Рабочая программа по предмету «История конец XIX – начала XXI века»
рабочая программа по истории (11 класс)
Рабочая программа по предмету
«История конец XIX – начала XXI века»Учебник Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. История конец XIX – начала XXI века – М.: Русское слово, 2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_11_kl.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от «30» августа 2019 | Согласовано на НМС протокол № 1 от «30» августа 2019 | Утверждено директором приказ № 260 от «30» августа 2019 |
Рабочая учебная программа по: Истории
(наименование учебного предмета)
11 класс (базовый уровень)
(класс, уровень)
Год разработки: 2019
Срок реализации программы: один год
Составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений
(наименование программы)
Программу составил: Волков Дмитрий Александрович
Рабочая программа по предмету
«История конец XIX – начала XXI века»
Учебник Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. История конец XIX – начала XXI века – М.: Русское слово, 2016;
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения основного общего образования по истории:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1897);
Норм Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» «273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Концепция нового УМК по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт (ИКС) Историко-культурный стандарт
Основной Образовательной программы основного общего образования МКОУ «Никольская СОШ».;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
На основе Примерной программы по учебному предмету «История» 5-11 классы. Москва « Просвещение» 2010 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ««Всеобщая история. Новейшая история ХХ – начало ХХ I века»» в 9-х классах
Предметные результаты изучения истории:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
- освоение приемов установления причинно-следственных связей.
Личностные результаты изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
- общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
- освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности
- умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
- результате изучения истории России в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
- Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории; · соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание учебного курса
Раздел I
РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (11 ч)
Тема 1. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития
Научно-технический прогресс. Причины ускорения научно-технического прогресса.
Технический прогресс в первые десятилетия ХХ в. Развитие энергетики, появление новых средств связи и передвижения. Достижения медицины. Переход к современному индустриальному производству.
Тема 2. Модернизация в странах Европы, США и Японии
Модели модернизационного развития. Образование монополий. Государство и монополистический капитал: либерально-демократическая модель отношений.
Государство и модернизация в Германии, Италии и Японии. Социальные отношения и рабочее движение. Развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократии.
Тема 3. Россия на рубеже XIX- XX вв.
Территория России на рубеже столетий. Российская модель экономической модернизации.
Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства в конце XIX
– начале ХХ в.
Особенности развития сельского хозяйства. Расслоение крестьянства.
Тема 4. Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
Личность Николая II. Внутренняя политика правительства в начале XX в. Кризисные явления в обществе. Русско-японская война 1904–1905 гг.: ход военных действий, причины поражения России. Портсмутский мирный договор. «Кровавое воскресение» и начало революции. Крестьянские выступления и разложение армии. Раскол общества.
Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское вооружённое восстание в Москве.
Тема 5. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905
г.
Партии социалистической ориентации (левые): РСДРП, Партия социалистов-
революционеров. Либеральные партии: Конституционно-демократическая партия, «Союз 17 октября». Консервативные партии (правые). Реформа государственного строя.
Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.: Полномочия Государственной думы, Государственного совета и императора и порядок принятия законов. Избирательная кампания в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. Новый избирательный закон (3 июня 1907 г.).
Тема 6. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина
П.А. Столыпин и его политика. Борьба с революционным движением и думской оппозицией. III Государственная дума. Военно-полевые суды. Программа системных реформ П.А. Столыпина. Крестьянская реформа. Переселенческая политика. Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Политический кризис 1912—1913 гг.
Тема 7. Культура России в конце XIX — начале ХХ в.
Городская и сельская жизнь. Достижения науки. Развитие народного просвещения.
Идейные искания и художественная культура. Серебряный век русской культуры.
Литература серебряного века: основные направления и представители. Драматический театр: традиции и новаторство. Зарождение российского кинематографа. Музыка. Модерн в архитектуре. Новые направления в живописи.
Тема 8. Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале ХХ в.
Колонизация Африки. Колониальные империи: общее и особенное. Экономические кризисы начала ХХ в.: сущность, причины, методы преодоления. Противоречия на международной арене в начале ХХ в. Создание военно-политических союзов.
Тема 9. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки Колониализм и его последствия. Антиколониальные движения в
государствах Востока.
Восстание ихэтуаней в Китае в 1899-1901 гг. Движение моджахедов в Иране.
