Программа элективного курса по истории «Страницы многовековой истории России»
рабочая программа по истории (11 класс) по теме

Сотникова Надежда Леонтьевна

Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения.  Учащиеся получают задания для самостоятельной работы по контрольно-измерительным материалам ЭГЕ, отдельным темам, разделам, пишут рефераты. Материал курса отбирается по степени важности и необходимости для понимания всего курса, а также востребованности на экзаменах. Программа рассчитана на разноуровневую подготовку учащихся с целью более продуктивного взаимодействия учителя с учеником на уровне его знаний и способностей, что позволяет реализовать индивидуализацию образования. Задача педагога заключается в том, чтобы дать учащимся более глубокие знания по предмету, обобщить, систематизировать учебный материал, вскрыть недочеты в знаниях, продолжить обучение самостоятельной работе с историческим документом, периодической печатью и т.д. Они стимулируют познавательный интерес учащихся, активное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях. Самостоятельная оценка тех или иных событий, действий, ситуаций, соотнесение их со своим поведением, свобода мысли – все это развивает одаренность, интеллект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nlsotnikova_istoriya_planirovanie_elektivnogo_kursa.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

Городским  Экспертным  Советом

Приказ № ___от __________2009г.

«Страницы многовековой истории России»

Программа элективного курса

по истории в многопрофильной школе

«ИНТЕЛЛЕКТ»

Разработан: Сотниковой

Надеждой Леонтьевной

Учителем истории и обществознания

МОУ «СОШ №3» г. Сорочинска

Оренбургской области

г. Сорочинск

2009

Программа элективного курса по истории в многопрофильной школе «ИНТЕЛЛЕКТ»

Объяснительная записка.

Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ города Сорочинска. Состав группы постоянный, сформированный из желающих заниматься в школе «Интеллект» без конкурсной основы.         Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся с октября по май текущего года. Для этого выделяется один день (во внеурочное время).

        Учащиеся получают задания для самостоятельной работы по контрольно-измерительным материалам ЭГЕ, отдельным темам, разделам, пишут рефераты. Материал курса отбирается по степени важности и необходимости для понимания всего курса, а также востребованности на экзаменах.

Программа рассчитана на разноуровневую подготовку учащихся с целью более продуктивного взаимодействия учителя с учеником на уровне его знаний и способностей, что позволяет реализовать индивидуализацию образования. Задача педагога заключается в том, чтобы дать учащимся более глубокие знания по предмету, обобщить, систематизировать учебный материал, вскрыть недочеты в знаниях, продолжить обучение самостоятельной работе с историческим документом, периодической печатью и т.д. Они стимулируют познавательный интерес учащихся, активное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях. Самостоятельная оценка тех или иных событий, действий, ситуаций, соотнесение их со своим поведением, свобода мысли – все это развивает одаренность, интеллект.

Актуальность программы определяется потребностью овладения основными ключевыми компетенциями: учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности, каждому члену современного общества.         Программа предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие способностей, подготовку к их успешной сдаче ЕГЭ и обучению в вузе. Данный курс предполагает обучение в объеме 120 часов (групповые занятия и индивидуальные консультации).

Цели курса:

- расширение и углубление знаний учащихся по Отечественной истории;

- развитие познавательных способностей (изучение и анализ исторических источников, собственное исследование), интереса, навыков исследовательской деятельности;

- воспитание уважения к истории своего народа, формирование мировоззрения личности, ее культуры, нравственное воспитание;

- развитие личностных качеств;

- удовлетворение потребностей и запросов учащихся.

Задачи:

- развитие исторического мышления на базе преподаваемого материала курса и выполнения домашних заданий;

- развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность;

- формирование у слушателей понимания исторического прошлого в связи с тенденцией современного развития России и мира;

- развитие личности, активности, самостоятельности общения;

- воспитание современного исторического сознания;

- развитие способностей слушателей осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа;

- развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своей страны;

-способствовать самоопределению ученика; или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

- создавать положительную мотивацию обучения;

- познакомить учащихся с ведущими видами деятельности для данного курса;

- активизировать информационную и коммуникативную компетентность учащихся, способствовать адаптации в обществе;

- готовить к ЕГЭ, олимпиадам, к поступлению в высшие и средние учебные заведения.

Предполагаемые результаты.

