Тема: «Полихромная гармония или для чего учитель приходит на урок? Повышение познавательной активности и социальной самореализации учащихся: использование проблемного метода на уроках истории и обществоведения на III ступени обучения.
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Разработка занятия для учителей общеобразовательных школ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс  Данилюк Светланы Ивановны, учителя истории и обществоведения ГУО «Лицей №1имени А. С. Пушкина г. Бреста», квалификационная категория «учитель-методист».

Тема: «Полихромная гармония  или  для чего учитель приходит на урок? Повышение познавательной активности и социальной самореализации учащихся: использование проблемного метода на уроках истории и обществоведения на III ступени обучения.

Цель: предполагается, что к окончанию мастер-класса  его участники будут знать компоненты проблемного метода обучения, отличать проблемные вопросы и задания от учебных, уметь выстраивать алгоритм  проблемного урока.

Задачи:

1.Создать благоприятные  условия для повышения мотивации участников мастер-класса к изучению одного из наиболее эффективных методов обучения истории и обществоведению - проблемного.

2.Способствовать формированию у участников мастер - класса умений разрабатывать  проблемные вопросы и задания.

3.Создать условия для самообразования участников мастер - класса по проблеме повышения познавательной активности  и  социальной самореализации обучающихся.

        Техническое и методическое обеспечение: Мультимедийный проектор, презентация в Power Point; раздаточный материал:  

1)  карта целеполагания; 2) термины и определения по теме занятия - проблемная задача, проблемная ситуация, проблемное задание;            3)обгоревшие листочки с проблемным заданием; 4) кирпичики с компонентами  проблемного урока.

                                Ход мастер-класса

1-ый этап. Организационный(5мин.)

Цель:  психологически  настроить участников  мастер-класса на сотрудничество.

Методическая задача: создать условия  для психологической настроенности участников  мастер-класса на работу посредством вовлечения их в деятельность по формированию позитивных эмоций и ценностно-смыслового отношения к теме занятия.

Деятельность ведущего мастер-класса.

Уважаемые  коллеги! Посмотрите, пожалуйста, внимательно на карандаши в моих руках. А теперь назовите, какого они были цвета? Как вы думаете, причем здесь карандаши? Правильно, они символизируют многообразие нашего мира  и разнообразие  характеров, темпераментов, способностей, интересов,  профессиональных предпочтений наших учеников.. Этим педагогическим приемом, который называется «удивляй» я попыталась вызвать у вас интерес к занятию. Итак, сейчас я создам проблемную ситуацию, поставив перед вами непростую задачу . Ответьте, уважаемые коллеги, для чего учитель ежедневно приходит в класс и дает урок? Используем для этого педагогический прием - «мозговой штурм». Каждый выскажет свое мнение. Пожалуйста. Один из вас пусть станет моим помощником и запишет ответы на доске (ведущий анализирует и дополняет ответы участников)

  • дать знания по предмету, предусмотренные программой;
  • сформировать  общеучебные  ЗУН;
  • содействовать развитию познавательного интереса
  • создавать ситуацию успеха, развивая творческий потенциал и разнообразные способности учащихся
  • прививать навыки нравственной и правовой культуры
  • создавать условия для социализации личности.

Обратите внимание на нити, лежащие на столе. Вспомните, какие устойчивые выражения связаны со словом «нить»?

Правильно, красная нить, путеводная нить или нить Ариадны, нить жизни и т.д.

Для чего учитель приходит, в класс мы выяснили.  Возникает новый вопрос «Как  достичь результатов, о которых шла речь?»  В одном из древнегреческих мифов из мрака  лабиринта  чудовища  Минотавра  юноша Тезей выводит своих товарищей с помощью клубка нитей Ариадны. Так и мы должны вооружить своих учеников клубком знаний, умений и навыков, которые  выведут их из тьмы невежества, непонимания, лени, неверия в себя, свои возможности и силы. Предметно-ориентированные технологии, возможно, дадут некую сумму знаний, которые как неустойчивая валюта, быстро девальвируют.  Личностно - ориентированное обучение  и  связанные с ним педагогические технологии и методы вдохновят ученика, помогут ему учиться и добывать знания самостоятельно при поддержке учителя. В работе  с вами я  буду использовать  проблемный метод обучения. Он является частным методом многих личностно-ориентированных педагогических технологий: критического мышления, коллективной мыследеятельности, интерактивного обучения и др. Попробую продемонстрировать эффективость проблемного метода обучения. Собственно, я это уже начала делать, создав проблемную ситуацию на занятии.