Деятельность М. Ганди. Революции в Иране (1905-1911) и Китае (1911-1913).
Младотурецкая революция. Особенности развития государств Латинской Америки.
Тема 10. Первая мировая война
Причины и характер Первой мировой войны. Первый этап войны. Воюющие страны в 1915 – 1916 гг. Война и российское общество. Кампания 1917 г. и завершение военных действий. Потери стран-участниц; исторические уроки и социальные последствия Первой мировой войны.
Раздел II
РОССИЯ И МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ. (14 ч)
Тема 11. Февральская революция в России 1917 г.
Предпосылки и причины Февральской революции 1917 г. Падение самодержавия и создание Временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция.
Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Л.Г.
Корнилова и его последствия.
Тема 12. Переход власти к партии большевиков
Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооружённое восстание в Петрограде.
Установление советской власти. Революционно-демократические преобразования.
«Декрет о власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Новые органы власти и управления. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский мир.
Предпосылки гражданской войны.
Тема 13. Гражданская война и интервенция
Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Советская республика
- кольце фронтов. Военный коммунизм. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС). Репрессии советской власти в
отношении представителей бывших привилегированных сословий. Сотрудничество большевиков с «буржуазными специалистами». Время решающих сражений: март 1919 — март 1920 г. Война с Польшей
- поражение Белого движения: апрель — ноябрь 1920 г. Причины победы красных и поражения Белого движения.
Тема 14. Завершение Гражданской войны и образование СССР
Завершающий этап Гражданской войны: конец 1920—1922 г. Борьба с «зелеными».
Особенности боевых действий на национальных окраинах России. Боевые действия в заключительный период Гражданской войны в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Предпосылки создания СССР. Образование Союза Советских Социалистических республик: планы и реальность. Высшие органы власти. Первая Конституция СССР (1924).
Тема 15. От военного коммунизма к нэпу
Экономическое и политическое положение Советской России после окончания Гражданской войны и интервенции. Создание и принятие плана ГОЭЛРО. Отказ от политики военного коммунизма. Новая экономическая политика. Первые итоги нэпа.
Противоречия новой экономической политики. Борьба власти с лидерами оппозиции – судебные процессы 1921—1923 гг. над руководителями партий эсеров и меньшевиков.
Репрессии против представителей интеллигенции и Церкви. Борьба в большевистской партии вокруг вопроса о продолжении нэпа. Свёртывание нэпа.
Тема 16. Культура страны Советов в 1917—1922 гг.
17—1922 гг. Художественное многообразие 1920-х гг. Воплощение новаторских идей и пафоса революционных преобразований в архитектуре и зрелищных искусствах. Физкультура и спорт.
Тема 17. Советская модернизация экономики и культурная революция
Модернизация советской экономики: основные задачи. Коллективизация: её принципы – провозглашенные и реальные. «Ликвидация кулачества». Итоги насильственной коллективизации. Стабилизация положения в деревне во второй половине 1930-х гг.
Основные результаты индустриализации. Освоение новых производств, техническая реконструкция народного хозяйства. Создание индустриальной базы страны в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Развитие новых отраслей промышленности. Модернизация армии. Культурная революция и культурные достижения. Спорт и физкультурное движение.
Тема 18. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР
Партия большевиков в 1920-е гг. Письмо Ленина к XI съезду РКП (б) (осень 1922 г.).
Борьба за власть в партии большевиков в период с 1923 по 1928 г. Причины возвышения и победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе. Идея И.В. Сталина о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Сталинский тезис о неизбежности обострения классовой борьбы
- процессе социалистического строительства как теоретическое обоснование политики репрессий. Культ личности и политический террор в СССР в 1930-е гг. Создание системы ГУЛАГа. Репрессии 1936—1938 гг. «Дело
Тухачевского» и чистка рядов Красной Армии. Создание сталинской системы управления и Конституция 1936 г.
Тема 19. Культура и искусство СССР в межвоенные годы
Партийное руководство художественным процессом. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека.
Широкое распространение массовых форм досуга советских людей. Физкультура и спорт.
Масштабное строительство общественных зданий и крупных социальных объектов.
Развитие кинематографа. Оперное и балетное искусство. Влияние репрессий конца 1930-х гг. на развитие советской культуры.
