Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура» | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»
Тип урока – повторительно-обобщающий
Форма урока – игра-путешествие
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Древний Восток», закрепить основные идеи темы;
- Закрепить знания основных достижений народов Древнего Востока и оценить их вклад в мировую культуру.
Задачи урока:
- Способствовать развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; сопоставлять, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
- Воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.
- Воспитывать у учащихся соревновательных качеств и навыков работы в группе на основе сотрудничества, взаимоуважения
Оборудование:
Компьютер, телевизор, раздаточный материал для групп – листы с заданиями, лист оценивания работы групп, реквизит для сценок, жетоны (следы ног)
Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность учеников |
I Организационный этап
| 5 мин. | Вступительное слово. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Давайте вспомним, какие страны Древнего Востока мы изучили. Название «Древний Восток» было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными. Сегодня мы отправляемся в путешествие по Древнему Востоку. Оно будет называться «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру» (1 слайд). Путешествие наше будет необычным. Вы плывете на трех кораблях. Экипаж уже заранее определен. Мы будем путешествовать по островам наших знаний. Их сейчас вы видите на экране (2 слайд). Вы вспомните знаменитых древних правителей, важные события и когда они происходили, оцените достижения народов Древнего Востока в мировой культуре, повторите исторические понятия. На каждом острове знаний вас ждут интересные задания. Выполняя их, ваши команды будут получать баллы. Баллы будет подсчитывать сегодня _____________ . Поприветствуйте! Экипаж того корабля, который лучше всех справится с предстоящими трудностями, получит высокие отметки. А также будет оценена работа всех тех учащихся, кто наберет больше 3 жетонов за правильные ответы. Помните, что вы работаете в одной команде! И так мы отправляемся. В течение одной минуты придумайте свое название кораблю и выберите капитана. Название и фамилию капитана напишите на своем маршрутном листе | Учащиеся рассаживаются за три стола, по 6 человек. Три ученика переодеваются в рабов, берут реквизит и тоже садятся в группы. Группы заранее сформированы. 1 ученик – помощник – будет фиксировать правильные ответы. Называют страны: Египет, Междуречье, Финикия, Палестина, Индия, Китай, Ассирия, Лидия, Мидия, Персия
В течение 1 минуты выбирают капитана и придумывают название своему кораблю. Записывают это на маршрутных листах. Слабые учащиеся получают тесты, которые должны в ходе урока выполнить и сдать. |
II ход игры | 30 мин |
|
|
1. жеребьевка | 2 мин | Познакомимся с нашими командами. Прошу выйти капитанов. Проведем жеребьевку и выясним, какой корабль первым отправится в путешествие | Капитаны выходят, называют название своего корабля
Проходят жеребьевку. (1,2,3) |
2. Знаменитые правители (3 слайд)
| 5 мин | Определите, какие правители древности могли написать о себе приведенные ниже слова! Какими государствами они управляли? За каждого правильно угаданного правителя – 1 балл. За страну – еще 1 балл. | Команды по очереди отвечают на вопросы о правителях. (Приложение № 1) |
3. Гости | 5 мин | Плывут ваши корабли, плывут, и вдруг увидели лодку, а в ней люди. Вы подобрали этих людей. Что это за люди? Откуда вы? Расскажите нам
| Входят 3 раба. Беседа рабов и команд Команды отвечают – рабы 1 раб - Я прибыл из страны, где пленных заставляли много трудиться, а если мы не повиновались, нам отрезали ухо. Команды - Междуречье 2 раб - А в моей стране рабов не убивают, хотя и заставляют много трудиться. Я сопровождал купеческий караван с товарами. Меня щедро наградили, только я не знаю, что это за вещи. Может быть вы мне поможете, ребята? (из корзины вытаскивает – сахар, шахматы, чай, рис) Команды – из Индии 3 раб – А меня в моей стране заставляли строить каналы, усыпальницы для владыки, дороги, таскать тяжелые камни. Меня так много били, что я забыл откуда я. Команды – Египет Рабы занимают места в командах |
4. «Важные события» | 3 мин | Следующий остров – Важные события. Перед вами события, которые нужно соединить со своими датами. В течение 5 минут вы соотносите события с нужными датами. Выполняете задание на своих маршрутных листах. Затем отдаете задание жюри. Давайте вместе посмотрим, как они правильно должны соотноситься | Команды работают. Выполняют задание. Отдают лист жюри. Приложение № 2 |
5. Исторические понятия | 5 мин | Следующий остров – «Исторические понятия». Здесь вам предстоит отгадать кроссворд, состоящий из понятий, с которыми мы познакомились при изучении Древнего Востока. В течение 5 минут вы отгадываете, затем сдаете жюри. За каждое отгаданное слово – 1 балл. | Отгадывание кроссворда в группе. Сдают жюри. (Приложение № 3) |
6. Древние названия | 5 мин | Жители Древнего Востока давали своим странам, городам, людям и т.д. очень красивые, интересные, и самое главное, правильные названия. Например, финикийцы свой город Сидон называли «местом для рыбной ловли», а город Тир – «скалой». Вам нужно отгадать три таких древних названия.
