Конспект урока в 6 классе "Нашествие с Востока"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Разработка открытого урока в 6 классе о нашествии монголо-татар на Русь. Урок построен на основе решения учебной задачи, ответ на которую учащиеся находят через работу с  историческими документами и работе с картой. В приложении даны раздаточные тексты, иллюстрации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 6 классе.                                                                            Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века»

Тема: Нашествие с Востока

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;

Развивающая: совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.

Оборудование: карта, учебник, раздаточный материал (тексты документов, задания группам) , иллюстрации учебника, книги; раздаточный материал (камнеметательные машины, осадные башни, таран)

! Раздаточный материал расположен в приложении

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент: работа  с документами и по картам

  Постановка целей и задач.

Урок мы начнём со знакомства с двумя высказываниями, которые относятся к 13 веку:

"О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."

"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."  

Напомню, что эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Что необычного вы отметите? Почему произошло изменение, что случилось на Руси в 13 веке?                        

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, она на доске не обозначена, вы определите её сами. Для этого выполним задание. Откройте карты “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”. Рассмотрите их внимательно. Что общего вы увидели на картах и что особенного отметите?

Общее: Раздробление государства на княжества, наступления на Русь кочевников

Различное: Выявляется факт, что в XIII веке начинается вторжение иноземных захватчиков на Русь с востока.                                                          

 Какую тему урока вы бы сформулировали, исследуя карты?

Учащиеся называют варианты.

Формулировка новой темы, запись в тетрадь

Тема урока :  “Нашествие монголо-татар с востока”. Запишем её в тетрадь.                                                                                               

  1. Изучение нового материала

Начнём с вопроса: что вы знаете о монголо-татарах?                        

Весть о страшных врагах с востока пришла на Русь от половцев. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что монголы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами». На какой стадии развития находились монголо-татары к началу завоевательных походов?

Работа с документом № 1 ( о монголах)

Каждая группа будет работать с отрывками из книг. В ходе работы вы углубите свои знания о монголо-татарах. Все группы в итоге должны ответить на поставленные в начале текстов вопросы. А затем мы сделаем общий вывод о развитии монголо-татар к началу завоевательных походов.                                                              

1 группа: 1. Каким видом хозяйственной деятельности монголы занимались до начала завоеваний?

2.  Где их родина?

2 группа: 3.На каком этапе общественного развития находились монголо-татары?

4. Составьте иерархическую лестницу социальной структуры: на вершине поместите самого  главного среди монголов и затем по убыванию в порядке значимости.                                                                              

Выводится учебная задача (УЗ): почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Задание: Выдвиньте предположения (гипотезы) , почему это стало возможным?

Выдвижение гипотез учащимися.

1206 - 1211 - покорены киргизы, буряты, якуты, уйгуры. Тангутское царство.

1211-1215 - Северный Китай.

1218 - завоевание Кореи.

1219 - 1221 - подчинение Северной Азии (Хорезм).

1220 - 1221 - отношение Азербайджана.

1221 - 1223 - разорение Армении,Грузии,Северного Кавказа    

Нам необходимо выяснить, что стало причиной завоевательных походов монголо-татар и почему они были так уверены в своей победе? Вот вопрос! Сейчас мы с вами поработаем в парах. У каждой пары будет свой документ, к которому предложены вопросы. Ответы каждой группы помогут нам найти ответ на общий вопрос.

Работа с документами (задание № 2)

Общий вывод:   Причины завоевательных походов? ( мысль о мировом господстве.)

Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?

1). все племена удалось подчинить Темучжину

 2). Высокий уровень боевой дисциплины

  3) хитрая тактика , умение владеть оружием и  военные приспособления

Первая встреча русских войск с монголо-татарскими завоевателями произошла на р. Калка в 1223 г. Русь к этому времени была раздроблена на множество княжеств. Почему русские князья согласились участвовать в битве на р. Калке?                                                                  

Работа с документом (задание № 3)                                        

Рассказ ученицы о битве на р. Калке.

Попытайтесь выделить причины поражения русских войск. Обдумайте, возможен ли был иной исход битвы на Калке?

Причины поражения русских войск в битве на р. Калке:

  1. отсутствие единства и несогласованность действий русских князей
  2. отличная военная подготовка монголов и хитрая тактика.

 Запись даты: 1223 г. – битва на р. Калке.                                                                                             

ПОХОД БАТЫЯ НА РУСЬ

1235 г. на очередном курултае было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска встанет Батый, внук Чингисхана.

