Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Мыльникова Наталья Сергеевна

Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Московское государство в конце 15-начале 16 века.

         Цель: познакомить с изменениями произошедшими в управлении страной            во время правления Ивана Третьего.

        Задачи: 

-  Познакомить с политическим устройством  Русского государства в период

Правления Ивана 3,  преобразованиями в войске, изменениями во владении землей.

 -  Развивать навыки анализа исторического документа, умения самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать необходимую информацию.

 - Содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории своей страны.

 Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших  времен до конца 16 века, раздаточный материал (документы), портреты Ивана 3, иллюстрации с изображением Шапки Мономаха, двуглавого орла, державы и скипетра.

                                                                   Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Повторение и проверка знаний.

- на прошлом уроке вы узнали много нового                                                            

     - давайте вспомним, какую тему вы изучали? (создание единого русского государства)

     - чтобы узнать, как вы поняли тему, я предлагаю вам небольшую письменную работу. (5 мин.)

   3. Изучение нового материала.

- Чей период правления мы изучаем? Обратить внимание на доску.

- Как вы считаете, изменения затронули только внешние границы московского княжества?

- Предлагаю вам самим сформулировать цель нашего урока. Записываем тему урока.

- Работать мы будем по плану (на доске)

                 План.

  1. Возвышение великокняжеской власти.
  2. Органы государственной власти.
  3. Изменения в порядке владения землей.
  4. Судебник 1497 года.

- Создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель - единственный великий князь, представитель московской династии Рюриковичей. Иван Третий всячески стремился подчеркнуть свое особое положение.

 - А как он стремился это сделать, вы узнаете на стр. 174 учебника.  После чтения заполните таблицу с.64 задание 1. Проверяем.

Работа с документом ( лежат на краю парт учащихся).

Чтение и выполнение задания.

Физминутка.

Переходим к следующему пункту плана.                                                                             Подумайте и скажите, какие первостепенные проблемы предстояло решить Ивану 3.

       - как организовать управление

       - как собрать налоги и пополнить казну

       - как создать большое и надежное войско

    Предложенные проблемы обсуждаем в группах ( 3 ряда)

- Кто стоял во главе государства?

- Какие права он имел? (издавать законы, вести переговоры с другими государствами, объявлять войну и заключать мир, чеканить монету, возглавлять значительные военные походы)

- С кем держал совет великий князь? ( с боярской думой)

- Кто входил в состав боярской дымы? (10-12 бояр, 5-6 окольничих, назначаемых великим князем)

- Какие общегосударственные учреждения существовали? ( дворец и казна)

- Их функции?

 ДВОРЕЦ        КАЗНА

первоначально ведал         взимание налогов,

землями великого князя,         таможенных пошлин,

затем рассмотрение земельных        хранилась печать,

споров, вершили суд        государственный архив,

        вопросы внеш. политики

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Как делилась вся территория страны?

- Кто возглавлял?

- Что такое кормление?

- Как назначались служащие ?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Как создать большое и надежное войско?

- Что предоставлялось воину в качестве оплаты за военную службу?

- На каких условиях?

- Были ли заинтересованы помещики в укреплении в укреплении власти государя? Докажите

- Все-таки значительную часть земельных владений составляли?

Выполнение задания 6 стр. 67 в тетради

СУДЕБНИК 1497 ГОДА

    В1497 году на Руси появился новый Свод законов - СУДЕБНИК

Чтение стихотворения

- Что вы можете сказать о судебнике? ( закрепил особое положение государя,

изменение форм собственности, вводил новые единые правовые нормы)

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ С. 181

Выводы:

Устанавливался единый срок перехода крестьян

Уходя крестьянин должен был заплатить пожилое

Введение Юрьева дня было первым ограничением крестьянской свободы

4.Закрепление.

Какие изменения произошли в государстве при Иване 3?

5.Подведение итога урока.

Задание : закончить предложения

Я узнал…

Я понял…

Я удивлен…

Спросить по желанию

6. Домашнее задание.

п. 21,прочитать и ответить на вопросы,

задание 2,5 с.65-66 в тетради

для любознательных: приготовить сообщения о символах власти ( по выбору)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Краснознаменская средняя общеобразовательная школа»

Конспект

открытого урока

истории

в 6 классе

по теме:

«Московское государство

в конце XV начале XVI века

                                                                               

                                                                   

                                                                         Разработан:

                                                                    учителем истории

                                                    МОУ «Краснознаменская

                                средняя общеобразовательная школа»

                                                                     Мыльниковой Н.С.

                                                 

2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Российская империя в начале 19 века: особенности развития".

Представлен план – конспект урока и компьютерная презентация. В ходе урока с точки зрения решения дидактических задач создавались условия для: осмысления учащимися причин медленного процесса модерниза...

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Разработка урока по теме: Русское государство в конце IX начале XVII века"

Разработка обобщающе - повторительного урока по истории России 6 класс в форме игры "Звездный час". Игровая технология позволяет повторить важные факты из курса истории России за 6 классна эмоциональн...

Разработка урока по теме :"Правовое государство и гражданское общество" 10 класс Обществознание.

Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.Планируемые результаты (предметные): сформированность  понимание того, что такое правовое государство, основные принципы формирования гражданск...

разработка урока по теме"Россия в первой четверти 19 века"

План урока по теме "Россия в первой четверти 19 века"...

Разработка урока на тему: "Международные отношения в XVI – XVIII веках"

В работе представлена разработка урока для 7 класса по теме "Международные отношения в XVI – XVIII веках". Урок разработан по ФГОС. Имеет разнообразие деятельности обучающихся....