Урок по истории России "Обобщение по теме "Первая половина 18 века"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Перед уроком поставлено проблемное задание. Поиск решения происходит в группах. Решая задания группы выбирают одну из оценок реформ Петра I, подбирая по ходу урока аргументы в защиту выбранной оценки. Урок позволяет учащимся стать полноправным субъектом учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_oboshchenie_pervaya_polovina_18_veka.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Россия в первой половине 18 века».
Цель: обобщение и контроль знаний.
Ход урока.
Вступительное слово учителя с использованием презентации:
Презентация: Тема урока.
- Сегодня на уроке мы повторим историю России в первой половине 18 в.
- На какие два периода можно разделить историю России первой половины 18 в.
1725-1762
1682-1725
(На доске вывешиваем
Петр
Дворцовые перевороты
Проблемное задание.
Для повторения по этому вопросу нам необходимо создать 3 творческие группы, каждая из которых в ходе повторения должна подобрать факты, подтверждающие одну из следующих оценок Петра.
- А. С. Пушкин высоко оценивал деятельность Петра: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»
- Н. М. Карамзин обвинял Петра в измене «исконно русских начал», а его реформы называл «блестящей ошибкой»
- Русский народ называл Петра «антихристом»
(Группам раздаются листы с заголовками
- А. С. Пушкин: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»
- 2. Н. М. Карамзин: «Реформы Петра I – блестящая ошибка».
- Русский народ: «Петр I – антихрист»
На эти листы в ходе урока учащиеся соответственно по группам выписывают факты, подтверждающие их оценку реформ)
Работа с документом учебника «Современник о Петре»
Учащиеся после небольшой подготовки характеризуют документ соответственно схеме
Задание 1 группе.
В 1701 г. Пётр I разослал по стране повеление собрать в пользу государства часть церковных колоколов. К маю общий вес скопившихся в Москве колоколов достиг примерно 90 000 пудов. Церковь же при этом не роптала. Почему?
Задание 2 группе.
Во второй части прибавления к Духовному регламенту (1724 г.) приведено такое постановление: «Монахам никаких писем и выписок из книг не писать, чернил и бумаг не держать». Почему Пётр I так решил? Чем монахи провинились перед царём и государством? Ведь в этой связи народ, видимо, в ещё большей мере обрекался на неграмотность? В то же время государь пёкся о заимствовании просвещения и культуры с Запада.
Задание 3 группе.
Оценивая деятельность ПётраI часто говорят: «Он много сделал для России». Но почему тогда в ходе этих «многодеяний» население Центральной России, а ведь именно эту территорию в первую очередь затронули преобразования Пётра I, сократилось в годы его царствования на 25- 40 %?
После задания группы вписывают в листы факты, подтверждающие их оценку деятельности Петра.
Отсутствие выхода России к незамерзающим морям.
Учитель:
В средние века и даже в новое время экономически процветали страны, располагавшие возможностью связываться с остальным миром морями: Англия, Голландия, Испания, Италия и другие.
Презентация:
К. Маркс: «Ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдалённом от моря положении, в каком положении первоначально находилось государство Петра Великого»
Учитель:
Согласны ли вы с мнением Маркса? Пусть у России не было выхода к южным морям: вход к Азовскому и Чёрному морям запирали Азов и Очаков, но у России был выход в Белое море (Архангельск); а на Дальнем Востоке берега России омывает Тихий океан; также Россия не была лишена и выхода в Каспийское море. Попробуйте доказать мнение К. Маркса.
1 группа – Белое море
2 группа – Дальний Восток
3 группа – Каспийское море
Примерные ответы учеников.
1 группа.
Действительно роль единственных морских ворот в страны Западной Европы выполнял город – порт Архангельск. Но:
- От Москвы до Архангельска в два раза дальше, чем до Балтийского моря.
- Путь через Белое море в два раза длиннее, чем через Балтийское море.
- Морской путь через северные моря таил много опасностей: обледенение, айсберги, суровые условия плавания.
2 группа.
Действительно, что границы Дальневосточной части России омываются морями Тихого океана, но это мало что давало России так как:
- Дальний Восток только начинал осваиваться
- Он удалён от Европейской части России.
3 группа.
Действительно на юге России Астрахань открывала путь в Каспийское море, что обеспечивало морские связи с Востоком, но оно не имело выхода к океанским просторам, не давало связь с развитой Европой.
После задания группы вписывают в листы факты, подтверждающие их оценку деятельности Петра.
Великое посольство. Беседа по вопросам:
Какая задача стояла перед Петром?
Примерный ответ:
(Добиться выход к незамерзающим морям (Чёрное и Балтийское)
Что для решения этих задач предпринял Петр?
(Азовские походы в 1695 – 1696 г.г.)
Каковы итоги азовских походов?
(России не удалось добиться выхода в Чёрное море)
Каковы уроки азовских походов?
(России нужен флот и союзники)
Назови цели Великого посольства в Западную Европу.
(Найти союзников в войне с Турцией
Познакомиться с достижениями передовой Европы
Изучить корабельное дело
Привлечь в страну иностранных мастеров)
Какие из задач были решены?
(Не нашли союзников в борьбе с Турцией, остальные – решены)
Что ещё удалось решить Петру во время поездки?
(Найти союзников для борьбы со Швецией: Дания, Саксония и Речь Посполитая)
Северная война.
Каковы цели войны?
Как началась для России эта война?
(Проиграли битву под Нарвой)
Работа с картой:
Назови и покажи на карте основные сражения Северной войны.
Где и когда и на каких условиях был подписан договор?
