товаров первой необходимости. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом воспоминаний родственников учащихся: фабрики «Красное знамя», им. Тельмана, мыловаренный завод, мебельные фабрики и другие). Ленинград – крупный торговый и транспортный узел: пассажирские и торговые порты города, железнодорожные и автобусный вокзалы, аэропорты. Особенности ленинградского строительства: типовое, крупно-блочное, (*) домостроительный комбинат. Внутригородская торговля. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом воспоминаний родственников учащихся: универсамы, ассортимент товаров и продуктов, обслуживание и самообслуживание).
Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Условия для получения обязательного образования. (*Отбор материала по усмотрению учителя: типовые здания школ, правила приема в школы, ПТУ, вузы.) Центры просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: музеи, библиотеки, лекторий общества «Знание» на Литейном проспекте, публичные лекции ученых в Доме ученых, встречи с поэтами, композиторами в Домах и Дворцах культуры). (*) Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные с научными открытиями ленинградских ученых. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей и района расположения школы: ленинградские отделения Академии наук.) Известные ленинградские ученые — лауреаты государственных премий СССР, международных премий. (* Отбор материала по усмотрению учителя).
Ленинград – центр художественной культуры. Памятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре и деятельности выдающихся представителей этого периода. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: поэты и писатели А. Ахматова, А. Кушнер, Д. Гранин, И. Бродский; деятели театра и кино Н. Черкасов, Г. Товстоногов, И. Владимиров, Н. Акимов, А. Райкин, О. Борисов, Б. Фрейндлих, А. Фрейндлих; деятели музыкального искусства Г. Свиридов, А. Петров, Ю. Темирканов или другие.) Ленинградский джаз. Новые направления в художественной культуре. (* Отбор материала по усмотрению учителя: музыкальные группы, «Митьки» или другие). Народные театры, театральные и художественные студии. Ленинградское киноискусство.
Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения послевоенного Ленинграда; причины этих изменений и их последствия. Совершенствование городского хозяйства и его проблемы. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей и воспоминаний родственников учащихся: массовое жилищное строительство, кооперативное строительство, типовой жилой квартал со школой, детским садом, магазином, поликлиникой; снабжение города продовольствием, строительство больниц; центральная система отопления; газификация; телефонизация; новый вид общественного транспорта - метрополитен; подземные переходы, «зебры», разметка на дорогах; дома быта, и другое). Новшества в быту горожан. (*Отбор материала с учетом воспоминаний родственников школьников: радио, телевидение, холодильники, стиральные машины, телефоны, магнитофоны). Социальная защищенность горожан. (*Отбор материала с учетом воспоминаний родственников школьников.) Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан. (*Отбор материала с учетом воспоминаний родственников школьников: источники дохода, жилье, питание, одежда, досуг и развлечения.) Праздничные традиции ленинградцев. (*Отбор материала с учетом воспоминаний родственников школьников: дореволюционные, послереволюционные и новые – Дом малютки, Дворцы бракосочетания.) Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных местах. Отношение к ленинградцам жителей других городов.
Образ Ленинграда в литературе, живописи, музыке
Наш край в ХХ вв.
Изменение территории Ленинградской области на протяжении ХХ в. Ленинград – главный город области.
Роль края как пограничной территории: события 1918-1920 гг., 1939 г., 1941-1945 гг., военные городки послевоенного периода.
Экономическое развитие края. (*Отбор материала по усмотрению учителя: строительство Волховской и Свирской ГЭС, АЭС в Сосновом Бору; строительство заводов, ставших градообразующими центрами Волховстроя, Бокситогорска, Пикалево, Сланцев, Киришей; прокладка автомобильных и железных дорог.)
Состав населения и его изменения. Длительный процесс улучшения бытовых условий жителей городов края: электрификация, радиофикация, газификация, налаживание регулярного снабжение продовольствием, промтоварами и т.д. «Вымирающие» деревни.
Освоение территории края: осушение болот, вырубка леса, строительство электростанций, дорог, каналов, садоводств и т.д. – положительные и отрицательные последствия этого освоения.
