Технологические карты по всеобщей истории 5 кл.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Технологические карты по истории 5 кл. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskie_karty_po_istorii_5_kl._stazhirovka.doc | 619.26 КБ |
Предварительный просмотр:
технологическа карта урока истории в соответствии с требованиями ФГОС
Ф.И.О. Филитова Ольга Николаевна
Предмет История Древнего мира
Класс 5
Тема урока В городе богини Афины
Тип урока: урок открытых новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала;
Предметные УУД: описывать памятники истории и культуры Афин; применять понятийный аппарат
исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения
древнегреческой культуры; формулировать частные и общие выводы о результатах
своего исследования
Метапредметные УУД : обеспечить развитие умения работать в группах; формулировать свою точку
зрения; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования учебного материала
Техника и технологии: ИКТ
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) компьютер; учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С.
Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс. - М.: Просвещение, 2013; карта «Древняя Греция в Vв. до н. э.»
Основные понятия: граждане, переселенцы, верфь, пошлина, налог, Керамика, амфора, пифос, портики, Совет
пятисот, Акрополь, Агора, Фидий, Парфенон
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1. Организацион-ный момент | Приветствую учащихся, проверяю наличие на партах атласов и тетрадей | Настраиваются на работу. Концентрируют внимание. | Мотивация на учебные действия, самоопределение | Организация своей учебной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителями одноклассниками | Целеполагание | Внимательны, готовы к сотрудничеству |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы | Мотивация. - Любите ли вы путешествовать? - Сегодня у нас урок-путешествие. Он будет необычным, потому, что путешествовать мы будем во времени и в пространстве. Зачитывается эпиграф об Афинах: Есть место, где существует совершенство. Это место – одно единственное, и оно здесь. Я в жизни не мог себе представить ничего подобного. То, что я созерцал, было Идеалом, кристаллизовавшимся из пентеликонского мрамора… Эрнест Ренан - Как вы думаете, о городе идет речь в высказывании?(уточняется учителем, что такое пентелийский мрамор) Появляются образы богини Афины. - Кто изображен на картинах? Организую беседу, выявляющую представления детей об изображенных объектах Учитель просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Устанавливается тема урока. Актуализация знаний учащихся. Установление темы через установление соответствия РФ-Москва Греция-?? Афины Используется прием«Оратор» -За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Совместное целеполагание. -Исходя из полученных нами данных, какую цель урока мы сегодня поставим? Проблемный вопрос: Чем были похожи древние города, такие как Древние Афины и Москва? В чем проявлялось их различие? План урока. -По какому плану вы предлагаете сегодня познакомиться с Древними Афинами? Просит детей составить план работы на урок - Повторение ранее изученного материала. -Что вы знаете о Древней Греции? Устно заполняется таблица З-У-Х – столбик «Знал» - Для данного этапа работы давайте разобьемся на группы по 4 человека (повернемся к сидящим позади нас) Правила для работы в группе (повторяем): -высказывает свое мнение каждый; - даем высказать разные точки зрения; - ответ принимается только от одного члена группы; - вежливы с каждым членом группы. Работа с картой (по группам). Учащиеся вспоминают географическое местоположение Аттики и Афин. -Используя карту, дайте характеристику географического положения Афин. Характеристика географического положения (по учебнику) -На каком материке, или в какой части света находится? -Чем омывается? -С чем граничит? -Поверхность территории? -Главные города? | Записывают дату и тему урока; рассматривают репродукции, работают с учебником, пытаются сформулировать тему | Планирование деятельности; пошаговая деятельность для достижения результатов | Умение выбора способов решения учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение принять ошибки; умение оценивать свои действия. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. передача информации и отображение предметного содержания | Ставят познавательные задачи; планируют пути достижения цели; | |
3. Изучение нового материала | Представим себе, что мы – туристы, которые отправились в путешествие по Древней Греции. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Представляется карта Афин, учителем выделяются основные пункты остановки в Древних Афинах: - Как вы считаете, если Афины – это полуостров, то какой будет основная деятельность горожан? Конечно же, это торговля, т.к. Афины морское государство. 1. Порт Пирей - Мы прибываем с вами в первый пункт нашей экскурсии - в порт Пирей. Рассказ идёт о гаванях Пирея (работа с текстом учебника) - Ребята, давайте выясним, чем торговали в порту Пирей, что привозили и что вывозили из Греции(использование интерактивной доски: отобрать товары, которые привозились в Афины и те, которые вывозились из Афин) В ходе работы отрабатываются понятия граждане, переселенцы, верфь, пошлина, налог.
