Элективный курс по истории России
элективный курс по истории (11 класс) на тему

Ондар Галина Орловна

Элективный курс по теме: "История России в лицах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.istoiya_rossii_v_litsih.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хову-Аксынская открытая (сменная) общеобразовательная школа

Чеди-Хольскогокожууна

Программа элективного курса

«История России в лицах»

Предмет: история

Класс: 11

Количество часов: 30

Составила: Ондар Галина Орловна

учитель истории и обществознания

Хову-Аксы - 2013

Пояснительная записка

«Нравственное богатство народа

наглядно исчисляется памятниками

деятелей, внесших наибольшее

количество добра в свое общество…»

В.О. Ключевский

Ключевые слова: великие личности, единомышленники,

кадровая проблема

Элективный курс «История России в лицах» посвящен сподвижникам двух монархов – Петра I и Екатерины II.  Оба они обладали великим даром и очень ценным для правителей: умением найти умных, талантливых людей для государственных дел. В связи с этим русский историк В.О. Ключевский писал: «То была столь памятная в нашей истории компания сотрудников, которых подобрал себе преобразователь, - довольно пестрое общество, в состав которого входили и русские, и иноземцы, люди знатные и худородные, даже безродные, очень умные и даровитые и самые обыкновенные, но преданные и исполнительные». Без помощников в государственном управлении ни Петр I, ни Екатерина II не смогли бы осуществить свои судьбоносные для России преобразования.

Так и при каждом из них сложился круг единомышленников, способных управлять губерниями, строить новые города, одерживать блестящие победы не только на полях сражений, но и за столом переговоров. Перед учащимися предстанут  биографии светлейшего князя Александра Меншикова, полководца Петра Румянцева – Задунайского, адмирала Григория Спиридова, ближайшего сотрудника Екатерины IIГригория Потемкина и Ярославского генерал- губернатора Алексея Мельгунова. Без знания личностей изучение истории не может быть полным. Исторические личности – это люди, оставившие значительный след в истории.

Учащиеся также будут изучать шире и глубже роль выдающихся деятелей в становлении российской государственности, как решались кадровые проблемы, как для центрального, так и местного  управления. Знакомство  с биографиями выдающихся державных мужей  убеждает нас, что высокие титулы и ордена, расшитые золотом камзолы и напудренные парики не мешали им  руководить армией и флотом, одерживать блестящие победы, успешно управлять губерниями, быть опытными дипломатами. Оба великих монарха умели ценить своих верных сподвижников, их таланты и заслуги,личную преданность им и Отечеству.

Таким образом, роль России на международной арене, развитие внутренней и внешней политики во многом зависело от государственных деятелей, которые находились в окружении монарха. Общей отличительной чертой деятельности Румянцева, Суворова, Ушакова, Кутузова как прогрессивных военачальников было то, что они являлись патриотами своего Отечества. Каждый из них благодаря энергии и активной государственной деятельности внес большой вклад в развитие истории России.

Материалы элективного курса «История России в лицах»

  • расширяют кругозор учащихся по истории России XVIII века, чтобы больше узнали о просвещенных, энергичных государственных деятелей прошлого, об их заслугах перед Отечеством;
  • воспитывает уважительное отношение к историческим личностям;
  • воспитывает чувство патриотизма, любовь к Отчизне;
  • помогает учащимся во время вступительных экзаменов, олимпиад.
  • помогает молодым учителям разработать программу элективного курса

Материал элективного курса можно использовать для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, как дополнительный материал к уроку по истории России, так и для классного часа и проведения консультаций в 10—12 классах.

В конце изучения элективного курса проводится практическое занятие. Учащиеся по изученному курсу готовят рефераты, проекты, сообщения, составляют кроссворды, синквейн, кластеры, тесты, опорные  конспекты.

Содержание курса

Введение. Великие личности – двигатели истории. Задачи и структура элективного курса.

Глава I. Светлейший князь Меншиков: державный муж

Встреча юного Александра со знаменитым Францем Лефортом.

Первый российский губернатор  любимец Петра Великого.

Строительство северной столицы – Санкт- Петербурга.

Участие Меншикова в Северной войне.

Меншиков и Верховный тайный совет.

 Меншиков и его враги. Арест и ссылка в Раненбург.

Глава II. П.А. Румянцев: полководец и администратор.

Успешная военная карьера Петра Румянцева.

 Первый президент Малороссийской коллегии и генерал губернатор  Малороссии.

Активная внешняя политика России во второй половине XVIII века.

Боевые операции русских войск против османов в 1768-1774 гг. Победа при Лагре.

Окончательный разгром турецких войск при Кагуле. Непобедимый Румянцев Задунайский.

Глава III. Главная баталия флотоводца Г.А. Спиридова.

Поход к берегам Архипелага.

Самый талантливый адмирал в русском флоте.

Непобедимый «Святой Евстафий»

Хиосский бой.

Чесменская виктория Спиридова.

Глава IV. Г.А. Потемкин – устроитель южного порога России.

Время дворцовых переговоров.

