Использование игровых методов на уроках истории.
статья по истории по теме
Статья посвещена тому как лучше давать матирал по истории ученикам и как их заинтересовать и воспитывать на основе игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья . | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяется следующее: использование новых достижений исторической науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса, установление учащимися межпредметных сфер личности, логичность и эмоциональность, формирование необходимых знаний, умений, навыков, развитие приемов мышления и деятельности. Каждый урок истории должен направляться на достижение предметной цели: обучать, воспитывать, развивать. Особенно это важно для учащихся 5-х классов, так как существует проблема в восприятии предмета. Учащиеся не только оторвались от мира волшебных сказок, так они еще не отличают сказочное от мифологического, и не воспринимают объективно реальность и реального героя. Не отличаются 5-ки и особой усидчивостью и повышенным восприятием материала, поэтому каждый урок должен завлекать и зачаровывать их.
«На современном этапе жизни произошли радикальные преобразования в исторической науке. Все концепции, программы, планы изучения истории подверглись пересмотру. В распоряжение школ поступили десятки видов новых учебников, хрестоматий. Но даже при этом методическом обеспечении, по-прежнему полностью не удовлетворяет, ни учителей, ни учащихся[1]. Поэтому учителям приходится возвращаться к старым методам и моделировать на уроках собственные варианты изучения истории и даже совершенствовать эти старые методы.
В этом уникален и все еще востребован метод Александра Литвинова - моделирование темы урока на доске в виде рисунков и кратких надписей. А также с использованием ИКТ в виде познавательных презентаций со смыслом (например - про чудеса света).
Что же меня привлекло в работе этого выдающегося учителя? Ведь с одной стороны его метод кому-то может показаться устаревшим, а нет, он привлекает еще тем, что при наших новых условиях урок может стать еще интереснее и познавательнее. «В Учебнике по истории древнего мира 217 новых терминов, 72 имени исторических деятелей, около 80 географических названий, 30 крылатых выражений[2]». На каждом уроке ученики должны усвоить новые понятия, несколько дат, да еще «почувствовать» эпоху.
Когда я начинала работать, меня тоже не устраивало, что класс ничего не делал во время объяснения нового материала, особенно сложно было слабым ученикам, которые вызубривали домашнее задание. Поэтому я и решила попробовать этот метод.
Дома внимательно читала новый учебный материал, отмечала главное, затем составляла конспект урока в тетради. Приходя на урок, излагала новую тему с помощью рисунков на доске, дети тоже слушали и перерисовывали за мной. Каково же было мое удивление, что на следующий урок все учащиеся могли пересказать пройденную тему, и даже возникли новые вопросы, кто-то искал уже дополнительный материал. Таким образом, иконическое моделирование полностью себя оправдало. Само иконическое моделирование – это система знаков, символов, при помощи которых изображается изучаемый материал.
Несколько слов об организации учебного процесса при образном моделировании. Вот основные его этапы:
- учитель подробно объясняет материал, одновременно конспектируя на доске;
- учащиеся перерисовывают конспект в тетрадь;
- учитель с помощью конспекта кратко, сжато еще раз повторяет учебный материал;
- учащиеся работают с учебником и конспектом дома, отвечают у доски с помощью или без конспекта.
Первое время было конечно сложно вырабатывать уже свою систему знаков-символов для составления конспектов, и, научиться на доске рисовать, чтоб было все понятно .Психологи говорят, что весьма трудно непрерывно сосредоточивать внимание на неизменяющемся объекте мысли. А схематический чертеж – рисунок, возникающий на доске по мере хода изложения учебного материала, как раз является объектом, который развивается на глазах, обнаруживая все новое содержание. Но каждый труд приносит свои плоды. На основе этого учащиеся 5-6 классов даже выдвинули идею проектной деятельности, не только на основе рисунков, а на лепке из пластилина и других материалов, и попробовать самим изобразить этот мир, который изучался на уроках, тем более учащиеся этого возраста очень любят работать с такими материалами.