2. Район Керамик - Уважаемые туристы, сейчас мы с вами посетим район Керамик. Есть ли у вас предположения, почему так называется этот район? Отрабатываются понятия амфора, пифос. - Обратите внимание, что мастера района Керамик изготавливали разные вазы: краснофигурные и чернофигурные. Как вы считаете, в чем отличие этих ваз? Рисунки на слайде: Учащиеся находят в чём различие между чёрнофигурными и краснофигурными вазами. (работа в группах) Обсудить за 1 минуту различия и сходства Заранее подготовленный эксперт дает свою оценку, подготовленную дома, делает вывод 3. Площадь Агора - Давайте продолжим нашу экскурсию, и пройдем с вами на рыночную площадь – Агору. Каждый древнегреческий город имел свое «сердце». У Афин в V веке до н.э. сердцем была Агора. А как вы думаете, что является сердцем нашего города? - Конечно, сердце нашего поселка является центральная площадь. - Прочитайте в учебнике и своем туристическом маршруте текст об этой рыночной площади и расскажите, что она собой представляла. - Где проводили обсуждение самых важных новостей знатные греки? Отрабатываются понятия Портик, Совет пятисот. - Продолжим нашу экскурсию. Обратите внимание, вдалеке виден холм с крутыми обрывистыми склонами. Это Акрополь. Мы отправляемся в путь по единственной дороге на акрополь. (моделирование на листе) расположите правильно: где располагались основные важные точки на Агоре
4. Акрополь - Город Афины был посвящён дочери Зевса - Афине, богине мудрости и войны. Согласно легенде, она вышла в полном вооружении из головы отца. В её славу и был воздвигнут Акрополь. На Акрополь поднимаемся по священной дороге Великих Панафиней, что вела к западному склону холма. Интерактивное знакомство с Акрополем (видео) | Работают с учебником, маршрутным листом; работают с текстами, картой; работают с терминами и их определением; работают с дополнительным материалом в рабочем листе | Планирование деятельности; пошаговая деятельность для достижения результатов | Определение цели и планирование алгоритма ее выполнения; формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; | Готовность получать необходимую информацию; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работы в группе; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | Анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные. | |
4. Физкультми-нутка 5.Закрепление изученного материала. Рефлексия. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Давайте немного передохнём. А над морем чайки кружат (машут руками) Мы теперь плывем по морю (плавательные движения руками) Поглядите: чайки важно (ходьба на месте) Сядьте, дети на песок, Давайте проведем небольшую викторину, которая поможет нам восстановить в памяти ключевые вопросы урока.
-Какие части города мы с вами посетили и какое значение они имели для жителей Афин? -За что афиняне любили свой город? - Что нового узнали? | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. Выполняют задание, используя полученные знания по теме. Участие в обсуждение проблемного задания. | Оценивают усваиваемый материал Проводят самооценку. | Регулируют свою деятельность | Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем Взаимопонимание, взаимодействие. | Выделяют необходимую информацию Рефлексия, коррекция. | Самооценка Самооценка, оценка в группах. |
7. Домашнее задание | § 37. Дифференцированное задание: 1. Для сильных учеников – выполнить задание в рубрике «Составь рассказ». 2. Для средних учеников – выполнить задание в рубрике «Опишите рисунок» 3. Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя» | Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание | Выбор элементов домашнего задания |
технологическа карта урока истории в соответствии с требованиями ФГОС
Ф.И.О. Филитова Ольга Николаевна
Предмет История Древнего мира
Класс 5
Тема урока В гаванях афинского порта Пирей
Тип урока: урок открытых новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала;
Предметные УУД: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; овладеть
целостными представлениями об историческом пути развития греков; применять
понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания
условий и образа жизни, занятий афинян
МетапредметныеУУД: обеспечить развитие умения работать в группах; формулировать свою точку
зрения; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования учебного материала
Техника и технологии: ИКТ
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) компьютер; учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С.
Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс. - М.: Просвещение, 2013; карта «Древняя Греция в Vв. до н. э.»