Тема 20. Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны
США в 1920—1930-е гг. Задачи послевоенного развития США. Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Развитие демократических стран Западной Европы в межвоенный период. Кейсианство. Раскол социал-демократии.
Углубление конфликта между коммунистами и социал-демократами. Фашизм в Италии и Германии. Милитаризм в Японии. Завоевательная программа фашизма и холокост.
Тема 21. Ослабление колониальных империй
Парижская (1919) и Вашингтонская конференция (1921-1922) о судьбе колоний.
Послевоенная колониальная политика и её итоги. Подъём антиколониальных движений.
Особенности национально-освободительных движений в Индии, Иране, Турции.
Революция и гражданская война в Китае.
Тема 22. Международные отношения между двумя мировыми войнами Антанта и Советская Россия. Мирный план Вильсона. Создание Лиги Наций. Версальско-Вашингтонская система и её противоречия. Пацифизм. На
пути ко Второй мировой войне.
Политика умиротворения агрессоров. Гражданская война в Испании. Антикоминтерновский пакт. Мюнхенское соглашение как кульминация
политики умиротворения. Советско-германский договор о ненападении.
Тема 23. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в.
Осмысление истории. Новое в науке о человеке и развитие философии. Живопись: от импрессионизма к модерну. Искусство индустриального общества (модернизм, примитивизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм). Литература. Модернизм в литературе. Музыка и театр. Киноискусство.
Раздел III
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. (7 ч)
Тема 24. От европейской к мировой войне
Начало Второй мировой войны: нападение Германии на Польшу.
Блицкриг.
Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. «Договор о дружбе и границе» между Германией и СССР. «Странная война». Вхождение в состав СССР прибалтийских государств. Советско-финская война. Кампании 1940 - начала 1941 гг.: «битва за Англию»; разгром Франции; военные действия союзников в Северной и Южной Европе, Северной Африке и Средиземноморье. СССР и война в Европе. План
«Барбаросса». Подготовка к нападению Германии на СССР.
Тема 25. Начальный период Великой Отечественной войны Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г. и её причины. Мобилизация страны.
Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой. Военно-стратегическое, морально-политическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой.
Тема 26. Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на Восточном фронте
Зарождение антигитлеровской коалиции и вступление войну США. Боевые действия на Восточном фронте весной — летом 1942 г. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение. «Всё для фронта, всё для победы!»
Движение Сопротивления в Европе.
Тема 27. Коренной перелом в Великой Отечественной войне
Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Битва на Орловско-Курской дуге и её значение. Завершение периода коренного перелома в войне. Укрепление антифашистской коалиции. Проблема открытия второго фронта. Тегеранская конференция. Идеология, культура и война. Изменение отношения к Православной церкви
со стороны властей.
Тема 28. Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны
Освобождение советской земли. Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобожденных землях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции.
Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха.
Тема 29. Причины, цена и значение великой Победы
Потсдамская конференция. Решения союзников по антигитлеровской коалиции о послевоенном миропорядке. Противоречия между союзниками. Парад Победы в Москве.
Участие СССР в войне с Японией. Окончание Второй мировой войны.
Причины Победы.
Цена Победы и итоги войны.
Раздел IV
МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
(9 ч)
Тема 30. Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина Постепенный переход страны на мирный путь развития. Сохранение в
новых условиях мобилизационных, военных методов, основанных на жесткой централизации управления и распределения ресурсов. Влияние сложного положения страны, в том числе на международной арене, на принятие чрезвычайных мер. Источники высоких темпов развития экономики в послевоенное время. Проблемы сельского хозяйства. Денежная
реформа 1947 г. Итоги четвертой пятилетки (1946–1950). Послевоенные репрессии.
Тема 31. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС
Объективные и субъективные причины необходимости изменения внутренней и внешней политики страны. Преемники И.В. Сталина на пути
преобразований. Инициативы Л.П. Берии и Г.М. Маленкова и начало осуществления реформ. Борьба за власть в партийной верхушке. XX съезд КПСС. Значение разоблачения культа личности И.В. Сталина для
последующего развития общества.
Тема 32. Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после ХХ
съезда КПСС.
