Конспект урока "Древний Восток"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Древний Восток" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_drevniy_vostok_obobshchenie.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Древний Восток»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цели урока:
- способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
- способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
- воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока.
- обобщение и систематизация ранее полученных знаний о государствах Древнего Востока, , закрепление основных ведущих идей темы;
Оборудование:
карточки с заданиями, презентация,мультемедио, компьютер, лавка древностей
Ход урока
- Организационный момент
Ход игры-путешествия
История - одна из самых интересных наук в мире, и хотя вами изучена лишь небольшая частичка событий в биографии человечества, вы уже легко можете ответить на многие вопросы.Сегодня мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Наши с вами задачи на урок:
1.Повторить основные события по теме «Древний Восток»
2. Вспомнить даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины.
3.Закрепить полученные знания.
4.Развивать умения делать выводы, сравнивать, воспроизводить полученную информацию.
5. Воспитывать уважение к истории, традициям, культуре Древнего Востока.
Звонок. Ребята, мы получили видеописьмо ()
Правила поведения на борту хронолёта:
- Когда говорит один – другие слушают.
- Дай высказаться каждому.
- Умей слушать и слышать.
Итак, отправляемся, время ограничено!!!
Вы приземлились, определите свой пункт назначения.
Команда 1
На нильских берегах страна,
Богатой и цветущею была.
И ею фараоны управляли,
Восстание рабов здесь подавляли.
Назови, что за страна.
В мире есть сейчас она.(Египет)
Команда 2
Расскажите–ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Где из глины повсеместно
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда. (Двуречье)
Команда 3
На восточном побережье моря Средиземного
Государство моряков было очень древнее.
Чтоб успешней торговать, надо проще им писать
И для этого пришлось алфавит изобретать. ( Финикия)
Соседка Финикии эта страна
Ливанскими горами она отделена,
Река течет и в море впадает не спеша.
Евреи поселились, цветущий край хваля. (Палестина)
Команда 4
В этой стране, в джунглях
Исполинское дерево проросло.
Да так, что не видно
За ним и слонов.
Его как бога почитали.
«Царь леса» все и называли. (Индия)
Команда 5
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести,
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили стену строить,
Чтобы не было войны. (Китай)
Итак, приступаем к выполнению первого задание, вставьте пропущенные слова и покажите нам на карте названные объекты
1. Египет находится в северо-восточной________(Африке)
По этой земле протекает одна из самых больших рек в мире_______(Нил)
Впадая в ______(Средиземное)море, река делится на несколько рукавов, образуя_______(дельту). По берегам реки росли финиковые пальмы и высокий тростник ______(папирус).После разлива реки на полях оставалась не только влага, но и плодородный _____(ил). Среди песков лишь изредка встречаются островки зелени______(оазисы)
2.Если бы мы захотели попасть из Египта в Междуречье, мы бы отправились на северо- _______(восток). Преодолев_______(Синайский) п-ов, ещё много дней продвигались бы по огромной _____(пустыне). Междуречье находится между двумя большими реками _____(Тигр) и ____(Евфрат). В отличие от Египта разливы рек здесь проходили очень _______(бурно), смывая всё на своём пути. Города Двуречья долго воевали между собой за первенство, победил________(Вавилон)
3.На восточном побережье Средиземного моря находится государство _________(Финикия). Самыми крупными городами в этой стране были – _____(Библ), _________(Тир), ____(Сидон). В Финикии изобрели ________(стекло), алфавит и ______(пурпурную краску). В Северной Африке финикийцы основали самую крупную колонию ____(Карфаген).
Река в Палестине ____________(Иордан). Самыми главными врагами израильтян были _________(филистимляне). С Голиафом сразился юный пастушок ______(Давид), который позднее был избран царём. Столицей Древнееврейского царства стал ______(Иерусалим).
4.Индия расположена на юге ____________(Азии)
Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире_____(Гималаи).Берега Индии с запада, с востока и юга омывает_______________________(Индийский океан).
Самые многоводные реки Индии – ________(Инд)и_________(Ганг).
В__________(3)веке до н.э. почти все индийский царства объединилпод своей властью царь_________(Ашока).
5. Китай находится в Восточной______(Азии). По территории Китая протекают крупные реки_______(Хуанхэ) и ________(Янцзы).На обширной территории возникло несколько государств, которые ________(воевали) друг с другом, пока один из правителей ________(ЦиньШихуан)в _____(221)году до н.э. не объединил весь Китай под своей властью.Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути была построена -----Великая китайская стена
Задание№ 2««Исторический словарь. Грамотеи»
(проверяется правильность написания исторических терминов). Вставить пропущенные буквы и дать определение слову:
- Мемф*с
- П*рамида
- Ш*дуф
Скульптура льва с головой человека ___?(сфинкс)
- Асс*рийская держава
- Хам*урапи
- Клин*пись
Денежный сбор в пользу государства ___?(налог)
- К*лонии
- Зап*веди
- Скр*жали
Фантастическое сказание о богах и героях ___?(миф)
- Бр*хманы
- Сахарный тр*стник
- *тшельник
Группа людей в Индии со своими правами и обязанностями ___?(каста)
- К*нфуций
- Ш*лк
- Бойн*ца
Обязательные правила поведения _?(законы)
Задание № 3 Поймай дату!
В каждом государстве происходили судьбоносные события.
Вы должны за 1 минуту соотнести даты с событиями.
1. Объединение Китая в единое государство 221 г. до н.э.