Состояние культурного наследия на территории края. (* Отбор материала по усмотрению учителя: крепости; монастыри; бывшие дворянские усадьбы, царские резиденции; уникальные памятники деревянного зодчества; традиции народов, населявших наш край.)
Современный Санкт-Петербург
Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний.
Санкт-Петербург – «зеркало» и «арена» истории. Изменения в жизни страны и нашего города: 12 июня 1991 года провозглашение независимости Российской Федерации, возвращение городу первого имени. События 20 августа 1991 г. по документам, воспоминаниям очевидцев. (*) Участники тех событий. (* Отбор персоналий по усмотрению учителя). Празднование в Петербурге 300-летия российского флота, 300-летия Санкт-Петербурга и другие исторические события, очевидцами которых являются школьники.
Санкт-Петербург – «северная столица». Санкт-Петербург – самостоятельный субъект Российской Федерации. Устав Санкт-Петербурга: органы управления. Официальные символы Санкт-Петербурга: флаг, герб и гимн. Санкт-Петербург – центр политической жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом событий, очевидцами которого являются школьники: Таврический дворец – Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ; Константиновский дворец – место проведения международного саммита; здания Синода и Сената – Конституционный суд России и другое.)
Карта и облик города. Исторический центр, периферийные районы, районы административного подчинения городу; промышленные зоны, спальные районы, КАД (круговая автомобильная дорога), дамба. Возвращение первоначальных названий площадям, улицам, мостам. (* Отбор объектов по усмотрению учителя). Облик исторического центра и облик спальных районов, изменения в облике города и проблемы, возникающие в связи с этим.
Санкт-Петербург – экономический центр Российской Федерации. Промышленность Санкт-Петербурга: традиционные для города и новые отрасли производства; старинные и новые предприятия, в том числе и иностранные фирмы. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Город – центр международной и внутренней торговли, транспортный узел страны. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Роль малого бизнеса в развитии экономики Петербурга. Петербург – город банков. (* Отбор материала по усмотрению учителя.) Развитие международного туризма. (* Отбор материала по усмотрению учителя). (*) Международные промышленные выставки – демонстрация новых технологий, достижений научно-технического прогресса. Возможности трудоустройства в Санкт-Петербурге. Перспективы развития экономики города.
Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, науки. Разнообразие типов образовательных учреждений; проблемы в сфере петербургского образования. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом контингента учащихся.) Возможности, предоставляемые городом каждому петербуржцу, в области самообразования, просвещения. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Разнообразие научных учреждений в Петербурге: их вклад в развитие отечественной и мировой науки, их проблемы. (* Отбор материала по усмотрению учителя). (*) Проблема защиты интеллектуальной собственности.
Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Основные направления развития художественной культуры в начале ХХ1 в. Проблемы, стоящие перед деятелями художественной культуры (поэтами, музыкантами, режиссерами, художниками, архитекторами), особенности их творчества. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей и контингента учащихся.) Разнообразие путей приобщения к художественной культуре рядовых горожан: художественные выставки, встречи с деятелями культуры, концерты. (* Отбор материала по личным впечатлениям учителя и учеников). Молодежная субкультура, центры массовой культуры в Санкт-Петербурге. (* Отбор материала по личным впечатлениям учителя и учеников).