Борьба за власть в конце 1950-х гг. Новые ориентиры развития общества. Экономика и политика в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Итоги освоения целинных и залежных земель, реализация жилищной программы, изменения в жизни крестьянства, реформа в военной сфере. Начало освоения космоса. Административные реформы. Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г. Отставка Н.С. Хрущёва.
Тема 33. Духовная жизнь в СССР в 1940 - 1960-е гг.
Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Духовная жизнь
- период «оттепели». Ужесточение партийного контроля над духовной жизнью страны. «Дело» Б.Л. Пастернака. Гонения на Церковь. Наука в условиях «холодной войны». СССР на международной спортивной арене.
Тема 34. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия
Становление «общества благосостояния» и смешанной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика. «Справедливый курс» Г. Трумэна. Программы Дж. Кеннеди и его преемников: «Новые рубежи», «Великое общество» – их итоги. Германское «экономическое чудо». «Шведская модель».
Тема 35. Падение мировой колониальной системы
Распад колониальной системы: причины и основные этапы. Проблема выбора пути развития в условиях биполярного мира. Создание Британского Содружества и Французского Сообщества. Идея социалистической ориентации. Соперничество СССР и США за сферы влияния над странами Азии, Африки и Латинской Америки; его роль в разжигании локальных войн и конфликтов. Конфликты и кризисы в странах «Юга».
Тема 36. «Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х
гг.
Предпосылки начала «холодной войны». Противоборство двух военно-политических блоков. Первые военно-политические конфликты «холодной войны». «Холодная война» в Азии. Война в Корее. Политика мирного сосуществования и военное соперничество.
Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме.
Тема 37. Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай.
Роль СССР в освобождении стран Восточной Европы от фашизма. Переход от общедемократических преобразований к утверждению «советской модели социализма».
Восточная Европа в орбите влияния СССР. Первые симптомы кризиса в Восточной Европе. СССР и Китай: от союза к противостоянию. «Большой скачок» и культурная революция в Китае.
Раздел V
РОССИЯ И МИР В 1960-1990-е гг. (13 ч)
Тема 38. Технологии новой эпохи
Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Биохимия, генетика, медицина. Электроника и робототехника.
Тема 39. Становление информационного общества
Информационная революция. Глобальная Сеть. Индустрия производства знаний. Новая социальная структура общества. Средний класс. Маргиналы.
Тема 40. Кризис «общества благосостояния»
Причины кризисов в развитых странах. Коммунисты и левые правительства в Европе.
Феномен еврокоммунизма. Причины появления «новых левых» в Западной Европе в 1960-е гг. Бунт против «общества потребления», социальная база радикальных общественных движений.
Тема 41. Неоконсервативная революция 1980-х гг.
Причины необходимости обновления идеологии консерватизма. Концепции
неоконсерватизма. Социально-экономическая политика неоконсерватизма и её итоги.
Неконсервативная модернизация.
Тема 42. СССР: от реформ — к застою
Приход к власти Л.И. Брежнева. Система коллективного руководства. Восстановление прежней вертикали власти: ЦК — обком — райком; воссоздание отраслевых министерств.
Экономические реформы 1960-х гг. Причины необходимости пересмотра экономической политики. Новые ориентиры аграрной политики. Рост экономической самостоятельности предприятий. Рост производства. Складывание модели советского «общества потребления». Проблемы застоя в экономике. Борьба с инакомыслием.
Тема 43. Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки
Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны.
Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием. Приход к власти М.С. Горбачёва. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины ее провала.
Кампания борьбы с пьянством, её итоги. Авария на Чернобыльской АЭС
- апреля 1986 г. и её последствия. Расширение самостоятельности государственных предприятий.
Принятие законов, разрешающих создание кооперативов и индивидуальную
(частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Последствия экономических реформ. Поиск путей преодоления кризиса.
Тема 44. Развитие гласности и демократии в СССР
Расширение гласности. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее. Создание Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Свободные дискуссии в СМИ.
Проблемы статуса и привилегий номенклатуры. Стремления к демократической трансформации общества. Политический раскол советского общества. Возникновение политических организаций, независимых от КПСС. Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. Консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки, в рядах КПСС. Рост
популярности Б.Н. Ельцина, избрание его президентом Российской Федерации.
Тема 45. Кризис и распад советского общества
Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР. Развитие кризиса Союза ССР.