Деятельность участников.

Психологически настраиваются на работу.

2-й этап. Построение  « проблемного поля»  мастер-класса                 (10 мин.)

Цель: диагностировать педагогический опыт участников мастер-класса по заявленной теме, мотивировать на предстоящую деятельность.

Методическая задача: создать условия  для предстоящей работы посредством определения «проблемного поля» мастер-класса и обеспечения личностного целеполагания участников.

Деятельность ведущего

1.Организует включение участников в определение «проблемного поля» мастер-класса. Итак, мы определили, для чего учитель ежедневно приходит на урок. Представьте ситуацию, когда человек, чтобы найти спрятанные сокровища, вынужден разыскать и расшифровать карту, определить точные координаты, поработать лопатой или разобрать стену. Так и учитель, чтобы повысить  познавательную активность и помочь социальной самореализации учеников, должен преодолеть ряд существенных педагогических проблем.

2.Создает условия для актуализации профессионального опыта участников.

Предлагает   разделиться на группы (красные, синие, желтые). И в течение 1мин. определить  наиболее значимые проблемы из предложенного перечня  или написать свой вариант.

3.Создает условия для личностного целеполагания участников мастер-класса. Предлагает выбрать каждому участнику  цели, которых он хочет достичь на мастер-классе с помощью карты целеполагания:

1.Хочу больше узнать о методе проблемного обучения

2. Хочу получить готовые примеры проблемных заданий и вопросов

3.Хочу сам научиться разрабатывать проблемные задания

4.Хочу общаться с коллегами

5.Хочу найти свою идею для самообразования

6.Хочу предложить собственный опыт участникам мастер-класса

Деятельность участников.

1.Слушают позицию ведущего, сопоставляют с собственными представлениями о педагогической деятельности.

2.Осуществляют выбор проблем, связанных с повышением познавательной активности и социальной самореализацией обучающихся при изучении истории и обществоведения.

Предложенные варианты проблем:

  • один час на изучение предмета
  • каждый урок – новая тема
  • формальное отношение учеников к предмету
  • прагматизм старшеклассников; главное - средний балл аттестата
  • профессия историка малопривлекательна
  • в большинстве, учащиеся не умеют системно мыслить

3.Определяют для себя цели работы на мастер-классе

3-й этап. «Погружение» в теоретические основы разработки проблемных заданий по истории (15 мин.)

Цель: Определить знания участниками мастер-класса структурных элементов проблемного метода обучения, алгоритма проблемного урока, его возможностей в повышении познавательной активности обучающихся и их социальной самореализации.

Методическая задача: обеспечить условия для формирования знаний участников о структурных элементах проблемного метода обучения, алгоритме проблемного  урока, его возможностях в повышении познавательной активности и социальной самореализации учащихся.

Деятельность ведущего

Организует работу в группах, информирует о содержании заданий и регламенте их выполнения:

Нам предстоит работа в трех группах:

Задание 1. На столах лежат листы с определениями основных структурных элементов  проблемного метода обучения.

Первая группа  (красные) подбирает определение к понятию -проблемная задача, вторая (синие) – проблемная ситуация, третья (желтые) - проблемное  задание, используя раздаточный материал (1мин.)

Проблемный вопрос – это действие, стимулирующее мысль, активизирующее  мышление, заставляющее человека думать. Проблемная  задача  содержит новые  для учащихся понятия, факты , способы действия. Она имеет поисковый характер, иногда - оригинальное  решение, отсутствуют образцы для ее решения, обучающийся должен самостоятельно провести частичный поиск. Проблемная ситуация - это психологическое состояние  интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся у него знаний. Проблемное задание - это задание, обеспечивающее активную мыслительную деятельность учащихся по разрешению проблемной ситуации: анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов, их причинно - следственных связей и т.д.

Задание 2.Почему именно проблемное задание позволяет ученику проявить себя, продемонстрировать интеллектуальный потенциал и сделать личностно-значимое открытие ?

Рассмотрим на конкретных примерах. Группы получают задание  и разработают пути его решения. Участники других групп оценят решения качественно и количественно(0-5 баллов)

Исторический факт. Всемирная история, 10 класс.