По общим оценкам, против Руси выступало около 130 тыс.  Русские войска: боеспособные части дружины Рязани, Владимира, Суздаля и Новгорода насчитывали от 30 до 42 тыс.

В 1236 г. была занята Волжская Булгария.

Дата в тетрадь: 1237-1240 г.г. - поход Батыя на Русь.

Поздней осенью 1237 г.монголы подошли к русским границам.

Сейчас мы по карте проследим поход Батыя на Русь.

Ученики называют, учитель кратко комментирует.

Декабрь 1237 г. – Рязанская земля. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. 21 декабря после пятидневной осады пала Рязань.  

Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др.

В 1238 году произошло ещё одно сражение – битва на реке Сить, в которой участвовал и белозерский князь Василько.

Чем объяснить, что монголо-татары за 100 км от Новгорода повернули назад?

Маленький городок Козельск отбивал натиск врага 7 дней и только хитростью монголы смогли его взять, применив излюбленную тактику – притворились что бегут, выманив тем самым защитников из крепости., которых окружили и разбили. Монголы назвали Козельск злым городом и сравняли с землей.

2 поход монголо-татар 

Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.

Карта.

Март 1239 г. разгромлен южный Переяславль; 18 октября – г. Чернигов; 6 декабря – г. Киев. (Монголы подошли к Киеву осенью, жители города во главе с воеводой Дмитром отчаянно сопротивлялись, почти все погибли или оказались в плену).

Почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому, только под городами Даниловом и Кременцом, укреплёнными каменными стенами, монголы потерпели поражение.

ПОЧЕМУ БАТЫЮ УДАЛОСЬ ПРОВЕСТИ УДАЧНЫЙ ПОХОД НА РУСЬ?

- раздробленность русских земель

- продуманный план Батыя.

В каких государствах еще побывали войска Батыя? (Польша, Венгрия)

Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад.  Почему?

А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной  и издыхающей Россией». Объясните слова поэта.

  1. Итог урока

Ответ на учебную задачу: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

1. Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил);

2.  высокое воинское мастерство монгольского войска (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);

3. умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.

Однако, русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость. Об этом мы поговорим на следующих уроках.

Перед вами несколько рисунков. Назовем их условно "Бурелом", "Цунами", "Пожарище". Посмотрите внимательно и выберите тот рисунок, который в вашем представлении наиболее полно ассоциируется с последствиями монголо-татарское нашествие.

 «Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили. Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе».

  Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить. Во многом виной тому была существовавшая раздробленность.

  1. Домашнее задание

Задание № 1 (1)

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Каким видом хозяйственной деятельности монголы занимались до начала завоеваний?

2.  Где их родина?

Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"

Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и  Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.

 Племена не очень дружно жили между собой.

Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней.

У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья– нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.

Задание № 1 (2)

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1.  На каком этапе общественного развития находились монголо-татары?

2. Составьте иерархическую лестницу социальной структуры: на вершине поместите самого  главного среди монголов и затем по убыванию в порядке значимости.

Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"

Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и  Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.

 Племена не очень дружно жили между собой.

Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней

У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родо-племенного строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья– нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.

Задание № 2 (1)

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Кто такой Темучжин и Чингисхан?

2. Что вы узнали о происхождении Чингисхана?

3. Как его можно охарактеризовать Чингисхана?

  1. Какую задачу он поставил для развития своего государства?

О предводителе монголов

Чингисхан родился в семье знатного монгола Есугэй-богатура, по одним источникам, в 1155-м, по другим — в 1162 году в бассейне реки Амур.

В 9 лет потерял отца, которого татары, пригласив к костру и, преступив священные законы гостеприимства, накормили отравленным обедом. Темучжин долго бедствовал, скитался вместе с матерью и братьями, несколько лет провёл в рабстве. Вырвавшись на волю, стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников.

Энергичный и целеустремлённый Темучжин сумел объединить большие силы и расправиться с врагами. Больше Темучжин не нуждался и в прежних помощниках и убивает вождей монгольских племён. Прежде чем стать великим ханом, он свыше 20 лет вёл жестокую борьбу со своими противниками, и ни его народ, ни его соседи не знали от него пощады.

Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 г. великим каганом (т.е. правителем) всех монголов и присвоил ему титул – «Чингиз», что обозначает «человек, имеющий всю полноту власти». В народе Темучжина прозвали Чингиз - ханом – «Великим ханом».  Это был смелый, мужественный, расчётливый и жестокий человек.  Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир.