Обострение противоречий между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.
Оформление в Латвии и Эстонии народных фронтов, в Литве – организации «Саюдис», выступавших за выход этих республик из состава
СССР. Очаги напряжённости в Узбекистане, Грузии, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье. Принятие союзными республиками деклараций о суверенитете. Попытка переворота и распад СССР. Создание
СНГ.
Тема 46. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960—1980-е гг.
Развитие науки и техники. Роль книги в жизни советских людей. Развитие отечественной литературы. Театр и киноискусство. Эстрада. Размежевание в живописи и скульптуре на официальное искусство и альтернативные художественные направления. Достижения советского спорта.
Тема 47. Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития
Истоки и особенности «экономического чуда» Японии. Демократизация общественно-политической жизни страны. Политика в области образования, технологического развития, внешней торговли. Специфика трудовых отношений в японских корпорациях.
Новые индустриальные страны: общее и особенное в опыте модернизации Южной Кореи, Сингапура, Тайваня. Второй эшелон новых индустриальных стран: Филиппины, Индонезия, Таиланд, Малайзия. Китай на пути реформ.
Тема 48. Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950 – 1980-е гг.
Особенности реформ и политики модернизации Индии: её достижения (отмена кастовой системы, создание индустриального сектора экономики, социальная политика, «зеленая революция») и проблемы (демографические, социальные, межкультурного взаимодействия). Внешняя политика Индии. Участие в Движении неприсоединения.
Исламский мир: национально-патриотическая и традиционалистская модели развития.
Арабо-израильские конфликты. Особенности социально-экономического развития
Латинской Америки. Перонизм и демократия в Латинской Америке.
Тема 49. Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны»
СССР и США: итоги соперничества. Разрядка международной напряжённости. Причины срыва разрядки и обострение противоборства СССР
- США в начале 1980-х гг. Новое политическое мышление и завершение «холодной войны».
Раздел VI
РОССИЯ И МИР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ (12 ч)
Тема 50. Транснационализация и глобализация мировой экономики и
их
последствия
Возникновение ТНК и ТНБ. Глобализация мировой экономики и ее последствия.
Предприниматели и предпринимательская деятельность. Проблемы многонациональных государств и массовой миграции в эпоху глобализации.
Тема 51. Интеграция развитых стран и её итоги
Этапы интеграции стран Западной Европы: хронологические рамки, страны и регионы, области сближения, итоги. Противоречия европейской интеграции. Тенденции интеграционных процессов в Европе. Интеграционные процессы в Северной Америке.
Тема 52. Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г. Опыт «шоковой терапии». Либерализация цен. Снятие ограничения на частнопредпринимательскую деятельность, в том числе в сфере торговли.
Проведение приватизации. Структурная перестройка экономики. Плюсы и минусы реформ.
Политический кризис 1993 г.: сущность, причины, основные события и итоги. Новая Конституция России. Итоги парламентских выборов 1993 г.
Тема 53. Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.
Обострение отношений между центром власти в Москве и субъектами Федерации.
Подписание Федеративного договора 31 марта 1992 г. Начало конфликта в Чечне. Выборы 1995 и 1996 гг. Предприниматели как новая сила на политической арене страны.
Финансово-промышленные группы (ФПГ). Возникновение медиа-холдингов. Углубление политического и социально-экономического кризиса.
Тема 54. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации
Вторая чеченская война. Парламентские и президентские выборы 1999— 2000 гг. Россия на пути реформ и стабилизации. Утверждение государственной символики России. Меры по укреплению вертикали власти. Усиление правовой базы реформ. Реорганизация силовых ведомств и реформа вооружённых сил. Активизация борьбы с коррупцией,
криминалитетом, нелегальными операциями коммерческих структур. Завершение процесса мирного урегулирования в Чечне. Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг.
Тема 55. Российская Федерация в начале XXI в.
Россия в 2004-2007 гг. Продолжение курса на упрочение вертикали власти. Создание общественной палаты. Национальные проекты «Здоровье», «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование».
Создание Стабилизационного фонда. Выборы 2007—2008 гг. Россия в условиях глобального кризиса. Ориентиры модернизационной стратегии развития страны. Выборы 2011–2012 гг.