2. Захват Египта персами 525 г. до н.э.
3. Образование единого государства в Египте 3000 г. до н.э.
4. Строительство пирамиды Хеопса в Египте 2600 г. до н.э.
5. Взятие Вавилона Персами 538 г. до н.э.
6. Правление Хаммурапи в Вавилоне 1792 – 1750 гг. до н.э.
7. Завоевания фараона Тутмоса III 1500 г. до н.э.
Задание № 4 !
Определите, какие правители древности могли написать о себе приведенные ниже слова! Какими государствами они управляли?
- Я – царь, превосходящий прочих царей, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению! По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да воссияет в стране моя справедливость! Пусть мои законы не имею нарушителя! (Хаммурапи).
- Я царь чью мудрость восхваляют по всему свету! Мне удалось заключить союз с фараоном Египта и женится на его дочери! Это обезопасило границы моего государства, и я с гордостью могу сказать: «Каждый жил спокойно под виноградником своим!» За то, что бог Яхве дал мне мудрое сердце воздвиг я в его честь храм и прославлял везде его имя! (Солон).
- Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце! (Ашшурбанапал).
- Я - царь великий, царь царей, царь этой земли! Мне достались 23 страны, они стали мне подвластны, приносили мне дань! Эти страны следовали моим законам! (Дарий I).
- Я сын Неба, объединив Поднебесную, принял титул первого императора династии! Обрушил мощь империи против варваров, живущих на севере, чтобы они не нарушали спокойствие империи, построил стену в десять тысяч ли! (ЦиньШихуан).
Задание № 5 !
1)Только фараон и самое близкое его окружение носило сандалии.Даже супруга фараона ходила босой. Первую обувь делали из коры, волокон пальмы и даже из исписанных свитков папируса. Сандалии украшали, а на подошвах изображали врагов. Предположите, для чего это делали египтяне?
Ответ: Чтобы при ходьбе попирать врагов ногами и таким способом унижать их.
2)В Южном Двуречье в древности богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь. Почему дети получали в наследство наряду со слитками серебра такой странный предмет как дверь?
Ответ: В ЮжномДвуречье нет лесов, древесина была привозной и стоила дорого.
3) Название Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы” по-гречески означает “красноватые”. Почему именно так называли греки финикийцев?
Ответ: Финикийцы изобрели пурпурную краску и продавали крашеные ткани далеко за пределами страны.
4)Совершая религиозные обряды, индийцы пели песни богам и звали их в гости, посидеть на связках травы у костра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь. Предположите, для чего индийцы бросали пищу в огонь?
Ответ: они считали, что пища не сгорает, а с дымом уносится на небеса к богам
5)По конфуцианским воззрениям всем на земле управляют мужчины, а женщины им подчиняются, поэтому они должны придерживаться трёх правил: в девичестве повиноваться отцу и старшим братьям, выйдя замуж-мужу, а после его смерти…..Предположите, кому после смерти мужа должна подчиняться вдова?
Ответ: старшему сыну.
6 пункт назначения «Лавка Древностей»
Ребята, мы сейчас попытаемся сыграть экспресс-спектакль и решим задачу, а доказательство найдем в лавке древности. Два актера от команды читают историческое письмо по ролям.
Два индийца сидят за низким столиком друг против друга. Прислушаемся к их разговору. Судя по словам, они непримиримые враги. Но почему-то оба улыбаются, шутят и нет ненависти на их лицах.
— Это было лучшее из выигранных мной сражений! Помнишь, как мой любимец-слон топтал твою неповоротливую пехоту? Ты понес невосполнимые потери!
— Все было так, но в тот момент, когда успех кружил тебе голову, моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. То-то ты растерялся...
— Совсем ненадолго, притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.
— Не зазнавайся: это случайное везение... Берегись, мы встретимся еще раз, и уж тогда победа останется за мной! (Шахматы)
Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
— Если бы ты только знал, какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.
— Ну какой же ты выдумщик и враль!
— Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани... (Хлопок)
Другой древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
— Если бы ты только знал, какая удивительная страна Индия. Самое необыкновенное там то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!
— Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда! (Сахар)
Некий врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.
— Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный...
— Лекарство редко бывает приятным на вкус, но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: попомни мои слова, за этим питьем большое будущее. (Чай)
-Какая она красивая, никогда такой не видел, она такая лёгкая и воздушная, но почему же такая дорогая?
-Но ведь её привезли из Китая, много дней караван добирался до нашего города, многие опасности подстерегали торговцев в пути. Но разве эта ткань не стоит тех золотых монет, которые я у вас прошу?(Шёлк)
3 Подведение итога урока.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Наша миссия выполнена, пора возвращаться.(Музыка)
Награждение.
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по МХК. Культура Востока
Настоящий раздел предлагает материалы по культуре Индии, Китая, Японии. Современные представления о мифологии, религии, изобразительном искусстве, предпринята попытка анализа словообразов поэзии Ли Бо...
конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"
Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « Древний Восток. Египет- государство на берегах Нила»
Конспект урока истории по ФГОС в 5 классе....
Конспект урока в 6 классе "Нашествие с Востока"
Разработка открытого урока в 6 классе о нашествии монголо-татар на Русь. Урок построен на основе решения учебной задачи, ответ на которую учащиеся находят через работу с историческими документам...
Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"
Цели и задачи урокаОбразовательные:ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонск...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Нашествие с Востока
Цель урока: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя, показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монгол...
Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»
Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»...