Конспект урока в 6 классе "Нашествие с Востока"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Разработка открытого урока в 6 классе о нашествии монголо-татар на Русь. Урок построен на основе решения учебной задачи, ответ на которую учащиеся находят через работу с историческими документами и работе с картой. В приложении даны раздаточные тексты, иллюстрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_v_6_klasse._nashestvie_s_vostoka.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 6 классе. Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века»
Тема: Нашествие с Востока
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;
Развивающая: совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.
Оборудование: карта, учебник, раздаточный материал (тексты документов, задания группам) , иллюстрации учебника, книги; раздаточный материал (камнеметательные машины, осадные башни, таран)
! Раздаточный материал расположен в приложении
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
- Организационный момент: работа с документами и по картам
Постановка целей и задач.
Урок мы начнём со знакомства с двумя высказываниями, которые относятся к 13 веку:
"О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
Напомню, что эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Что необычного вы отметите? Почему произошло изменение, что случилось на Руси в 13 веке?
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, она на доске не обозначена, вы определите её сами. Для этого выполним задание. Откройте карты “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”. Рассмотрите их внимательно. Что общего вы увидели на картах и что особенного отметите?
Общее: Раздробление государства на княжества, наступления на Русь кочевников
Различное: Выявляется факт, что в XIII веке начинается вторжение иноземных захватчиков на Русь с востока.
Какую тему урока вы бы сформулировали, исследуя карты?
Учащиеся называют варианты.
Формулировка новой темы, запись в тетрадь
Тема урока : “Нашествие монголо-татар с востока”. Запишем её в тетрадь.
- Изучение нового материала
Начнём с вопроса: что вы знаете о монголо-татарах?
Весть о страшных врагах с востока пришла на Русь от половцев. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что монголы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами». На какой стадии развития находились монголо-татары к началу завоевательных походов?
Работа с документом № 1 ( о монголах)
Каждая группа будет работать с отрывками из книг. В ходе работы вы углубите свои знания о монголо-татарах. Все группы в итоге должны ответить на поставленные в начале текстов вопросы. А затем мы сделаем общий вывод о развитии монголо-татар к началу завоевательных походов.
1 группа: 1. Каким видом хозяйственной деятельности монголы занимались до начала завоеваний?
2. Где их родина?
2 группа: 3.На каком этапе общественного развития находились монголо-татары?
4. Составьте иерархическую лестницу социальной структуры: на вершине поместите самого главного среди монголов и затем по убыванию в порядке значимости.
Выводится учебная задача (УЗ): почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Задание: Выдвиньте предположения (гипотезы) , почему это стало возможным?
Выдвижение гипотез учащимися.
1206 - 1211 - покорены киргизы, буряты, якуты, уйгуры. Тангутское царство.
1211-1215 - Северный Китай.
1218 - завоевание Кореи.
1219 - 1221 - подчинение Северной Азии (Хорезм).
1220 - 1221 - отношение Азербайджана.
1221 - 1223 - разорение Армении,Грузии,Северного Кавказа
Нам необходимо выяснить, что стало причиной завоевательных походов монголо-татар и почему они были так уверены в своей победе? Вот вопрос! Сейчас мы с вами поработаем в парах. У каждой пары будет свой документ, к которому предложены вопросы. Ответы каждой группы помогут нам найти ответ на общий вопрос.
Работа с документами (задание № 2)
Общий вывод: Причины завоевательных походов? ( мысль о мировом господстве.)
Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?
1). все племена удалось подчинить Темучжину
2). Высокий уровень боевой дисциплины
3) хитрая тактика , умение владеть оружием и военные приспособления
Первая встреча русских войск с монголо-татарскими завоевателями произошла на р. Калка в 1223 г. Русь к этому времени была раздроблена на множество княжеств. Почему русские князья согласились участвовать в битве на р. Калке?
Работа с документом (задание № 3)
Рассказ ученицы о битве на р. Калке.
Попытайтесь выделить причины поражения русских войск. Обдумайте, возможен ли был иной исход битвы на Калке?
Причины поражения русских войск в битве на р. Калке:
- отсутствие единства и несогласованность действий русских князей
- отличная военная подготовка монголов и хитрая тактика.
Запись даты: 1223 г. – битва на р. Калке.
ПОХОД БАТЫЯ НА РУСЬ
1235 г. на очередном курултае было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска встанет Батый, внук Чингисхана.
По общим оценкам, против Руси выступало около 130 тыс. Русские войска: боеспособные части дружины Рязани, Владимира, Суздаля и Новгорода насчитывали от 30 до 42 тыс.