Тема 56. Духовная жизнь России в современную эпоху
Влияние на духовную жизнь страны социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период. Коммерциализация культуры и досуга и их последствия. Вестернизация молодёжной культуры. Рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию. Русская Православная Церковь в новой России.
Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура. Государственная политика в области культуры.
Тема 57. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе
Перестройка в СССР и подъем антикоммунистического движения в Восточной Европе в 1980-е гг. Общее и особенное в демократических революциях в странах Восточной Европы. Восточная Европа после социализма. Кризис в Югославии. Развитие Содружества Независимых Государств. Обострение отношений России и Украины в 2014г. Вооружённые конфликты в СНГ. Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ. Цветные революции в странах СНГ и их последствия.
Тема 58. Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития
Демократизация государства и общества в странах Латинской Америки в 1980–1990-е гг.
Интеграционные процессы в Латинской Америке. Китай на современном этапе развития.
Российско-китайские отношения в начале XXI в. Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Проблемы развития Японии на современном этапе. Индия: достижения и проблемы модернизации. Политическое и экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки. Исламский фундаментализм. Революции в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Страны Центральной и Южной Африки.
Тема 59. Россия и складывание новой системы международных отношений
Международное положение Российской Федерации после распада СССР. Продолжение процесса согласованного сокращения вооружений, развития партнерских отношений с НАТО. Поиск взаимопонимания между Россией и Западом. Россия и «Большая семёрка».
Новые проблемы во взаимоотношениях Россия – Запад. Попытки политического давления на Россию со стороны Запада. Расширение НАТО на восток. 11 сентября 2001 г. и Россия.
Крупные международные проекты с участием России. Обострение отношений России и США в 2008 г. Идея «перезагрузки» отношений США с Россией. Международные организации в современном мире. Проблемы нового миропорядка.
Тема 60. Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX в.
Теории общественного развития. Церковь и общество в XX – начале XXI
вв.
Экуменическое движение. СМИ и массовая культура. Искусство: от модернизма к постмодернизму. Контркультура и культура молодёжного бунта. Подъём национальных культур.
Тема 61. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления
Военная и террористическая угрозы. Деятельность международных организаций по предотвращению экологической катастрофы и сбережению природных ресурсов планеты.
Система взаимодействия народов и государств в решении глобальных проблем.
Тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Кол-во | Примечание |
часов | |||
1 | Россия и мир в начале XX в. | 11 | |
2 | Россия и мир между двумя мировыми | 14 | |
войнами | |||
3 | Человечество во Второй мировой | 7 | |
войне | |||
4 | Мировое развитие в первые | 9 | |
послевоенные десятилетия | |||
5 | Россия и мир в 1960-1990-е гг. | 13 | |
6 | Россия и мир на современном этапе | 12 | |
развития | |||
7 | Итоговый урок по курсу | 1 | |
8 | Резервный урок | 1 | |
Итого | 70 | ||
История
конец XIX – начала XXI века.
№ п/п | Тема урока | д/з § | дата |
Раздел I. РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ XX в. | |||
Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития | § 1. | 01.09. | |
Модернизация в странах Европы, США и Японии | § 2. | 06.09. | |
Россия на рубеже XIX-XX вв. | § 3. | 08.09. | |
Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг. | § 4. | 13.09. | |
Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. | § 5. | 15.09. | |
Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина | § 6. | 20.09. | |
Культура России в конце XIX — начале XX в. | § 7. | 22.09. | |
Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале XX в. | § 8. | 27.09. | |
Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки | § 9. | 29.09. | |
Первая мировая война. | § 10. | 04.10. | |
Урок повторение по теме: «РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ XX в.» | 06.10. | ||
Раздел II. РОССИЯ И МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ | |||
Февральская революция в России 1917 г. | § 11. | 11.10. | |
Переход власти к партии большевиков | § 12. | 13.10. | |
Гражданская война и интервенция | § 13. | 18.10. | |
Завершение Гражданской войны и образование СССР | § 14. | 20.10. | |
От военного коммунизма к нэпу | § 15. | 25.10. | |
Культура Страны Советов в 1917-1922 гг | § 16. | 27.10. | |
Советская модернизация экономики. Становление советской культуры. | § 17. | 08.11. | |
Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР | § 18. | 10.11. | |
Культура и искусство СССР в межвоенные годы | § 19. | 15.11. | |
Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны | § 20. | 17.11. | |
Ослабление колониальных империй | § 21. | 22.11. | |
