КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА" ТЕМА: "СОЗДАНИЕ СССР".
план-конспект по истории
Предлагаю разработку урока,который может быть использован и в школе, и в СПО. Данная разработка позволит:
- Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;
- Методом дискуссии обсудить принципы образования государства (сильные и слабые стороны);
- Продолжить работу над развитием умений составления схем на основе данных исторической карты и учебного текста
- Формирование гражданственной позиции на примерах отечественной истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_sssr.docx | 65.35 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА « ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА»
ТЕМА: СОЗДАНИЕ СССР.
Эпиграф. « Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь…»
(Гимн СССР)
Цели и задачи:
- Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;
- Методом дискуссии обсудить принципы образования государства (сильные и слабые стороны);
- Продолжить работу над развитием умений составления схем на основе данных исторической карты и учебного текста
- Формирование гражданственной позиции на примерах отечественной истории.
Оборудование урока:
На доске слова эпиграфа; иллюстрация «Герб СССР» (на доске), в учебнике
стр.124; документальный фильм «Образование СССР»; карта в учебнике
«Образование СССР» стр.128.
План урока:
- Вводное слово учителя.
- Проверка домашнего задания: карточки, фронтальный опрос.
- Линия времени (на доске и в тетрадях).
- Предпосылки образования СССР (док.фильм) – историческая справка.
- Принципы образования (план В. И. Ленина, И. В. Сталина).
- Этапы образования (карта, схема).
- Органы власти и управления (сообщение учащегося, схема).
- Значение образования СССР.
- Вывод по уроку (эпиграф).
Ход урока:
- Вводное слово учителя: цели урока, план работы.
- Повторение и проверка домашнего задания: А) карточки с вопросами по выбору для слабых учеников (задания отличаются по содержанию и по форме выполнения);
Б) вопросы классу: 1) Охарактеризуйте содержание и методы НЭПа;
2) Как складывались отношения между партией большевиков и
Русской православной церкви?
3) Каковы были итоги гражданской войны?
В этих условиях и начинает зарождаться новое государственное образование, которое войдёт в историю с названием Союз Советских Социалистических Республик.
1
- 2012 год объявлен Президентом РФ годом российской истории. Если бы СССР сохранился, то в этом году была бы юбилейная дата со дня его образования.
Составим линию времени и отметим на ней важные государственные события нашего государства со дня образования Древнерусского государства:
862 1721 1992 2012
Отложите и свою дату рождения на линии времени. Итак: в 2012 году наша страна отмечает 1150 лет со дня образования российского государства, а мы можем говорить и о 90-летии со дня образования СССР.
- Были ли предпосылки для образования Союза? Смотрим фрагмент документального фильма «Образование СССР» (дискуссия по просмотренному, предпосылки записываем в тетрадях ).
- Да, на протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Это и глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединяла 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. Они защищали свою свободу, не испытывали враждебности друг к другу. Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов, поэтому образование СССР произошло не только благодаря инициативе политической партии.
- Принципы образования СССР. Работа с учебником стр.101-102. Схема на доске и в тетрадях.
проекты:
В.И. Ленин И.В. Сталин
федеративное устройство, «автономизация»: все республики
равноправие, право республик в Союзе на правах автономных в составе
свободного выхода из состава, РСФСР без права выхода из неё.
добровольность
- Ленин назвал Сталина «грубым великорусским держимордой», а Сталин обвинил Ленина в «национальном либерализме». За основу был принят план В.И. Ленина. Историки говорят, что изначально в формулировке Ленина «была заложена бомба замедленного действия». В чём была ошибка? Рано или поздно, но такое образование приведет к распаду государства, что и было доказано ходом истории.
2
- Этапы образования СССР.
30 декабря 1922 года 1 съезд Советов объявил об образовании СССР. Обращаем внимание на символ государственной власти Герб СССР, слова как символ единства «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Республики входили в состав СССР поэтапно.
Работаем с картой учебника стр.128, составляем схему в тетрадях и на доске.
СССР
РСФСР УССР БССР
- Органы государственной власти. Сообщение ученика с привлечением дополнительного материала. Работа с текстом учебника стр.102, составляем схему на доске и в тетрадях.
- Значение образования СССР:
- объединение республик в Союз дал возможность объединить и направить все ресурсы на
ликвидацию последствий гражданской войны для развития экономических, культурных
связей;
- характерной чертой становления многонационального государства, стали усилия
правительства в вопросах гармоничного развития республик. Для этого с территории
РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые
производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами;
- проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщения,
электричества, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты
остальных республик получали дотации от государства;
- в республиках стали строить школы, открывать театры, развивать СМИ, литературу;
- некоторым народам ученые разработали письменность.
- Выводы по уроку. Работа с эпиграфом ( преемственность – от Великой Руси к
России .
Объединение в одно многонациональное государство не противоречило народам страны. Государство сумело занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Но приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны (при Сталине).
Сегодня уже нет СССР – как государства. Но, современная Россия – наследница и всё, что сохранилось от Союза ( экономические и стратегические объекты, культурные ценности, традиции, память народа…) - необходимо беречь, это наша история!
Д\З: § 16 сообщения: 1.СССР и страны Азии. 2.СССР и страны Запада.
§ 15 Документы стр. 104-105, вопросы 1-2 уровни всему классу; вопросы 3-
4уровней на «4» и «5»
3
Выступление на семинаре по теме «Методы и приемы, ведущие к эффективности
урока» учителя истории и обществознания Бирюковой Маргариты Сергеевны.