В 1236 г. была занята Волжская Булгария.
Дата в тетрадь: 1237-1240 г.г. - поход Батыя на Русь.
Поздней осенью 1237 г.монголы подошли к русским границам.
Сейчас мы по карте проследим поход Батыя на Русь.
Ученики называют, учитель кратко комментирует.
Декабрь 1237 г. – Рязанская земля. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. 21 декабря после пятидневной осады пала Рязань.
Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др.
В 1238 году произошло ещё одно сражение – битва на реке Сить, в которой участвовал и белозерский князь Василько.
Чем объяснить, что монголо-татары за 100 км от Новгорода повернули назад?
Маленький городок Козельск отбивал натиск врага 7 дней и только хитростью монголы смогли его взять, применив излюбленную тактику – притворились что бегут, выманив тем самым защитников из крепости., которых окружили и разбили. Монголы назвали Козельск злым городом и сравняли с землей.
2 поход монголо-татар
Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.
Карта.
Март 1239 г. разгромлен южный Переяславль; 18 октября – г. Чернигов; 6 декабря – г. Киев. (Монголы подошли к Киеву осенью, жители города во главе с воеводой Дмитром отчаянно сопротивлялись, почти все погибли или оказались в плену).
Почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому, только под городами Даниловом и Кременцом, укреплёнными каменными стенами, монголы потерпели поражение.
ПОЧЕМУ БАТЫЮ УДАЛОСЬ ПРОВЕСТИ УДАЧНЫЙ ПОХОД НА РУСЬ?
- раздробленность русских земель
- продуманный план Батыя.
В каких государствах еще побывали войска Батыя? (Польша, Венгрия)
Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад. Почему?
А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». Объясните слова поэта.
- Итог урока
Ответ на учебную задачу: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
1. Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил);
2. высокое воинское мастерство монгольского войска (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
3. умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.
Однако, русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость. Об этом мы поговорим на следующих уроках.
Перед вами несколько рисунков. Назовем их условно "Бурелом", "Цунами", "Пожарище". Посмотрите внимательно и выберите тот рисунок, который в вашем представлении наиболее полно ассоциируется с последствиями монголо-татарское нашествие.
«Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили. Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе».
Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить. Во многом виной тому была существовавшая раздробленность.
- Домашнее задание
Задание № 1 (1)
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. Каким видом хозяйственной деятельности монголы занимались до начала завоеваний?
2. Где их родина?
Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"
Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.
Племена не очень дружно жили между собой.
Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней.
У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья– нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.
Задание № 1 (2)
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. На каком этапе общественного развития находились монголо-татары?
2. Составьте иерархическую лестницу социальной структуры: на вершине поместите самого главного среди монголов и затем по убыванию в порядке значимости.
Из книги Л. Н. Гумилева "От Руси к России"
Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и Южной Сибири. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.
Племена не очень дружно жили между собой.
Орлов А. С. Хрестоматия по истории с древнейших времен до наших дней
У монголо-татар, как и других кочевых народов, долго сохранялись в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки (то есть подчинение мужчине). В 12 в. они переживали разложение родо-племенного строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, племенные князья– нойоны и старейшины - богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за земель.
Задание № 2 (1)
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. Кто такой Темучжин и Чингисхан?
2. Что вы узнали о происхождении Чингисхана?
3. Как его можно охарактеризовать Чингисхана?
- Какую задачу он поставил для развития своего государства?
О предводителе монголов
Чингисхан родился в семье знатного монгола Есугэй-богатура, по одним источникам, в 1155-м, по другим — в 1162 году в бассейне реки Амур.
В 9 лет потерял отца, которого татары, пригласив к костру и, преступив священные законы гостеприимства, накормили отравленным обедом. Темучжин долго бедствовал, скитался вместе с матерью и братьями, несколько лет провёл в рабстве. Вырвавшись на волю, стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников.
Энергичный и целеустремлённый Темучжин сумел объединить большие силы и расправиться с врагами. Больше Темучжин не нуждался и в прежних помощниках и убивает вождей монгольских племён. Прежде чем стать великим ханом, он свыше 20 лет вёл жестокую борьбу со своими противниками, и ни его народ, ни его соседи не знали от него пощады.
Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 г. великим каганом (т.е. правителем) всех монголов и присвоил ему титул – «Чингиз», что обозначает «человек, имеющий всю полноту власти». В народе Темучжина прозвали Чингиз - ханом – «Великим ханом». Это был смелый, мужественный, расчётливый и жестокий человек. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир.
