Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Московское государство в конце 15-начале 16 века.
Цель: познакомить с изменениями произошедшими в управлении страной во время правления Ивана Третьего.
Задачи:
- Познакомить с политическим устройством Русского государства в период
Правления Ивана 3, преобразованиями в войске, изменениями во владении землей.
- Развивать навыки анализа исторического документа, умения самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать необходимую информацию.
- Содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории своей страны.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца 16 века, раздаточный материал (документы), портреты Ивана 3, иллюстрации с изображением Шапки Мономаха, двуглавого орла, державы и скипетра.
Ход урока.
- Организационный этап.
- Повторение и проверка знаний.
- на прошлом уроке вы узнали много нового
- давайте вспомним, какую тему вы изучали? (создание единого русского государства)
- чтобы узнать, как вы поняли тему, я предлагаю вам небольшую письменную работу. (5 мин.)
3. Изучение нового материала.
- Чей период правления мы изучаем? Обратить внимание на доску.
- Как вы считаете, изменения затронули только внешние границы московского княжества?
- Предлагаю вам самим сформулировать цель нашего урока. Записываем тему урока.
- Работать мы будем по плану (на доске)
План.
- Возвышение великокняжеской власти.
- Органы государственной власти.
- Изменения в порядке владения землей.
- Судебник 1497 года.
- Создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель - единственный великий князь, представитель московской династии Рюриковичей. Иван Третий всячески стремился подчеркнуть свое особое положение.
- А как он стремился это сделать, вы узнаете на стр. 174 учебника. После чтения заполните таблицу с.64 задание 1. Проверяем.
Работа с документом ( лежат на краю парт учащихся).
Чтение и выполнение задания.
Физминутка.
Переходим к следующему пункту плана. Подумайте и скажите, какие первостепенные проблемы предстояло решить Ивану 3.
- как организовать управление
- как собрать налоги и пополнить казну
- как создать большое и надежное войско
Предложенные проблемы обсуждаем в группах ( 3 ряда)
- Кто стоял во главе государства?
- Какие права он имел? (издавать законы, вести переговоры с другими государствами, объявлять войну и заключать мир, чеканить монету, возглавлять значительные военные походы)
- С кем держал совет великий князь? ( с боярской думой)
- Кто входил в состав боярской дымы? (10-12 бояр, 5-6 окольничих, назначаемых великим князем)
- Какие общегосударственные учреждения существовали? ( дворец и казна)
- Их функции?
ДВОРЕЦ КАЗНА
первоначально ведал взимание налогов,
землями великого князя, таможенных пошлин,
затем рассмотрение земельных хранилась печать,
споров, вершили суд государственный архив,
вопросы внеш. политики
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Как делилась вся территория страны?
- Кто возглавлял?
- Что такое кормление?
- Как назначались служащие ?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Как создать большое и надежное войско?
- Что предоставлялось воину в качестве оплаты за военную службу?
- На каких условиях?
- Были ли заинтересованы помещики в укреплении в укреплении власти государя? Докажите
- Все-таки значительную часть земельных владений составляли?
Выполнение задания 6 стр. 67 в тетради
СУДЕБНИК 1497 ГОДА
В1497 году на Руси появился новый Свод законов - СУДЕБНИК
Чтение стихотворения
- Что вы можете сказать о судебнике? ( закрепил особое положение государя,
изменение форм собственности, вводил новые единые правовые нормы)
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ С. 181
Выводы:
Устанавливался единый срок перехода крестьян
Уходя крестьянин должен был заплатить пожилое
Введение Юрьева дня было первым ограничением крестьянской свободы
4.Закрепление.
Какие изменения произошли в государстве при Иване 3?
5.Подведение итога урока.
Задание : закончить предложения
Я узнал…
Я понял…
Я удивлен…
Спросить по желанию
6. Домашнее задание.
п. 21,прочитать и ответить на вопросы,
задание 2,5 с.65-66 в тетради
для любознательных: приготовить сообщения о символах власти ( по выбору)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Краснознаменская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
открытого урока
истории
в 6 классе
по теме:
«Московское государство
в конце XV начале XVI века
Разработан:
учителем истории
МОУ «Краснознаменская
средняя общеобразовательная школа»
Мыльниковой Н.С.
2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Российская империя в начале 19 века: особенности развития".
Представлен план – конспект урока и компьютерная презентация. В ходе урока с точки зрения решения дидактических задач создавались условия для: осмысления учащимися причин медленного процесса модерниза...
Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.
Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...
Разработка урока по теме: Русское государство в конце IX начале XVII века"
Разработка обобщающе - повторительного урока по истории России 6 класс в форме игры "Звездный час". Игровая технология позволяет повторить важные факты из курса истории России за 6 классна эмоциональн...
Разработка урока по теме :"Правовое государство и гражданское общество" 10 класс Обществознание.
Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.Планируемые результаты (предметные): сформированность понимание того, что такое правовое государство, основные принципы формирования гражданск...
Методическая разработка урока истории. Тема: «Россия на рубеже XIX – XX веков»
Россия на рубеже XIX – XX веков...
разработка урока по теме"Россия в первой четверти 19 века"
План урока по теме "Россия в первой четверти 19 века"...
Разработка урока на тему: "Международные отношения в XVI – XVIII веках"
В работе представлена разработка урока для 7 класса по теме "Международные отношения в XVI – XVIII веках". Урок разработан по ФГОС. Имеет разнообразие деятельности обучающихся....