Рабочая программа "Быт народов Бурятии"
рабочая программа по краеведению (7 класс)
Программа факультативного курса «Быт народов Бурятии» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 7 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа. Программа курса составлена в соответствии с вариативной частью учебного плана по программе развития школы, основная цель которой – создание этноэкологической школы, как фактора устойчивого развития местного сообщества.
Цель курса: формирование и развитие личности учащихся на народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях.
Основные задачи курса:
- способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
- способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
- расширить словарный запас учащихся;
- освоение учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.
Программа факультативного курса основана на единых подходах и принципах:
- интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребенка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_byt_narodov_buryatii_7_klass_18.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании МО | зам. Директора по УВР(ВР) | директор МБОУ ВСОШ |
протокол № ______ | О.А. Синицына | В.М. Золотуева |
«_____»_______20 _ г. | «_____»_______20 _ г. | «_____»_______20 _ г. |
Руководитель МО Л.А. Карпова_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса «Быт народов Бурятии »для 7 класса
уровень базовый
2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
Разработчик программы: Карпова Людмила Анатольевна
учитель технологии, высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.
Д. С. Лихачев
Программа факультативного курса «Быт народов Бурятии» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 7 класса и рассчитанный на 34 учебных часа. Его содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям, его культурной самобытности, в которой ребенок проживает, стране его происхождения, и к цивилизациям, отличным от него собственной» (ст. 29). .В нашей Республике Бурятия проживает более 160 национальностей, каждая из которых имеет свою уникальную самобытную культуру. В процессе образования учащиеся осваивают многовековой социальный опыт, как родной, так и общечеловеческой культуры. Сохранение межнационального согласия, межэтнической толерантности, развитие добрососедства передано через народное художественное творчество, музыкальные и культурные традиции, населяющих Бурятию народов.
Культура Бурятии вмещает в себя колоссальный смысл – это не только музыка, театр, песни, но и литература, живопись, декоративно-прикладное искусство, памятники истории, библиотеки, музеи и др.
Программа курса составлена в соответствии с вариативной частью учебного плана по программе развития школы, основная цель которой – создание этноэкологической школы, как фактора устойчивого развития местного сообщества.
Цель курса: формирование и развитие личности учащихся на народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях.
Основные задачи курса:
- способствовать развитию личностной культуры как основы любви к Родине;
- способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
- расширить словарный запас учащихся;
- освоение учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, эмоционально-ценностной компетенций.
Программа факультативного курса основана на единых подходах и принципах:
- интеграция областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребенка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Теоретическая часть - раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, демонстраций, фильмов, конференций.
Практическая часть включает в себя навыки разработки и изготовления изделий, поделок, композиций, сувениров; выполнение эскизных зарисовок; самостоятельную работу с литературой, выпуск буклетов, брошюр и т.д.
Реализация целей и задач курса осуществляется в проектной деятельности учащихся. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении учащихся и интегрировать знания, умения и навыки, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных.
Программа основана на блочно-модульном принципе. Она состоит из трех блоков:
1.Материальная культура
2.Профессиональная культура
3.Духовная культура
Первый блок предполагает знакомство с материальной культурой бурят. Включает такие модули, как «Традиционное хозяйство», «Жилище, домашняя утварь», «Пища», «Одежда и украшения».
Второй блок «профессиональная культура» призван ознакомить учащихся со становлением и развитием профессиональной культуры Бурятии. Он состоит из таких модулей: «Просвещение и наука», «Театральное и музыкальное искусство», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музей», «СМИ и культурно-просветительская работа».
Цель третьего блока «Духовная культура» - формировать нравственное отношение к духовной культуре народа. Включает в себя модули: «Религия», «Народные праздники», «Народные игры», «Бурятские пословицы и поговорки», «Благопожелания - үреэлы».
Каждый модуль в свою очередь подразделяется на темы.
Необходимо подчеркнуть значение взаимообогащения устного и декоративно – прикладного творчества. Эти виды творчества в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся приобретут знания по бурятской народной культуре;
- повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
-Основные технологические понятия; назначения инструментов и оборудования, с которыми работают; правила техники безопасности с ручными инструментами, швейным оборудованием, электрооборудованием; правила пожарной безопасности;
- быт, основные занятия бурятского народа;
-Устройство юрты;
-Семантически значимые объекты: значение очага, роль огня;
- традиционную кухонную утварь бурят, старинную мебель;
- обычаи и традиции бурят.