Основные понятия: граждане, переселенцы, верфь, пошлина, налог, Советпятисот, Пирей, метеки
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
1. Организацион-ный момент | Приветствую учащихся, проверяю наличие на партах атласов и тетрадей. - Ребята, нам на уроке предстоит вспомнить о событиях, произошедших в Древней Греции, а также раскрыть новую тему урока, но самым важным вопросом урока станет – почему именно Афины становятся самым могущественным полисом Древней Греции. | Настраиваются на работу .Концентрируют внимание. Приветствие, знакомство со слов учителя с предстоящей работой на уроке | Мотивация на учебные действия, самоопределение. | Организация своей учебной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителями одноклассниками | Целеполагание | Внимательны, готовы к сотрудничеству |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы | Мотивация. - Не забывайте все что на доске вам нужно записывать
Какова роль порта в жизни афинского государства и его жителей? Выяснить социальный состав Афин в 5-м в. до н.э.? | Записывают дату и тему урока; рассматривают репродукции, работают с учебником; пытаются сформулировать тему | Планирование деятельности; пошаговая деятельность для достижения результатов | Умение выбора способов решения учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение принять ошибки; умение оценивать свои действия; | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. передача информации и отображение предметного содержания | Ставят познавательные задачи; планируют пути достижения цели; | |
3. Изучение нового материала | - Мы сразу будем по ходу заполнять схему.
- А как вы думаете почему к службе на кораблях допускались только граждане? - Те, кто служили на флоте имели право участвовать в управлении государством А какой тогда товар вывозили? (вино, оливковое масло), Вернемся к иллюстрации - Как относились к рабам? (плохо) Вывод: законы Афин запрещали убивать рабов. Но в основном за ним не признавали прав человека. Не было семьи, имени только кличка.
| Работают с учебником, заполняют схему; работают с текстами, картой; работают с терминами и их определением; | Планирование деятельности; пошаговая деятельность для достижения результатов | Определение цели и планирование алгоритма ее выполнения; формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; | Готовность получать необходимую информацию; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работы в группе; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | Анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные. | |
4. Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Давайте немного передохнём. А над морем чайки кружат (машут руками) Мы теперь плывем по морю (плавательные движения руками) Поглядите: чайки важно (ходьба на месте) Сядьте, дети на песок, | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |||||
Закрепление изученного материала. Рефлексия. | Какую роль играл Пирей в истории Афин? (запись в тетрадь) Заполните в тетрадях таблицу «Граждане и переселенцы в Афинах» Что нового узнал на уроке? Что хочу узнать? Мне понравилось… | Заполняют таблицу, используя полученные знания по теме. Участие в обсуждении проблемного задания. | Оценивают усваиваемый материл. Проводят самооценку. | Регулируют свою деятельность | Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем. | ||
6.Домашнее задание | § 36. Дифференцированное задание: 1. Для сильных учеников – описать, как происходила погрузка корабля, предположить, каково содержимое глиняных амфор 2. Для средних учеников – выполнить задание в рубрике «Опишите рисунок» 3. Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя» | Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание | Выбор элементов домашнего задания |
технологическа карта урока истории в соответствии с требованиями ФГОС
Ф.И.О. Медведева Анна Александровна
Предмет История Древнего мира
Класс 5
Тема урока: В афинских школах и гимнасиях
Тип урока: урок открытых новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмыслить роль и значение образования в
афинских школах и гимнасиях.
Предметные УУД: анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях; получить
целостное представление об особенностях обучения детей в афинских школах;
формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древней
Греции.
Метапредметные УУД: обеспечить развитие умения работать в группах; формулировать свою точку
зрения; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Техника и технологии: ИКТ
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) компьютер; учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С.
Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс. - М.: Просвещение, 2013; карта «Древняя Греция в Vв. до н. э.»
