Конспект урока по истории России 7 класс
план-конспект занятия по истории (7 класс) на тему

Разработка урока в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок истории России 7 класс20.22 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Класс

Тема: Завершение объединения русских земель.

Цели: дать представление об особенностях формирования единого российского государства, истоках опричного террора в России, об основных итогах деятельности Василия III.

План: 1. Василий III.

 2. Государственное управление.

3. Общественный строй.

4. «Москва – Третий Рим»

Оборудование урока: 

Учебник «История России» Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; презентация, карта Россия в XVIв.

Алгоритм выполнения развивающего задания. 

  1. Уясните смысл названия текста.
  2. Читайте тест по частям.
  3. В каждом предложении выясняйте значение незнакомых слов, терминов, имен.
  4. По ходу чтения обращайтесь к карте, находите географические объекты которые упоминаются в тесте.
  5. По окончании чтения сформулируйте общий вывод.
  6. Оформите в виде схемы.
  7.  Составьте вопросы к тексту.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Мотивационно-целевой этап.

Сбросив татарское иго, Россия в первой трети XVI в. Переживала экономический подъем. «Земля наша, -писал современник, освободилась от ига и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне». Можно ли согласиться с данным утверждением или следует опровергнуть его. Тема нашего урока: Завершение объединения русских земель.

III. Введение в новый материал.

После смерти Ивана III на московский престол взошел его сын Василий III (1505-1533), который продолжил политику своего отца. Основное, что характеризует политическую историю России этого периода, это укрепление единодержавия и дальнейшее развитие централизованного государственного аппарата. Именно при Великом князе Московском Василии III тенденция укрепления самодержавной власти окончательно победила. Посол Священной римской империи Герберштейн отмечает, что «в том, как он управлял своим народом», Василий «легко превзошел всех правителей целого мира». Согласно его заметкам, русские «открыто заявляли, что воля князя -это воля Господа и все, что делает князь, делается по воле господа. Точно так же, если кто-то задает вопрос, о чем –то неясном или сомнительном, русские привычно отвечают, что о том ведают Господь и великий князь». Василий III управлял, прежде всего, как самодержавный царь, который только по своему «естеству» напоминает других людей, поскольку властью он подобен самому Богу. В договоре 1514 г. С Москвой император Священной Римской империи Максимилиан I именовал Василия III и императором. Современники отмечали, что Василий III не терпел когда ему противоречили, все дела решал лишь со своими ближайшими советниками. Когда же один из его бояр попытался оспорить его решение, тот заявил «Ступай прочь, смерд, не надобен ты мне». Ослушников ждало суровое наказание, лишение вотчин и поместий. Не церемонился великий князь и с церковными деятелями, стремясь подчинить всевластную церковь своему влиянию. В условиях усиления власти монарха, все подданные его рассматривали себя как холопов великого государя. Рабское подчинение монарху затем перешло на всю систему отношений в России. Князь или боярин падали низ перед великим князем, но в своем дворце, в своих имениях они требовали такого же холопского подчинения от своих вассалов. А те в свою очередь от нижестоящих лиц. С годами такое положение стало характерным для всего русского общества. Каждый был холопом вышестоящего, господином нижестоящего.

IV. Работа по теме урока. Работа в группах.

  1. Группа (стр.6-7)

Василий III (1505-1533).

Расширение территории Российского государства при Василии III.

1510 год

1514 год

1521 год

  1. Группа (стр. 7-9)

Государственное управление

Монарх

Боярская дума

Бояре

Окольничие

Местничество

Приказы

Территориальное

деление

Централизованная

система управления

  1. Группа (стр. 9-12)

Общественный строй

Сословия

Князья и бояре

Дворяне

Поместье

Духовенство:

Черное

Белое

Купцы

Посадский люд

Крестьянство

Черносошные

Монастырские

Владельческие

Повинности крестьян

  1. Группа (стр.12-13)
  1. Почему Москву называли Третьим Римом?
  2. Работа с историческим источником.

V. Презентация работы групп. Заполнение таблиц в тетради.

VI. Этап закрепления новых знаний. (стр. 14 Вопросы 1-5)

VII. Рефлексия

  1. Все ли вам понятно?
  2. Есть ли у вас вопросы?
  3. Что вам понравилось / не понравилось на уроке?

VIII. Этап подведения итогов и домашнее задание

        Д/З. §1 вопрос 6 письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").

Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...