Технологическая карта урока истории на тему "Перестройка"
учебно-методический материал по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ 12 КЛАСС
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ
ТЕМА УРОКА «ПЕРЕСТРОЙКА»
Тема | «Перестройка» | ||||||||||
Тип урока | Лабораторно –практический | ||||||||||
Ф.И.О. преподавателей | Семёнова Ольга Васильевна - учитель истории и обществознания | ||||||||||
План | 1) Перестройка-объективная необходимость. 2) Первый этап перестроечных процессов. 3) Второй этап перестроечных процессов. 4) Результаты перестройки. | ||||||||||
Цель урока | Подвести учащихся к пониманию причин нарастания экономического кризиса в стране, с основными переменами, произошедшими в СССР; обобщить понимание термина «перестройка» в истории СССР; подвести учащихся к пониманию причины, сущности, основных мероприятий «перестройки». | ||||||||||
Формы и методы | Форма: групповая, фронтальная Методы: наглядный, частично-поисковый, практический | ||||||||||
Основные понятия | Перестройка, гласность, ускорение, плюрализм, радикальное реформирование и т.п. | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта / | ||||||||||
Научатся: определять, что такое «Перестройка»; Формировать знания об изменениях политической системы 1985-1991гг; Получить возможность научиться: самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию;Формулировать собственную точку зрения; аргументированно высказывать свое мнение; Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций. Получат возможность понимать причины успеха в учебе, выделять главное ;Способствовать развитию познавательной деятельности; | Предметные: уметь работать с историческим текстом; выделять главную мысль; отвечать на вопросы; развивать навыки анализа исторических версий и событий; мотивы поступков исторических деятелей, научить обосновывать свою нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России. Метапредметные: Регулятивные: планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; Познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках ;грамотно представлять имеющуюся информацию; Коммуникативные: уметь участвовать в диспуте; формулировать вопросы; выступать с устными сообщениями, взаимодействовать с окружающими Личностные:формировать положительную мотивацию к обучению. | ||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные учебные действия | Формы контроля | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
I. Мотивация | 4 | Подготовка класса к уроку. | Проверка готовности учащихся к уроку. Учительозвучивает план и тему урока. Подводит учащихся к формулированию цели урока. Делит класс на три группы. | Группы «социологов», «политиков» и «экономистов» рассаживаются по рабочим местам. Записывают тему и план урока в тетрадь. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу. | Записи в тетради | ||||
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме: Дайте оценку положению СССР к сер. 80-х г.? | Проверка опережающего задания. Вопросы: -В экономической области? - В социальной области? - Во внутриполитической области? Вывод: Нарастание застойных, кризисных явлений наблюдались во всех сферах жизни советского общества. Завершение изучения вопроса заданием: - Объясните, почему обновление в нашей стране началось «сверху»? | «Экономисты», «Социологи», «Политологи» заполняют таблицу: «Итоги экономического, социального и политического развития страны к сер. 80-х гг.». См. приложение №1 | Групповая работа | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения. Познавательные: Общеучебные: формулируют ответы на вопросы учителя; Логические: осуществляют поиск необходимой информации. | Устный опрос Записи в тетрадях | ||||