Реформы Петра.
- Работа с раздаточным материалом.
Значение реформ (Найди ошибку)
Значение петровских преобразований
| |||
Для государства | Для народа | Для безопасности страны | Для положения России в Европе |
Значительно укрепили Российское государство | Усилили налоговое бремя. Ухудшили положение народа. Народ лишён участия в решении своей судьбы. | Ослабили безопасность страны | Поставили Россию в ряд Европейских держав |
Заполни сравнительную таблицу «Реформы Петра I»
Линии сравнения | Допетровское время | Правление Петра I | |
Армия 1 | |||
Флот 2 | |||
Экономика | Промыш- ленность 3 | ||
Сельское хозяйство 4 | |||
Социальные | Для дворян 5 | ||
Для крестьян 6 | |||
Духовная сфера | Образование 7 | ||
Церковь 8 | |||
Культура 9 |
Уч-ся получают материал колонок 2 и 3 каждую ячейку под номером и в таблицу записывают номера.
Итог работы
Линии сравнения | Допетровское время | Правление Петра I | |
Армия 1 | Дворянское войско и стрелецкие полки. Привлечение иностранных солдат и офицеров на службу.
22 | Регулярная армия на основе рекрутских наборов, состоявшая из пехотных, кавалерийских и артиллерийских частей. Открыты школы для подготовки отечественных офицерских кадров. Введены военные уставы, ордена и медали. Создан Генеральный штаб. 15 | |
Флот 2 | Отсутствие собственного военно – морского флота 10 | Создан военно – морской флот. 27 | |
Экономика | Промыш- ленность 3 | Слабое развитие промышленности. Около 20 мануфактур, основанных на подневольном труде. 16 | Более 200 мануфактур. Политика меркантилизма и протекционизма. Активное вмешательство государства в деятельность русского купечества. (Гос. монополии на продажу ряда товаров; переселение купцов в Петербург; введение податей и повинностей купцов в пользу государства. 11 |
Сельское хозяйство 4 | Орудия труда крестьян: деревянная соха с железными сошниками, деревянная борона, топор, цеп для молотьбы. 13 | Внедрение новых орудий труда: литовская коса, грабли. Разведение новых пород лошадей и овец. 23 | |
Социальные | Для дворян 5 | Две категории феодалов: бояре и дворяне. Продвижение по службе зависит от знатности рода.19 | Указ о единонаследии (уравнял в правах дворян и бояр, наследует один сын) Обязательная служба для дворян. «Табель о рангах» 21 |
Для крестьян 6 | Подворный налог Помещичьи крестьяне, черносошные крестьяне, холопы, другие тягловые категории населения. 12 | Введена подушная подать. Холопы переведены в разряд крепостных Сформировано новое сословие: государственные крестьяне. 26 | |
уховная сфера | Образование 7 | Отсутствие системы образования 24 | Создание системы светского образования: 1.Цыфирные школы 2.Военные учебные заведения
3.Основание Академии Наук. 18 |
Церковь 8 | Была крупным феодалом, зачастую вступала в спор с политической властью и корректировала политическую линию в своих интересах 20 | Контроль над экономической деятельностью церкви. Упразднено патриаршество. Церковь управляется Синодом, возглавляемым светским чиновником 14 | |
Культура 9 | Господство церковной культуры 17 | Приобщение России к светской западной культуре, науке, быту. 25 |
- Работа с документом «Мольба»
Восстанови испорченный документ
«Мольба»
Господи, Иисусе Христе! Царь многомилостивый! За что покарал ты нас?
Вышед на улицу, что вижу? Ходят мужики невиданного обличья: ... ... ... сбриты. Платья их как у немчинов: ... ... ... ... .... короткие, ... ... ... узкие, рубах вовсе нет. На голове — шутовские ... ... ... ... , иже от слабого ветра на землю летят. Аще молвят — половину слов по русски ... ... ... ... нельзя, будто взаправду у немчинов за границей учились. И того хуже: ... ... ... поганый и вонючий из больших трубок выпускают. А ведь говорено не раз отцами нашими: «Кто курит табак, тот хуже собак!»
Только и осталось в людях православного, что крест на шее! Да и то, спросил я у встречного: «Кто ныне патриарх на Руси?» И внемлю, будто... ... ... вовсе, а все церковные дела на Святой собор патриархов решает, но некий ... ... ... ...
в котором духовных лиц почти нету.
Господи, Иисусе Христе! Смилуйся над народом русским, не дай ему впасть во унижение по грехам нашим!
Да минует нас чаша сия! Или не минует — как не миновала Тебя чаша Твоя. Верую в милость Твою, Господи! Смилуйся надо мною и над всем народом Твоим.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории
Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах...
Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"
Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий....
методическая разработка урока по истории "Крупнейшие войны России 19 века"
конспект конкурсного открытого урока по истории для 8 класса "Повторительно-обобщающий по крупнейшим войнам России 19 века", показанный на городском (муниципальном) этапе конкурса "Педа...
Разработка урока по истории "Россия в начале ХХ века"
Тема урок россия в нач 20 века...
Конспект урока по истории «Россия во II половине XIX века»
Предлагаю конспект урока по истории России. Тема: «Россия во II половине XIX века» в 10 классеТип урока: обобщение, зачет-играЦель учебного занятия:Повторение и обобщение пройденного матери...
Разработка урока по истории России "Сословия в 17 веке"
Разработка урока "Сословия в 17 в"...
Урок «Путешествие в прошлое» повторно- обобщающий урок по истории России в 6 классе по теме "Русь в IX- первой половине XII века"
Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личност...