колесо истории; розга; лавровый венок;
Основные понятия: педагог, гимнасия, палестра, стиль, красноречие
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1. Организацион-ный момент | Организация учебной деятельности, проверка подготовленности к уроку | Приветствие учителя, фиксирование отсутствующих, настрой на учебную деятельность (обращение к личному опыту учеников, создание ситуации успеха) | Мотивация на учебные действия, самоопределение. | Организация своей учебной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителями одноклассниками | Целеполагание | Внимательны, готовы к сотрудничеству |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы | Откройте, пожалуйста, 1-й форзац учебника. Вы уже знаете, где находится Древняя Греция, найдем ее на карте. Она расположена на юге Балканского полуострова. Здесь же, на юге, находятся Афины – один из крупнейших полисов Греции. | Записывают дату и тему урока; рассматривают карту, соотносят с темой текста – работают с учебником; пытаются сформулировать тему | Планирование деятельности; пошаговая деятельность для достижения результатов | Умение выбора способов решения учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение принять ошибки; умение оценивать свои действия; способность к взаимной оценке | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. передача информации и отображение предметного содержания | Ставят познавательные задачи; планируют пути достижения цели; | |
3. Изучение нового материала | 1. Главная задача греческой культуры | Работают с учебником, выполняют задания; работают с текстами, картой; работают с терминами и их определением; | Планирование деятельности; пошаговая деятельность для достижения результатов | Определение цели и планирование алгоритма ее выполнения; формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; | Готовность получать необходимую информацию; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работы в группе; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | Анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями | |
4. Физкультми-нутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Давайте немного передохнём. Ну-ка, школьник, Шею потянуть, Руки в стороны В наклонах мышцам Мысленно противнику А слабо пальцами Ноги - пружины, В конце потянись | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |||||
5. Закрепление изученного материала | Сегодня, путешествуя по Древней Греции, вы убедились, какой большой вклад внесли древние греки в развитие письменности, чему и как учили в афинских школах и гимнасиях. Пора и в обратный путь. Но что это? Колесо истории не вращается, не желает возвращать нас домой. Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.Задание 1. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду. Объясните свой выбор.А) Стиль, автоматическая ручка, деревянная книжкаБ)Гиппократ, Геродот, Перикл Задание2. Прочитайте на с. 183 учебника «Жалобу раздраженной матери учителю на прогульщика сына» Что новогоо древнегреческой школе вы узнали из нее? Задание 3. Сравните образование в Афинах и Спарте? | Выполняют задания, используя полученные знания по теме. Выделяют особенности образования в Древней Греции. Сравнивают, обобщают и делают выводы. | Оценивают усваиваемый материал. | Регулируют свою деятельность | Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем. | Выделяют необходимую информацию. Сравнивают обучение греков в афинских и спартанских школах | Самооценка |
6. Рефлексия | Обсуждение проблемного задания. -Чем древнегреческая школа отличается от современной? Согласны ли вы со словами Платона: «Только благодаря образованию человек становиться самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание Из всех существующих на земле?» | Участие в обсуждении проблемного задания | Проводят самооценку | Взаимопонимание, взаимодействие | Рефлексия, коррекция | Самооценка, оценка в группе | |
7. Домашнее задание | § 38. Дифференцированное задание: 1. Для сильных учеников – написать сочинение на тему «Почему мне понравилось в древнегреческой школе» 2. Для средних учеников –описать урок гимнастики по рисунку «В палестре» 3. Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя» | Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание | Выбор элементов домашнего задания |
технологическа карта урока истории в соответствии с требованиями ФГОС
Ф.И.О. Медведева Анна Александровна
Предмет История Древнего мира
Класс 5
Тема урока: В театре Диониса
Тип урока: урок открытых новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознать значение и роль театра в
человеческом обществе.
Предметные УУД: овладеть целостными представлениями о греческом театре; давать образную характеристику
драматургов Греции; описывать памятники истории и культуры .
Метапредметные УУД: обеспечить развитие умения работать в группах; формулировать свою точку
зрения; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Техника и технологии: ИКТ
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) компьютер; учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С.
Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс. - М.: Просвещение, 2013; карта «Древняя Греция в Vв. до н. э.»
колесо истории; розга; лавровый венок;
Основные понятия: комедия, трагедия, театр, орхестра, скене.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1. Организацион-ный момент | Организация учебной деятельности, проверка подготовленности к уроку | Приветствие учителя, фиксирование отсутствующих, настрой на учебную деятельность (обращение к личному опыту учеников, создание ситуации успеха) | Мотивация на учебные действия, самоопределение. | Организация своей учебной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителями одноклассниками | Целеполагание | Внимательны, готовы к сотрудничеству |