III. Изучение нового материала | 17 | Работа по таблице № 2 Работа по тексту учебника. Работа с документами Работа с учебником | Учитель предлагает работу по таблице: « Основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика 1 этапа перестройки. Вопросы: -Хронологические рамки периода: апрель 1985 г.(Пленум ЦК КПСС) – лето 1988 г.( 19 партийная конференция); - Главная идея: «Построение социализма с человеческим лицом»; - Главная задача: Остановить разложение социалистической системы; -Средства: Реформирование при отсутствии целостной концепции реформ. Учитель создает условия для свободного выражения собственного мнения. Задание классу: -Борьба идей на данном этапе( раскрыть используя работу с документами) См. приложение. Работа по таблице № 2 « основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика 2 этапа перестройки. -Хронологические рамки периода: Лето 1988-1991гг. -Главная идея: Радикальное реформирование, смена курса общественного развития. -Главная задача: Преобразование социалистической системы. -Средства: Смена экономического курса. Вывод: Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали. | Выступают «политики»- определяют внутриполитические достижения. 1)Идеи ускорения, перестройки,гласности «разбудили» народ, была преодолена социальная политика. 2) Выдвинулись новые лидеры. 3)Утвердилась гласность как свобода слова. 4)Начались процессы демократизации общества. Проблемы этапа: 1)Продолжение экономического спада. 2)Рост межнациональных проблем. Вывод: Перестройка объективно подводила общество к радикальным преобразованиям которые не предусматривались реформаторами. Выступают «экономисты», «социологи» и «политики». Достижения: 1)Повышение экономической самостоятельности гос.предприятий. 2)Развитие частной инициативы и предпринимательства 3)Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий. 4)Приоритетные- продовольственная и жилищная программы. 5)Гласность привела к политическому и идеологическому плюрализму. Проблемы этапа: 1)Спад экономики. 2)Снижение жизненного уровня населения. 3)Нарастают противоречия во всех властных структурах. 4)Обостряется идейно-политическая борьба КПСС. | Групповая работа Групповая работа | Познавательные: Общеучебные-строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информаци. Коммуникативные: Согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: Удерживают цель деятельности до получения ее результата; Целостно-смысловая компетенция. Определяют понятия, работают с учебником, вступают в речевое общение. | Устный опрос Записи в рабочих тетрадях. | ||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Работа по таблице № 3 | Задание: _Сопоставить преобразования,необходимые для вывода страны из кризиса, и результаты перестройки Задание: -Каковы причины неудач экономических реформ М.С.Горбачева? | Учащиеся формулируют вывод о соотношении замыслов ,надежд и ее реальных итогов. Учащиеся записывают причины: -Отсутствие четкой программы; -Сопротивление чиновников, партийной верхушки; -Неготовность населения к Резким переменам. | Групповая работа. | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга. | Задание в рабочей тетради | ||||
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вывод: Итогом перестройки стало осознание обществом и властью, невозможности дальнейшего реанимированы социализма. Выход был найден в переходе к рыночной экономике и либеральной демократии. | Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Фронтальная | Личностные: оценивают собственною учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке. | Оценивание учащихся за работу на уроке | ||||
VI. Домашнее задание | 2 | §39, вопросы для самопроверки, стр.419 | Конкретизирует домашнее задание. | Учащиеся записывают задание. | Индивидуальная |
Таблица 1
ИТОГИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ К СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ | ||
Кризисные явления в различных сферах | ||
Экономическая сфера | Социальная сфера | Политическая сфера |
Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорции в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере и т.д. | Проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия. | Кризис тоталитарной системы: геронтократия, бюрократия, коррупция, неспособность государственных органов к решению общественных проблем и т.д. Монополия партии на власть – ее ответственность за углубление кризиса. Национальные проблемы. Внешнеполитические проблемы. |
Таблица 2
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР
СРЕДНЕГОДОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ПРЦЕНТЫ) | 1981-1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 |
ТЕМПЫ ПРИРОСТО НАЦИОНОЛЬНОГО ДОХОДА | 3,5 | 2,3 | 1,6 | 4,4 | 2,5 | -4 |
ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА | 3 | 2,1 | 1,6 | 4,8 | 2,2 | -3 |
Таблица 3
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 1985- 1991 ГГ.