Санкт-Петербург – место жительства современных горожан. Количество и качество населения города, демографическая проблема. Традиционные проблемы любого города: обеспечение общественного порядка; создание комфортных для горожан условий проживания (обеспечение горожан жильем, продуктами, водой и т.д.; содержание в порядке зданий, улиц, поземных коммуникаций и других городских объектов). Традиционные проблемы любого современного города: решение экологических и социальных проблем. Проблемы, характерные для Санкт-Петербурга: сохранение многогранного культурного наследия города, его традиций, в том числе традиций поведения горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом особенностей контингента детей.) Дифференциация общества: контрасты в условиях и образе жизни разных слоев горожан, проблемы повседневной жизни горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом особенностей контингента детей). Бытовые проблемы рядового горожанина и пути их решения в городе (отключение света, авария на теплосети, необходимость психологической поддержки, трудоустройство, организация собственного досуга и др.). Почетные граждане Санкт-Петербурга. (* Отбор материала по усмотрению учителя, учеников.) Праздники в Петербурге и праздничная культура горожан. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом особенностей контингента детей). Стратегический план развития города: развитие коммунального хозяйства.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Тема урока | Кол-во часов | План | Факт | Домашнее задание |
Повторение и обобщение изученного ранее материала. | 1 час | Запись в тетради, таблица работа с контурной картой | |||
Вводный урок к курсу, к разделу: мир – Россия – наш край – наш город. ХХ век и его культурное наследие. | |||||
Довоенный социалистический город (3 час.) | Петроград – Ленинград – «арена» и «зеркало» истории | ||||
Изменение карты, топонимики и облика довоенного Ленинграда. | |||||
От разрухи к мощному экономическому центру Ленинград – центр образования, просвещения, науки. Ленинград – центр художественной культуры | 1 час | презентации, сообщения | |||
Ленинградцы и их жизнь. Ленинградская область | 1 час | Тесты, кроссворды, | |||
Ленинград - город-герой (1 час.) | Облик военного Ленинграда Ленинградская оборона | 1 час | Доклад | ||
эссе | |||||
Запись в тетради | |||||
Литература для учителя:
- Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 3 (XX век).- СПб.,2012.
- Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - СПб., 2000.
- Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.
- Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.
- Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.
- Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.
- Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.
- Ленинградская битва. 1941-1944: сб. статей. - СПб., 1995.
- Никифоровская И. В. Художники осажденного города. — Л., 1985.
- Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945 – 1982. – СПб., 2005.
Выпускник научится:
-определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;
- использовать историческую карту как источник информации;
- проводить поиск информации;
- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
- перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называть конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывать о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснять их историко-культурную значимость;
- перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия;
- называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия.
Ориентироваться:
- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов (соответственно программе);
- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту;
- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.
Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:
- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;
- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;
- в стремлении применить свои знания в реальной жизни.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные:
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей истории и культуры малой Родины - Города Санкт-Петербурга.
- развитие у учащихся представления о Петербурге как центре духовной жизни России;
- формирование ценностного отношения к культурному наследию города,
- формирование активной жизненной позиции, желание принять участие в социально-значимых акциях, ориентированных на поддержание духовных и культурных традиций Петербурга;
- формирование представления об объектах культурного наследия города (памятниках, зданиях, традициях) как источниках наших знаний о Петербурге и петербуржцах, развитие визуальной и исследовательской культуры школьников, умения «считывать» информацию, заключенную в памятниках прошлого.
Лист коррекции рабочей программы (календарно-тематического планирования (КТП) рабочей программы)
Предмет
Учитель Комарова Л.А.
2016-2017 учебный год
№ Урока по осн. КТП | Дата по основному КТП | Дата факт. проведен | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
По плану | дано | ||||||
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей __________________ __________________________ Протокол № 1 от «___» ______ 2016 г. Руководитель МО __________________________ __________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ГБОУ школы № 362 ___________________________ «__» _______ 2016 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа по математике 6 класс
Продуктивное обучение в рамках общеобразовательной средней школы может быть осуществлено с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Я попыталась составить нормативный документ, который отражал бы эт...
Индивидуальная образовательная программа
Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способ...
Индивидуальная образовательная программа педагога (ИОПП)
Тема ИОПП: «Организация деятельности учителя биологии по внедрению в образовательный процесс средней школы современных образовательных технологий способствующих формированию ключевых компетентностей и...
индивидуальная образовательная программа, как условие профессионального роста педагога
Выступление на педагогическом совете школы знакомит слушателей с тем как я создавала свою индивидуальную образовательную программ.Рассказывает о сути программы, ее разделах, а также алгоритме ее напис...
Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...
Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому.
Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому содержит примерный учебный план, индивидуальный учебный план, а также ...
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...