 Боевые действия в русско- турецкой войне.

 Новороссийский генерал – губернатор.

Черноморский флот Г.А. Потемкина- Таврического.

 «Странный Потемкин» в русской истории.

Глава V. Хранитель тайны Ее Императорского Величества.

Будущий Ярославский наместник.

Первый генерал губернатор Ярославской губернии.

Ярославль - важный экономический и культурный центр обширной губернии. Новый план Ярославля по Мельгунову.

Роль Мельгунова в народном просвещении.

Преданный  своего дела генерал-губернатор А. П. Мельгунов.

Заключение. Значение изучения курса в истории Российского государства.

Календарно тематическое планирование  по элективному курсу

«История России в лицах». 10-12 классы. Всего 30 часов

Название темы

Кол-во часов

Сроки

Глава I. Светлейший князь Меншиков: державный муж

Всего-30 часов

1

Введение. Задачи и структура элективного курса

Юные годы Александра. Встреча его с Францем Фердинандом

2

08.09.2011

2

Любимец Петра Великого- первый российский губернатор

1

15.09.2011

3

Строительство северной столицы Санкт- Петербурга

1

22.09.2011

4

Участие Меншикова в Северной войне

1

29.09.2011

5

А.Д. Меншиков и Верховный тайный совет

1

06.10.2011

6

Царствование Петра 2

1

13.10.2011

7

Арест и ссылка Меншикова в Раненбург

1

20.10.2011

Глава II. П.А. Румянцев: полководец и администратор

8

Успешная военная карьера Петра Румянцева

1

27.10.2011

9

Малороссийский генерал-губернатор

1

17.11.2011

10

Активная внешняя политика России во второй половине 18 века

1

24.11.2011

11

Русско-турецкая война

1

01.12.2011

12

Победа при Лагре

1

08.12.2011

13

Окончательный разгром турецких войск при Кагуле

1

15.12.2011

14

Непобедимый Румянцев Задунайский

1

22.12.2011

Глава III. Главная баталия флотоводца Г.А. Спиридова

15

Флотоводец Спиридов

1

12.01.2012

16

Поход к берегам Архипелага

1

19.01.2012

17

Непобедимый «Святой Евстафий»

1

26.01.2012

18

Хиосский бой

1

02.02.2012

19

Чесменская виктория Спиридова

Глава IV. Г.А. Потемкин- устроитель южного порога России

20

Время дворцовых переворотов

1

09.02.2012

21

Боевые действия в русско-турецкой войне

1

16.02.2012

22

Новороссийский генерал-губернатор

1

01.03.2012

23

Черноморский флот Потемкина Таврического

1

15.03.2012

24

«Странный Потемкин» в российской истории

1

22.03.2012

Глава V. А.П. Мельгунов- Хранитель тайны Ее Императорского величества.

25

Первый генерал губернатор Ярославской губернии.

1

05.04.2012

26

Роль Мельгунова в народном просвещении

1

12.04.2012

27

Новый план Ярославля по Мельгунову.

1

19.04.2012

28

Известный государственный деятель екатерининского времени

Заключение.

1

26.04.2012

29

Практическое занятие

1

03.05.2012

30

Практическое занятие

1

10.05.2012

Литература

1.История в лицах: учебные задания. Составители Н.А. Григорьева, А.В. Хорошенкова. Волгоград. Издательство «Экстремум», 2006 г.

2.История Отечества в терминах и понятиях: учебный словарь. Редактор- составитель Блохин В.Ф. 1999 г.

3.Манько А.В. Выдающиеся деятели России XVIII столетия. Издательство «Школьная Пресса», 2003 г.

4.Научно-методический журнал. Преподавание истории и обществознания в школе. №2. 2003 г.

5.Чернова М.Н. Тесты по истории России IX- XIX веков: Пособие для учащихся и учителей. – М.: АРКТИ, 2003. – 56 с.(метод. Биб-ка).

6. Школьная энциклопедия. История России XVIII-XIX вв. Москва. «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по истории России. (9класс) по теме "300 лет Дома Романовых".

Данные курс рассчитан на реализацию с учащимся, обучающимся на дому по состоянию здоровья. Часть предметов, в том числе история, преподается дистанционно....

Программа элективного курса по истории «Страницы многовековой истории России»

Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения.  Учащиеся получают задания для самостоятельной работы по контрольно-изме...

Элективный курс по истории России "Личность на фоне эпохи: XIXвек" 8 класс

Программа курса «Личность на фоне эпохи: век XIX» по истории России   предназначена дляучащихся  8 класса. Данный курс связан с содержанием основного курса истории России, дополня...

Элективный курс по истории России " История России в лицах X-XVIII в.в."

В рамках школьных  курсов   истории  основное внимание уделя­ется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми стро­ками учебников не всегда видны личности, без понимания м...

Элективный курс по истории «Проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в.» 10-11 кл.

Элективный курс « Проблемные вопросы при изучении истории России 9-19 в.в»  адресован учащимся 10 класса и ориентирован на тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ по истории. Основная задача к...

Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.

Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...