Из работы российского историка А. И. Уткина « Первая мировая война»: Первая мировая война является одним из ключевых моментов мировой истории .Она определила мировую эволюцию всего последующего времени. За четыре года произошла подлинная революция в экономике, коммуникациях, национальной организации, социальной системе мира. Она вывела на арену общественной жизни массы народа, фактически не участвовавшие прежде в мировой истории. Она дала невиданный импульс технической революции. При этом открыла невиданные глубины гуманитарного падения, на которые оказался способен человек вопреки всем достижениям цивилизации. Она фактически разрушила оптимистическую культуру Европы, сделала насилие легитимным орудием разрешения международных споров и инструментом социальных перемен.

Задание: создать на основе данного исторического факта проблемную ситуацию, найти  и представить  педагогические приемы ее разрешения.(14мин.)

Деятельность участников

1.Работают в группе, обсуждают дидактическое содержание предложенных им понятий. Высказывают свое мнение (задание 1)

2.Выполняют задание, задают уточняющие вопросы, презентуют  результат(задание 2).

4-й этап. Разработка алгоритма проблемного урока и представление его модели (дом, пирамида, лестница и т.д.10 мин.)

Цель – Определить первичный опыт участников по разработке алгоритма проблемного урока.

Методическая задача: обеспечить условия для формирования опыта творческой деятельности  участников по конструированию алгоритма проблемного урока посредством работы в группах и межгруппового взаимодействия.

Деятельность ведущего мастер-класса

 1.Организует практическую работу по конструированию алгоритма проблемного урока.

Раздает участникам кирпичики с  названиями этапов проблемного урока и предлагает расставить в правильной последовательности в форме модели.

Алгоритм  реализации проблемного метода обучения  на  уроке:

- мотивация, создание проблемной ситуации;

- постановка проблемных задач, выдвижение гипотез

- исследование (теоретическое, практическое);

-  обмен информацией при работе в группах, парах, представление работы;

- обработка информации   (выделение значимой информации, подтверждение         или опровержение высказанных ранее гипотез);

- подведение итогов урока, рассмотрение новых вариантов решения проблемы,

- рефлексия;

Деятельность участников

Работают, конструируют, моделируют, представляют продукт.

5-й этап. Рефлексия участников и ведущего мастер-класса. 5мин.

Цель - добиться осмысления содержания и результатов работы на мастер-классе, оценить степень достижения поставленных целей участниками мастера - класса.

Методическая задача: обеспечить условия для рефлексивного осмысления участниками содержания и результатов своей работы на мастер-классе посредством выполнения рефлексивного задания.

Деятельность ведущего

Создает ситуацию эмоционально-ценностного отношения к мастер-классу у его участников.

«Знаменитому американскому политику и мыслителю Бенджамину Франклину принадлежат следующие слова:

                Скажи мне - и я забуду,

                Учи меня - и я могу запомнить,…

Как бы вы ее продолжили?»

Слушает мнение участников мастер-класса. Завершает дискуссию, продолжая мудрость Франклина:

                Вовлекай меня - и я научусь.

2. Предлагает методические рекомендации по теме занятия.

Деятельность участников

Отвечают на вопрос ведущего, дают свою оценку эффективности работы на мастер-классе и достигнутым результатам.

        Список использованной литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М. Просвещение, 1985.
  2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 1970.
  3. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе.- Казань, 1967.
  4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:Изд-во МГУ, 1985.
  5. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1986.
  6. Кудрявцев Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения. В кн.: «О проблемном обучении»: Вып. 2.- М.:Высшая школа, 1969.
  7. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:3нание, 1991.
  8. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.// Советская педагогика.-1968.-№ 7.
  9. Лернер И.Я. Система методов обучения. - М.: Знание, 1976.
  10. Людмилов Д.С., Дышинский Е.А., Лурье A.M. Некоторые вопросы проблемного обучения математике: Пособие для учителей.- Пермь, 1975.
  11. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.
  12. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов на уроках истории

В статье предложены интерактивные приемы обучения на уроках истории...

мастер-класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»

Мастер- класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»Цель: освоение видов деятельности работы над проектом учащихся с ОВЗ ...

Использование игровых методов на уроках истории.

Статья посвещена тому как лучше давать матирал по истории ученикам и как их заинтересовать и воспитывать на основе игр....

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...

Условия самореализации учащихся c нарушением интеллекта на уроках истории и обществознания как основа успешной социализации в обществе

Основные условия самореализации учащихся с нарушением интелекта на уроках истории и обществознания...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Проблемный метод на уроках истории...