| Команды по очереди выбирают кружочки с баллами и отвечают. Жюри подсчитывает Приложение № 4) |
7. Культурные достижения | 5 мин | Это конкурс капитанов. Прошу капитанов выйти. Для вас блиц - вопросы по культуре стран Древнего Востока. За каждый правильный ответ 1 балл. | Капитаны выходят. Отвечают на вопросы по очереди. Приложение № 5 |
8. Подведение итогов. Рефлексия | 5 мин | Игра закончена. Слово жюри. Скажите Чем наш урок отличался от обычного? Что вам понравилось больше всего? Что не понравилось? Будем ли еще проводить такие уроки? | Учащиеся слушают Жюри. Участвуют в рефлексии. |
10 Домашнее задание | 3 мин | Ваше домашнее задание – последний слайд. | Записывают домашнее задание. |
Приложение №1 для жюри (правильные ответы) Остров «Знаменитые правители»
Я царь чью мудрость восхваляют по всему свету! Мне удалось заключить союз с фараоном Египта и женится на его дочери! Это обезопасило границы моего государства, и я с гордостью могу сказать: «Каждый жил спокойно под виноградником своим!» За то, что бог Яхве дал мне мудрое сердце воздвиг я в его честь храм и прославлял везде его имя! | Соломон |
Я – царь, превосходящий прочих царей, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению! По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да воссияет в стране моя справедливость! Пусть мои законы не имею нарушителя! | Хаммурапи |
Я сын Неба, объединив Поднебесную, принял титул первого императора династии! Обрушил мощь империи против варваров, живущих на севере, чтобы они не нарушали спокойствие империи, построил стену в десять тысяч ли! | Цинь Шихуан |
Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку! и лошадь шла за лошадью! Крепость покорилась моему величеству! Велика мая мощь, велика власть бога Амон-Ра над всеми чужеземными странами! | Тутмос Третий |
Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце! (Ашшурбанапал). Я - царь великий, царь царей, царь этой земли! Мне достались 23 страны, они стали мне подвластны, приносили мне дань! Эти страны следовали моим законам! | Дарий Первый |
Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце! | Ашшурбанапал |
Приложение № 2 «Важные события»
Событие | Дата |
1. Начало железного века | 1). 221 г. до н.э. |
2. Разрушение Ниневии, столицы Ассирии | 2) X век до н.э. |
3. Строительство пирамиды Хеопса | 3) 600 г. до н.э. |
4. Объединение Китая Цинь Шихуаном | 4) 1792-1750 гг. до н.э. |
5. Правление вавилонского царя Хаммурапи | 5) 1500 г. до н.э. |
6. Объединение Индии царями из династии Маурьев | 6) III век до н.э. |
7. Финикийцы обогнули Африку | 7) 2600 г. до н.э. |
8. Расцвет Египетского царства | 8) 612 г. до н.э. |
Приложение № 3 «Исторические понятия»
К | И | |||||||
О | Д | З | М | |||||
Л | Ж | Р | П | У | ||||
О | Д | С | У | А | А | М | ||
Н | А | Ф | Н | Ш | З | П | И | |
И | Р | Р | И | Г | А | Ц | И | Я |
Я | А | И | Н | Л | Д | Ы | Р | |
Б | К | К | И | У | У | |||
С | Ф | С | ||||||
Приложение № 4 «Древние названия»
Баллы | Вопрос | Ответ |
«Сын бога солнца Ра» | Фараон | |
«Живой убитый» | Раб | |
«Угодный Атону» | Эхнатон | |
«Священное письмо» | Иероглифы | |
«Дар Нила» | Египет | |
«Черная земля» | Египет | |
«Река, текущая в обратном направлении» | Евфрат | |
Море «Среди земель» | Средиземное море | |
«Небосклон Атона» | Ахетатон | |
«Страна Ариев» | Иран | |
«Царь царей» | Дарий Первый | |
«Столпотворение народов» | Разделение на народы и языки | |
«Пришла красивая женщина» | Нифертити | |
«Глаза и уши царя» | Гонцы в Персии | |
«Логовище львов и город крови» | Ниневия | |
«Красная земля» | Пустыня | |
«Царь четырех стран» | Хаммурапи | |
«Стремление добыть коров» | Война | |
«Охранитель коров» | Вождь | |
«Бич Китая, горе Китая» | Хуанхэ |
Приложение № 5 «Культурные достижения»
№ | Вопросы | Ответы |
Высота этого сооружения – 150 метров, строили его 200 лет 100 тыс человек. | Пирамида Хеопса | |
В своем дворце в Ниневии Ашшурбанапал собрал огромную библиотеку … | Глиняных книг | |
Как назывался главный торговый путь через всю Азию? | Великий Шелковый путь | |
С помощью чего ассирийские воины дышали под водой? | Кожаные мешки | |
Из каких букв состоял финикийский алфавит? Сколько их было? | Согласные, 22 | |
Какое вавилонское чудо в древности считалось одним из семи чудес света? | Висячие сады Семирамиды | |
Из тела какого индуистского бога произошли четыре Варны? | Брахма | |
Как называется самая древня и самая большая часть Библии? | Ветхий завет | |
Сколько жизней имеет человеческая душа по индийским верованиям? | 7 | |