-Мотивы и композиции орнаментов; отражение в орнаменте стихий огня, воды, дерева, воздуха, земли;
- о выдающихся деятелях науки, искусства Бурятии;
- историю и развитие национальных театров;
- о народных праздниках и играх
Учащиеся должны уметь:
-Правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические требования в мастерской; уметь правильно пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием в кабинете;
- Изготовить сувениры, современные предметы быта в национальном стиле;
- Изготавливать обереги;
- Вышивать орнаментальные узоры;
- Сервировать стол к празднику Саагалган;
- Приготовить зеленый чай с молоком;
- выразительно читать;
- создавать проекты
- играть в народные игры
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Материальная культура (10 часов)
Традиционное хозяйство. Скотоводство. Охота. Рыболовство. Земледелие и ремесло. .Поселения, жилища, домашняя утварь. Бурятская юрта (войлочная, деревянная).Домашняя утварь. Пища. Виды молочной пищи бурятской кухни. Кухня и ритуалы, связанные с ними. Одежда и украшения. Бурятский национальный костюм (мужской и женский)
2. Профессиональная культура (16 часов)
Просвещение и наука. Первые бурятские школы. Профессиональное образование. Театральное и музыкальное искусство. История и развитие национальных театров. Музыкальная культура Бурятии. Выдающиеся деятели культуры РБ. Изобразительное искусство. Живопись и графика.
Декоративно-прикладное искусство. Художники Бурятии. Фольклор. О жизни и творчестве народного поэта Бурятии нашего земляка А.Д.Бадаева.
3. Духовная культура (8 часов).
Религия. История и культура буддизма. Шаманизм. Христианство. Народные праздники
Народные праздники – Саагалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган. Народные игры.
Бурятские пословицы и поговорки. Смысл, характер и содержание бурятских пословиц и поговорок. Благопожелания – үреэлы. Благопожелания – характерная особенность традиционной культуры бурят.
4. Итоговый урок (1ч.)
Проведение конкурса с решением тестов, заданий, кроссвордов. Профессии арт. технологий. Учебные заведения декоративно-прикладного искусства и культуры Бурятии, Сибири.
Учебный план курса «Быт народов Бурятии»
№ | Содержание теоретического материала | Кол-во часов | Ключевые понятия | Виды деятельности. Творческие задания | Практическая часть | Дата | ||||
план | факт | |||||||||
1. Материальная культура | ||||||||||
1 | .Традиционное хозяйство | 1 | Скотоводство, как основное значение бурятских хозяйств | Лекция | ||||||
2 | Скотоводство. Охота. Рыболовство. Земледелие и ремесло. | 1 | ||||||||
3 | 2.Поселения, жилища, домашняя утварь | 1 | Традиционный интерьер жилища | Лекция | ||||||
4 | Бурятская юрта (войлочная, деревянная) | 1 | Типы жилища | Проект | Создать макет юрты | |||||
5 | Домашняя утварь | 1 | Посуда | Рисунок натюрморт бурятской утвари | ||||||
6 | 3.Пища | 1 | Пища как часть культуры бурят | Лекция | ||||||
7 | Виды молочной пищи бурятской кухни. Кухня и ритуалы, связанные с ними. | 1 | Народные способы хранения и консервации продуктов питания | Реферат | Собирать рецепты изготовления продуктов из молока | |||||
8-9 | 4.Одежда и украшения. | 2 | Ювелирное искусство Бурятии на современном этапе. | Выполнения украшения из бисера | ||||||
10 | Бурятский национальный костюм (мужской и женский) | 1 | Бурятский костюм. | Уметь различать мужской национальный костюм мужского от женского. Знать все элементы | ||||||
Профессиональная культура | ||||||||||
11 | 1.Просвещение и наука | 1 | Лекция | |||||||
12 | Первые бурятские школы. Профессиональное образование | 1 | Сбор материалов для сообщения | |||||||
13-14 | 2.Театральное и музыкальное искусство История и развитие национальных театров | 2 | Лекция | |||||||
Сбор материалов для проекта «Театральное и музыкальное искусство Бурятии» | ||||||||||
15 | Музыкальная культура Бурятии | 1 | Выполнить презентацию | |||||||
16 | Выдающиеся деятели культуры РБ | 1 | ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БУРЯТ | Лекция | ||||||
17 | 3.Изобразительное искусство | 3 | Создание рисунков | |||||||
18 | Живопись и графика | 1 | Презентация | Экскурсия в художественный музей им. Сампилова | ||||||
19-20 | Декоративно-прикладное искусство | 2 | Народные промыслы | |||||||
21 | Художники Бурятии | 1 | Лекция | |||||||
22-23 | Фольклор | 2 | Народная музыка. | Разучивание песен | ||||||
24-25 | О жизни и творчестве народного поэта Бурятии нашего земляка А.Д.Бадаева | 2 | Выпуск буклета, медиапрезентации об А.Д.Бадаеве | |||||||
\ | Духовная культура | |||||||||
26 | .Религия | 1 | Легенды и предания о хозяевах, духах местности. | Лекция | ||||||
27 | История и культура буддизма | 1 | Буддизм. Шаманские верования | Лекция | ||||||
28 | Шаманизм. Христианство | 1 | Христианские календари и совместные славяно-христианские. | Лекция | ||||||
29 | 2.Народные праздники | 1 | Празднование Сухарбана в районе, в республике. | Подготовить доклад с применением икт | ||||||
30 | Народные праздники – Сагаалган, Сурхарбаан, Обоо тахилган | 1 | Обряды и обычаи празднования Сагаалгана. | Разработка материалов для проведения этих праздников | ||||||
31 | 3.Народные игры | 1 | Древнейшие игры | Викторина | ||||||
32 | 4.Бурятские пословицы и поговорки Смысл, характер и содержание бурятских пословиц и поговорок | 1 | Подобрать пословицы. Конкурс «Кто больше?» | |||||||
33 | 5.Благопожелания – үреэлы Благопожелания – характерная особенность традиционной культуры бурят | Лекция | Запись благопожеланий от старших членов семьи и других людей. Заучивание наизусть. | |||||||
1 | ||||||||||
34 | Итоги года. Зачет. | 1 |
Литература:
- Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ, 1987.
- Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан – Удэ, 2004. – 228с., ил. 2
- Басаева К.Д. Традиционное бурятское жилище и его членение // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. - Улан-Удэ, 1984.
- Батуева И.Б., Зориктуев Б.Р. Скотоводство и скотоводческие традиции у бурят//Этническая история и культурно-бытовые традиции бурят. - Улан-Удэ, 1994.
- Болонев Ф.Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. - Улан-Удэ. 1985
- Болонев Ф.Ф. Декабристы о семейских // Ссыльные декабристы в Сибири. -Новосибирск, 1985.
- Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья // Россия древняя и вечная. -Иркутск, 1992. -с.318-363, 89-104.
- Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья: (Вторая половина XIX- начало ХХвв.). - Новосибирск, 1978.
- Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII - XX вв. - Новосибирск, 1994
- Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики. - Барнаул, 2000.
- Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских. - Улан-Удэ, 1975.
- Болонев Ф.Ф. Хозяйственные и бытовые связи семейских с местным и пришлым населением Бурятии в XIX - начале XX в. // Этнографический сборник, вып.6.- Улан-Удэ, 1974, с.56-66.
- Болонев Ф.Ф. О некоторых элементах мировоззрения старообрядцев Забайкалья. // Очерки социально-экономической и культурной жизни Сибири. -Новосибирск, 1972, с.87-99.
- В.А.Михайлов. Войлочная и деревянная юрты бурят. – Улан – Удэ: Изд- во ОНЦ «Сибирь», 1993г.
- Бурятский бытовой орнамент/Рукописный отдел БФ СО АН СССР. – Улан – Удэ, Бурятское книжное издательство, 1974г
- Бурятия – территория мира и согласия/ сост. Д.Цыбенова, Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии, 2003г.
- Как праздновать Саагалган. – Улан – Удэ: Музей истории Бурятии им. М.Н.Хангалова, 2005г. 21
- Журнал «Школа и производство», № 2, 2010; №4,2000.
Наглядные пособия:
- Электронные диски: «Бурятия – территория толерантности», «Костюмы народов Бурятии», «Семейские в Бурятии», «Эвенки».
- Макеты юрты
- Куклы в национальных костюмах
- Сувениры, эмблемы.
- Презентация «Внутреннее убранство юрты»
- Набор открыток «Бурятский национальный костюм».
- Альбом» Бурятский народный орнамент»
- Альбом «Национальный костюм в технике бумажной аппликации»
- Дидактические папки по темам
- Разработанные презентации по темам.
- Рефераты учащихся по темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Литература Бурятии" с разработкой урока "Притчи Р. Номтоева"
Рабочая программа элективного курса "Литература Бурятии" для учащихся 8 класса с разработкой урока "Притчи Ринчена Номтоева, просветитиеля, ученого, философа". Работа заняла II место в республиканском...
Презентация "Культура и быт народов Бурятии"
здесь вы можете познакомиться с презентациями учащихся по истории малой Родины...
Разработка сценария "Кухня народов Бурятии"
В данном конкурсе участницам предстоит продемонстрировать свои знания и умения в области «кулинария», русской и бурятской народной кухни. Проявить свою фантазию, творческие способности, ре...
Мастер-класс по проведению Республиканского студенческого фестиваля "Дружба народов Бурятии"
Республиканский студенческий фестиваль "Дружба народов Бурятии", посвященный Всемирному Дню толерантности, является одним из этапов проекта "ТСиГХ - территория здоровья". Цель фест...
Война: Бурятия в 1941-1945 годы. Трудовой и ратный подвиг народов Бурятии.
Материал по краеведению, раскрывающий вклад тружеников тыла, народов, проживающих на территории Бурятии, а также ратный подвиг воинов из Бурятии....
Открытое мероприятие "Народы Бурятии"
Час общения в 9 классе на тему "Народы Бурятии"...
Внеклассное мероприятие по технологии 8-11 класс "Кухня народов Бурятии"
Внеклассное мероприятие по технологии 8-11 класс "Кухня народов Бурятии"...