Составьте общий краткий ответ, ответив на все предложенные вопросы.
Задание № 2 (2)
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. Почему монголы были прекрасными воинами? (расскажите о быте)
2. В чем была сила монгольского войска? Что можно сказать о дисциплине воинов?
Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и еще меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками.
Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражения и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — Яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.
Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан – предводитель монголов - дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя, которые закрепил в своде законов - Великой Ясе. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. За менее тяжкие преступления полагался штраф.
Составьте общий краткий ответ, ответив на все предложенные вопросы.
Задание № 2 (3)
Прочитайте документ и ответьте на вопросы:
1. Какова организация войска монголов, их вооружение?
2. Из каких частей состояло войско? Кратко расскажите о вооружении.
3. Какова тактика монголов в бою?
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.
По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.
Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан.
Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.
Составьте общий краткий ответ, ответив на все предложенные вопросы.
Задание № 3
Прочитайте документы и ответьте на предложенный вопрос:
1.Что послужило причиной вступления русских ратей в борьбу с монголо-татарами?
2. Какое решение приняли русские князья на совете в Киеве?
3. Работа с картой: кто присутствовал при принятии данного решения?
Ибн-эль-Асир, арабский историк XIII века
«Когда татары овладели землёю кипчаков (половцев) и кипчаки разбрелись… то большая толпа из них ушла в русские земли; эта страна обширная, длинная и широкая, соседняя с ними, и жители её исповедуют веру христианскую. По прибытии их к ним все собрались и единогласно решили биться с татарами, если они пойдут в них. Татары пробыли некоторое время в земле кипчакской, но потом двинулись в страну русских. Услышав весть о них, русские и кипчаки , успевшие приготовиться к бою с ними, вышли на путь татар, чтобы встретить их прежде, чем они придут в землю их, и отразить их от неё».
Галицко-Волынская летопись
«В год 1223. Пришло неслыханное войско, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них, Юрий Кончакович, не мог противостоять и бежал, и многие были перебиты - до реки Днепра. И вот, когда половцы прибежали в землю Русскую, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а завтра вы побиты будете». Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше встретить их на чужой земле, чем на своей». На том совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Галицкий – они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодович, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много».
Битва на реке Калке.
Решающая битва произошла 31 мая 1223 года на реке Калке. Численность русско-половецкого войска составляла примерно 80 тысяч человек, монгольского всего 30 тысяч человек, т.е почти в три раза меньше. Дружины Мстислава Удалого и Даниила Романовича вместе с половцами поспешно переправились через Калку и атаковали монголов. После короткой схватки те повернули коней. Преследуя их русские и половцы, не заметили, как оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых и не подозревали. Отразить удар тяжелой монгольской конницы они не смогли. Первыми обратились в бегство половецкие отряды. Дружина Даниила почти вся погибла. Раненого князя едва успели увезти. Бежал с остатками дружины и Мстислав Мстиславич.
На ходе сражения крайне отрицательно сказались несогласованность действий князей, отсутствие единого командования. Так, киевские дружины под командованием Мстислава Старого и двух его князей-подручников не только не перешли Калку, но и не пришли на помощь остальным русским войскам, когда те обратились в бегство. Они простояли в стороне.
Три дня русские дружины отбивали атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.
Одержав победу на Калке, монголы повернули на северо-восток и вернулись обратно в Монголию. Поход 1223 г. был предпринят с целью разведки.
Взятие крепости монголо-татарами
Монгольский воин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по МХК. Культура Востока
Настоящий раздел предлагает материалы по культуре Индии, Китая, Японии. Современные представления о мифологии, религии, изобразительном искусстве, предпринята попытка анализа словообразов поэзии Ли Бо...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « Древний Восток. Египет- государство на берегах Нила»
Конспект урока истории по ФГОС в 5 классе....
Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"
Цели и задачи урокаОбразовательные:ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонск...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Нашествие с Востока
Цель урока: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя, показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монгол...
Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»
Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»...
Конспект урока с презентацией на тему "Искусство и культура стран Дальнего Востока"
Разработка урока "Искусство и культура стран Дальнего Востока" отражает личный опыт использования учебника О.П.Камозиной "Неправильная музыкальная литература" на уроках в ДШИ. Адресуется учителям, пре...
Конспект урока по теме «Поход Александра Македонского на Восток» 5 класс
Цель: Способствовать формированию представлений о деятельности Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира; создать условия для ознакомления с...