Эффективность урока это путь к успеху ученика и учителя. Все учебно-программные и методические материалы, как правило, разрабатываются в расчете на усредненного ученика. Но в классе мы имеем дело с реальными учениками, работа с которыми требует индивидуального творческого решения в подходе к каждому ученику. Процесс обучения в школе – главный и решающий источник систематического воздействия на школьника, на его мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. Именно поэтому в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. В школе урок – одна из основных форм обучения. Следовательно, именно поэтому необходимо воспитывать и развивать у ученика глубокий и многосторонний интерес к знаниям и потребность в самообразовании.
В своей педагогической деятельности я использую :
- Дифференцированный подход (личностно-ориентированный);
- Интерактивные методы обучения;
- Проблемно-поисковый метод в исследовательской деятельности;
- Метод проектов.
для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.
Так, учащимся 10-ых классов по теме «Монголо-татарское нашествие на Русь» предлагаются дифференцированные задания на формирование учебных умений:
- Составить сложный план, схему или краткие тезисы, изложите материал о трех походах Батыя на Русь (по выбору);
- Составьте сложный план своего ответа на тему «Последствия монголо-татарского ига» (задание для всех учеников).
По теме «Натиск с Запада на Русь в X111 веке» вопросы домашнего задания проверяют:
- Знания содержания исторических фактов с привлечением дополнительного материала « Почему хан Батый не вмешался в военный конфликт Северо-Западной Руси со своими соседями?» (задание для сильных учеников);
- Умения излагать материал в различных знаковых системах: «В форме кратких тезисов изложите события по теме «Русское военное искусство в Ледовом побоище» (задание для всего класса).
В 9-ом классе по теме «Образование СССР» при проверке домашнего задания предлагаются карточки для ответа с вопросом по выбору ученика:
- Сравните политику военного коммунизма и НЭП (общее и различия);
- Составь схему «принципы НЭП (а);
- Перечисли принципы НЭП (а) или
- Какая политика большевиков и почему вызывала сильное сопротивление масс: военного коммунизма или НЭП?
- Составь схему «принципы НЭП (а);
- Охарактеризуй содержание и методы проведения НЭП (а).
1
В 8-ом классе по теме «Россия в годы правления Александра 1» предлагались карточки с вопросами на выбор ученика по проверке знаний содержания изученного материала:
1) Негласный комитет и его состав. Какие задачи ставились перед комитетом?
2) В чём сущность Указа о вольных хлебопашцах?
3) Чем министерства отличались от коллегий? Какие министерства были введены и
каковы их полномочия?
4) В чём сущность проекта государственных преобразований М.М. Сперанского? Что
из этого проекта реально было воплощено в жизнь?
Как правило, такие карточки с выбором ответа, различного по форме и содержанию, предлагаются не только слабым учащимся.
Одной из современных интерактивных технологий является метод проекта, где учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов. Интерактив можно применять и как конструктор построения всего урока, и для изучения какого-либо вопроса темы. Учебный проект может быть индивидуальным и групповым.
Например, учащимся 8-ых классов было предложено определить « Из чего складывается бюджет вашей семьи и на что тратятся доходы» и оформить по своему усмотрению. Учащиеся сами выбрали форму презентации своего проекта: схема, рисунок, плакат, простое перечисление.
На каждом уроке использую элементы дискуссии: Как вы думаете? Каковы были последствия? Почему казаки уничтожили Азов? и т.д. Практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность проводить рефлексию по поводу того, что они знают и умеют.
В старших классах сегодня делается акцент не на знаниевый аспект, а на развитие учебно-исследовательских умений учащихся , на развитие критического мышления .С этой целью уделяется большое внимание работе с историческими документами как дополнительного материала к уже полученной информации и как исследование конкретных вопросов по проблеме.
В среднем звене при работе с документами практикую чтение по ролям, прием персонификации, что помогает ученику вжиться в исторический образ для лучшего понимания действий исторической личности. Например: «Ты – царь Алексей Михайлович. Как ты изменил армию? Почему ты поссорился с Никоном?».
По возможности, стараюсь использовать на уроках ЦОР ы: документальные фильмы, или только фрагменты фильмов, презентации учащихся с дальнейшим обсуждением.
Методы и приёмы, ведущие к эффективности, учитель выбирает сам, понимая, что это является необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта. Самореализация личности педагога является условием для самореализации личности учащегося, и наоборот, успешный личностный рост ученика есть стимул для развития и формирования личности педагога.
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории в 11 классе "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»"
Данный конспект сопровождается презентаций. Тема "СССР в 1964—1980 гг. ХХ в. От «оттепели» к «застою»" раскрывает сущность режима в СССР и смену власти в 60-е годы XX столетия....
Конспект урока Леса России
Конспект урока географии в 8 классе. Включает интересные математические задания о занимаемой площади лесов, вопросы на повторение географических знаний и умений, а также материалы, способставующие усв...
конспект урока "Рельеф России" 8 класс
разработан конспект урока для учителя, опорный конспект для учеников, презентации к уроку по теме: "Рельеф России"...
Конспект урока "Центральная Россия"
Конспект урока "Центральная Россия" 9 класс...
Конспект урока. Конституция России.
Цель урока: формирование правовой культуры учащихся. Задачи: • показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ; •...
Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»
Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I. В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...
Проблемное обучение на уроках географии. План конспект урока "Климат России" с презентацией
В данном материале используется технология проблемного обучения. На заключительном уроке по теме "Климат России ребята получают письмо, где к ним обращается администрация села в помощи дать харак...