Урок истории в 11 классе "Россия начала XX века"
план-конспект занятия по истории (11 класс) по теме
Это первый урок в курсе «История России 11 класс». Этап мотивации и актуализации проходит на основе знаний, полученных в 10 классе. Этап обретения нового знания проходит в форме лекции с элементами проблемной беседы. Описан этап учебной и эмоциональной рефлексии.
В ходе урока будут актуализированны знания по предмету, полученные в 10 классе;кроме этого, учащиеся познакомятся с новыми понятиями: буржуазия, пролетариат, интеллигенция, капитализм; в ходе занятия, ученики самостоятельно найдут противоречия в социально-экономической сфере жизни общества. На уроке реализовываются такие воспитательные цели как: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну. В самом начале урока, на этапе мотивации, учитель привлекает литературный материал, цитирует Н.В.Гоголя, его сравнение России с русской лихой тройкой, несущейся вперед. К творчеству классика учитель возвращается и на этапе рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_nachala_20_veka_vvodnyy_urok_k_kursu_2.zip | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект к уроку истории в 11 классе
по теме: Россия в начале XX века
(первый урок в курсе История России в 11 классе).
Вид урока: урок обретения нового знания.
Тип урока: Комбинированный.
Урок пройдет в форме лекции с элементами эвристической беседы.
Цели урока: образовательные: повторить и систематизировать знания по предмету, полученные в 10 классе; определить место новых знаний в системе исторических знаний; повторить понятия: урбанизация, модернизация, социальная структура, сословия, расслоение крестьянства; ввести новые понятия: буржуазия, пролетариат, интеллигенция, капитализм; найти противоречия в социально-экономической сфере жизни общества.
развивать навыки самостоятельной деятельности, направленной на получение новой информации; применить умения целеполагания и анализа; отработка навыков работы с текстом; усовершенствование навыка частично-поисковой деятельности;
воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну; развивать основы социально-экономической грамотности; формировать научное мировоззрение, способность применять полученные знания на практике.
Задачи урока: повторить ранее полученные знания о роли Российской империи на международной арене в 19 веке, ввести новые понятия: классы, капитализм, изучить социально-экономическое состояние России в начале XX в.
Оборудование: доска, учебник «История России 11 класс (базовый уровень)» О.В.Волобуев, С.В.Кулешов под. ред. И.Н.Данилевского, компьютер, мультимедийная презентация.
Ход урока.
Организационный этап (1 минута). На данном этапе происходит активация внимания учащихся, приветствие учителя и учащихся. Проверка подготовленности учащихся к началу занятия.
Мотивация и актуализация знаний (12 минут), полученных в 10 классе о месте Российской империи в международной политике.
Слайд №1-2. Звучит звон бубенцов русской тройки. Учитель зачитывает отрывок из сочинения Н.В.Гоголя: «…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.» 1842 г.
Учитель обращает внимание на стремительное движение России, и задает вопросы, чем такое движение было обусловлено?
Возможные ответы учащихся: Победа над Наполеоном; «Священный союз», Русско-турецкие войны, присоединение Кавказа и азиатских территорий.
- А как вы думаете,- спрашивает учитель,- во внутренней политике Россия двигалась также стремительно? Какие происходили процессы внутри страны? Сохранился ли такой стремительный темп русской тройки? Не остановилась ли она? Не потерпела ли крушение?
Как правило, учащиеся путаются в ответах, называя частично правильные ответы, не имеющие логической обоснованности. Таким образом, сами учащиеся видят недостаток своих знаний по данной теме.
Слайд №3. Учитель формулирует тему совместно с учащимися. Россия в начале XX века. На этом этапе урока происходит выработка совместной стратегии по изучению истории России в начале XX века.
На доске учитель может изобразить меловую схему в виде ленты времени и отметить на ней даты: 1842, 1860-ые годы, 1881, 1896, 1904-1905 годы, 1914, 1917. И показать плавной стрелочкой вверх до отметки 1917 год, как бы ставя вопрос о дальнейшей судьбе «русской тройки».
- Начнем изучение истории России начала XX века с таких вопросов как: общая характеристика, социальная структура, уровень жизни.
Этап открытия нового знания 22 минуты.
Слайд №4-6. Карта Российской империи. Учитель рассказывает о площади территории, о разных группах населения, дается общая характеристика: обширные территории, многонациональный и многоконфессиональный состав, неравномерность развития регионов. Затем начинается беседа о возможных проблемах в жизни такого государства.
Слайд №7-9. Социальная структура. Учитель комментирует представленные данные и обращает внимание учащихся на присутствие признаков и доиндустриального, и индустриального общества в России в начале XX века. Учащиеся самостоятельно должны сделать вывод о ПЕРЕХОДНОМ периоде в развитии государства.
Затем учитель объясняет, как формируются новые классы в условиях формирование капиталистических отношений или в условиях перехода к индустриальному типу общества: буржуазия, интеллигенция, пролетарий.
Своё объяснение желательно сопроводить меловой схемой, показав расслоение крестьянства, размывание дворянства.
Другой вариант, как объяснить формирование новых классов-это организовать самостоятельную деятельность учащихся с учебником на стр.9-13. Однако, такая деятельность требует большего количества времени и целесообразна, если у вас есть два урока истории.
Этап рефлексии (8 минут). На этом этапе учитель предлагает учащимся самостоятельно сделать вывод к новой теме.
- Откройте свои конспекты, внимательно их просмотрите. Что мы узнали? Какие выявили проблемы, какие противоречия? Сформулируйте вывод к изученному материалу.
Учащиеся записывают свои выводы, зачитывают. Учитель комментирует, корректирует.
- Ребята, вернемся в начало нашего занятия. Все вы знакомы с творчеством Н.В.Гоголя. Как вы думаете, как он относился к России? (отношение Гоголя к России следует из того отрывка, который был прочитан. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то учитель может зачитать необходимые места из цитаты ещё раз. Обычно, ученики говорят, что он был горд своей страной и внес немалый вклад в развитие её культуры).
Слайд №10. Учитель предлагает записать в конспект следующий вывод, который содержит в себе такие формулировки как: «новые слои общества нуждались в правовой поддержке, которая им не оказывалась. У новых социальных слоев были и новые интересы, которые нужно было удовлетворять». Это позволяет поднять вопрос, который будет рассматриваться на следующем уроке. Вопрос о власти.
Этап подведения итогов (2 минуты). Учитель озвучивает оценки за урок, комментирует их. Задает домашнее задание: параграф №1 и «уровень жизни» изучить самостоятельно.
Урок окончен. Спасибо. До встречи.
Интернет ссылки и литература:
http://www.klassika.ru/read.html?proza/gogol/dushi.txt&page=51
(цитата из произведения Гоголя)
Учебник «История России 11 класс (базовый уровень)» О.В.Волобуев, С.Н.Кулешов под ред.И.Н.Данилевского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории «История России: XX-начало XXI века» и «Новейшая история» в 9 классе 68 ч.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...
Календарно-тематическое планирование по учебнику В.А.Шестакова "История России. ХХ – начало XXI века" в 11 классе
Календарно-тематическое планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории за 2013-2014 уч.г., рекомендованной Министерст...
Контрольные тесты по истории России XX- начало XXI века к учебнику Д.Д.Данилова. Л.Г.Косулиной 9 класс
Контрольные тесты по истории России XX- начало XXI века...
Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)
Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....
Рабочая программа по предмету «История конец XIX – начала XXI века»
Рабочая программа по предмету «История конец XIX – начала XXI века»Учебник Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. История конец XIX – начала XXI века – М.: Русское слово, 2016...
- Мне нравится (1)