2. Актуализация знаний. | - Хайрете, пайдес! Здравствуйте, дети! Я начала урок на греческом языке. Почему? Греки посвящали богам святилища, статуи и храмы, приносили им жертвы, но главным событием, конечно, были праздники в честь богов. Обращение классу: Игра «вопрос-ответ» 1. Почему спортивные состязания в Греции получили название «Олимпийские»?? 2. Какому богу были посвящены Олимпийские игры? 3. В каком году проводились первые Олимпийские игры. 4. Сколько дней продолжались Олимпийские игры? 5. Перечислите основные состязания, проходившие в ходе игр? 4. В честь какого бога устраивали веселые праздники с плясками, пением и шествиями? (В честь бога Диониса, покровителя виноградарства и виноделия устраивали праздник – Дионисий). Именно этот праздник положил начало созданию «места для зрелищ», которое имеет самое прямое отношение к нашей теме. | Ответы учеников: - Изучаем историю Древней Греции - Богу молнии и грома Зевсу - В 776 г. до н. э. - 5 дней - Бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, гонки колесниц, кулачный бой. - В честь бога Диониса, покровителя виноградарства и виноделия устраивали праздник – Дионисий. | Умение выражать свои мысли | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. передача информации и отображение предметного содержания | Создание на уроке игровых ситуаций, игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. | |
3. Постановка цели и задач урока. Сообщение темы. Постановка проблемы. | - Откройте, пожалуйста, 1-й форзац учебника. Вы уже знаете, где находится Древняя Греция, найдем ее на карте. Она расположена на юге Балканского полуострова. Здесь же, на юге, находятся Афины – один из крупнейших полисов Греции. Беседа по вопросам: -Что вы увидели? -Были ли вы в театре Беседа по вопросам: -Какие ассоциации связаны со словом театр? -Что вы знаете о театре? -Были ли вы в театре? -Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Учитель уточняет тему урока: «В театре Диониса». Запишите новый термин в словарь. Какая цель нашего урока? Изучая сегодня древнегреческий театр, мы познакомимся с основными жанрами театра - какими? Постановка проблемного вопроса. Учитель уточняет проблему урока. - Почему греки называли театр «школой для взрослых»? Автор греческих комедий Аристофан писал «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых – учит театр». Прав ли был Аристофан? | Записывают дату и тему урока; рассматривают карту, соотносят с темой текста – работают с учебником; пытаются сформулировать тему Просмотр видеоролика. Ответы детей на поставленные вопросы. - Спектакль в театре. Ответы детей: - артист, сцена, грим, костюмы, афиша и т.д. Предлагают тему урока: «Театр в Древней Греции». Записывают термин в словарь. ТЕАТР - (греч. θέατρον – место для зрелищ) – одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий группы актёров - Изучить древнегреческий театр. - Это трагедия и комедия. Проблема. Чем древнегреческий театр отличается от современного театра ? | Планирование деятельности; пошаговая деятельность для достижения результатов, Самоопределение детей, использование знаний из жизненного опыта.
| Умение выбора способов решения учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение принять ошибки; умение оценивать свои действия; способность к взаимной оценке | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. передача информации и отображение предметного содержания | Ставят познавательные задачи; планируют пути достижения цели; | |
4. Изучение нового материала | На предыдущем уроке 2 ученикам было дано опережающее задание подготовить рассказ с презентацией по теме: «Возникновение древнегреческого театра». - Прослушайте рассказ учащихся и выпишите в тетрадь незнакомые вам слова? Организация самостоятельного изучающего чтения по теме: «Здание театра, актеры и хор» (раздел 2, стр. 176-178). Задание. - С помощью учебника заполните схему в рабочей тетради «Устройство древнегреческого театра», выпишите новые слова и объясните их значение. Постановка минисценки. Отрывок из трагедии одного из замечательных драматургов Эллады ― Софокла «Царь Эдип». С надеванием заранее подготовленных масок – «трагедия» и «комедия». - А сейчас, ребята, я предлагаю вам побывать в роли актеров. Но для этого мне надо 3 мальчика и ответить на вопросы. Вопросы: 1. Каким вам представляется Эдип, какими качествами он наделен? 2. О чем говорят эти качества царя Эдипа? - Попробуйте, ответить на наш проблемный вопрос: Почему греки называли театр «школой для взрослых»? Прав ли был Аристофан когда писал «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых – учит театр»? | Просмотр презентации с рассказом о древнегреческом театре. Ответ учащихся. Театр возник в Древней Греции примерно две с половиной тысячи лет назад. Он стал любимым зрелищем древних греков. Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога виноградарства Диониса. (Его другое имя Вакх.) Он научил людей разводить виноград и делать вино из его гроздей. Прыгают и скачут неизменные спутники Диониса - сатиры. Это лесные боги с козлиными рогами, с лошадиными ушами, хвостами и копытами. В честь бога Диониса сатиры поют хвалебные песни - дифирамбы. Сегодня «петь дифирамбы» стало крылатым выражением и озна чает непомерно прославлять кого-нибудь. Предводителя сатиров называли корифеем. Сегодня корифеем называют выдающихся деятелей науки и культуры. Песни хора восхваляли или осуждали поступки героев. И жен ские, и мужские роли исполнялись мужчинами. Для того, чтобы их хорошо было видно, актеры надевали различные маски, ярко разукрашенные, на ноги надевали высокие деревянные сандалии «котурны». Постепенно героями теат ральных представлений становятся не только мифические боги, но и люди, на смену мифам и религиозным темам ставятся пьесы из об ыденной и духовной жизни греков. Греческие пьесы делились на два жанра : трагедии и комедии. Ученики