По изучению курса учащиеся должны:

- овладеть навыками самостоятельного отбора и анализа материала из источников;

- анализировать исторические документы, факты, события, действия, ситуации; уметь рассматривать их в конкретном историческом контекте;

- оценивать различные версии и мнения о прошедших исторических событиях, сознавая, что некоторые источники могут быть необъективными; объяснять причины их необъективности;

- писать историческое эссе;

- научиться аргументировано, пользуясь имеющимися знаниями, защищать свои позиции;

- обосновывать правильность выводов;

- уметь выполнять задания по материалам ЕГЭ.

Основное содержание курса.

Раздел 1. Начало Руси.

Тема 1. Восточные славяне в VI-VIIIвв. Расселение, занятия, быт верования восточных славян. Славяне и их соседи.

Тема 2. Образование Древнерусского государства. Формирование Древнерусского государства. Новгород и Киев. Версии происхождения государства на Руси.

Раздел 2. Русь в XI-XIIвв.

Тема 1.Расцвет Киевской Руси в X – начале XIIвв. Культура Киевской Руси. Князья Древней Руси. Князь и дружина. Население сел и городов. Развитие ремесла и торговли. Крещение Руси. Распространение христианства. «Русская правда».

 Тема 2. Период феодальной раздробленности. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество; Новгород Великий; Галицко-Волынское княжество: политический строй, развитие хозяйства, культура.

Раздел 3. Русь в XIII-XVвв.

Тема 1. Борьба против монгольского нашествия в начале XIIIв. Борьба русского народа с немецкой и шведской экспансией в XIIIв.  Борьба Руси против внешней агрессии в XIIIв. Нашествие Батыя. Русь и Орда. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада.

Тема 2. Начало объединения русских земель в XIVв. Образование Русского государства в конце XV-начале XVIвв. Начало возвышения Москвы. Московские князья и их политика; борьба за политическое лидерство на Руси. Княжеская власть и церковь. Куликовская битва и ее значение. Московское государство в XVв. Прекращение зависимости Руси от Орды. Формирование территории единого государства. Централизация власти. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497г. Вотчинно-поместное землевладение и формы зависимости крестьян.

Раздел 4. Россия в XVIв.

Тема 1. Укрепление и расширение русского государства в XVIв. Развитие русской культуры в XIV- XVIвв. Завершение объединения русских земель. Россия при Иване IV. Реформы 50-х гг. XVIв. Сословно-представительная монархия. Опричнина. Становление самодержавия. Внешняя политика Ивана IV. Завоевание Поволжья и Западной Сибири. Ливонская война. Культура и быт XIV- XVIвв.

Раздел 5. Россия в XVIIв.

Тема 8. Россия в конце XVI-начале XVIIвв.: Смутное время. Кризис конца XVI-начале XVIIвв. Смута(причины, сущность, последствия). Освободительная борьба против интервентов. Начало династии Романовых.

 Тема 9. Россия в XVIIв. Экономическое развитие: аграрное производство; крепостное хозяйство. Развитие мануфактурного и мелкотоварного производства. Рост товарно-денежных отношений. Общественно-политическое устройство. Соборное уложение 1649г. Окончательное закрепощение крестьян. Расширение Российского государства. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Начало освоения Сибири и Дальнего Востока. Народы России в XVIIв. Церковный раскол. Народные движения в XVIIв. Культура и быт в XVIIв.

Раздел 6. Россия в конце XVII-XVIIIвв.

Тема 1. Россия в конце XVII-начале XVIIIвв.( эпоха реформ ПетраI ). Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма. Внешняя политика в первой четверти XVIIIв. Северная война. Образование Российской империи. Изменения в культуре и быту.

Тема 2. Россия в период дворцовых переворотов. Культура России XVIIIв. Дворцовые перевороты (причины и сущность). Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическое развитие (рост мануфактур и промыслов, начало разложения крепостнической системы). Ужесточение крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева. Внешняя политика (направления и результаты). Русско-турецкие войны, их итоги. Русское военное искусство. Участие России в разделах Речи Посполитой. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Культура и быт во второй половине XVIIIв.(развитие образования и науки; художественная культура; быт).

Раздел 7. Россия в первой половине XIX в.

Тема 1. Россия в начале XIXв. Отечественная война 1812г. Движение декабристов. Внутренняя и внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812г. Заграничный поход русской армии. Движение декабристов (участники, программы, цели, главные события, значение).

 Тема 2.Россия в 30-50-е годы  XIXв. Культура России в первой половине XIXв. Внутренняя политика Николая I. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIXв. Национальная политика самодержавия. Кавказская война. Развитие культуры в первой половине XIXв.

Раздел 8. Россия во второй половине XIXв.

