технологическая карта
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Харченко Людмила Николаевна

Технологическая карта соствлена в соответствии с требованиями ФГОС для урока истории в 5 классе по теме "В гаванях афинского порта Пирей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx212.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В гаванях афинского порта Пирей

Цели урока:

Способствовать ознакомлению обучающихся с военной и торговой гаванью Пирей, составом населения, рабством в Афинах; создать условия для раскрытия противоречивого и ограниченного характера афинской демократии

Тип и вид урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний/урок - путешествие

Планируемы результаты

Предметные

Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее познавательную ценность

Личностные результаты

Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление желания больше узнать, внимания;

Метапредметные результаты

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении

Основное содержание темы, понятия и термины

Военная и торговая гавань. Граждане и негражданское население Афин. Рабство в Греции. Продажа рабов. Длинные стены, граждане, амфора, пошлина, налог, переселенцы, верфь

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта «Древняя Греция». Рабочая тетрадь.Ч.2; Схема «План Пирея в V  в. до н.э.»; Учебные картины: «В торговой гавани Пирей», «На рынке рабов»

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Форма контроля

1.Орг.момент

Фронтальная, словесный, слово учителя

Приветствует учащихся

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

2.Актуализация знаний и способов действий

Фронтальная, словесный, наглядный. Беседа, работа с картой

  • С каким событием в истории Греции вы познакомились на прошлых уроках?
  • Предлагает назвать важнейшие сражения греко-персидских войн, назвать даты сражений

Называют даты исторических событий, имена исторических личностей

Познавательные: воспроизводят информацию по памяти

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости

Беседа по вопросам

3. Постановка учебной задачи

Фронтальная, словесный, наглядный. Сообщение учителя , работа с картой, беседа

После победы греков при Саламине и Платеях жители Афин отстроили свой город, сожжённый Ксерксом заново. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими города. Для борьбы с персами Афины создали военный союз греческих государств, который назвали Афинским морским союзом. Именно этот союз смог окончательно разбить войска персов. По договору между противоборствующими сторонами персам и их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. Во многих освобожденных полисах была установлена власть демоса – демократия. Наибольшего расцвета она достигла в Афинах.

Сегодня, я вам предлагаю сесть на корабль на побережьи Черного моря. Проследим по карте наш путь. Мы подплываем к берегам Аттики (Какая это часть Греции? Средняя ) остановимся в гаванях афинского порта Пирей

  • Давайте сформулируем задачи нашего путешествия в Пирей

План урока.

1.Военные и торговая гавань

2. Тяжелая участь рабов

Слушаю учителя.

Находят на карте Афины и афинский порт Пирей.

Формулируют основные задачи урока.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Работа с картой, беседа по вопросам

4.Усвоение новых знаний и способов действий

В военных гаванях. В торговой гавани. Состав населения. Рабство в Греции. Продажа рабов

Групповая, словесный, наглядный. Работа с тексом, картиной; рассказ учителя

Рассказ учителя: Главным портом Афинского государства в V в. до н.э. стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. Афиняне тщательно его укрепили. В Пирее находились две военные и одна торговая гавани. В военных гаванях находилось около 400 триер, служили на них только граждане.

Ребята давайте мы с вами вспомним каково было положение населения в Афинах? (Опираясь на схему, предложенную учителем)

Итак мы с вами оказались в Пирее.  Мы  с вами разделились на 3 группы.

  1. Знакомятся с военными гаванями
  2. Знакомятся с торговой гаванью
  3. Знакомятся с положением афинских граждан, переселенцев и рабов

Вам необходимо составить рассказ об увиденном.  В работе группы участвует каждый ученик. 1 представитель от группы представит ваш рассказ всем нам.

Характеризуют основные категории населения Афин, используя опорную схему

Выполняют задание по группам

Познавательные: использую знаково-символические средства для решения учебной задачи;

Коммуникативные: умение работать в группе; высказывать свое мнение, выслушивать других;

5.Закрепление знаний и способов действий

Групповая, словесный, рассказ, беседа

Проблемный вопрос

Предлагает группам представить результаты своей работы

-Вспомните определение демократия – власть демоса или народовластие

Предлагает охарактеризовать демократию в Афинах.

Мы с вами знаем, что после реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей Однако никаких политический прав не было у женщин, рабов и чужеземцев.

Подводит к мысли, что демократия в Афинах носила ограниченный характер, с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам

Рассказывают, опираясь на наглядно-демонстрационный материал

Определяют понятие демократии. Характеризуют демократию в Афинах

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (небольшой рассказ), слушают и понимают речь других

Познавательные: воспроизводят информацию по памяти; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Рассказ

Беседа по вопросам

6.Рефлексия

Подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Заполняют таблицу из трех граф.

В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу “М” – “минус записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

 

 

 

7.Информация о домашнем задании

Словесный, сообщение учителя

Комментирует задание

Написать письмо другу из порта Пирей

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Напоминалка:

Распечатать схемы

http://festival.1september.ru/articles/630253/img1.gif

Распечатать листы рефлексии

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

 

 

 

Распечатать статья Демократия в Афина


Все население Аттики в VII в. до н.э. можно разделить на свободных и рабов.

  • Какими путями жители Аттики становились рабами? (Должники.)
  • Однако в Аттике были не только рабы должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.
  • Как рабы-чужеземцы могли оказаться в Афинах? (Чужеземцы проданные в рабство за серебро. Люди, захваченные пиратами из заморских стран.)
  • Кому в Аттике принадлежали земли и власть? (Знатные.)

Знатных людей называли – аристократами, в переводе с греческого “благородные, лучшие, знатные люди, господа”.

  • Как назывались остальные свободное население Аттики? (Демос: земледельцы, ремесленники, купцы.)

Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником.

– Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати. Почему? (Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса.)

Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души.

Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?

– Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?

Законы Солона. 594 г. до н.э.

Закон.

Основное содержание.

1

Прощение долгов.

Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат, заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью.

2

Запретить обращать в рабство за долги.

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны.

3

Выборность судей.

Из всех афинян независимо от их знатности и богатства.

4

Регулярный созыв народного собрания (экклесия).

В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.

 

Значения законов.

Заложены основы демократии.

Законы Солона по своей сути можно разделить на 2 категории:

  1. Отмена долгов, долгового рабства.
  2. Изменения в управлении государством.

http://xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai/63/087/8/84.jpg                 http://xn----7sbbzn3afjs.xn--p1ai/63/087/8/84.jpg

http://festival.1september.ru/articles/630253/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/630253/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/630253/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/630253/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/630253/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/630253/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/630253/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/630253/img1.gif

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

  

 

 

 

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

 

 

 

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...