выписывают новые слова в тетрадь и с помощью учебника и рассказа ученика пишут определения : театр – место для зрелищ, сатиры – спутники Диониса, одетые в козлиные шкуры, дифирамбы - хвалебные песни, корифеи - предводителя сатиров, выдающиеся деятели науки и культуры, котурны – высокие деревянные сандалии. трагедия ― представление грустное печальное, трагическое, заунывное. комедия ― представление радостное, веселое, смешное.. Ученики читают текст учебника с анализом. Выполняют задания по схеме в рабочей тетради. Выписывают понятия с определениями: орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступают актеры и хор. скене – постройка, примыкавшая к орхестре. Чтение по ролям отрывка из трагедии Софокла «Царь Эдип». Ученик 1. Эдип: Птенцы младые Кадмова гнезда! Зачем вы здесь ―в столь жалобной осанке И с ветками просителей в руках?.. Не от чужих услышать я хотел Про нужды ваши: сам сюда я вышел, Хотелось бы помочь вам; не из камня Ведь наше сердце: жаль мне, дети, вас! Ученик 2. Жрец 1: …Могущественный царь, Тебя, Эдип, мы все с мольбой усердной Пришли просить: найди для нас защиту, От бога ли услышав вещий глас, От смертного ль узнав секрет спасенья… Спаси ж наш град, о лучший среди смертных, Спаси и славу мудрости твоей! Ученик 3. Жрец 2: О, да не скажет про твою державу Потомков наших память навсегда: «При нем ли свет увидели желанный, При нем нас гибели покрыла мгла». Нет ― стань навеки нам творцом спасенья! …Коль и впредь ты хочешь Страною править ― пусть мужей своих Тебе на славу сохранит она. Ученик 1. Эдип: О, дети, дети! Ведом ―ах, как ведом Мне вашей жажды жалостный предмет. Вы в горе все; но всех страданий ваших В груди своей я полноту собрал. Лишь за себя болеет сердцем каждыйа моя душа Скорбит за город ― за себя ― за вас! Ответы учеников: 1.Добрым, отзывчивым, чутким, проявляет любовь к ближнему, способен к сопереживанию, ответственным за все перед городом и т.д. 2. О его справедливости, мудрости, которые он проявляет в управлении городом Фивы. Ответы учеников: - Древнегреческий театр не просто был местом для развлечения, но и «школой для взрослых». Он воспитывал, просвещал людей, прививал такие качества как, честность, порядочность, любовь в родине и другие. Аристофан был прав. | Планирование деятельности; пошаговая деятельность для достижения результатов | Определение цели и планирование алгоритма ее выполнения; формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; | Готовность получать необходимую информацию; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работы в группе; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | Анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями | |
5. Физкультми-нутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. У нас сейчас импровизированная музыкальная пауза – физкультминутка: МУЗЫКА – СИРТАКИ – ТАНЦУЕМ | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении | Готовность к сотрудничеству с соучениками | |||
6. Закрепление изученного материала. Итоги урока – решение проблемы. | Вопросы для закрепления:
Групповая работа по заполнению таблицы в тетради. Используя текст учебника, иллюстрации сравните по вопросам древнегреческий и современный театры. Вопросы для сравнения: 1. Где проходило представление? 2. Как часто проходят представления? 3. Сколько зрителей помещалось в зале? 4. Время представлений? 5. Занавес. Мы говорили о том, что театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине, готовность к самопожертвованию. Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов Дополнительные вопросы: – Зачем зрители брали с собой в театр маленькие подушечки, еду, вино? – Существовали ли билеты и места в театре? – Трагедию или комедию почитали греки больше? – Что ценили греки в театральных постановках? – Что считали главным назначением театра? – Как вы считаете, сохранилось ли главное назначение театра в наши дни? – Найдите ключевые слова, объединяющие греческий и современный театр. (вопросы можно вынести на монитор) | Ответы учеников: 1. Театр - место для зрелищ. 2. В честь бога Диониса. 3. Места для зрителей, орхестра, скене. 4. Трагедия и комедия. Заполнение таблицы в тетради. Ответы учеников. Древнегреческий театр: 1. В особом здании под открытым небом. 2. Несколько раз в году. 3. До 17 тыс. зрителей. 4. С утра и до захода солнца. 5. Нет. Современный театр: 1. В особом закрытом здании. 2. Постоянно. 3. До 1тыс. человек. 4. Детские представления с 11 часов, взрослые – вечером. 5. Есть занавес. | Оценивают усваиваемый материал. Оценка себя и своей работы. Обсуждение в группах. | Регулируют свою деятельность | Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем. | Выделяют необходимую информацию. Предлагают ответы. Работают с понятиями, изученной информацией. Работа с таблицей по плану, работа с тестом и иллюстрациями, анализ таблицы, выдвижение версий. Работа в группах. | Самооценка |
7. Рефлексия | Обсуждение урока. Что узнал о театре? Что понравилось на уроке? Что хотел бы узнать? | Участие в обсуждении проблемного задания | Проводят самооценку | Взаимопонимание, взаимодействие | Рефлексия, коррекция | Самооценка, оценка в группе | |
8. Домашнее задание | § 39. Дифференцированное задание: 1. Для сильных учеников – написать эссе на тему «Почему мне понравился древнегреческий театр.» 2. Для средних учеников – подготовить сообщение о греческих драматургах. 3. Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя» | Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание | Выбор элементов домашнего задания |
технологическа карта урока истории в соответствии с требованиями ФГОС
Ф.И.О. Красноярова Елена Юрьевна
Предмет История Древнего мира
Класс 5
Тема урока: Афинская демократия при Перикле
Тип урока: урок открытых новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмыслить опыт демократического
устройства в Афинах.