Как изображали бога Атона? | Солнечный диск с лучами, заканчивавшимися ладонями | |
Какой французский ученый расшифровал древнеегипетские иероглифы? | Шампольон | |
Что означает в переводе имя «Будда»? | Просветленный | |
Какому священному животному поклонялись египтяне? | Священный бык Апис | |
О каком народе писал Геродот: У них каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи- зубы, четвертые – желудок, пятые –внутренние болезни | египтяне | |
В какой стране была отлично налажена почтовая служба? | Персидская держава | |
Какое сооружение было возведено для защиты от кочевников? | Великая китайская стена | |
У какого народа было поклонение богу Яхве? | Древние Евреи | |
Какой народ изобрел цифра, которыми мы пользуемся до сих пор? | индийцы | |
Как называется храм в виде ступенчатой пирамиды? | Зиккурат | |
Какой народ основал колонию Карфаген на северном побережье Африки | финикийцы | |
Объясните выражение валтасаров пир | веселая, роскошная жизнь, неуместное веселье в канун неминуемых бедствий. | |
Объясните выражение богат как крез | Очень сильно богат и счастлив от этого, хотя богатство – это не главное | |
Объясните выражение иерихонская труба | оглушительно громкий, трубный голос. |
Приложение № 6 Тест для слабых учащихся
Ф.И.________________________________
Тест «Страны Древнего востока»
1 вариант
1. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:
1) Междуречье
2) Египет
3) Финикия
2. От кого защищала Северный Китай Великая Китайская стена?
1) от ассирийцев
2) от гуннов
3) от египтян
3. На чем писали в Междуречье?
1) на глиняных табличках
2) на пальмовых листьях
3) на папирусе
4. Какое государство захватило в VI веке до н.э. Вавилонское и Египетское царства?
1) Лидия
2) Персия
3) Израиль
5. Библейский старец, который спасся на ковчеге во время Всемирного потопа?
1) Моисей
2) Адам
3) Ной
6. Что выращивали в Древней Индии?
1) чай
2) хлопчатник и сахарный тростник
2) какао
7. Что изобрели в Древнем Китае?
1) бумагу
2) цифры
3) шахматы
8. Какой предводитель персов прославился как великий полководец?
1) Хаммурапи
2) Кир
3) Крез
9. Где протекает река Ганг?
1) в Индии
2) В Египте
3) в Китае
10. Где был придуман первый алфавит?
1) в Египте
2) в Персии
3) в Финикии
Ф.И.________________________________
Тест «Страны Древнего востока»
2 вариант
1. Как называлась страна, которая лежала между Тигром и Евфратом?
1) Индия
2) Китай
3) Междуречье
2. Кто по Библии был создан Богом и чье имя переводится с еврейского, как человек?
1) Ной
2) Адам
3) Моисей
3. От какого бога произошли Варны в Древней Индии?
1) Брахма
2) Будда
3) Амон-Ра
4. Как называлась письменность в междуречье?
1) линейное письмо
2) иероглифы
3) клинопись
5. Что выращивали в Древнем Китае?
1) сахарный тростник
2) чай
3) хлопчатник
6. Что изобрели финикийцы?
1) бумагу
2) компас
3) шахматы
7. Столица Ассирии, логовище львов и город крови?
1) Ниневия
2) Персеполь
3) Вавилон
8. Где протекает река Инд?
1) в Египте
2) в Индии
3) В Китае
9. Египетский фараон, для которого была построена самая большая пирамида
1) Эхнатон
2) Тутмос
3) Хеопс
10. Кого в Древнем Египте называли «живыми богами»?
1) вельмож
2) жрецов
3) фараонов
Маршрутный лист для команды
Название корабля ______________________
Ф.И капитана __________________________
Состав экипажа корабля
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Маршрут путешествия:
1. Знаменитые правители
2. Важные события
3. Исторические понятия
4. Древние названия
5. Культурные достижения (конкурс капитанов)
В конце путешествия ответьте, пожалуйста, на вопрос:
1. Чем наш урок отличался от обычного?
2. Что вам понравилось больше всего?
3. Что не понравилось?
4. Как бы вы оценили свою работу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса по теме "Вклад народов Древнего мира в мировую культуру"
Урок для 5-го класса по Всеобщей истории, посвященный культуре древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требования к уроку. Прово...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру"
Урок повторения и обобщения...
Презентация к уроку «Народы Древнего Востока и мировая культура»
Презентация к уроку «Народы Древнего Востока и мировая культура»...
Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"
Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...
Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"...
Конспект урока "История Древнего Востока"
Систематизация и контроль качества знаний по теме...
Презентация к уроку "Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру"
Презентация к уроку "Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру"...