Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "
статья (11 класс) по теме

Курмашева Ануза Азгаровна

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. 

Я считаю, что для освоения навыков исследовательской работы основная нагрузка ложится на  внеурочную работу школьников, занятия математического кружка, который отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике

                            Учитель математики МБОУ "Азбабинская СОШ" Апастовского муниципального района Республики Татарстан Курмашева Ануза Азгаровна

                                           2012 год

                                                                          Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, компетентность в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность старших школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть, ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Я считаю, что для освоения навыков исследовательской работы основная нагрузка ложится на  внеурочную работу школьников, занятия математического кружка, который отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. На занятиях кружка ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале. Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят своё дальнейшее развитие. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации.

Цели поиско-исследовательской деятельности:

Выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;

Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях;

Формирование и развитие, у учащихся, навыков исследовательской работы;

Развитие компетенций у учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.

Работаю с учащимися поэтапно. В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности:

1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров.

2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.

3 уровень – исследовательский, экспериментальный

4 уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с  конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

 Все исследования, которые проводят учащиеся, делятся  на три типа:

I тип – это монопредметное исследование. Оно выполняется по математике, предполагающее привлечение знаний для решения проблемы именно по тому вопросу, который исследует ученик.

II тип (перспективный и интересный для школьников) – это междисциплинарное исследование или по-другому межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение проблемы, требующей привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником из разных учебных предметов или наук.

III тип – это надпредметный. В данном случае это самый распространённый вид исследований. Здесь на лицо совместная деятельность учащегося и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем.

Научно-исследовательская работа   в кружковой деятельности проводится в нескольких направлениях:

I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);

II направление – групповая работа, включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Выполнение  этих  работ требует от учащихся умения работать с научной и научно-популярной литературой (в том числе с первоисточниками), свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования, делать корректную статистическую обработку своих материалов, уметь оценивать границы применимости результатов. Можно говорить о том, что в совокупности все это развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать уже в школе. Критерием успешности деятельности научного общества учащихся, является самоощущение ученика, комфортность пребывания в школе, в которой ему помогают самореализоваться.

Итогом исследовательской работы является ежегодная научно-практическая конференция в школе. Ежегодно мои воспитанники участвуют на школьной научно-практической конференции с докладами. А также участвовали в районных турах Межрегиональных чтениях имени Каюма Насыйри с докладами « Каюм Насыйри и геометрия» , «Математическое наследие Каюма Насыйри» , «Геометрия татарских узоров»,  «Проценты в повседневной жизни»,  « Практическое применение прогрессий». Кроме этого, ученица 10 класса Сиразеева Алия участвовала на заочных турах  научно-практических конференциях в Актанышском районе «Без яшь, без сэлэтле»,  Рождественских чтениях.

Материал, собранный в работах, я использую на кружковых занятиях и на уроках. А все работы становятся частью научно-методического обеспечения школы.

В результате работы я убедилась в том, что научно-исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Воспитанники математического кружка приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:

учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки)

информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее при помощи технических средств)

коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, умение толерантным, презентовать себя).

компетенция личностного самосовершенствования .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

Формирование навыков научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения физики

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией ...

Научно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения химии

Презентация к выступлению на районном семенаре (2014-2015 учебный год)...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....

«Развитие математических способностей учащихся в процессе внеклассной работы по математике в начальной школе»

Использование внеклассной работы по математике способствует развитию математических способностей младших школьников....