Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
учебно-методический материал по теме
Познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рымша Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 22 г. о. Самара
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Введение
Процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучение, как организация научно-исследовательской деятельности.
При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Легко ли это? Как организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся?
Цель данной работы: познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности школьников.
Задачи (методические):
1. Раскрыть роль проведения научных исследований в развитии творческой личности.
2. Вооружить учителей теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
3.Сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.
4. Оказать практическую помощь в работе педагогам - научным руководителям.
Определение научно-исследовательской деятельности
Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке. Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.
Специфика научно-исследовательской деятельности
Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя (учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание.
В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:
- навык самостоятельной исследовательской деятельности;
- навык работы с научно-познавательной литературой;
- инициатива и творчество;
- использование, расширение и углубление школьных знаний;
- навык совместной работы со специалистами;
- самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.
Выбор темы исследования
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.
Темы исследований | |
Теоретические | Эмпирические |
Ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках | Проведение собственных наблюдений и экспериментов |
Основные критерии выбора темы:
1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности.
2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.
3. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Формулировка темы
Тема – это визитная карточка исследования.
Требования к формулировке темы:
1. Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.
3. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, то есть процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.
Обоснование актуальности темы
Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.
Главные правила:
1. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.
2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.
3. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема - некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).
4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.
Определение гипотезы
Гипотеза (древнегреческое) - это «основание, предположение».
В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы. Гипотеза должна соответствовать ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».
Цель и задачи исследования
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать…
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Классификация задач исследования
Степень сложности экспериментальных данных | ||
Практические | Собственно исследовательские | Научные |
Методы исследования
Метод – это способ достижения цели исследования
Методы исследования | ||
Теоретические | Эмпирические | Математические |
Моделирование Абстрагирование Анализ и синтез От простого к сложному | Наблюденип Сравнение Эксперимент Тестирование Интервьюирование | Статистические Сетевое моделирование Программирование Визуализация |
Виды научно-исследовательских работ учащихся
- Информационно-реферативные
- Экспериментально-творческие
- Натуралистические и описательные
- Исследовательско-творческие
- Проблемно – реферативные
- Виды работ учащихся
Информационно - реферативные. Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы.
Проблемно – реферативные. Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/.
Экспериментально – творческие. Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные. Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования (общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.)
II. Проведение научного исследования
1. Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы. В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д. План исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и закономерности.
Дата | Мероприятие | Оборудование | Ответственные |
2. Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят, насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.
Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании.
Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила.
1. He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.
III. Оформление научно – исследовательской работы
Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике - это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы.
Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс).
IV. Защита результатов исследования
Основные формы представления результатов:
- сообщение
- полный текст учебного исследования
- тезисы
- научная статья (описание хода работы)
- отчет
- план исследования
- устный доклад
- стендовый доклад (оформление наглядного материала)
- реферат проблемного характера
- компьютерная программа
- прибор с описанием его действия
- видео- и аудиоматериалы.
Уровни представления работ: внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные и др.
Заключение
Академик Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Современный учитель является важнейший фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества к готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Научно-исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования.
Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.
Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования школьного образования.
Список источников
1. Головко О. Научно-практическая деятельность школьников // «Народное образование». - 2003. - №3. – С. 5-8.
2. Ивочкина Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // «Народное образование». - 2000. - №3. – С. 4-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»
Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Организация научно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка. Проектная методика.
Статья о б использовании проектной методики на уроках английского языка. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не то...
Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"
Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...
Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания
Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания...
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках физики «Лабораторная работа без описания»
Методическая разработка метода...
Организация научно-исследовательской работы с учащимися
Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...