Предметные УУД: овладеть целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный
аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности
явлений периода афинской демократии.
Метапредметные УУД: обеспечить развитие умения работать в группах; формулировать свою точку
зрения; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Техника и технологии: ИКТ
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) компьютер; учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С.
Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс. - М.: Просвещение, 2013; карта «Древняя Греция в Vв. до н. э.»
Основные понятия: Перикл, стратег, Анаксагор, Сократ, Аспасия, демократия, голосование, гражданин, оратор.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1. Организацион-ный момент | Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте,дети! Прекрасные и совершенные!) Так приветствовал древнегреческий учитель своих учеников. | Приветствие учителя, фиксирование отсутствующих, настрой на учебную деятельность (обращение к личному опыту учеников, создание ситуации успеха) | Мотивация на учебные действия, самоопределение. | Организация своей учебной деятельности. | Планирование учебного сотрудничества с учителями одноклассниками | Целеполагание | Внимательны, готовы к сотрудничеству |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы | Кажется, это было так давно и совсем не связано с нашей страной в начале 21 века. Но не все так просто. Я предлагаю посмотреть несколько кадров презентации и сформулировать проблему сегодняшнего урока самостоятельно. (Презентация, слайд № 1-6) Давайте сравним ваши предположения с формулировкой проблемы, которую предлагает учитель (Слайд № 7) Вопрос учителя Тема сегодняшнего урока –«Афинская демократия при Перикле». (Слайд № 8)А что мы с вами уже знаем о зарождении демократии? - Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон) - Дайте определение понятию «демократия». (Демократия - народовластие) - Какие преобразования осуществил Солон? (отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании) Учитель предлагает учащимся подумать над тем, что необходимо узнать на уроке для решения проблемы. Создание проблемной ситуации учителем: - Автор учебника утверждает, что во времена Перикла в Афинах была очень развита демократия. - А я думаю, что это несправедливо, может быть при Солоне народ имел больше возможностей выражать свою волю? - Так что же нам предстоит выяснить по новой теме? | Записывают дату и тему урока; рассматривают карту, соотносят с темой текста – работают с учебником; пытаются сформулировать тему Просмотр видеоролика. Ответы детей на поставленные вопросы. Учащиеся вспоминают о борьбе демоса и знати за власть, реформах Солона 594 г. до н. э.; отмена долгового рабства понятия: демос, демократия, граждане и метеки, народное собрание, суд. Учащиеся формулируют вопросы: - Что означает расцвет демократии? Какие события позволяют делать такие выводы? - Кто такой Перикл? Каким он был человеком? Что он сделал для расцвета демократии? Какова его роль в истории? | Планирование деятельности; пошаговая деятельность для достижения результатов, Самоопределение детей, использование знаний из жизненного опыта.