Плюс ко всему для меня была очень познавательна книга «Сто игр» по истории. Даже А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращался к вопросу о роли игры в жизни детей. Тем более дети всегда остаются детьми, и какое бы время не наступило, от нее не откажутся. «[3]Но самое важное – это то, что не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Игры по предмету помогают, по утверждению К.Д. Ушинского, не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их».
Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучает выслушивать критические замечания одноклассников, что очень важно при нашем новом общества, где многие друг друга совсем не слушают. Это так же полезно для детей с повышенным самолюбием. Такие игры могут быть составлены заранее на компьютере, так и сделаны старым методом карточек, плакатов, лото, дорожек, разнообразных иллюстраций или рисунков. Оправдывает использование на уроке игр Алексея Литвинова как испорченный текст, историческая цепочка, перестрелка и т.д. Здесь осуществляется не только повторение и запоминание пройденного материала, но и также осуществляются межпредметные связи, что хорошо для детей которые любят больше как предметы литература, география ,математика . Тем более каждому учителю истории понятно , что хороший рассказ по теме возможен только по мере накопления исторических знаний и словарного запаса, чему могут помочь исторические игры. От учителя конечно для использования этих игр на уроке дома потребуется чуть больше времени, накопление опыта так как каждая игра, используемая на уроке должна быть продумана до мелочей, иначе можно потерять время и интерес к предмету учащихся. За то если урок хорошо пройдет, чувство педагогического счастья и благодарности к своим ученикам, которые с нетерпением будут ждать следующих уроков.
Конечно сейчас много методик работы на уроках истории. Но нельзя не согласиться, что педагогу сегодня надо не просто передавать, воспроизводить накопленные знания и умения, но и практически непрерывно адаптироваться к изменениям в образовательной среде, растущим запросам рынка труда, растущей «плотности» информационных потоков, непрерывной реформе образования и другим факторам, определяющим конфигурацию образовательного пространства.
Говоря о деятельности школьных учреждений, система образования все еще имеет ряд «болевых точек». К ним можно отнести: слабую материальную базу, неотработанные технологии диагностики реальных запросов учителей, недостаточный опыт внедрения современных информационных технологий, и др. Ведь компьютеры, тем более проектирующие доски есть не в каждом учебном кабинете.
Но, не смотря, ни на что веление времени – улучшение школьного исторического образования и внедрение многообразия методов обучения, для развития целостной, реально подготовленной к жизни личности. В целом необходимость повышения качества образования следует связывать с тем, что мы живем в новейшее время, в 21 веке, когда на историческую арену вышел новый человек. Ему нужны обширные новые знания, которые должны привести к новым его качествам. Он должен соответствовать новой реальности. Если мы не дадим нашим детям все это, то кто же? Но сколько бы времени не проходило главное в нашей работе будь то школа, будь то высшее образование в образовательном процессе - сам преподаватель, его теоретическая подготовка, методическое мастерство, авторитет, накопленный опыт и, конечно же, живое слово, живой человек, которого ничто и никогда не заменит.
[1] 9/2008-Учитель Башкортостана, В.Т.Полосин-«Культура учебного труда на уроках истории»
[2] Ж. «Народное образование», Сто открытий А.Литвинова;-1991, №7.
[3] Г.А.Кулагина, «Сто игр по истории»; М-Просвещение-1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Использование игровых методов на уроках физики и математики
Цель мастер-класса – показать на примере уроков физики в 7 классе применение игровых методов, способствующей решению проблем познавательной деятельности учащихся....
« Использование игровых методов на уроках английского языка как средство повышения мотивации достижения успехов у учащихся ».
Моя методическая проблема....
Обобщение опыта по теме "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности подростков"
Обобщение личного педагогического опыта учителя первой категории Логиновой Людмилы Ивановны по преподаванию дисциплины английский язык на базе МОУ "Головинская СОШ" Белгородского района Белгородской о...
Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"
Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ"
Данная презентация о различных игровых методах, которые можно использовать на уроках физики в 7 классе...
РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому в...
Использование игрового метода на уроках истории как реализация здоровьесберегающих технологий. Научно-методическая статья
Статья написана в соавторстве с Л.Н. Маньковской, методистом института развития образования ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО и КП», опубликована в сборнике материалов V республиканской научно-практичес...