Составьте общий краткий ответ, ответив на все предложенные вопросы.

Задание № 2 (2)

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Почему монголы были прекрасными воинами?  (расскажите о быте)

2. В чем была сила монгольского войска? Что можно сказать о дисциплине воинов?

Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал  к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и еще меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками.

Семьи воинов могли сопровождать и  наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражения и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.

Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — Яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.

Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан – предводитель монголов - дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя, которые закрепил в своде законов - Великой Ясе. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. За менее тяжкие преступления полагался штраф.

Составьте общий краткий ответ, ответив на все предложенные вопросы.

Задание № 2 (3)

Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

1. Какова организация войска монголов, их вооружение?

2. Из каких частей состояло войско? Кратко расскажите о вооружении.

3. Какова тактика монголов в бою?

Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.

По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.

Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан.

Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в  предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.

Составьте общий краткий ответ, ответив на все предложенные вопросы.

Задание № 3

Прочитайте документы и ответьте на предложенный вопрос:

1.Что послужило причиной вступления русских ратей в борьбу с монголо-татарами?

2. Какое решение приняли русские князья на совете в Киеве?

3. Работа с картой: кто присутствовал при принятии данного решения?

Ибн-эль-Асир, арабский историк XIII века

«Когда татары овладели землёю кипчаков (половцев) и кипчаки разбрелись… то большая толпа из них ушла в русские земли; эта страна обширная, длинная и широкая, соседняя с ними, и жители её исповедуют веру христианскую.  По прибытии их к ним все собрались и единогласно решили биться с татарами, если они пойдут в них. Татары пробыли некоторое время в земле кипчакской, но потом двинулись в страну русских. Услышав весть о них, русские и кипчаки , успевшие приготовиться к бою с ними, вышли на путь татар, чтобы встретить их прежде, чем они придут в землю их, и отразить их от неё».

Галицко-Волынская летопись

«В год  1223. Пришло неслыханное войско, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них, Юрий Кончакович, не мог противостоять и бежал, и многие были перебиты - до реки Днепра. И вот, когда половцы прибежали в землю Русскую, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а завтра вы побиты будете». Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше встретить их на чужой земле, чем на своей». На том совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Галицкий – они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодович, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много».

Битва на реке Калке.

Решающая битва произошла 31 мая 1223 года на реке Калке. Численность русско-половецкого войска составляла примерно 80 тысяч человек, монгольского всего 30 тысяч человек, т.е почти в три раза меньше. Дружины Мстислава Удалого и Даниила Романовича вместе с половцами поспешно переправились через Калку и атаковали монголов. После короткой схватки те повернули коней. Преследуя их русские и половцы, не заметили, как оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых и не подозревали. Отразить удар тяжелой монгольской конницы они не смогли. Первыми обратились в бегство половецкие отряды. Дружина Даниила почти вся погибла. Раненого князя едва успели увезти. Бежал с остатками дружины и Мстислав Мстиславич.

На ходе сражения крайне отрицательно сказались несогласованность действий князей, отсутствие единого командования. Так, киевские дружины под командованием Мстислава Старого и двух его князей-подручников не только не перешли Калку, но и не пришли на помощь остальным русским войскам, когда те обратились в бегство. Они простояли в стороне.

Три дня русские дружины отбивали атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.

Одержав победу на Калке, монголы повернули на северо-восток и вернулись обратно в Монголию. Поход 1223 г. был предпринят с целью разведки.  

Взятие крепости монголо-татарами

Монгольский воин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по МХК. Культура Востока

Настоящий раздел предлагает материалы по культуре Индии, Китая, Японии. Современные представления о мифологии, религии, изобразительном искусстве, предпринята попытка анализа словообразов поэзии Ли Бо...

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"

Цели и задачи урокаОбразовательные:ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;расширить и обобщить  знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонск...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Нашествие с Востока

Цель урока: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя, показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монгол...

Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»

Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»...

Конспект урока с презентацией на тему "Искусство и культура стран Дальнего Востока"

Разработка урока "Искусство и культура стран Дальнего Востока" отражает личный опыт использования учебника О.П.Камозиной "Неправильная музыкальная литература" на уроках в ДШИ. Адресуется учителям, пре...

Конспект урока по теме «Поход Александра Македонского на Восток» 5 класс

Цель: Способствовать формированию представлений о деятельности Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира; создать условия для ознакомления с...