| Умение выбора способов решения учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение принять ошибки; умение оценивать свои действия; способность к взаимной оценке; формулирование проблемы (цели урока), планирование деятельности на уроке. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. передача информации и отображение предметного содержания | отбор необходимой информации из ранее изученного материала, выдвижение гипотез. | |
3. Изучение нового материала | 1.Читают текст-первый пункт нового параграфа , отвечают на вопрос: Чем занималось народное собрание в Афинах? Приготовиться воспроизвести функции народного собрания по записям в тетради, дополнить или исправить при взаимооценивании. -Когда Перикл был избран стратегом?. Каким способом шло голосование? Функции Народного собрания: выбирало стратега, принимало законы, объявляло войну, утверждало мирные договоры, распоряжалось казной. 2.- Поставить вопросы к иллюстрации в учебнике: -Определяют, кто мог участвовать в собрании -Учитель зачитывает вопросы к иллюстрации. - С помощью рисунка вспомнить, кто мог присутствовать на собрании? - Могли участвовать в голосовании на выборах любые граждане и предлагать законы? (Мужчины, граждане с20 лет могли голосовать.) - За государственную службу платили деньги из казны. - Что бы должности были доступны всем и бедные тоже могли заняться управлением государством, что вы можете предложить ? -Учитель предлагает прочитать пункт 2 и проверить версии. Ответы учеников: Введена оплата за государственную службу, по предложению Перикла. А раньше не платили, просто тянули жребий, бедные уклонялись от службы, так как нужны были средства для семьи. 3 этап. Перикл, его друзья и враги. -По рассказу учителя определяют имена друзей, какие они должности занимали. Как к ним относился Перикл? Как вели себя враги из знати? - Показ небольшой презентации или рассказ материала п. 3 и чтение учениками документа «Афинский мудрец Сократ» | Заполняют схему: «Функции народного собрания». Изучают иллюстрацию. Отвечают на вопросы. Выдвигают версии. Составляют список имён , поясняя, кем были эти люди . Анаксагор-учёный, Софокл-автор «Антигоны» Аспасия-самая образованная женщина Эллады, Фидий-скульптор Геродот-учёный, Сократ-мудрец. Своих друзей не давал в обиду, даже если его враги пытались их оклеветать. | Планирование деятельности; пошаговая деятельность для достижения результатов | Определение цели и планирование алгоритма ее выполнения; формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; | Готовность получать необходимую информацию; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работы в группе; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | Анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; осмысление прочитанной информации, выделение необходимой информации. | |
4. Физкультми-нутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Давайте немного передохнём. Ну-ка, школьник, Шею потянуть, Руки в стороны В наклонах мышцам Мысленно противнику А слабо пальцами Ноги - пружины, В конце потянись | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |||||
5. Закрепление изученного материала | - Таким образом, в 5в. до н.э. в Афинах сложилась демократическая система управлении. Многие политические достижения афинян используются до сих пор. Какие?(выборы, голосование, плата за исполнение государственных обязанностей)
sВ этом также ему помогали его друзья (ЖЕНА-АСПАСИЯ, Создатель статуй - ФИДИЙ, »отец» истории - ГЕРОДОТ sСКАЖИТЕ, Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня? (свободно излагать свои мысли, выбирать и быть избранным). А кто сегодня в нашем государстве может участвовать в выборах? А могут ли женщины участвовать в выборах и быть избранными в органы государств. власти? | Ответы учеников. | Оценивают усваиваемый материал. Оценка себя и своей работы. Обсуждение в группах. | Регулируют свою деятельность | Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем. | Выделяют необходимую информацию. Предлагают ответы. Работают с понятиями, изученной информацией. | Самооценка |
6. Рефлексия | Обсуждение проблемного задания. Можно ли считать Афинское государство образцовым? Можно ли считать эпоху Перикла золотым веком демократии? | Участие в обсуждении проблемного задания | Проводят самооценку | Взаимопонимание, взаимодействие | Рефлексия, коррекция | Самооценка, оценка в группе | |
7. Домашнее задание | § 40. Дифференцированное задание: 1. Для сильных учеников – подготовить сообщение о друзьях Перикла. 2. Для средних учеников – подготовить сообщение о врагах Перикла. 3. Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя» | Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание | Выбор элементов домашнего задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"
Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" ФГОС ООО...
Технологическая карта открытого урока истории по теме «Культура Раннего Возрождения в Италии».
......
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ «АЛЕКСАНДР II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»
Технологическая карта урока по истории Россиитема: «Александр II. Отмена крепостного права»8 класс Цели для ученика:Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.Понять истор...
Технологическая карта к уроку истории в 5 классе "Феодальная раздробленность"
Технологическая карта к уроку включает этапы урока, УУД, основное содержание урока....
Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...
Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...
Технологические карты к урокам истории в 9 классе по к § 33-39 по учебнику «История России XIX-начало XX в.» п/ред. А. В, Торкунова (М. «Просвещение» 2021)
Предлагаемые технологические карты предоставляют учащимся возможность проверить свои знания по темам "Экономическое развитие России конца 19-начала 20 вв.", "Русско-японская война"...