Международные отношения между двумя мировыми войнами | § 22. | 24.11. | |
Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в. | § 23. | 29.11. | |
Урок повторение по теме: «РОССИЯ И МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ». | 01.12. | ||
Раздел III. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ | |||
От европейской к мировой войне | § 24. | 06.12. | |
Начальный период Великой Отечественной войны | § 25. | 08.12. | |
Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на Восточном фронте | § 26. | 13.12. | |
Коренной перелом в Великой Отечественной войне | § 27. | 15.12. | |
Коренной перелом в Великой Отечественной войне | § 27. | 20.12. | |
Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны | § 28. | 22.12. | |
Причины, цена и значение великой Победы | § 29. | 27.12. | |
Урок повторение по теме: «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ» | 29.12. | ||
Раздел IV. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ | |||
Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина | § 30. | 10.01. | |
Первые попытки реформ и XX съезд КПСС | § 31. | 12.01. | |
Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. | § 32. | 17.01. | |
Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг. | § 33. | 19.01. | |
Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия | § 34. | 24.01. | |
Падение мировой колониальной системы | § 35. | 26.01. | |
«Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х гг. | § 36. | 31.01. | |
«Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х гг. | § 36. | 02.02. | |
Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай | § 37. | 07.02. | |
Урок повторение по теме: «МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ» | 09.02. | ||
Раздел V. РОССИЯ И МИР В 1960-1990-е гг. | |||
Технологии новой эпохи | § 38. | 14.02. | |
Становление информационного общества | § 39. | 16.02. | |
Кризис «общества благосостояния» | § 40. | 21.02. | |
Неоконсервативная революция 1980-х гг. | § 41. | 28.02. | |
СССР: от реформ — к застою | § 42. | 02.03. | |
Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки | § 43. | 07.03. | |
Развитие гласности и демократии в СССР | § 44. | 09.03. | |
Кризис и распад советского общества | § 45. | 14.03. | |
Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг. | § 46. | 16.03. | |
Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития | § 47. | 21.03. | |
Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950-1980-е гг. | § 48. | 23.03. | |
Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны» | § 49. | 04.04. | |
Урок повторение по теме: «РОССИЯ И МИР В 1960-1990-е гг.» | 06.04. | ||
Раздел VI. РОССИЯ И МИР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ | |||
Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия | § 50. | 11.04. | |
Интеграция развитых стран и её итоги | § 51. | 13.04. | |
Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г. | § 52. | 18.04. | |
Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г. | § 52. | 20.04. | |
Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. | § 53. | 25.04. | |
Россия на рубеже веков: по пути стабилизации | § 54. | 27.04. | |
Российская Федерация в начале XXI в. | § 55. | 02.05. | |
Духовная жизнь России в современную эпоху | § 56. | 04.05. | |
Страны Восточной и Юго-Восточной Европы, и государства СНГ в мировом сообществе | § 57. | 11.05. | |
Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития | § 58. | 16.05. | |
Россия и складывание новой системы международных отношений | § 59. | 18.05. | |
Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX в. Урок в иных формах. | § 60. | 19.05. | |
Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. | § 61. | 23.05. | |
Итоговое повторение. | 25.05. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований: - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке; - выполнение дополнительных заданий по желанию; - высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке; - отсутствие выполнения дополнительных заданий; - низкий уровень знания базового материала;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень, Яшников Д. В. учитель истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 класса. Профильный уровень, Яшников Д. В. учитель истории и обществознания...
рабочая программа по предмету " История России. Всеобщая история".
Рабочая программа по предмету "История России. Всеобщая история" предназначена для обучающихся 9 класса. Общий объём изучения - 102 часа (3 часа в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История России. Всеобщая история» в 9 классе
Рабочая программа по истории для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федер...
Рабочая программа по предмету «История. Новое время конец ХV – конец ХVIII века»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второгопоколения основного общего образования по истории. Учебник под ред. В.А. Ведюшкина, Д...
Рабочая программа по предмету «История России XIX – начала XX века» 9 класс.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второгопоколения основного общего образования по истории:Учебник Л.М. Лященко, О.В. Волобуев...