Тема 1. Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие России в 60-90-е годы  XIXв. Реформы 60-70-х годов; их экономические и социальные последствия. Завершение промышленного переворота.

Тема 2.Общественное движение в 70-80-е годы  XIXв. Внешняя политика во второй половине XIXв. Культура России во второй половине XIXв. Консерваторы, либералы, радикалы. Эволюция народничества. Начало рабочего движения. Российская социал-демократия. Культура и быт народов России во второй половине XIXв.

Раздел 9. Россия в первой половине XXв.

Тема 1. Социально-экономическое развитие России в конце XIX- начале XXв. Культура России начала века. Россия в начале века: самодержавие и общество; экономическое и политическое развитие, его противоречия; проблемы модернизации. Внешняя политика России а начале XXв. Русско-японская война. Культура в начале XXв.. Развитие естественных и общественных наук.

 Тема 2. Первая Российская революция. Россия в период третьеиюньской монархии (1907-1914гг.) Революция 1905-1907гг (причины, движущие силы, основные события, итоги). Складывание системы политических партий. Думская монархия. Реформы П.А.Столыпина.

Тема 3.  Участие России в первой мировой войне. Роль восточного фронта в войне; война и российское общество; кризис режима.

Тема 4. Февральская революция 1917г. От февраля к Октябрю.Причины, движущие силы, основные события, итоги. От февраля к Октябрю (основные политические партии, кризисы власти).

Тема 5.  Октябрьская революция в России. Октябрьское восстание в Петрограде. Установление Советской власти. Создание Советского государства. Учредительное собрание.

Тема 6. Начальный период Советской власти (октябрь 1917г.- март1918г.). Гражданская война и военная интервенция. Внутренняя и внешняя политика Советского государства. Гражданская война: участники, этапы, основные фронтыю Интервенция. «Военный коммунизм». Итоги и последствия войны.

Тема 7. Советская страна в период непа (1921-конец20-х гг.). Образование СССР. Кризис начала 20-х годов. Неп: сущность, мероприятия, противоречия, итоги. Образование СССР (концепции и принципы). Национальная политика в 1920-1930-е годы.

Тема8. СССР на этапе форсированного строительства социализма: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства. СССР с конца 20-х до 1941г. Ускоренная модернизация (индустриализация, коллективизация, их цена и итоги). Политическая жизнь в 1920-1930-е годы. Внутрипартийная борьба. Формирование тоталитарной системы. Репрессии и политические процессы. Внешняя политика советского государства в 1920-1930-е годы. Советско-финская война.

 Тема 9.Великая Отечественная война (1941-1945гг.). Основные события и сражения Великой Отечественной войны. Власть и общество в годы войны. Героизм людей на фронте и в тылу. Фашистский «новый порядок» на оккупированных территориях. Борьба в тылу врага; партизанское движение. Антигитреровская коалиция. Итоги и уроки войны.

Тема10. СССР в середине 40-х – начале 50-х годов. Советская культура 20-х – 40-х годов. СССР в первое послевоенное десятилетие: внутренняя и внешняя политика. Политика в области культуры (утверждение новой идеологии, развитие образования, науки, художественной культуры).

Раздел 10. СССР в 50-х – начале 90-х годов.

Тема 1. СССР в 50-х – начале 60-х годов. Борьба за власть после смерти Сталина; XX съезд КПСС, его значение). «Оттепель». Достижения и противоречия внутренней и внешней политики. Начало научно-технической революции.

Тема 2. Советская страна в середине  60-х – начале 80-х годов. Консервативный проворот середины 60-х гг. внешняя политика (основные тенденции и события). Нарастание кризисных явлений в экономике, социальной сфере, политике, идеологии.

Тема 3. СССР в середине 80-х – начале 90-х годов. Советская культура 50-х – начала 90-х годов. Перестройка (предпосылки, результаты). Становление нового Российского государства. События 1993 года. Оформление новой федеративной системы. Развитие советской культуры в 50-е – начале 90-х годов. 

Раздел 11. Россия в начале XXIв.

Тема 1. Российская Федерация на современном этапе. Итоговый контроль знаний. Россия в системе современных международных отношений.

Учебно-тематическое планирование занятий курса.

Тема занятий

Дата

Кол.-во

часов

Лек-

ции

Прак-

тика

Формы контроля

1

Восточные славяне в VI-VIIIвв.

4

2

2

беседа

2

Образование Древнерусского государства.

4

2

2

тестирование, работа с документами

3

Древнерусское государство (IX – первая половина XIIв.)

4

2

2

беседа

4

Культура Древней Руси.