Важнейшие политические мероприятия | Национальные проблемы СССР | Внешнеполитическая деятельность |
Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г. избран М.С. Горбачев. Апрель 1985 г. – Пленум ЦК: обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, ликвидацию механизма торможения; предшествующий период охарактеризован как застойный. | Лето 1985 г. – XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. СССР вводит мораторий на испытания ядерного оружия (до 1987 г.) Ноябрь 1985 г. – советско-американская встреча на высшем уровне в Женеве | |
Февраль – март 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Приняты директивы XII пятилетки (1986-1990). В отчетном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии. | 26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС Апрель – обострение национальных проблем (выступление в Алма-Ате, Казахстан). | Январь 1986 г. – заявление Горбачева о программе полного ядерного разоружения (до 2000 года). Октябрь 1986 г. – встреча Горбачева с Рейганом в Рейкьявике. |
Январь 1987 г. – Пленум ЦК. Рассмотрен кадровый вопрос (омоложение в руководстве партией). Формулируется новое понимание гласности (открытость и правдивость в освещении прошлого и настоящего страны, свобода слова). Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ. Создание комиссии Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н. Яковлевым. | Декабрь 1987 г. – визит Горбачева в США, договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. | |
Март 1988 г. – публикация в «Советской России» письма Н. Андреевой, направленного против преобразований в обществе. Консолидация «антиперестроечных» сил. Июнь 1988 г. – XIX партийная конференция; решение о начале реформы политической системы, дальнейшей демократии общества. | Весна 1988 г. – обострение национальных проблем: начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите. Декабрь 1998 г.- землетрясение в Армении. | Апрель 1988 г. – в Женеве подписан меморандум о выводе войск из Афганистана (начало – 15 мая 1988 г.) Конец мая – начало июня 1988 г. – визит Рейгана в Москву. |
Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах. 25 марта – 9 июня – I съезд народных депутатов СССР. Декабрь 1989 г. – II второй съезд народных депутатов СССР. | Дальнейшее обострение национальных проблем. Апрель 1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане. | Нормализация советско-китайских отношений. 15 февраля 1989 г. – завершен вывод войск из Афганистана. Декабрь 1989 г. – встреча Горбачева и Буша в районе о. Мальта. |
Март 1990 г. – III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению. Президент СССР М.С. Горбачев. Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Май 1990 г. - третья сессия ВС СССР. Выступление председателя Совета министров Н.И. Рыжикова «Об экономическом положении страны и концепции перехода к рыночной экономике». Июль 1990 г. – XXVIII съезд КПСС. Генеральным секретарем избран М.С. Горбачев. Раскол в КПСС. | «Парад суверенитетов» союзных республик. Февраль 1990 г. – лидеры Литвы провозгласили независимость Литовского государства. Выборы в Верховный совет РСФСР. 12 июня 1990 г. – I первый съезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России. | Конец мая – начало июня 1990 г. – визит Горбачева в США. Ноябрь 1990 г. – визит Горбачева в ФРГ, подписание договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве. |
Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий. 19-21 августа 1991 г. – выступление ГКЧП. 24 августа 1991 г. – М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС. 26 августа 1991 г. - приостановлена деятельность КПСС на территории СССР. 6 сентября 1991 г. – признание Верховным Советом СССР независимости республик Прибалтики. 25 декабря 1991 г. - официальное заявление об отставке М.С. Горбачева. | Январь 1991 г. – события в Вильнюсе (13) и в Риге (20), связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе СССР. 17 марта 1991 г. – референдум о судьбе СССР (76,4% принявших участие высказались «за» сохранение Союза). Апрель 1991 г. - начало «новоогаревского процесса» - подготовка нового Союзного договора, его подписание намечено на 20 августа. 12 июня 1991 г. - выборы Президента РФ (победа Б.Н. Ельцина). 7 декабря 1991 г. - руководителями России, Белоруссии и Украины подписано Беловежское соглашение – договор об образовании СНГ. 21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР. | Апрель 1991 г. - роспуск ОВД. Конец июля – начало августа 1991 г. – вихит Буша в СССР. Подписан договор об ограничении и сокращении стратегических вооружений 19 августа 1991 г. – США заявили о непризнании власти ГКЧП. 24 декабря 1991 г. – прекращение членства СССР в ООН. Права постоянного члена Совета Безопасности переданы России. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”
Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:· уметь обобщать и систематизировать зна...
Технологическая карта урока истории Учитель: Воробьева Т. А. МБОУ «СОШ № 12» г. Новомосковск Класс 5 Тема урока: «Древняя Финикия».
Открытый урок в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС
Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...
Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс
Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...
Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"
обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....