4

2

2

беседа

5

Период феодальной раздробленности.

4

2

2

беседа

6

Борьба против монгольского нашествия в начале XIII века. Борьба русского народа с немецкой и шведской беседа экспансией в XIIIв.  

4

2

2

работа с документами

7

Начало объединения русских земель в XIVв. Образование Русского государства в конце XV-начале XVIвв.

4

2

2

беседа

8

Укрепление и расширение русского государства в XVIв. Развитие русской культуры в XIV- XVIвв.

4

2

2

работа с документами

9

Россия в конце XVI-начале XVIIвв.: Смутное время.

4

2

2

работа с документами

10

Россия в XVIIв.

4

2

2

написание эссе

11

Россия в конце XVII-начале XVIIIвв.( эпоха реформ ПетраI )

4

2

2

работа с документами; написание эссе

12

Россия в период дворцовых переворотов. Культура России XVIIIв.

4

2

2

беседа

13

Россия в начале XIXв. Отечественная война 1812г.Движение декабристов.

4

2

2

работа с документами

14

Россия в 30-50-е годы  XIXв. Культура России в первой половине XIXв.

4

2

2

написание эссе

15

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие России в 60-90-е годы  XIXв.

4

2

2

работа с документами

16

Общественное движение в 70-80-е годы  XIXв. Внешняя политика во второй половине XIXв. Культура России во второй половине XIXв.

4

2

2

беседа

17

Социально-экономическое развитие России в конце XIX- начале XXв. Культура России начала века.

4

2

2

написание эссе

18

Первая Российская революция. Россия в период третьеиюньской монархии (1907-1914гг.)

4

2

2

работа с документами

19

Участие России в первой мировой войне.

4

2

2

беседа

20

Февральская революция 1917г. От февраля к Октябрю.

4

2

2

беседа

21

Октябрьская революция в России.

4

2

2

работа с документами

22

Начальный период Советской власти(октябрь 1917г.- март1918г.). Гражданская война и военная интервенция.

4

2

2

Тестирование

23

Советская страна в период НЕПа (1921-конец20-х гг.). Образование СССР.

4

2

2

работа с документами

24

СССР на этапе форсированного строительства социализма: индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства. СССР с конца 20-х до 1941г.

4

2

2

работа с документами

25

Великая Отечественная война (1941-1945гг.).

4

2

2

работа с документами

26

СССР в середине 40-х – начале 50-х годов. Советская культура 20-х – 40-х годов.

4

2

2

беседа

27

СССР в 50-х – начале 60-х годов.

4

2

2

работа с документами

28

Советская страна в середине  60-х – начале 80-х годов.

4

2

2

Тестирование

29

СССР в середине 80-х – начале 90-х годов. Советская культура 50-х – начала 90-х годов.

4

2

2

работа с документами

30

Российская Федерация на современном этапе. Итоговый контроль знаний.

4

2

2

Тестирование

Итого:

120

 

Рекомендуемая литература  для учащихся:

  1. КИМы  по истории, выпущенные издательством «Просвещение» в 2000-2008гг.
  2. Вурста Н.И. Как сдать ЕГЭ по истории России на 100 балов. Вурста Н.И. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
  3. Энциклопедия «Аванта +» История России и её ближайших соседей.

  1.  Энциклопедия «Аванта +» Великие люди мира.

Литература для учителя:

  1.  КИМы  по истории, выпущенные издательством «Просвещение» в 2000-2008гг.
  2. Вурста Н.И. Как сдать ЕГЭ по истории России на 100 балов. Вурста Н.И. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
  3. Ключевский В. О. О русской истории: Сборник . М: Просвещение

  1. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.

Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...

Пояснительная записка к элективному курсу по истории "История в лицах. Россия XX век"

Рабочая программа предусматривает расширение знаний учащихся по предмету через изучение темы "Исторические личности и их роль в истории". Углубленное преподавание истории осуществляется с помощью след...

Модульное календарно-тематическое планирование элективного курса:"Трудные и дискуссионные вопросы истории России. XIX - XX вв".

Курс рассчитан на два модуля, три темы (34 часа в год). В основе планирования использовано Приложение к Историко-культурному стандарту по Отечественной истории( "Примерный перечень трудных вопросов ис...

ПРОГРАММА элективного курса по истории и обществознанию «История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922»

Многие рассматриваемые в курсе вопросы являются дискуссионными. При рассмотрении ряда проблем приводятся аргументы сторонников и противников противоположных точек зрения....

Примерная программа элективного курса по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»

Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащих...